Научная статья на тему 'Роль повышения квалификации и специальной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения при педагогическом проектировании, разработке, реализации и мониторинге учебно-методического комплекса'

Роль повышения квалификации и специальной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения при педагогическом проектировании, разработке, реализации и мониторинге учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1010
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МОНИТОРИНГ / MODEL OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко И. Е., Степанова Маргарита Евгеньевна

Одной из важнейших задач является становление преподавателя нового типа, который должен обладать новыми профессиональными умениями и качествами. В статье раскрывается роль повышения квалификации и специальной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения при педагогическом проектировании, разработке, реализации и мониторинге УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the major problems is formation of the teacher of new type which should possess new professional abilities and qualities. In article the role of improvement of professional skill and special preparation of teachers and masters of inservice training reveals at pedagogical designing, working out, realization and monitoring of educational and methodical complexes.

Текст научной работы на тему «Роль повышения квалификации и специальной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения при педагогическом проектировании, разработке, реализации и мониторинге учебно-методического комплекса»

ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ, РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ЛЕВЧЕНКО И.Е., СТЕПАНОВА М.Е.

Одной из важнейших задач является становление преподавателя нового типа, который должен обладать новыми профессиональными умениями и качествами. В статье раскрывается роль повышения квалификации и специальной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения при педагогическом проектировании,

разработке, реализации и мониторинге УМК.

Важнейшим условием успешного экономического развития страны являются высококвалифицированные кадры. Политика в области повышения квалификации педагогических работников должна реагировать на все изменения в обществе, адаптироваться к происходящим переменам, а содержание обучения на курсах отвечать потребностям работодателей и основываться на анализе компетенций в рамках каждой специальности. В современной ситуации невозможно преподавать какую-то дисциплину одинаково из года в год, поскольку жизненный цикл специальностей резко сокращается, одни устаревают и выбывают с рынка труда, другие появляются под влиянием развития технологий. Требования рынка труда сегодня подвержены стремительным изменениям, которые вызваны беспрецедентным убыстрением экономического и технологического развития. Помочь разобраться в потоке постоянно меняющейся информации и адаптироваться в современных условиях администрации и преподавателям колледже призвана система повышения квалификации, которая задает векторы развития по различным специальностям и дисциплинам, а механизмы достижения поставленных целей и задач каждый преподаватель разрабатывает самостоятельно. Курсы повышения квалификации помогают представителям учебных заведений СПО корректировать содержание программ обучения, чтобы сделать выпускников колледжей востребованными специалистами на рынке труда, повысить рейтинг учебного заведения на рынке образовательных услуг. Но для этого и сама организация курсов повышения квалификации, и содержание программ обучения должны кардинально измениться и быть понятной, прежде всего, для работодателей и социальных партнеров. Содержание курсов должно быть практикоориентированным, максимально приближенным к потребностям региона. Программы переподготовки следует нацеливать на результат обучения, поскольку указание на количество часов, отведенное на изучение той или иной дисциплины, не отражает уровень знаний, которые реально получит преподаватель, прошедший переподготовку.

В настоящее время образовательным учреждениям СПО приходится уделять все больше внимания вопросам повышения качества и эффективности образовательного процесса. Это вызвано целым рядом причин, главными из которых являются:

— постановка такой задачи в Концепции модернизации образования в Российской Федерации;

— растущая конкуренция на рынке образовательных услуг;

— необходимость расширения функций образовательных учреждений СПО для удовлетворения потребностей различных категорий взрослого населения в рамках развития непрерывного профессионального образования и обучения.

One of the major problems is formation of the teacher of new type which should possess new professional abilities and qualities. In article the role of improvement of professional skill and special preparation of teachers and masters of inservice training reveals at pedagogical designing, working out, realization and monitoring of educational and methodical complexes.

С введением ФГОС нового поколения в корне меняется сам процесс обучения учащихся [1]. В свете новых требований под процессом обучения понимается не только усвоение системы знаний, умений и навыков, оставляющих инструментальную основу компетенций, но и сам процесс, в рамках которого будет происходить становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, принимать ответственные решения, уметь конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Исходя из этого, очевидно, что требования к образованию студентов могут быть выполнены только при условии, что педагогический состав сам обладает всеми компетенциями, поставленными во главу угла. В связи с этим одной из важнейших задач сегодня является становление преподавателя нового типа, который должен обладать новыми профессиональными умениями и качествами.

В условиях концептуальной новизны стандартов и динамичного перехода на них системе повышения квалификации невозможно ограничиться лишь созданием методических рекомендаций для педагогов. Необходимо изменить систему подготовки и переподготовки работников образования, разработать и реализовать программы методического сопровождения перехода на новый стандарт образования. Образование больше не рассматривается как средство подготовки профессиональных кадров. Образование - это процесс через всю жизнь. В этой связи характерными требованиями к системе повышения квалификации являются следующие:

— гибкость, т.е. слушатель организует свое обучение в необходимом временном ритме, подходящем ему для освоения образовательной программы по выбранным модулям;

— модульность: в основу программ повышения квалификации должен быть положен модульный принцип, чтобы формировать образовательную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям;

— лектор: лектор должен координировать познавательный процесс, корректировать в случае необходимости преподаваемый курс, консультировать и осуществлять руководство учебными проектами.

Современную модель повышения квалификации преподавателей при разработке УМК для ФГОС нового поколения в целом можно представить в виде нескольких этапов:

— курсы повышения квалификации и специальной подготовки преподавателей, которые проводят разработчики отдельных модулей или дисциплин;

— повышение квалификации непосредственно в образовательном учреждении;

— самообразование педагога.

Реализация новых образовательных стандартов невозможна без модернизации самой системы повышения квалификации и переподготовки, которая сегодня претерпевает изменения, в том числе:

— усиление вариативности содержания и форм повышения квалификации, переход к образовательным программам с блочно-модульным принципом построения;

— развитие дистанционных форм обучения;

— использование проектных технологий с учетом возрастных особенностей, опыта работы, квалификации слушателей;

— использование практических форм обучения, в том числе мастер-классы; обмен опытом в процессе занятий, стажировка в лучших колледжах Москвы;

— применение ИКТ в овладении научно-методическими ресурсами.

Этот процесс, несомненно, идет, хотя и не так быстро, как нам бы хотелось. Базовое повышение квалификации преподавателей осуществляется в большинстве случаев раз в 5 лет в связи с прохождением аттестации, хотя курсы повышения квалификации и переподготовки по актуальным проблемам преподавания следует посещать не реже чем один раз в три года, чтобы преподаватели были информационно мобильными в условиях перехода на ФГОС третьего поколения. Руководители образовательных учреждений должны обучаться чаще, чем

преподаватели.

Большой интерес у преподавателей вызывает изучение информационно-коммуникативных технологий, высказываются многочисленные пожелания о содержании курсов, направленных на раскрытие основ применения ИКТ в образовательных учреждениях (освоение новых программных продуктов, систематизация и обобщение опыта работы по применению интерактивной доски на различных занятиях).

В последнее время большое значение имеет дополнительное профессиональное образование, которое обеспечивает человеку возможность постоянно повышать уровень и расширять спектр компетентностей. Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ должно постоянно обновляться.

В нашем колледже проводилось мониторинговое исследование преподавателей с целью выявления их потребностей в повышении квалификации при разработке УМК для ФГОС нового поколения, а также их оценка существующей системы повышения квалификации. В результате обработки анкет выявлено:

1. содержание курсов.

Преподавателей в основном интересует тематика, связанная с использованием информационных технологий в преподавании общеобразовательных и специальных дисциплин, инновационные педагогические приемы и технологии, методика преподавания отдельных дисциплин, интерактивные методы в преподавании, здоровьесберегающие технологии.

2. практическая направленность занятий.

Предпочтительными формами проведения занятий на курсах повышения квалификации, по мнению преподавателей колледжа, являются проведение мастер-класса, посещение научнопрактических семинаров и конференций, творческих мастерских, лекториев, презентации опыта лучших преподавателей, а также тренинги, проектная работа, деловые игры. В этом ряду особое место занимает изучение интернет-ресурсов.

3. мотивация у преподавателей к повышению уровня своей квалификации.

Побудительными причинами повышать свою квалификацию, по мнению большинства

преподавателей колледжа, является, прежде всего, потребность в постоянном совершенствовании своего педагогического мастерства, желание ознакомиться с передовым педагогическим опытом, расширить спектр своих компетенций, и лишь на последнее место педагоги ставят подготовку к аттестации.

4. дистанционное обучение.

Некоторые преподаватели изъявляют желание использовать дистанционные методы обучения в своей педагогической деятельности, чтобы студенты могли в режиме реального времени сдавать тестирование, зачеты, изучать дистанционно курс лекций и т.п.

5. презентация опыта.

Многие преподаватели хотели бы не только осуществлять поиск и интерпретацию информации, но и уметь презентовать свой педагогический опыт.

6. развитие компетенций.

Сегодня важно развивать коммуникативные компетенции у преподавателей, включая иноязычную, и особенно информационную (умение работать с новым оборудованием и новыми технологиями, ориентироваться в универсальных и информационных ресурсах для поиска информации).

Результаты мониторинга подтвердили, что практико-ориентированный подход, нашедший свое воплощение во ФГОСах нового поколения, находится в русле концепции обучения в течение всей жизни, поскольку имеет целью вести переподготовку педагогических кадров, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации на рынке труда. Такой подход к организации курсов повышения квалификации позволит создать ощущение успешности у каждого слушателя. Таким образом, преподаватель будет удовлетворен своей переподготовкой, так как может совершенствоваться в течение всей трудовой деятельности, реагируя на изменения на рынке

труда. Подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в учебном процессе, их упорядочивание и систематизация, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации преподавателей к постоянному освоению новых знаний.

Таким образом, современная система повышения квалификации должна отражать требования рынка труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивать преподавателей профессиональными, социальными и коммуникативными компетенциями.

Библиографический список:

1. Артемьева Л.А., Бурмистрова А.С., Куторго Н.А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов укрупненного колледжа // Научные исследования в образовании. 2010. №4. С.7-16.

2. Просветова А.В. Особенности внедрения инновационных учебно-методических комплексов в образовательном процессе учреждениях СПО // Научные исследования в образовании. 2010. № 8. С. 46-49.

Ключевые слова: модель повышения квалификации, мониторинг.

Keywords: model of improvement of professional skill, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.