УДК 330.3
Лю Юэ
студент магистратуры 2 курса Московский педагогический государственный университет
Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация. Данная статья рассматривает актуальность разработки финансовой стратегии организации в части ее финансового оздоровления в условиях постоянной нестабильности. Разработка стратегии очень важна, поскольку без наличия такой стратегии менеджменту организации невозможно определить конкретные тактические шаги по выходу на устойчивое прибыльное развитие.
Ситуации экономической нестабильности характерны для всех организаций, включая таких гигантов, как Siemens, Motorola и Nokia, позиции которых были потеснены такими инноваторами, как Apple и Samsung. Статья связывает кризис данных организаций с неверно разработанной финансовой стратегией и неверных шагов по финансовому оздоровлению.
Ключевые слова: финансовая стратегия, стратегия организации, финансовое оздоровление
Liu Y,ые master of the 2 nd year Moscow Pedagogical State University Moscow State Pedagogical University
Moscow, Russia FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF
ECONOMIC INSTABILITY
Annotation. This article illustrates the relevance of setting up of the financial strategy of organization in the in terms of its financial recovery in the conditions of constant instability. The strategy development is very important because without such a strategy it is impossible for an organization's management to determine the concrete tactical steps to achieve the sustainable profitable development. This strategy is very important, because a boss and the team are hardly able to understand what to do if they do not have any strategy.
This article gives an example of some electronic companies, like Siemens, Motorola and Nokia that used to be in the top of market, however, now they are not so successful as, for instance, Apple and Samsung. This article shows relationship between this crisis and not so proper strategy.
Keywords: financial strategy, strategy of the organization, financial recovery
В книге И. Г. Мосиной «Стратегический менеджмент» приводится цитата Джоела Росса и Мишеля Ками, которые считают, что «без стратегии
предприятия подобно кораблю без руля, плывут по кругу или напоминают бродяг, которые не знают куда идти» 76.
Нельзя не согласиться с данным высказыванием, поскольку, не имея никакой стратегии организации вынуждены бесцельно плыть по течению и без малейшей возможности стать лидером в долговременной перспективе.
Проблемы, с которыми сталкиваются организации в сфере менеджмента, усугубляются из-за отсутствия чёткого плана действий -финансовой стратегии в условиях экономической нестабильности77.
В качестве примера приведём несколько компаний электроники, которые были лидерами всего десятилетие назад, но сейчас они сдают свои позиции и вытеснены конкурентами. Среди этих компаний самыми показательными примерами являются такие мега корпорации прошлого, как Motorola, Siemens, Ericson или Nokia.
Несколько десятилетий назад, начиная с 2000 г. и заканчивая 2006 г. эти компании электроники занимали серьёзные лидерские позиции в своей сфере. В наши дни их вытеснили такие ГНК, как Apple, Xiaomi, Lenovo и Samsung.
Можно предположить, что основная причина кризиса данных компаний кроется в недостаточной проработке финансовой стратегии либо полном её отсутствии. Очень долго данные компании почивали на лаврах, довольствуясь своим положением, что, в конце концов, не слишком хорошо сказалось на их финансовом положении. Даже если конкретно у этих компаний другая история поражения, есть множество организаций, обанкротившихся именно по причине отсутствия грамотной стратегии.
Инновационное техническое развитие конкурентов в лице Apple и Samsung — это грамотный и профессиональный ход в лице менеджмента по разработке и внедрению стратегических идей в условиях нестабильных рынков. Все эти идеи, представляющие собой пазлы, позволяют собрать единую картину будущего компании. Наверстать упущенные позиции для этих брендов с каждым годом становится все сложнее и сложнее.
В наши дни конкуренция между компаниями становится всё жёстче и жёстче. Все компании, даже самые успешные, отчаянно борются за повышение своей конкурентоспособности. Но, попав в трудное финансовое положение, менеджмент компаний должен умело адаптировать известные методы финансового оздоровления.
Именно по этой причине, бизнесмену необходимо обладать не только управленческими навыками, но пониманием общего направления финансового развития своей организации. С каждым годом это становится всё более сложной задачей.
Размышления о будущем сегодня не лежат исключительно в абстрактной плоскости. Большинство менеджеров, управляющих
76Мосина И. Г. Стратегический менеджмент. Новосибирск: НФ РАП, 2010. с.11.
77Платонова Е.Д., Сунь Ц. Финансовая деятельность современного предприятия: содержание, принципы, эффективность // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 662-669.
организациями, уже поняли всю бесполезность попыток создания светлой картины будущего своего бизнеса без четко выверенной финансовой стратегии. Привычка к прошлому, почивание на лаврах и отсутствие либо недостаток стратегического видения являются типичными ошибками, мешающими открыть перспективы будущего организации.
В наши дни все больше и больше представителей малого, среднего и крупного бизнеса понимают всю важность сознательного перспективного менеджмента финансовой деятельности, которая базируется на определённой научной методике прогнозирования ее конкретных направлений и форм, адаптации к ключевым целям и задачам развития компании и постоянно меняющимся условиям внешнего финансового окружения.
Для более эффективного достижения организацией её целей и задач в любых, даже самых неблагоприятных условиях, необходимо иметь как можно более грамотно составленную финансовую стратегию развития организации, а при финансовой нестабильности - планы по финансовому оздоровлению.
Формирование финансовой стратегии невозможно, если отсутствует общая стратегия развития компании. Грамотный бизнесмен обязан обозначить общее видение организации, её целей и задач. Исходная информация обычно поступает от отдела маркетинга, а финансовый отдел проводит различные расчеты и помогает выбрать наиболее подходящую стратегию дальнейшего развития бизнеса на разных фазах экономического цикла78.
В условиях рыночной экономики создание и реализация определённой финансовой стратегии - это не пустая фантазия и не новинка единиц так называемых прогрессивных организаций. Сейчас это
жизненная необходимостью для каждого малого, среднего и крупного бизнесмена, который желает для своей компании поступательного развития и сохранения стабильной позиции на рынке своей отрасли.
В наши дни успех достаётся лишь тем, кто способен получить и сохранить конкурентное преимущество перед другими игроками своей отрасли на рынке. Следовательно, полное отсутствие финансовой стратегии или недостаточная её проработанность способно привести к тому, что финансовые решения организаций послужат причиной снижения эффективности работы компании.
Финансовая стратегия — это концепция управления финансовой деятельностью, являющаяся частью стратегического менеджмента организации, направленная на достижение поставленных целей в условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды79.
Финансовая стратегия организации способна обеспечить:
1. Формирование финансовых ресурсов и управление ими;
78 Платонова Е.Д., Светиков Ю.А. Особенности механизма формирования финансовой политики торговых предприятий на разных фазах экономического цикла функционирования// Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015). С. 1154-1159. 79Лукьянчук У. Р. Финансовый менеджмент.М.: Аллель, 2010. — с.263
2. Определение ключевых направлений и сосредоточение на их достижении;
3. Соответствие конкретных действий экономическому состоянию и финансовым возможностям организации;
4. Объективный учет действительного экономического положения организации;
5. Учет потенциальных экономических возможностей организации;
6. Мобилизацию сил на борьбу с конкурентными угрозами 80.
Иными словами, финансовая стратегия помогает сформулировать те
или иные долгосрочные цели и задачи финансовой деятельности и выбрать максимально результативные пути их осуществления.
Задачи данной стратегии не должны никак противоречить ключевой стратегии экономического развития компании. Их цель - достичь как можно большей прибыли и обеспечить максимальную выживаемость организации. Бизнесмен обязан соблюдать определённый баланс между настоящим и будущим организации: не приложив усилия к защите своего бизнеса в настоящем, можно лишиться для организации всякого шанса на будущее 81.
Увы, сейчас всё сложнее и сложнее вести бизнес лишь на основании лишь ранее полученных знаний и опыта. В этой статье мы предложили решение для организаций, как избежать краха, причём, как в кризисные, так и в относительно спокойные времена. Необходимо разработать грамотную финансовую стратегию.
К сожалению, даже наличие финансовой стратегии неспособно застраховать организацию от как значительных убытков, так и от полного краха. Однако, имея хороший план, представители бизнеса имеют намного большую вероятность избежать кризиса, а, в случае, если он всё-таки неминуем - минимизировать негативные последствия и избежать полного банкротства.
В настоящий момент всё большее и большее количество бизнесменов приходят к осознанию того, что, хотя наличие финансовой стратегии не гарантирует им постоянного процветания, её отсутствие либо недостаточная проработка гарантирует компании большие проблемы в будущем.
Вместе с тем, грамотное применение методов финансового оздоровления, а также стратегии слияний и поглощений в части выкупа долей бизнеса помогла марки Nokia вернуться на прилавки. Это можно считать успехом финансовых менеджеров из компании HMD Global Oy - финской компании, которая занимается разработкой и продажей устройств под брендом Nokia. Сформирована в мае 2016 года, объявив о выкупе части бизнеса Microsoft Mobile, и преемник бизнеса мобильных телефонов Nokia.
80Бланк И. A. Финансовая стратегия предприятия. Киев: Ника-Центр, 2010. — 520 а
81 Платонова Е.Д., Сунь Ц. Роль финансовой устойчивости в развитии бизнеса // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 659662.
Использованные источники:
1. Мосина И. Г. Стратегический менеджмент. Новосибирск: НФ РАП, 2010. с.11.
2. Платонова Е.Д., Сунь Ц. Финансовая деятельность современного предприятия: содержание, принципы, эффективность // Электронное научно -практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 662-669.
3. Платонова Е.Д., Светиков Ю.А. Особенности механизма формирования финансовой политики торговых предприятий на разных фазах экономического цикла функционирования// Электронное научно -практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015). С. 1154-1159.
4. Лукьянчук У. Р. Финансовый менеджмент. М.: Аллель, 2010.— с.263
5. Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия. Киев: Ника-Центр, 2010. — 520 с.
6. Платонова Е.Д., Сунь Ц. Роль финансовой устойчивости в развитии бизнеса // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 659-662.