Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCIAL RECOVERY / FINANCIAL STRATEGY / ANTI-CRISIS FINANCIAL MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Юэ

В данной статье рассматриваются вопросы антикризисного менеджмента и методы финансового оздоровления организации в ситуации микроэкономического и макроэкономического кризиса. В начале статьи мы поговорим о различиях между макро- и микроэкономических кризисами. Автор рассмотрел правила формирования антикризисной стратегии, а также три экономические стадии, на одной из которых находится в тот или иной период каждая организация. Автор рассмотрел методы достижения финансовой устойчивости организации, затем - различные способы финансового оздоровления организации и методы реализации данных способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL HEALTH AS A STRATEGY OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC CRISIS

This article illustrates the financial anti-crisis management topic and some methods of financial recovery of the company in situation of macroeconomical and macroeconomical crisis. In the beginning of this article, the author has discussed about some differences between macroeconomical and macroeconomical crisises. Then, author has shown some rules of shaping anti-crisis strategy. In addition, author has analyzed three economical stages of the organization development and the financial stability of organization. Then it was shown some ways of financial recovery and methods of their realization.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

УДК 330.3

Лю Юэ

студент магистратуры 2 курса Московский педагогический государственный университет

Россия, г. Москва

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы антикризисного менеджмента и методы финансового оздоровления организации в ситуации микроэкономического и макроэкономического кризиса. В начале статьи мы поговорим о различиях между макро- и микроэкономических кризисами. Автор рассмотрел правила формирования антикризисной стратегии, а также

три экономические стадии, на одной из которых находится в тот или иной период каждая организация. Автор рассмотрел методы достижения финансовой устойчивости организации, затем - различные способы финансового оздоровления организации и методы реализации данных способов.

Ключевые слова: финансовое оздоровление, финансовая стратегия, антикризисное управление финансами, стратегический менеджмент

Liu Yrn тaster of the 2 nd year Moscow Pedagogical State University Moscow State Pedagogical University

Moscow, Russia

FINANCIAL HEALTH AS A STRATEGY OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC CRISIS

Annotation: This article illustrates the financial anti-crisis management topic and some methods of financial recovery of the company in situation of macroeconomical and macroeconomical crisis. In the beginning of this article, the author has discussed about some differences between macroeconomical and macroeconomical crisises. Then, author has shown some rules of shaping anticrisis strategy. In addition, author has analyzed three economical stages of the organization development and the financial stability of organization. Then it was shown some ways offinancial recovery and methods of their realization.

Keywords: financial recovery, financial strategy, anti-crisis financial management, strategic management

Современная глобальная экономика порождает различные

макроэкономические кризисы (то есть, кризисы национальной либо глобальной экономики).

В Российской Федерации такими кризисами можно считать крупные экономические потрясения 1998, 2008 и 2014 годов. Негативные изменения в

то время затронули в той или иной мере все компании страны.

В те годы практически в каждой компании и организации присутствовали те или иные финансовые проблемы. Доходы компаний падали, рабочим и специалистам не выплачивали в срок зарплату, происходили масштабные сокращения.

В относительно спокойное время ни одна организация не застрахована от микроэкономических кризисов, то есть кризисов в пределах одной компании. Поэтому необходимо уделять внимание не только текущей коммерческой деятельности, но и разработке стратегии выхода организации из потенциального кризиса82.

Большинство экономистов придерживаются мнения, что самым эффективным средством в борьбе с кризисной ситуацией может быть правильная стратегия83.

Правильно просчитанный кризисный менеджмент способен помочь организации с достоинством выйти из сложившейся ситуации.

Если выбрать правильную стратегию, можно спрогнозировать максимум рисков, предотвратить потенциальный кризис, а также перестроить деятельность компании в том случае, если кризиса избежать невозможно, либо он уже наступил.

Финансовая стратегия строится по тем же самым правилам, что и ключевая стратегия организации.

Однако есть и некоторые отличия. Мы бы хотели отметить дополнительные факторы, которые оказывают сильнейшее влияние на результативность и эффективность конкретной финансовой стратегии 84:

- Срок формирования финансовой стратегии.

- Определение главной цели данной стратегии.

- Каждая задача должна быть сформулирована как можно точнее и конкретнее, с применение цифр и фактов.

Составляющие финансовой стратегии 85:

- Анализ и оценка финансового состояния организации;

- Управление собственным капиталом организации;

- Управление заемными средствами;

- Дивидендная и инвестиционная политика;

Перед началом реализации стратегии, надо понять, на каком этапе деятельности сейчас находится организация.

В реальной жизни существует 3 этапа деятельности организации. Любая

82 Платонова Е.Д., Сунь Ц. Финансовая деятельность современного предприятия: содержание, принципы, эффективность// Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 662-669.

83 Платонова Е.Д., Сунь Ц. Роль финансовой устойчивости в развитии бизнеса// Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 659662.

84 Ряховский Д. И. Современные инструменты реализации антикризисных стратегий предприятий// Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). с. 85-91.

85 Белашев В. Как разработать финансовую стратегию/ Белашев В. —ШЬ:Шр:/да.ги/аП1с1е8/24458-как-га7гаЬо1а1-йпашоуиуи-511а^1уи#1х7747'УТ5Ж2Р (дата обращения: 11.04.2019)

компания в любой отдельно взятый период времени:

^ Стабильный этап — предусматривает профилактические меры по выявлению финансовых угроз.

^ Неустойчивый этап — включает антикризисное регулирование: необходимо сделать первые шаги по стабилизации, улучшению финансовой ситуации и предотвращению дальнейшего усугубления ситуации. Большинство проблем можно решить ещё на этом этапе. Главное, вовремя поймать проблему. Если её запустить, то она перейдёт на кризисный этап, и справится с ней будет в несколько раз труднее, чем раньше

^ Кризисный этап — на данной стадии необходим ряд действий с целью минимизации убытков и обеспечение выживания компании.

Методы оценки финансовой устойчивости 86:

- Метод оценки чистых активов;

- Коэффициентный метод, который включает расчет динамики коэффициентов структуры капитала;

- Метод оценки обеспеченности собственными оборотными средствами, где анализируются пропорции запасов и источников их финансирования;

- Анализ и оценку динамики структуры активов с позиции создания предпосылок для обеспечения финансовой устойчивости.

В случае продажи всей организации или её части, необходимо понять, сколько стоит данный актив. Как оценить стоимость организации?

Оценку стоимости можно реализовать посредством некоторых ключевых подходов [3, 140]:

^ Сравнительный подход представляет собой расчёт стоимости организации через сопоставление с аналогами;

> Имущественный подход является анализом стоимости всех активов организации;

^ Доходный подход — это расчёт текущей стоимости потенциальной прибыли от конкретного объекта.

Основные цели организации при подготовке и осуществления стратегии её финансового оздоровления определяют общие методы финансового оздоровления:

> Санация — предоставление заёмных средств, с целью урегулирования отношений с кредитными организациями;

> Реструктуризация бизнеса осуществляется посредством продажи либо аренды невостребованных ресурсов организации.

> Полная ликвидация организации

Финансовое оздоровление организации включает в себя совокупность действий, чтобы неплатежеспособная организация постепенно восстановила

86 Капанадзе Г. Д. Оценка финансовой устойчивости: методы и проблемы их применения // Российское предпринимательство. 2013. № 4 (226). с. 52-58. URL: https://creativeconomy.ru/articles/28124/ (дата обращения: 11.04.2019)

собственную платежеспособность и покрыла долговые обязательства.

Приведем некоторые из процедур87:

- Выставление организации на конкурс для инвесторов;

- Привлечение заёмных средств под определённые гарантии;

- Реструктуризация организации;

- Закрытие неприбыльных направлений;

- Продажа части имущества компании.

При этом, используя лишь один или два элемента выбранной финансовой стратегии, невозможно добиться эффективности. Стратегия должна быть использована только в комплексе, как совокупность решений тех или иных задач. Ведь только применяя всю стратегию, а не её часть, можно решить проблему.

К сожалению, это типичная ошибка бизнесменов. Многие из них видят всего лишь часть проблемы, не замечая её основу и не видя всех взаимосвязей.

Другая типичная ошибка заключается в полном отсутствии данной стратегии. Очень многие из собственников бизнеса, уверены, что конкретно с их компанией ничего страшного не произойдёт. Увы, это не так, и, даже если представить абсолютно благополучную со всех сторон ситуацию (которых практически совсем не бывает в реальной жизни), то всё равно может случиться какая-нибудь кризисная ситуация.

Другие предприниматели заранее оправдывают своё бездействие тем, что, по их мнению, заранее просчитать всё не представляется возможным. Они считают, что в современной экономике (в частности, в российской) процессы весьма нестабильны, а уверенность в завтрашнем дне отсутствует.

По этой причине они ничего не делают в направлении разработки антикризисной стратегии, а, столкнувшись всё-таки с реальным кризисом, даже не пытаются предпринять никаких шагов, чтобы ликвидировать или хотя бы минимизировать последствия.

Хотя невозможно просчитать заранее все варианты развития событий, это не означает, что не надо делать ничего. Надо создать стратегию, и тогда кризис не застигнет компанию врасплох.

Использованные источники:

1. Платонова Е.Д., Сунь Ц. Финансовая деятельность современного предприятия: содержание, принципы, эффективность// Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 662-669.

2. Платонова Е.Д., Сунь Ц. Роль финансовой устойчивости в развитии бизнеса// Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» Выпуск № 2(15) (апрель-июнь, 2015) С. 659-662.

3. Ряховский Д. И. Современные инструменты реализации антикризисных стратегий предприятий // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49).

87Ряховский Д. И. Современные инструменты реализации антикризисных стратегий предприятий // Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). с. 86.

c. 85-91.

4. Белашев B. Как разработать финансовую стратегию. URL:http://fd.ru/articles/24458-kak-razrabotat-finansovuyu-strategiyu#ixzz47Vf5JKZF (дата обращения: 11.04.2019)

5. Капанадзе Г. Д. Оценка финансовой устойчивости: методы и проблемы их применения // Российское предпринимательство. — 2013. — № 4 (226). — с. 52-58. —URL: https://creativeconomy.ru/articles/28124/ (дата обращения: 11.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.