Научная статья на тему 'Особенности рассмотрения обращений о нарушениях избирательных прав граждан в административном порядке'

Особенности рассмотрения обращений о нарушениях избирательных прав граждан в административном порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1203
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTORAL PROCESS / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PROSECUTOR''S SUPERVISION / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / TREATMENT OF CITIZENS / ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / PROTECTION OF CITIZENS '' ELECTORAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байдина О.Ю.

Раскрываются правовые и организационные особенности рассмотрения избирательных споров органами российской прокуратуры, обеспечивающими законность при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В период проведения избирательной кампании любого уровня рассмотрение обращений граждан становится одним из основных источников получения информации о нарушениях избирательных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of consideration of complaints about violations of electoral rights of citizens in administrative procedure

The article describes legal and organizational peculiarities of electoral disputes consideration by the authorities of the Russian Prosecutor's office, ensuring the legality of elections to the bodies of state power and bodies of local self-government. During the election campaign of any level review of appeals of citizens is one of the main sources of information about violations of electoral rights.

Текст научной работы на тему «Особенности рассмотрения обращений о нарушениях избирательных прав граждан в административном порядке»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

преступных доходов в приобретение пакетов акций предприятий, долей в уставном капитале и т.п.

Предприятия общественной сферы (рестораны, гостиницы, кафе и т.п.). Похищенные бюджетные средства часто «отмываются» преступниками посредством организации сетей кафе и ресторанов, гостиниц и прочих подобных заведений;

Финансовые специалисты (профессионалы). Хищение бюджетных средств требует усилий не только со стороны непосредственных организаторов схем, но также большого количества других лиц: бухгалтеров, экономистов, финансистов. Без них организация хищения практически невозможна. Бухгалтеры и финансисты являются «особо доверенными лица-

ми», поскольку именно они владеют информацией о том Где, Сколько, Когда и Каким образом были похищены государственные деньги. Таким образом, «руководители» операции и их ближайшее окружение вместе образуют организованную преступную группу.

1 http://www.eurasiangroup.org/ru/

2 http://www.eurasiangroup.org/ru/typology_reports.php

3 http://eurasiangroup.org/files/EAGBulletin/bulleten18_rus_A3.pdf

4 Более подробно использование «фирм-однодневок» и оффшорных компаний для совершения хищений средств государственного бюджета рассмотрено в статье автора «Типологии «отмывания» бюджетных средств» (в 2 ч.).

УДК 34 ББК 67

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О НАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

ОЛЬГА ЮРЬЕВНА БАЙДИНА,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

кандидат юридических наук E-mail: obaydina@rambler.ru Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются правовые и организационные особенности рассмотрения избирательных споров органами российской прокуратуры, обеспечивающими законность при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В период проведения избирательной кампании любого уровня рассмотрение обращений граждан становится одним из основных источников получения информации о нарушениях избирательных прав.

Ключевые слова: избирательный процесс, прокурорский надзор, обращения граждан, защита избирательных прав граждан.

Annotation. The article describes legal and organizational peculiarities of electoral disputes consideration by the authorities of the Russian Prosecutor's office, ensuring the legality of elections to the bodies of state power and bodies of local self-government. During the election campaign of any level review of appeals of citizens is one of the main sources of information about violations of electoral rights.

Keywords: electoral process, Prosecutor's supervision, the treatment of citizens, protection of citizens ' electoral rights.

Основы обжалования нарушенных прав граждан заложены в ст. 44, 45 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Законодательное регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

самоуправления, осуществляет Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.

Базовым нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы обжалования нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», требованиями которого установлено, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в административном порядке (непосредственно в вышестоящую комиссию) и в судебном порядке.

Вопросы обжалования избирательных прав граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления также затрагиваются и иными нормативными правовыми актами: положениями Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законов субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

В административном (внесудебном) порядке с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться следующие субъекты: избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума.

К органам, разрешающим избирательные споры в административном порядке, многие авторы, исследующие данную проблему, относят исключительно избирательные комиссии различных уровней1.

Однако, как представляется, немаловажное значение в практике рассмотрения избирательных споров имеет позиция прокуроров.

Ряд теоретиков сводит роль прокурора в процессе обжалования нарушений избирательных прав граждан к осуществлению надзорных полномочий, прокурорскому реагированию на выявленные нарушения2. Думается, что такая позиция является ошибочной3.

Участие органов прокуратуры в рассмотрении избирательных споров во внесудебном порядке обусловлено с требованиями ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п. 11 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми одним из видов деятельности органов прокуратуры является работа с заявлениями и обращениями граждан, в том числе и в период избирательных кампаний.

Заявления, жалобы и иные обращения - важные источники информации о нарушениях законов, их характере, распространении, повторяемости и иных характеристиках. Они, в сочетании с другими данными, позволяют оперативно реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности издаваемых ведомствами и органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения4.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере, и охраны государственных интересов5. В своем докладе в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка отметил, что правозащитная деятельность была и остается в центре прокурорского надзора6.

Анализ состояния прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах свидетельствует, что проведение избирательных кампаний сопровождается, как правило, большим количеством нарушений избирательных прав.

В 2014 г. в Российской Федерации выборы в законодательные (представительные) органы власти проводились в 54 субъектах. В рассматриваемой сфере прокурорами выявлено 4644 нарушений законов, в том числе 552 незаконных правовых акта7. Большая часть нарушений выявлена по результатам рассмотрения поступивших в прокуратуру заявлений и жалоб.

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре прокуроры рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работая с обращениями граждан, прокуроры получают ценную информацию: о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе; об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения; об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений8.

Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений в органах (учреждени-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ях) прокуратуры различных уровней зависит, прежде всего, от организации этой работы. С учетом ее значительности и объемов в нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации определяется порядок учета, регистрации, прохождения обращений, контроль за их своевременным и правильным разрешением. Таким определяющим документом является Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45.

Проведение выборов в Российской Федерации связано с организацией деятельности органов прокуратуры в особом порядке, что вытекает из важности данного политического процесса и статуса прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Обращения граждан, поступающие в органы прокуратуры в период проведения выборов в органы местного самоуправления, являются одним из основных поводов, обусловливающих необходимость вмешательства со стороны органов прокуратуры. Осуществляя право на обращение, в том числе и в ходе избирательного процесса, граждане добиваются восстановления нарушенной законности.

Прокуратурой рассматриваются и разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушениях избирательного законодательства, охраняемых законом прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, полученные в письменной или устной форме из различных источников: на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

Кроме того, органами прокуратуры рассматриваются обращения граждан, изложенные в средствах массовой информации.

Прокурор, на которого возложена ответственность за своевременное и качественное разрешение обращений, должен организовать работу так, чтобы обеспечивалась тщательная проверка содержащихся в заявлениях и жалобах информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устра-нению9.

Одной из особенностей работы органов прокуратуры по рассмотрению поступивших заявлений и жалоб о нарушении избирательных прав граждан в период проведения выборов в органы местного само-

управления является срок рассмотрения заявлений и сообщений о нарушениях закона.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрены особые сроки для принятия решений по жалобам, поступившим в период избирательной кампании: пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования; в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

Однако, несмотря на наличие специально оговоренных федеральным законом сроков рассмотрения заявлений и жалоб о нарушении избирательных прав граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45, специальные сроки не установлены.

С учетом изложенного, предлагается дополнить п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 абзацем следующего содержания: «заявления и жалобы граждан о нарушениях избирательных прав, поступившие до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должны быть рассмотрены в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок».

Актуальность деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений о нарушениях избирательных прав граждан определяется особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников избирательного процесса. Роль прокурора в этот период заключается в том, чтобы посредством предоставленных ему законом полномочий обеспечить законность проводимых выборов, решительно пресекая все факты допускаемых нарушений.

Литература

1. Бессарабов В.Г., Борисова Л.В., Викторов И.С., Григорьев Д.В., Скачкова А.Е., Степанов И.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов об избирательных правах граждан: Методич. пособие / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2010.

2. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2007. 544 с.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Прокурор. 2013. № 2.

4. Избирательное право и избирательны процесс в Российской Федерации: Учебн. для вузов / Под ред. А.В. Иванченко. М., Издательство Норма, 1999. 856 с.

5. Казанцев А.О. Избирательные споры в Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: Дисс... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

6. Охотников Р.А. Избирательные споры: понятие, структура, порядок рассмотрения: Дисс... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006.

7. Пахоменко Т.А. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 8.

8. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.

9. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2014 год: информационно-аналитическая записка / Под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, докт. юрид. наук, проф. О.С. Капинус. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015.

References

1. Bessarabov V.G., Borisova L.V., Viktorov, S.I., Grigoriev D.V., Skachkova E.A., Stepanov I.N. Prosecutorial supervision of execution of laws on electoral rights of citizens: Methodological. manual / Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation. M., 2010.

2. Bessarabov VG. Prosecutorial oversight: a Tutorial. M: TK Valby. Prospect Publishing House, 2007. 544 p.

3. Report of General Prosecutor of Russian Federation Y.Y. Chaika in the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation // the Prosecutor. 2013. No. 2.

4. Suffrage and electoral process in the Russian Federation: Training. for high schools / Under the editorship of A. V. Ivanchenko. M., Publishing House Norma, 1999. 856 S.

5. Kazantsev O.A. Election disputes in the Russian Federation: Constitutional legal analysis: the Dissertation... kand. the faculty of law. Sciences. Chelyabinsk, 2005.

6. Hunter R.A. Electoral disputes: concept, structure,

procedure of examination: the Dissertation... kand. the faculty of law. Sciences. Vladivostok, 2006.

7. Pakhomenko T.A. Election law and the rule of law / the rule of law. 2000. No. 8.

8. Prosecutorial oversight: the Textbook / Under the editorship of Y.E. Vinokurov. 6-e Izd., Rev. and extra-M.: Higher education, 2005. 460 S.

9. The state of law and order in the Russian Federation and the prosecution authorities. 2014: information-analytical report / Under the General editorship of the rector of the Academy of prosecution General of the Russian Federation, doctor. the faculty of law. Sciences, Professor O.C. Kapinus. M.: Academy of General Prosecutor of the Russian Federation, 2015.

1 См., например: Избирательное право и избирательны процесс в Российской Федерации: Учебн. для вузов / Под ред. А.В. Иванченко. М., Издательство Норма, 1999.; Российское избирательное право: Учебник. Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-т. 2001; Охотников Р.А. Избирательные споры: понятие, структура, порядок рассмотрения: Дисс... канд. юрид. наук. Владивосток, 2006, и др.

2 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Под ред. А.В. Иванченко. М., Издательство Норма,1999. С. 420.

3 Казанцев А.О. Избирательные споры в Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: Дисс... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 95-96.

4Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2007. С. 451.

5 Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. С. 179.

6 Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Прокурор. 2013. № 2. С. 5.

7 Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2014 год: информационно-аналитическая записка / Под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, докт. юрид. наук, проф. О.С. Капинус. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. С. 83.

8 Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. С. 180.

9Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2007. С. 459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.