Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СЕМЬЯХ, И ИХ ПРОФИЛАКТИКА'

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СЕМЬЯХ, И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАНЦЫ / ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ И ПРИВИЛЕГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламов Валентин Станиславович

Рассматриваются особенности расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами в семейной сфере, как обладающими дипломатическим иммунитетом и дипломатической неприкосновенностью, так и не обладающими ими. Обращается внимание на наиболее типичные недостатки, встречающиеся при расследовании преступлений в отношении иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITIES OF INVESTIGATING CRIMES COMMITTED BY FOREIGN CITIZENS IN FAMILIES AND THEIR PREVENTION

Specificities of investigating crimes committed by foreign citizens in families, both with diplomatic immunity and diplomatic inviolability and without them, are viewed. Attention is paid to the most common shortcomings in investigating crimes committed by foreigners.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СЕМЬЯХ, И ИХ ПРОФИЛАКТИКА»

ВАЛЕНТИН СТАНИСЛАВОВИЧ ХАРЛАМОВ,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ «ВНИИ МВД России» по Северо-Западному федеральному округу

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СЕМЬЯХ, И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Рассматриваются особенности расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами в семейной сфере, как обладающими дипломатическим иммунитетом и дипломатической неприкосновенностью, так и не обладающими ими. Обращается внимание на наиболее типичные недостатки, встречающиеся при расследовании преступлений в отношении иностранцев.

Ключевые слова: иностранцы, лица без гражданства, внутрисемейное преступление, дипломатический иммунитет и привилегии, дипломатическая неприкосновенность.

V.S. Kharlamov, PhD (Law), Assistant Professor, Leading Researcher Russia MI FPOI National Research Institute Branch (North-Western Federal Region); e-mail: valentinx55@mail.ru, tel.: 8 (812) 251-95-54.

Specificities of investigating crimes committed by foreign citizens in families and their prevention.

Specificities of investigating crimes committed by foreign citizens in families, both with diplomatic immunity and diplomatic inviolability and without them, are viewed. Attention is paid to the most common shortcomings in investigating crimes committed by foreigners.

Key words: foreigners, a person without citizenship, intra-family crime, diplomatic immunity and privileges, diplomatic inviolability.

Ежегодно Россию посещают свыше 6 млн иностранных граждан из стран дальнего зарубежья. Увеличивается число иностранцев, прибывающих по частным приглашениям. В учебных заведениях обучаются свыше 100 тыс. студентов из различных стран мира. В истекшем году в стране официально встало на учет в органы федеральной миграционной службы 7,3 млн приезжих, не являющихся гражданами России. Из них легально осуществляют трудовую деятельность около 1 млн 150 тыс. иностранных рабочих и специалистов. В Российской Федерации живут и трудятся сотни семей иностранцев и тысячи семейств, члены которых являются гражданами различных государств. Как в российских семьях, так и в семьях иностранных граждан случаются размолвки, конфликты, распри, приводящие к преступлениям. Проблемы семейной преступности злободневны. Преступные посягательства в семье порождают ненависть и агрессию, подрывают традиционно сложившийся уклад родственных отношений, причиняют невосполнимый нравственный урон семье и обществу. Свидетельством тому - примеры из милицейской практики.

10 апреля 2000 г. гражданин Азербайджана Д. в квартире на ул. Турку Санкт-Петербурга во

время ссоры ножом убил жену брата и двух его дочерей в возрасте одного года и четырех лет. Пытаясь скрыться, выпрыгнул из окна шестого этажа1.

Другой пример. 17 апреля 2009 г. Ирина Беленькая, имеющая российское гражданство, увезла свою дочь, трехлетнюю Элизу, от бывшего супруга - француза Жана-Мишеля Андре из французского города Арль. Власти Франции расценили данный факт как хищение ребенка. Разведенные родители на протяжении двух последних лет оспаривали друг у друга права на ребенка, родившегося в Москве в 2005 г., и неоднократно вывозили его то в Россию, то во Францию. К розыску девочки были подключены Интерпол и полицейские подразделения 187 государств. Впоследствии Ирина Беленькая была задержана и осуждена за данные действия судом Франции, решение которого в настоящее время оспаривается при участии российских правоохранительных структур2.

Раскрытие, расследование и предупреждение преступных посягательств, совершенных иностранцами, требуют не только знаний и опыта дипломатического этикета, психики, характера и культуры народов, с представителями кото-

S Ы S H

ы

<

<

s G О а С

и <

РЭ

О а С

рых приходится иметь дело, знания юридическом антропологии и этнической криминологии, но и, прежде всего, владения правовыми основами уголовного процесса в данной сфере деятельности.

Прежде чем перейти к особенностям расследования преступлений данной категории, необходимо определиться в основных понятиях.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 2002 г, иностранцами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами России, состоящие в гражданстве (подданстве) других государств и имеющие в подтверждение этого действующие национальные паспорта или заменяющие их документы.

Лица, утратившие права гражданства в одном государстве и не приобретшие их в другом, считаются лицами без гражданства.

Семья - термин, широко использующийся в законодательстве. В разных отраслях права - семейном, гражданском, трудовом - в него вкладывается разный смысл. В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью3. На наш взгляд, точнее выражает данную дефиницию постановление правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 г № 1281, в соответствии с которым семья -это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Членами семьи признаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки, иные лица, связанные родством и (или) свойством (свекры, свояченицы, тети, дяди, шурины, девери, тещи и т.д.), а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство сожители.

Внутрисемейное преступление - это преступное посягательство, совершаемое одним членом семьи, родственником, против другого ее члена, родственника. К числу внутрисемейных преступлений обычно относят преступления в юридически оформленной семье и сожительской семье, а также детоубийства4.

Дипломатический иммунитет и привилегии - это совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствам в стране пребывания в целях успешного выполнения возложенных на них функций.

Под дипломатической неприкосновенностью понимается право дипломатических (консульских) представителей на охрану их личности, помещений, архивов, переписки и почты от принудительных действий административных и иных органов страны пребывания. Дипломатические (консульские) представители не подлежат аресту или задержанию. Их резиденция, жилище, служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин пользуются иммунитетом от обыска, осмотра, выемки, изъятия и иных исполнительных мер. Кроме того, архивы, почта и переписка не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. Основа дипломатического иммунитета - личная неприкосновенность. Дипломат не может подвергаться аресту или задержанию в той или иной форме. Нарушение личной неприкосновенности дипломата рассматривается как серьезный международный инцидент5.

Особая сложность в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений, связанных с иностранными гражданами, состоит в том, что представители правоохранительных органов, сталкиваясь с этими преступлениями, попадают в особое правовое и информационное поле с особым режимом международно-правового регулирования отношений с иностранными гражданами, при этом решающее значение в каждом конкретном случае имеет правовой и социальный статус иностранных граждан, как субъектов преступления, так и иных участников уголовного процесса.

Оценивая преступность иностранцев как особую категорию преступлений, следует заметить, что последняя выделяется из общей массы криминальных проявлений лишь по одному признаку - субъекту преступления. С уголовно-правовой точки зрения специфика состоит также в том, что по Уголовному кодексу Российской Федерации только в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства можно осуществлять уголовное преследование за преступление, предусмотренное ст. 276 УК РФ (шпионаж). Гражданин России не подлежит уголовной ответственности за данное преступление. Процессуальной особенностью расследования преступлений, совершенных иностранными гражданами, является то, что российским законодательством не допускается самостоятельное выполнение в ходе уголовного преследования оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий на территории России органами дознания и следствия других государств, поскольку это рассматривается как нарушение суверенитета нашей страны. В то же время сотрудники органов дознания и

предварительного следствия проводят отдельные следственные действия в отношении иностранных граждан в случаях, когда последние не совершали преступлений на территории России. Основанием для указанных действий являются международные поручения и запросы, предусмотренные соответствующими международно-правовыми актами6.

В целом предварительное расследование преступлений, совершенных иностранными гражданами в нашей стране, осуществляется следователями и дознавателями в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Наряду со следователями и дознавателями органов внутренних дел, уголовные дела данной категории расследуются следователями прокуратуры (например, по факту пиратства), следователями органов федеральной службы безопасности (в том числе по факту терроризма), следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (прежде всего в сфере наркобизнеса), дознавателями службы судебных приставов (например, по факту неисполнения решения суда).

Выражая конституционное положение равенства всех граждан перед законом, уголовное законодательство России устанавливает за совершенные преступления одинаковый принцип уголовной ответственности как для граждан России, так и для иностранцев и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Исключение из этого правила составляют отдельные граждане иностранных государств, обладающие правом дипломатической неприкосновенности. Вопрос об их уголовной ответственности разрешается на территории России в соответствии с нормами международного права. Так, согласно ст. 29 Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. на таких лиц в случае совершения ими правонарушений не распространяется действие уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях страны пребывания. В нашей стране имели место факты совершения преступлений в сфере семейных отношений с участием данных лиц. Среди них один из последних примеров, облетевший мировые информационные агентства.

Экс-супруги, россиянка Римма Салонен и финн Пааво Салонен, не поделили общего 12-летнего сына Антона. Сначала Римма увезла Антона из Финляндии, затем в 2009 г. Пааво организовал вывоз сына из Санкт-Петербурга в машине сотрудника консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Симо Пиетиляйнена. В связи с данным инцидентом последний был отстранен от дипломатической работы в России. В настоящее

время Римма Салонен осуждена судом Финляндии за похищение своего ребенка. В России возбуждено два уголовных дела в отношении Пааво Салонена по указанным фактам. Их расследование затруднено в связи с пребыванием упомянутых экс-супругов за пределами России7.

С учетом требований международных и отечественных правовых актов уголовно-процессуальное законодательство России связывает возможность проведения процессуальных действий в отношении иностранных граждан, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, только по их просьбе или с их согласия, испрашиваемого через Министерство иностранных дел Российской Федерации, что закреплено в п. 2 ст. 3 УПК РФ. Поэтому статус иностранных граждан при расследовании уголовных дел необходимо анализировать с точки зрения наличия или отсутствия у лица иммунитета от уголовной юрисдикции Российской Федерации.

К категории иностранных граждан, обладающих привилегиями и иммунитетами от уголовной юрисдикции России, относятся сотрудники дипломатических представительств: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах); члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, заместители торговых представителей), а также проживающие с ними члены семьи, не являющиеся российскими гражданами. Иммунитет от юрисдикции России предоставляется перечисленным лицам в полном объеме, т.е. он распространен не только на служебные действия данных лиц, но и на действия, не связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей.

За административно-техническим персоналом иностранных посольств и миссий признаются те же права и привилегии, что и за дипломатами, с той лишь разницей, что иммунитет от юрисдикции страны пребывания распространяется лишь на действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. При необходимости установления, находился ли сотрудник при исполнении служебных обязанностей в момент совершения правонарушения, запрашивается МИД, который в свою очередь обращается в соответствующее посольство за разъяснением по данному поводу. МИД дает окончательный ответ органам уголовного преследования о наличии либо отсутствии личной неприкосновенности у данного лица. Иммунитет и привилегии для административно-технического персонала распро-

£

£

Н

<

<

£ е

о а С

и <

РЭ

О а С

страняются и на членов их семей. Исходя из принципа взаимности объем иммунитета и привилегий административно-технического обслуживающего персонала может быть и более широким. Так, СССР имел специальные соглашения с Англией, Канадой, США о взаимном распространении дипломатического иммунитета и привилегий на административно-технический и обслуживающий персонал посольств. По объему иммунитета и привилегий весь недипломатический состав этих посольств, за исключением частных домашних работников, приравнен к дипломатам.

Обслуживающий персонал, если он не относится к гражданам страны пребывания и не проживает в ней постоянно, пользуется иммунитетом в отношении действий, которые он совершил во время исполнения служебных обязанностей.

Не освобождаются от ответственности (юрисдикции) страны пребывания домашние работники в семьях сотрудников дипломатических представительств. Если им предоставляются иммунитет и привилегии, то характер их личной неприкосновенности выясняется с помощью МИД России.

Следует отметить, что Дирекция Департамента государственного протокола МИД России выдает сотрудникам определенных международных организаций соответствующие удостоверения, свидетельствующие о наличии у их владельцев дипломатических привилегий и иммунитета.

Все сношения государственных учреждений России и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств, находящимися на территории России, следует производить через соответствующие департаменты Министерства иностранных дел РФ.

Самостоятельной категорией иностранных граждан являются лица, вызванные в Россию в соответствии с договорами о правовой помощи (потерпевшие, свидетели, эксперты). В этих случаях вызванные лица не могут, независимо от гражданства, подвергаться преследованиям или аресту ни за уголовно наказуемое деяние, составляющее предмет разбирательства, ни за другое уголовно наказуемое деяние, совершенное до пересечения границы административного государства. Они не могут также подвергаться наказанию на территории запрашивающего государства (России) за подобные деяния. При этом лицо утрачивает названные гарантии, если оно не покидает территорию Российской Федерации в течение 15 дней, согласно ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30 апреля 1959 г.

Иностранцы, прибывшие в Россию в качестве туристов, частных лиц, учащихся, рабочих по до-

говорам, сотрудников фирм и т.д., никакими привилегиями и иммунитетом от юрисдикции России не пользуются. Они несут равную с российскими гражданами уголовную ответственность за преступления, совершенные на территории нашего государства, и обладают одинаковыми с ними уголовно-процессуальными правами и обязанностями.

На стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершенных иностранцами, органы дознания и предварительного следствия, наряду с международными, руководствуются общими правилами, установленными ст. 146 и ст. 147 УПК РФ. При проведении первоначальных следственных действий по делам этой категории особое значение приобретает оперативность: сроки пребывания иностранных граждан в России зачастую ограничены (транзитный проезд, пребывание по туристической путевке и др.), решение о возбуждении уголовного дела необходимо принимать в сжатые сроки. Если предстоит большой объем работы, то следует незамедлительно решить вопрос о создании следственно-оперативной группы.

Обязательные для данной стадии вопросы: уголовно-правовой статус данного иностранца; обоснованность его пребывания в РФ (по месту и времени);

степень владения языком, на котором ведется предварительное следствие.

Помимо вопросов, обязательных на стадии возбуждения уголовного дела, разрешается и ряд специфических проблем, в том числе порядок информирования соответствующих компетентных инстанций, обязательность участия переводчика, прокурора, представителя МИД России и иностранного дипломатического (консульского) представительства.

Перед проведением следственных действий сотруднику ОВД следует лично проверить документы иностранца (национальный паспорт, дип-карту, визу и т.д.) и удостовериться в его личности. Сведения о документе, удостоверяющем личность иностранца, обязательно должны находить отражение в материалах уголовного дела в полном объеме. Небрежность при фиксации данных о его личности в соответствующих материалах приводит к осложнениям при расследовании, в том числе при составлении различного рода запросов и международных поручений. В процессуальных документах следует также точно указывать адрес нахождения иностранца в России и за границей.

При возникновении сомнения в подлинности представленных документов необходимо направить запрос (с просьбой о подтверждении

или уточнении его Ф.И.О., ранга, должности и дипломатического иммунитета) в Департамент государственного протокола МИД России, который выдает дипломатам (сотрудникам посольств, консульств, представительств и т.д.) и членам их семей соответствующие документы - дипломатические карточки (на русском языке). В данных документах удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетом. В случаях отсутствия документов, удостоверяющих личность, осуществляются следующие меры:

предоставляется возможность иностранному гражданину связаться с посольством, консульством, иностранным представительством, фирмой, деканом вуза и т.п.;

выяснить в подразделении федеральной миграционной службы, где состоит на учете либо зарегистрировано искомое лицо;

осуществить вызов через дежурного по МИД России или через Консульское управление представителя посольства или консульства и т.д.

Принятию процессуального решения предшествуют изучение материалов дела, выяснение наличия обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, квалификация деяния в соответствии с нормами УК РФ.

В связи с этим следователь (дознаватель) проверяет:

получены ли эти результаты в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», перечень которых является исчерпывающим;

проведены ли эти мероприятия уполномоченным на то государственным органом при наличии на то законных оснований и в порядке, предусмотренном вышеуказанным Законом;

отражены ли результаты этих мероприятий надлежащим образом в оперативно-служебных документах.

Если есть основания к возбуждению уголовного дела в отношении иностранного гражданина, совершившего преступление на территории России и выехавшего к себе на родину (за границу), материалы передаются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении правоохранительным органам соответствующего государства требования о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 458 УПК РФ8. Следователи органов внутренних дел по всем вопросам выполнения отдельных процессуальных действий за границей сотрудничают с иностранными судебно-следственными учреждениями через Следственный комитет при МВД России. Вызов иностранца для производства процессуальных действий из-

за границы осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ в соответствии с договорами о правовой помощи и Инструкцией о порядке выполнения поручений.

В случае если лицо, в отношении которого принято решение об осуществлении уголовного преследования, имеет двойное гражданство, то дело направляется в ту страну, гражданином которой он сам себя считает либо на территории которой он проживает постоянно. Расследование таких дел производится с применением законодательства страны, принявшей дело к производству. Если, наряду с другим гражданством, лицо является гражданином России, то оно признается гражданином Российской Федерации и с таким статусом подлежит уголовной ответственности по УК РФ.

Осмотр места происшествия - одно из самых распространенных следственных действий, которое производится при установлении фактов совершения преступлений иностранными гражданами. На места происшествий целесообразно направлять оперативно-следственные группы с наиболее подготовленными сотрудниками и специалистами.

В ходе проведения неотложных следственных действий в отношении иностранца-дипломата, совершившего тяжкое преступление, при обстоятельствах, не терпящих отлагательства (требуется осуществить осмотр вещественных доказательств, изъятие орудий преступления и т.п.), сотрудник ОВД незамедлительно принимает меры к вызову на место происшествия представителя МИД России, через него - представителя соответствующих иностранных представительств. В их присутствии решается вопрос о целесообразности и возможности проведения следственных действий в отношении данного дипломата, о чем делается отметка в протоколе следственного действия, которая подтверждается подписями присутствующих лиц с указанием документов, подтверждающих их статус.

Разумеется, осмотр места происшествия без согласия дипломатических представителей не может быть произведен в помещениях дипломатических представительств, мест проживания дипломатических представителей и членов их семей. Как было указано выше, иммунитет распространяется также на их транспорт, архивы, переписку, почтовые отправления.

Сложность в организации работы следователя (дознавателя) на месте происшествия может вызвать случай, когда виновный сотрудник посольства, получив травму, отправлен в больницу. В таких ситуациях на место происшествия для

£

£

Н

<

<

£ е

о а С

и <

РЭ

О а С

участия в осмотре следует вызвать через Департамент государственного протокола МИД России, а в ночное время - через дежурного по Министерству иностранных дел Российской Федерации, представителя посольства, чтобы при его участии осмотреть место происшествия (например, аварийный автомобиль, а также передать имущество, находящееся в автомашине, и сам автомобиль в его распоряжение)9. Такой порядок оформления полностью исключает поступление Вербальных нот иностранных представительств в МИД России на неправильные действия сотрудников правоохранительных органов. Если дипломат, совершивший дорожно-транспортное происшествие, находится в состоянии алкогольного опьянения и отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, на данный факт обращается внимание участников осмотра, а также присутствующих из дипломатического представительства или сотрудников МИД России, чтобы затем в ходе следствия их показания были закреплены как доказательства.

Что касается возбуждения уголовного дела и осмотра места происшествия с участием иностранных граждан, не обладающих иммунитетом, то эти действия проводятся на общих основаниях. В соответствии с законом (ст. 144 УПК РФ) заявление либо сообщение о преступлении должно быть рассмотрено в срок не более 3, а в исключительных случаях - 10 суток. Однако указанные сроки проверки позволяют совершившему преступное посягательство иностранцу покинуть Россию. В связи с этим практика идет по пути немедленного рассмотрения заявлений о преступлениях, совершенных иностранцами.

Допрос лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, в помещении органа внутренних дел (как, впрочем, и в любом другом месте) возможен лишь при наличии его письменного согласия. Письменное согласие данного лица необходимо и для проведения осмотра места происшествия, выемки, обыска. Несоблюдение этих правил является нарушением прав дипломатического представителя. Если дипломатический представитель обращается непосредственно к следователю по какому-либо вопросу, касающемуся производимого расследования, то следователь дает ему только устное разъяснение. Письменные ответы на все вопросы, в том числе и на заявления, поступившие от дипломатического представителя, органами внутренних дел передаются только через МИД России.

В отношении иностранных граждан, не обладающих дипломатической привилегией и иммунитетом, предусмотрен порядок вызова на до-

прос повесткой в соответствии с требованиями ст. 188 УПК РФ. Студенты, аспиранты вызываются на допрос, как правило, через деканаты по работе с иностранными учащимися вузов, где они обучаются. Не рекомендуется вызывать повестками граждан, не пользующихся дипломатическим иммунитетом. Иностранные специалисты, рабочие, представители торговых и иных фирм вызываются через руководителей министерств и ведомств, по линии которых они прибыли в Россию. В любом случае требуется информировать российские учреждения о том, что иностранный гражданин, прибывший в Россию по их инициативе, вызывается для дачи показаний по уголовному делу.

Когда иностранный гражданин сам предлагает встретиться сотруднику ОВД и дать показания по делу, отказываться от встречи не следует, поскольку другой возможности допросить иностранного гражданина, особенно дипломатического сотрудника, может не представиться.

Перед проведением следственных действий следователю (дознавателю) необходимо лично проверить документы иностранца (национальный паспорт, дипкарточку, визу и т.п.). Отрицательно на качестве следствия сказывается невыполнение требований ст. 18, 59, 161, 169 УПК РФ, которыми регламентируется участие переводчика в следственных действиях.

Требуется с самого начала проверки материалов о правонарушениях, связанных с гражданами иностранных государств, выяснить: владеют ли они русским языком, не нуждаются ли в переводчике и на каком языке желают давать показания. На практике встречаются факты изменения первоначальных показаний отдельными иностранцами, которые при этом заявляют, что недостаточно владеют русским языком и ранее не понимали задаваемых вопросов. О назначении лица переводчиком следователь (дознаватель) выносит постановление, а также составляется анкета переводчика, где указываются полные данные лица, назначаемого переводчиком, а также сведения о его образовании, о языках, которыми он владеет.

Изучение протоколов и иных процессуальных документов, составленных в присутствии переводчика, показывает, что в них часто не отражаются данные о компетенции переводчика, разъяснении ему прав и обязанностей, предупреждении об ответственности по ст. 307 УК РФ за заведомо неправильный перевод, разъяснении иностранцу права отвода переводчика, о языке перевода. Не всегда соблюдается порядок удостоверения подписью переводчика каждой страницы показаний иностранца. Порой отсутствует в протоколах под-

тверждение иностранца о том, что сделанный ему в устной форме перевод понятен и соответствует его показаниям. Нередко в уголовном деле одни процессуальные действия выполняются с участием переводчика, другие - без него, что может послужить в дальнейшем основанием к оспариванию доказательств. Протоколы допросов иностранцев с участием переводчика следует выполнять от первого лица. Особенно важно указать в конце протокола, прочитан ли он иностранцем самостоятельно либо переведен переводчиком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие иностранные граждане владеют русским языком, и допрос их проводится без участия переводчика. В данном случае большинство ошибок встречается при оформлении отказа допрашиваемого от услуг переводчика. Нередко следователи (дознаватели) забывают записать в протоколе, почему допрос проводится без переводчика. Причем запись об этом должна быть в самом начале протокола, и здесь необходимо отражать причину отказа (обучение, длительное проживание, общение и т.д.).

Вопросы задержания и заключения под стражу граждан иностранного государства за совершение преступления на территории России регламентируются ст. 3, 90-101, 108 УПК РФ, указанием Следственного комитета при МВД России от 8 октября 2002 г. № 17/2-9510 «О порядке уведомления посольств и консульств о задержании иностранных граждан», а также региональными нормативными правовыми актами (например, приказом начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 1999 г. № 347, которым утверждена Инструкция «О порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории России о задержании и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан»). В ведомственных актах установлен перечень лиц, которых должен известить следователь (дознаватель) через руководителя органа внутренних дел при задержании и аресте иностранца. В свою очередь, руководитель органа, осуществившего задержание или арест иностранного гражданина, немедленно по телефону, а затем письменно сообщает об этом в Генеральную прокуратуру России и территориальный департамент МИД России. Кроме того, о задержании иностранца письменно сообщается надзирающему прокурору. Об аресте, санкционированном надзирающим прокурором, информируется вышестоящий прокурор. При задержании иностранцев в качестве

подозреваемых, а также при их аресте имеют место случаи нарушения порядка направления уведомлений в дипломатические службы государств, гражданство которых имеют задержанные, и не уведомляются родственники задержанных и арестованных. Дипломатический иммунитет освобождает дипломата от уголовной ответственности, а также задержания, ареста в Российской Федерации, если аккредитирующее его государство добровольно и в надлежащей форме не заявляет об отказе от его иммунитета. После проведения расследования в отношении дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации уголовное дело прекращается на основании ч. 4 ст. 11 УК РФ, а копия постановления направляется в дирекцию Департамента государственного протокола МИД России. Консульское должностное лицо или сотрудник дипломатического представительства имеет право незамедлительно посетить задержанного или арестованного. Уведомление консульского должностного лица или сотрудника дипломатического представительства о праве посещения названных лиц производится в течение от одного до пяти дней со времени задержания. Решение о посещении консульским должностным лицом или сотрудником дипломатического представительства задержанного или арестованного иностранного гражданина принимается следователем по согласованию с надзирающим прокурором. В данной беседе имеет право принять участие надзирающий прокурор. Следователем (дознавателем) составляется протокол беседы с указанием ее краткого содержания и лиц, принимавших в ней участие. Протокол заверяется подписями всех присутствующих.

Таким образом, наиболее типичными недостатками при расследовании уголовных дел в отношении иностранцев являются:

неуведомление посольских и консульских учреждений при задержании иностранных граждан в порядке ст. 91 УПК РФ;

непривлечение переводчика к участию в следственных действиях, проводимых с иностранными гражданами;

несвоевременное направление международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам;

ненадлежащее установление личности иностранных граждан и ошибки в написании их анкетных данных.

Следует обратить внимание на профилактическую деятельность следователя (до-

£

£

Н

<

<

£ е

о а С

и <

РЭ

О а С

знавателя). На всех стадиях предварительного расследования преступлений деятельность следователей (дознавателей) играет заметную роль в общегосударственной системе профилактики правонарушений. Своевременное расследование криминальных посягательств в семейной сфере, изобличение виновных и принятие к ним предусмотренных законом мер способствуют добровольному отказу от совершения указанными лицами новых преступлений. В настоящее время основным нормативным актом ведомственного характера, регламентирующим профилактическую деятельность следователя (дознавателя), является приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в ред. приказа МВД России от 29 января 2009 г. № 60).

Превентивная работа следователя (дознавателя) осуществляется в процессуальных и непроцессуальных формах.

Процессуальные формы предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Среди них: применение в отношении подозреваемого, обвиняемого мер процессуального принуждения, внесение соответствующим руководителям или должностным лицам представлений. Так, по уголовным делам о причинении вреда здоровью представления профилактического характера направляются в органы внутренних дел, где выявлен низкий уровень работы участковых уполномоченных полиции по установлению и принятию мер превентивного характера к лицам, злоупотребляющим алкоголем; нарушается учетно-регистра-ционная дисциплина, допускается волокита при проверке сообщений, в которых усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 115-119 УК РФ; уделяется недостаточное внимание надзору за ранее судимыми, в результате чего последние вновь совершают преступления. Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением следователя (дознавателя) о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. При получении документально подтвержденной информации о невыполнении руководителем организации или должностным лицом необходимых профилактических мер следователь (дознаватель) вправе направить соответствующему руководителю письмо, содержащее напоминание о необходимости и сроках принятия надлежащих мер профилактического характера, а также разъяснение порядка привлечения его к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

В деятельности следователя (дознавателя) по противодействию криминальному насилию в

семье особую значимость имеют непроцессуальные формы. К непроцессуальным формам относятся письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений; выступления с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации, перед населением; публикации заметок и статей в печати. Регламентация данного вида деятельности находит отражение в следующих ведомственных нормативных актах. Так, согласно п. 18.3 и п. 18.5 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в ред. приказа МВД России от 29 января 2009 г. № 60), сотрудники подразделений следствия (дознания) обязаны:

в трехдневный срок письменно информировать соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по не-реабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;

своевременно передавать в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.

Публикации и выступления в средствах массовой информации (СМИ) сотрудников регламентируются приказом МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе», приказом заместителя Министра - начальника Следственного комитета при МВД России от 12 ноября 2001 г. № 319 «О совершенствовании организации взаимодействия со средствами массовой информации».

Письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений уведомительного характера используются в отношении тех адресатов, которым до этого вносилось представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Их целью является активизация деятельности соответствующего руководителя или должностного лица по исполнению внесенного следователем представления.

Наряду с вышеуказанными непроцессуальными профилактическими формами, целесообразно применение таких мер реагирования на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, как:

разработка совместно с другими подразделениями органов внутренних дел комплексных мероприятий профилактического характера;

участие в диспутах, круглых столах, конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях, посвященных вопросам профилактики преступлений;

проведение бесед с потерпевшими, чье вик-тимное поведение спровоцировало совершение преступления; с лицами, совершившими антиобщественные поступки, но не привлеченными по тем или иным основаниям к уголовной ответственности; с родителями, близкими, знакомыми, коллегами, руководителями этих лиц и т.д. Привлечение представителя духовенства для беседы с подозреваемым в совершении преступления может оказать позитивное влияние не только в процессе расследования, но и после осуждения виновного. Эффективно участие следователей (дознавателей), представителей религиозных конфессий, местной администрации, медицинских и социальных работников, различных общественных организаций, ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, ветеранов труда, деятелей науки и искусства в совместных выступлениях перед населением, молодежной аудиторией. Важное значение имеют сообщения следователей (дознавателей) о местах расположения кризисных центров для переживших насилие женщин, детей; телефонах доверия; о деятельности органов опеки и попечительства, конфликтологов-терапевтов и социальных работников, осуществляющих кризисное вмешательство по принципу быстрого реагирования, антиалкогольная пропаганда.

В настоящее время реабилитирован институт помощников следователя, которые также могут оказать ему помощь в исполнении возложенной на него законом профилактической функции10.

В заключение следует отметить, что повышение эффективности работы по расследованию преступлений, совершенных иностранными гражданами, является достаточно актуальной проблемой в деятельности следственных подразделений и органов дознания ОВД. В данной

работе затронуты наиболее острые проблемные вопросы при расследовании рассматриваемой категории преступлений. Имеющиеся в следственных подразделениях и в подразделениях дознания территориальных органов внутренних дел методики расследования преступных посягательств, совершенных иностранными гражданами, позволяют исключить многие проблемы, возникающие в ходе уголовного преследования. В целях совершенствования следственной практики целесообразно рассмотреть возможность проведения мониторинга эффективности использования указанных методик с учетом региональной специфики, активнее использовать положительный опыт наиболее успешных органов дознания и следственных подразделений при ОВД.

1 Уголовное дело № 242 // Архив городского суда Санкт-Петербурга за 2000 г.

2 URL: http://news.mail.ru/incident/2450568

3 Борисов А.В., Назарова И.С. Семейное право: Курс лекций. 2-е изд. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2007. С. 191-194.

4 Криминология: Словарь / Бурлаков В.Н., Егоршин В.М., Лукичев О.В., Сафин Ф.Ю., Шестаков Д.А. и др. - СПб., 1999. С. 21.

5 Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета от 23 мая 1966 г.

6 Шестакова С.Д. Международное сотрудничество по уголовным делам: Учеб. пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 7-9.

7 URL: http://www.gzt.ru/topnews/society/268205.html

8 Специальный раздел (ч. 5) УПК РФ содержит основные положения о порядке взаимодействия следователей, судов с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями, а также порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

9 Автомобиль с имеющимися в нем вещами должен выдаваться по описи, чтобы исключить жалобы владельцев о пропаже каких-либо предметов.

10 Положение о помощнике следователя // Пункт 8 Приложения № 22 к приказу МВД России от 4 января 1999 г. № 1 (ред. от 26 января 2009 г.) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422».

s

S

S в о а С

ш <

из О а С

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.