УДК 343.13 ББК 67.410.2
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10574
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА ИММУНИТЕТОВ
ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Сиражутдин Магомедович МАГОМЕДОВ, адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. Рассматривается процессуальная основа иммунитетов иностранных граждан в современной России; анализируется ряд проблемных аспектов, связанных с соответствующим статусом лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.
Ключевые слова: иммунитет, дипломатический иммунитет, иммунитет иностранных граждан в современной России, уголовный процесс.
Annotation. The procedural basis of immunities of foreign citizens in modern Russia is considered, a number of problematic aspects related to the corresponding status of persons with diplomatic immunity are analyzed.
Keywords: immunity, diplomatic immunity, immunities of foreign citizens in modern Russia, criminal procedure.
Международные договоры очерчивают круг иностранных граждан, обладающих иммунитетом. Сегодня сохраняется актуальность исследования дипломатических привилегий и иммунитетов. При этом отмечается наличие самых разных подходов к сущности иммунитета, а также к различным его проявлениям1.
Правовая помощь по уголовным делам является частью международного сотрудничества государств в правоохранительной сфере2. Расследование уголовного дела с участием иностранных граждан ставит перед правоохранительными органами России ряд проблем, связанных с имеющимися пробелами и противоречиями в действующем правовом регулировании3.
По сложившейся традиции при определении объема привилегий и иммунитетов обслуживающего персонала руководствуются принципом взаимности4.
УПК РФ содержит ряд дополнительных требований по проведению обыска и выемки в помещениях дипломатических представительств или консульских учреждений. В первую очередь,
это наличие соответствующим образом полученного согласия, а также присутствие при проведении указанных следственных действий прокурора и представителя министерства иностранных дел (МИД).
М.Н. Кузьмин в связи с этим указывает, что заявление о преступлении со стороны лица, обладающего иммунитетом, еще не является просьбой ли согласием на проведение следственных действий, особенно если оно (заявление) носит устный характер. При отсутствии указанной просьбы / согласия следственные действия могут быть произведены только в случаях, не терпящих отлагательств, и не могут затрагивать дипломатического иммунитета. Соответствующие обстоятельства фиксируются в протоколе. В научной литературе содержатся рекомендации по вызову при совершении тяжкого преступления для проведения неотложных действий на место происшествия сотрудника МИД, а также представителя посольства или консульства5.
Иностранцы, не исполняющие дипломатические или консульские функции, не пользуются какими-либо привилегиями или иммунитетами6.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019
К сожалению, механизм осмотра места происшествия в помещениях, на которые распространяются иммунитеты, не предусмотрен. Вместе с тем сложилась определенная практика, в силу которой при осмотре места происшествия присутствуют представители МИД РФ и Управления по обслуживанию дипломатических представительств. Будет логичным и присутствие прокурора, что связывается с необходимостью проникновения в иные помещения, осмотром вещей и т.д.7.
Тот факт, что преступление совершено иностранным гражданином, относящимся к числу лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, не исключает возбуждение уголовного дела и проведение расследования. Особенность категории дел с участием диппредставителей состоит в невозможности привлечения к уголовной ответственности указанной категории лиц8.
Действующий УПК РФ также устанавливает особый порядок привлечения исследуемой категории иностранных граждан к участию в процессуальных действиях. К этим особенностям, в частности, можно отнести то, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия9.
Представляется, что самому лицу, обладающему иммунитетом, при получении согласия необходимо разъяснить все правовые последствия последнего. Так, необходимо четко пояснить, что после дачи согласия лицо приобретает статус, аналогичный статусу лица, не обладающего иммунитетом. Это предполагает те же права и обязанности, однако УПК РФ сохраняет ряд особенностей и при даче согласия; это, в частности, отсутствие обязанности личной явки, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний10.
Отсутствие возможности принудительного привлечения указанной категории лиц для проведения следственных действий значительно затрудняет данный процесс, в первую очередь существенно увеличивая сроки возбуждения и расследования. Переговоры с аккредитующим государством через МИД РФ могут занять много времени, и в период их проведения могут быть утрачены следы преступления, вещественные доказательства. Здесь важно умение следователя наладить контакт, мотивировав иностранных граждан на участие в следствии11.
Нормами дипломатического и консульского права устанавливается неприкосновенность помещений дипломатических представительств и
консульских учреждений. Этот иммунитет распространяется на сами помещения, имущество в них, средства передвижения. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатического представительства12.
Содержание ст. 22 Венской конвенции13 о дипломатических отношениях находит свое отражение в ст. 3 УПК РФ.
При этом отсутствуют требования по особому порядку производства иных следственных действий. Указывается и на неприкосновенность жилых помещений консульских должностных лиц и консульских служащих14. В некоторых консульских конвенциях в связи с этим содержится оговорка, согласно которой неприкосновенность распространяется на жилые помещения указанных лиц, если они не являются гражданами РФ или лицами, постоянно проживающими в РФ15.
Неприкосновенность затрагивает и корреспонденцию, а также архивы дипломатических и консульских представительств16.
То обстоятельство что дипломатические представители и консульские служащие не обязаны давать свидетельские показания, ставит вопрос о месте допроса.
Так, в ст. 20 Консульской конвенции между РФ и Республикой Болгарией закреплено правило, согласно которому «согласие консульского служащего дать свидетельские показания не должно препятствовать выполнению им своих служебных функций. В случаях, когда это допустимо и возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или на квартире соответствующего консульского служащего»17.
Хотя участие в процессуальных действиях лица, обладающего иммунитетом, является его правом, а не обязанностью, возможна ситуация, когда аккредитующее государство обяжет его этим правом воспользоваться или же вовсе лишить лицо неприкосновенности. Именно поэтому в ч. 2 ст. 3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию данного права через МИД18.
В заключение отметим, что дипломатический иммунитет является сложившимся институтом дипломатического и консульского права. Сложность состоит в том, что фактически должностные лица правоохранительных органов при этом зачастую применяют совокупность правовых норм, включающих международное и национальное право. Общественный резонанс, международная обстановка, уровень должностных
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019
лиц и, как следствие перечисленного, особый контроль над своими действиями может подтолкнуть следователя или дознавателя к тому, чтобы не проводить действий с участием должностных лиц, обладающих иммунитетом.
1 См.: Богаткина Р.Ш., Садыкова И.В. Актуальные проблемы расследования уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом: теория и практика // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2015. № 2 (20). С. 23—28; Кордюкова Е.С. Субъекты персонального иммунитета в международном праве // Электронное приложение к Рос. юрид. журналу. 2017. № 2. С. 11—17; Скуратова А.Ю. Развитие концепции иммунитетов должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции // Гос-во и право. 2017. № 2. С. 79—88.
2 Иванов Э.А. Понятие транснациональной преступности и международно-правовое регулирование борьбы с ней // Преступность и законодательство. М., 1997. С. 67.
3 Родителева Я.Н. Предварительное расследование по уголовным делам с участием иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом // Уч. зап. Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского. Юрид. науки. 2016. Т. 2. № 3 (68). С. 119.
4 Кузьмин М.Н. К вопросу о методике расследования преступлений с участием иностранных граждан по должности с иммунитетом // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 227.
5 Там же.
6 Там же
7 Там же.
8 Там же
9 Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11.02.1981 г. № 3908-Х) // СПС «Консультант Плюс»
10 Кузьмин М.Н. Указ. соч. С. 228.
11 Там же.
12 Там же С. 228.
13 Конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18.
14 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша. Вступила в силу 28.10. 1995 г. // СЗ РФ. 1998. № 14.
15 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгария. Вступила в силу 15.05. 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 23.
16 Кузьмин М.Н. Указ. соч. С. 229.
17 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Болгария...
18 Кузьмин М.Н. Указ. соч. С. 229.
Библиографический список
1. Богаткина Р.Ш., Садыкова И.В. Актуальные проблемы расследования уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом: теория и практика // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2015. № 2 (20). С. 23—28.
2. Иванов Э.А. Понятие транснациональной преступности и международно-правовое регулирование борьбы с ней // Преступность и законодательство. М., 1997.
3. Кордюкова Е.С. Субъекты персонального иммунитета в международном праве // Электронное приложение к Рос. юрид. журналу. 2017. № 2. С. 11—17.
4. Кузьмин М.Н. К вопросу о методике расследования преступлений с участием иностранных граждан по должности с иммунитетом // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 227—229.
5. Родителева Я.Н. Предварительное расследование по уголовным делам с участием иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом // Уч. зап. Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского. Юрид. науки. 2016. Т. 2. № 3 (68). С. 119—125.
6. Скуратова А.Ю. Развитие концепции иммунитетов должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции // Гос-во и право. 2017. № 2. С. 79—88.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019