Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С УЧЕТОМ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С УЧЕТОМ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
маркировка рекламы / ФАС России / социальные сети / мессенджеры / видео хостинги / недобросовестная реклама / информационное пространство / advertising labeling / FAS Russia / social networks / messengers / video hostings / unfair advertising / information space

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Артём Викторович

В статье рассматривается новое регулирование маркировки рекламы в интернете, принятое ФАС России. Согласно новым правилам, все рекламные материалы в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах должны быть отмечены специальной меткой «реклама» или аналогичным обозначением. В случае нарушения этих правил, компаниям может быть вынесено предписание о приведении своей рекламы в соответствие с требованиями закона, а также может быть наложен штраф. Такие метки помогают пользователям легко определить, что контент является рекламой, и принимать информированные решения о взаимодействии с рекламными материалами. Новое регулирование направлено на защиту интересов пользователей и борьбу с недобросовестной рекламой, а также на улучшение качества информационного пространства в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFORMATION DISSEMINATION IN SOCIAL NETWORKS, TAKING INTO ACCOUNT THE NOVELTIES OF THE LEGISLATION

The article discusses the new regulation of advertising labeling on the Internet, adopted by the FAS of Russia. According to the new rules, all advertising materials in social networks, messengers and video hosting must be marked with a special label "advertising" or a similar designation. In case of violation of these rules, companies may be ordered to bring their advertising into compliance with the requirements of the law. These labels help users easily identify that content is an ad and make informed decisions about how to interact with the ad material. The new regulation is aimed at protecting the interests of users and combating unfair advertising, as well as improving the quality of the information space on the Internet.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С УЧЕТОМ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Как правило, в обвинительных заключениях и приговорах этому аспекту не уделяется должного внимания, и предварительная договоренность не подтверждается объективными данными, в результате чего совершаются ошибки в квалификации, как правило заключающиеся в том, что обвиняемым вменяют признак хищения группой по предварительному сговору, в то время как имел место признак хищения, совершенного группой лиц, а в этом случае квалификация должна осуществляться по ч. 1 ст. 158 УК РФ, а не по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Литература и источники

1. Новикова Л.В. Особенности квалификации краж имущества пассажиров на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2007. № 17.

2. Архив Северо-Кавказского УВДТ. Уголовное дело № 4275/ 2009 г.

3. Архив Северо-Кавказского УВДТ. Уголовное дело № 4541/ 2008 г.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2007.

5. Архив УТ МВД России но СКФО. Уголовное дело № 4438/ 2019 г.

6. Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно-нравовые проблемы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

7. Курченко В. Оконченное преступление или покушение? // Законность. 2005. № 11.

8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел в кассационном и надзорном порядке в 1993 году // Бюллетень Верховного Суда Российской федерации. 1994. № 10.

9. Дурманов Н.Д. Стадии совершения преступления по советскому уголовному нраву. М., 1955.

References and Sources

1. Novikova L.V. Osobennosti kvalifikacii krazh imushchestva passazhirov na zheleznodorozhnom transporte // Rossijskij sledovatel'. 2007. № 17.

2. Arhiv Severo-Kavkazskogo UVDT. Ugolovnoe delo № 4275/ 2009 g.

3. Arhiv Severo-Kavkazskogo UVDT. Ugolovnoe delo № 4541/ 2008 g.

4. Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / Otv. red. V.M. Lebedev. M.: Yurajt-Izdat, 2007.

5. Arhiv UT MVD Rossii po SKFO. Ugolovnoe delo № 4438/ 2019 g.

6. Minenok M.G., Minenok D.M. Koryst'. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy. SPb.: Yuridicheskij centr Press, 2001.

7. Kurchenko V. Okonchennoe prestuplenie ili pokushenie? // Zakonnost'. 2005. № 11.

8. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii po rassmotreniyu ugolovnyh del v kassacionnom i nadzornom poryadke v 1993 godu // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj federacii. 1994. № 10.

9. Durmanov N.D. Stadii soversheniya prestupleniya po sovetskomu ugolovnomu pravu. M., 1955.

ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru).

ГОЛУБИХИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России (kiap_krdu@mvd.ru). EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru ).

GOLUBIKHINA, NATALIA V. - Ph.D. in Law, Deputy Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru).

УДК 343.45 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-153-158

КИРИЧЕНКО А.В.

ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С

УЧЕТОМ НОВЕЛЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: маркировка рекламы, ФАС России, социальные сети, мессенджеры, видео хостинги, недобросовестная реклама, информационное пространство.

В статье рассматривается новое регулирование маркировки рекламы в интернете, принятое ФАС России. Согласно новым правилам, все рекламные материалы в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах должны быть отмечены специальной меткой «реклама» или аналогичным обозначением. В случае нарушения этих правил, компаниям может быть вынесено предписание о приведении своей рекламы в соответствие с требованиями закона, а также может быть наложен штраф. Такие метки помогают пользователям легко определить, что контент является рекламой, и принимать информированные решения о взаимодействии с рекламными материалами. Новое регулирование направлено на защиту интересов пользователей и борьбу с недобросовестной рекламой, а также на улучшение качества информационного пространства в интернете.

KIRICHENKO A.V.

FEATURES OF INFORMATION DISSEMINATION IN SOCIAL NETWORKS, TAKING INTO ACCOUNT THE NOVELTIES

OF THE LEGISLATION

Key words: advertising labeling, FAS Russia, social networks, messengers, video hostings, unfair advertising, information space.

The article discusses the new regulation of advertising labeling on the Internet, adopted by the FAS of Russia. According to the new rules, all advertising materials in social networks, messengers and video hosting must be marked with a special label "advertising" or a similar designation. In case of violation of these rules, companies may be ordered to bring their advertising into compliance with the requirements of the law. These labels help users easily identify that content is an ad and make informed decisions about how to interact with the ad material. The new regulation is aimed at protecting the interests of users and combating unfair advertising, as well as improving the quality of the information space on the Internet.

В современном информационном обществе социальные сети играют ключевую роль в распространении информации. Они стали мощным инструментом коммуникации, позволяющим пользователям обмениваться новостями, мнениями и идеями. Любой компьютер, подключенный к Сети, в принципе может получить доступ на сайт, расположенный физически сколь угодно далеко. С точки зрения скорости работы, нет никакой разницы, расположен сайт на соседнем столе или на соседнем континенте.

Если информация попала в Интернет и показалась интересной кому-то из пользователей, она может быть моментально распространена любым заинтересованным лицом на теоретически неограниченное количество интернет-площадок разного рода (таких как сайты, блоги, форумы и ряд других, которые мы подробно рассмотрим ниже) По данным, приведенным в глобальном цифровом отчете за период январь-ноябрь 2023 года, в мире насчитывается 4,62 миллиарда пользователей социальных сетей. Эта цифра составляет 58,4 % общемировой численности населения. Число мировых пользователей социальных сетей выросло более чем на 10 процентов за последние 12 месяцев. 424 миллиона новых пользователей зарегистрировались в социальных сетях в 2022 году [1]. В 2023 г. ежедневная аудитория интернета в нашей стране составляет почти 100 млн человек. Россия занимает первое место в Европе по количеству пользователей всемирной сети, у нас один из самых доступных с точки зрения стоимости интернет в мире [1].

Г.Н. Комкова, Е.Н. Тогузаева, Н.В. Тюменева, изучая формы взаимодействия общества и государства, отмечают, что внедрение информационно-коммуникативных технологий в сферу государственного управления способно:

1) наладить и развить диалоговое общение между обществом и государством посредством новых форм взаимодействия;

2) обеспечить обратную связь, намного более интенсивную, нежели без информационно коммуникативных технологий, построить новые модели общественного контроля;

3) повысить уровень доверия к деятельности органов власти, укрепить авторитет власти посредством активизации механизмов открытости и развития принципа публичности, обеспечивая повышение уровня «прозрачности» принятых органами власти решений» [2, с. 114-115].

В то же время практика последних лет показала, что из-за роста популярности и оказываемого влияния социальных сетей, существенно выросли и угрозы использования их в противоправных целях - например, для распространения ложной или оскорбительной информации, вовлечения пользователей в совершение уголовно наказуемых деяний, организации общественных беспорядков. В ответ на эти проблемы, многие страны совершенствуют законодательство, направленнон на регулирование и контроль информационного пространства, а именно в Российской Федерации это поправки в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрываются особенности распространения информации в социальных сетях [3].

Одной из особенностей распространения информации в социальных сетях является ее быстрота и широкая доступность. Современные средства коммуникации все больше становятся источниками непроверенной или основанной на слухах информации. При помощи социальных сетей пользователи имеют возможность мгновенно делиться информацией с огромным количеством людей. Это создает потенциал для массового распространения фейковых новостей, клеветы или незаконной информации. В частности, владельцы социальных сетей обязаны препятствовать распространению в социальных сетях информации в противоправных целях, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при распространении информации в социальных сетях, осуществлять мониторинг социальных сетей в целях выявления информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусматривается также обязанность владельца социальной сети разместить в социальной сети правила её использования и обеспечивать рассмотрение обращений пользователей социальной сети в течение 30 календарных дней со дня их поступления.

Помимо этого, владельцу социальной сети предоставляется возможность обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для оценки соответствия, выявленной в процессе осуществления мониторинга либо полученной в результате рассмотрения

обращения информации требованиям законодательства Российской Федерации, в случае если владелец социальной сети не может самостоятельно дать такую оценку.

Новеллы законодательства направлены на борьбу с такими негативными явлениями. Кроме того, устанавливается ответственность для пользователей, распространяющих ложную или незаконную информацию. Федеральным законом от 18.03.2023 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» установлена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ [4].

Максимальное наказание за данное преступление (ч. 1 ст. 207.3 УК РФ) установлено до пяти лет лишения свободы.

Усилена уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 280.3 УК РФ Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации [5].

Второй особенностью распространения информации в социальных сетях является анонимность. Под анонимностью в Интернете подразумеваются различные способы остаться незамеченным во Всемирной сети.

Причины для того, чтобы скрывать свои действия на Интернет-сайтах, разнообразны. Они могут быть связаны как со стремлением защититься от возможных противоправных действий третьих лиц, так и с совершением противоправных действий самим лицом, стремящимся к анонимности. Многие пользователи социальных сетей могут скрывать свою настоящую личность и создавать фейковые аккаунты. Это делает сложным определение и пресечение распространения неправдивой или незаконной информации, но все равно сохранить полную конфиденциальность в сети невозможно. Можно лишь усложнить процесс идентификации. Это похоже на механизм дверного замка - чем сложнее механизм, тем больше требуется времени для его взлома.

Законодательство содержит положения, направленные на идентификацию пользователей и установление ответственности за распространение негативной информации. На сегодняшний день законодателем созданы все необходимые механизмы для защиты прав лиц, по отношению к которым ведется распространение ложной информации.

Третьей особенностью является глобальный характер социальных сетей. Информация, размещенная в социальных сетях, может быть доступна пользователям из разных стран. Это создает сложности для регулирования информационного пространства национальным законодательством. Глобальный характер социальных сетей означает, что пользователи из разных стран могут получать доступ к информации, размещенной в этих сетях. Это создает ряд сложностей для регулирования информационного пространства национальным законодательством.

Одна из основных проблем заключается в том, что различные страны имеют различные законы и нормы относительно свободы выражения, защиты персональных данных, авторского права и других аспектов, связанных с информацией в сети. Когда информация, размещенная в социальных сетях, становится доступной для пользователей из разных стран, возникает вопрос о том, как применять законы разных стран к этой информации.

Например, одна страна может требовать удаления определенной информации из социальной сети, поскольку она нарушает ее законы или нормы. Однако эта информация может быть доступна пользователям из других стран, где такие законы и нормы не действуют. Это может создавать конфликты между различными странами и вызывать споры о том, как регулировать такую информацию.

Другая проблема связана с защитой персональных данных пользователей. Когда информация размещается в социальных сетях, она может быть доступна для широкой аудитории, включая пользователей из разных стран. Это может создавать риск утечки или неправомерного использования персональных данных. Различные страны имеют разные законы и нормы

относительно защиты персональных данных, и регулирование этого аспекта также может стать сложной задачей.

Одним из возможных решений проблемы глобального характера социальных сетей является разработка международных норм и стандартов, которые могут быть применены к информации, размещенной в сети. Некоторые организации и государства уже работают над этим вопросом, однако достижение единого международного соглашения может быть сложной задачей.

В целом, глобальный характер социальных сетей создает сложности для регулирования информационного пространства национальным законодательством. Это требует обсуждения и сотрудничества между различными странами и организациями для разработки эффективных международных норм и стандартов.

Однако разработка и дальнейшее принятие новелл законодательства в отношении социальных сетей создают ряд новых вызовов.

Особенно остро стоит сегодня вопрос о балансе между защитой свободы слова и борьбой с распространением негативной информации. Принимая во внимание теорию кругов Эйлера, можно утверждать, что свобода слова и право на информацию принадлежит как к личным права и свободам, так и к политическим правам и свободам. В Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется свобода слова, ведь свобода выражения(слова) является важным аспектом демократического общества, и новеллы законодательства не должны ограничивать эту свободу без необходимости, но в то же время законодатель дает понять, что свобода слова не носить абсолютный характер. Это выражается в недопущении пропаганды или агитации, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Еще одним из источников права, регулирующих свободу слова, является Всеобщая декларация прав человека. В этом международно-правовом акте четко определено, что каждый имеет право иметь свои убеждения, свободно их выражать; беспрепятственно придерживаться собственных убеждений; свободно искать, распространять, получать информацию [7].

В дебатах о свободе слова и цензуре в социальных сетях выдвигаются различные аргументы. Некоторые сторонники свободы слова утверждают, что ограничение контента может привести к подавлению свободы выражения мнений и идей, а также к цензуре и ограничению доступа к информации. Они считают, что пользователи должны иметь право выражать свои мнения без вмешательства со стороны платформ.

С другой стороны, сторонники утверждают, что ограничение нежелательного контента необходимо для защиты от распространения неправдивой информации, ненависти, насилия и экстремизма. Они считают, что социальные сети должны брать на себя ответственность за создание безопасной и здоровой онлайн-среды.

Разработка политики контента в социальных сетях часто является сложным процессом, который требует балансировки между свободой слова и борьбой с негативным контентом. Платформы обычно определяют свои правила и политики контента, которые запрещают определенные виды контента, такие как насилие, ненависть, дискриминация и фейковые новости. Однако, некоторые пользователи могут считать, что такие правила ограничивают их свободу выражения. Все зависит от понимания данных определений и их применения в правовом поле.

Различные исследования и анализ точек зрения по этому вопросу могут помочь в понимании всех аспектов баланса между свободой слова и цензурой в социальных сетях, а также в разработке более эффективной политики контента, которые в свою очередь будут учитывать разнообразные интересы и потребности пользователей.

Также необходимо разрабатывать более эффективные механизмы контроля и пресечения распространения негативной информации, учитывая быстроту передаваемой информации и широкую доступность этой информации в социальных сетях. В отношении маркировки рекламы в интернете были приняты новые поправки и введено новое регулирование. ФАС России приняла решение о введении обязательной маркировки рекламы в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах с 1 января 2022 года.

Согласно новым правилам, все рекламные материалы должны быть отмечены специальной меткой «реклама» или аналогичным обозначением, это помогает пользователям точно определять, что они видят рекламу, а не информацию или контент, который несет иное назначение. Это

касается как платной рекламы, так и партнерских материалов, в которых пользователь получает вознаграждение за размещение рекламы.

Отсутствие маркировки или нарушение установленных правил влечет за собой значительные штрафы. Закон необходим для того, чтобы упорядочить рекламу в интернет-сфере, как для физических, так и для юридических лиц, а также обеспечить прозрачность и защиту пользователей от навязчивой и скрытой рекламы. Нововведения необходимы для разделения понятий коммерческая и социальная реклама, также маркировка важна для отслеживания отчетности в федеральной налоговой службе.

Первое дело о нарушении правил маркировки рекламы в интернете было рассмотрено ФАС в отношении социальной сети «ВКонтакте», которая является родоначальницей социальных сетей и стремительно развивается с 2006 года.

В результате проверки было установлено, что некоторые рекламные материалы не были правильно помечены, что является нарушением законодательства. «ВКонтакте» было вынесено предписание о приведении своей рекламы в соответствие с требованиями закона.

Также во «ВКонтакте» используется вирусный маркетинг. В основном, рекламным сообщением выступает видеоролик или картинка, которая распространяется самими пользователями за счет своей уникальности, актуальности и других отличительных качеств. Существует такой неофициальный способ рекламы во «ВКонтакте» как получение стикеров. Стикер - графические изображения, позволяющие выразить свои эмоции и передать настроение [6]. Для того чтобы оценить, какие виды рекламы используются для продвижения компании, необходимо обратиться к анализу опыта молодежного сетевого журнала - FeedBack [7]. Он является объектом настоящего исследования, так как аудитория социальных сетей, в основном, состоит из людей от 18 до 34 лет (по данным BrandAnalytics, май 2023 год) и составляет 70,7 % от всего числа пользователей [9].

Помимо «ВКонтакте», другие популярные социальные сети также внедрили маркировку рекламы в своих платформах. Например, Facebook и Instagram ввели специальные метки «содержит рекламу» и «спонсорская публикация», которые отображаются на рекламных постах. Такие метки помогают пользователям легко определить, что контент является рекламой.

Данное нововведение в регулировании маркировки рекламы в интернете направлено на защиту интересов пользователей и обеспечение прозрачности в сфере рекламы. Оно помогает пользователям различать рекламу от органического контента и принимать информированные решения о взаимодействии с рекламными материалами. Такие меры также способствуют борьбе с недобросовестной рекламой и улучшению качества информационного пространства в интернете.

Таким образом, распространение информации в социальных сетях имеет свои особенности, которые требуют учета при разработке новелл законодательства. Быстрота и широкая доступность информации, анонимность пользователей и глобальный характер социальных сетей являются факторами, которые необходимо учитывать при регулировании информационного пространства. Новые законы и политики контента нацелены на борьбу с ложной информацией, ненавистью, насилием и экстремизмом, что способствует созданию безопасной и здоровой онлайн-среды. Однако, необходимо найти баланс между защитой свободы слова и борьбой с распространением негативной информации, а также разработать эффективные механизмы контроля и пресечения распространения незаконной информации. Только так можно обеспечить безопасное и

ответственное использование социальных сетей в современном информационном обществе.

Литература и источники

1. Отчет «Global digital 2023» [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/feedback_media (дата обращения: 09.12.2023г.).

2. Комкова Г.Н., Тогузаева Е.Н., Тюменева Н.В. Правовые основы электронного взаимодействия общества и государства в сфере повышения информационно- коммуникативной культуры населения России // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций. В 2 т. Т. 1. / под ред. Н.Н. Ковалевой. Саратов: Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2020.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 18.03.2023 № 58-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

5. Федеральный закон дополнен статьей 18.1 с 1 сентября 2022 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 347-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г № 326-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.11.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

8. Улицкая Ю.В. Социальная сеть «ВКонтакте» как площадка для размещения социальной рекламы // Журналистика и литература в условиях новой медиареальности. Краснодар, 2018. С. 126-129.

9. Официальная группа сетевого журнала FeedBack в социальной сети «ВКонтакте» // [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/feedback_media (дата обращения: 09.12.2023)

10. Официальный сайт Brand Analytics // [Электронный ресурс] URL: http://blog.br-analytics.ru/ sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i- trendy/ (дата обращения: 09.12.2023)

References and Sources

1. Otchet «Global digital 2023» [Elektronnyj resurs] URL: https://vk.com/feedback_media (data obrashcheniya: 09.12.2023g.).

2. Komkova G.N., Toguzaeva E.N., Tyumeneva N.V. Pravovye osnovy elektronnogo vzaimodejstviya obshchestva i gosudarstva v sfere povysheniya informacionno- kommunikativnoi kul'tury naseleniya Rossii // Problemy i vyzovy cifrovogo obshchestva: tendencii razvitiya pravovogo regulirovaniya cifrovyh transformacii. V 2 t. T. 1. / pod red. N.N. Kovalevoi. Saratov: Izd-vo Sarat. gos. yurid. akad., 2020.

3. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N° 149-FZ (red. ot 02.11.2023) «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.12.2023) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

4. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 18.03.2023 № 58-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

5. Federal'nyj zakon dopolnen stat'ej 18.1 s 1 sentyabrya 2022 g. - Federal'nyj zakon ot 2 iyulya 2021 g. N 347-FZ (v redakcii Federal'nogo zakona ot 14 iyulya 2022 g № 326-FZ) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

6. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 27.11.2023) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

7. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru , 09.12.2023.

8. Ulickaya Yu.V. Social'naya set' «VKontakte» kak ploshchadka dlya razmeshcheniya social'noj reklamy // Zhurnalistika i literatura v usloviyah novoj mediareal'nosti. Krasnodar, 2018. S. 126-129.

9. Oficial'naya gruppa setevogo zhurnala FeedBack v social'noj seti «VKontakte» // [Elektronnyj resurs] URL: https://vk.com/feedback_media (data obrashcheniya: 09.12.2023)

10. Oficial'nyj sajt Brand Analytics // [Elektronnyj resurs] URL: http://blog.br-analytics.ru/ sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (data obrashcheniya: 09.12.2023)

КИРИЧЕНКО АРТЁМ ВИКТОРОВИЧ - аспирант факультета Высшей школы государственного аудита, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (artem.kirichenko99@yandex.ru).

KIRICHENKO, ARTEM V. - Ph.D. student of the Faculty of the Higher School of Public Audit, Moscow State University named after M.V. Lomonosov (artem.kirichenko99@yandex.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 343.98:343.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-158-163

ГЛАЗУНОВА И.В.

О ВЕЩЕСТВАХ КАК ОБЪЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ В КРИМИНАЛИСТИКЕ

Ключевые слова: криминалистическое маркирование, химическое вещество, механизм следообразования, тактическая операция.

В статье рассматриваются значимые в криминалистическом отношении аспекты понятия веществ, как специальных признаков конкретных составов неоконченных преступлений корыстного характера, а также специальных элементов системы обстоятельств, подлежащих доказыванию. Основное внимание уделено использованию следообразующей способности безопасных для здоровья человека химических веществ, применяемых в следственной и оперативно-розыскной практике, для распознавания субъектов и обстоятельств событий преступлений корыстного характера. Показано, что криминалистическое маркирование осуществляется не только в уголовно-процессуальной следственной практике, но и в деятельности правомочных должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

GLAZUNOVA, I.V. ABOUT SUBSTANCES AS OBJECTS OF RESEARCH IN FORENSICS

Key words: forensic tagging, chemical substance, trace formation mechanism, tactical operation.

The article examines the forensically significant aspects of the concept of substances as special features of specific elements of unfinished crimes of a mercenary nature, as well as special elements of the system of circumstances subject to proof. The main attention is paid to the use of the trace-forming ability of chemical substances that are safe for human health, used in investigative62nd operational investigative practice, to recognize the subjects and circumstances of events of crimes of a mercenary nature. It is shown that forensic marking is carried out not only in criminal procedural investigative practice, but also in the activities of authorized officials of bodies carrying out operational investigative activities.

Обращение к тексту статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) показывает, что термин «вещество» часто встречается как в названиях, так и в их диспозициях, активно этот термин используется и в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, судебно-экспертной и криминалистической литературе. Так, в УК РФ содержится порядка четырех десятков статей, в названиях и/или диспозициях которых указывается на следующие виды веществ: опасные биологические и химические, сильнодействующие, ядовитые, радиоактивные, слезоточивые, раздражающие, взрывчатые, легковоспламеняющиеся,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.