Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
инклюзивные / сурдопедагогическое / глухие / слабослышащие / I / II / III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота / слухо-зрительная основа / особенности памяти / особенности внимания / особенности мышления / особенности развития эмоциональной сферы / межличностные отношения.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Тажибаева Зияш Каирбековна, Рамазанова Айгерим Сериковна, Мартыневская Валентина Александровна

В данной статье рассматривается особенности организации особой образовательной среды детей с нарушениями слуха. В статье обосновывается, тот факт, что инклюзивное образование в условиях массовой школы необходимо для успешного включения детей с нарушениями слуха в жизнедеятельность современного общества. Среди наиболее эффективных способов организации инклюзивного образования, позволяющих, успешно включать слабослышащих дошкольников и также младших школьников в системе воспитания и обучения выделены: организация полноценного межличностного общения со сверстниками с сохранным слухом, развитие навыков самоконтроля и коммуникативной культуры, применение индивидуальных программ обучения и развития данной категории детей, поддержка интереса к совместному обучению детей с нарушениями слуха. В статье рассмотрены инструменты, способы и методы организации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Тажибаева Зияш Каирбековна, Рамазанова Айгерим Сериковна, Мартыневская Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

ТАЖИБАЕВА ЗИЯШ КАИРБЕКОВНА

учитель - логопед, «Областная специальная коррекционная школа - интернат № 4 для детей с нарушением слуха и речи города Кокшетау»

РАМАЗАНОВА АЙГЕРИМ СЕРИКОВНА

учитель - логопед, «Областная специальная коррекционная школа - интернат № 4 для детей с нарушением слуха и речи города Кокшетау»

МАРТЫНЕВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель - логопед, «Областная специальная коррекционная школа - интернат № 4 для детей с нарушением слуха и речи города Кокшетау»

Аннотация. В данной статье рассматривается особенности организации особой образовательной среды детей с нарушениями слуха. В статье обосновывается, тот факт, что инклюзивное образование в условиях массовой школы необходимо для успешного включения детей с нарушениями слуха в жизнедеятельность современного общества. Среди наиболее эффективных способов организации инклюзивного образования, позволяющих, успешно включать слабослышащих дошкольников и также младших школьников в системе воспитания и обучения выделены: организация полноценного межличностного общения со сверстниками с сохранным слухом, развитие навыков самоконтроля и коммуникативной культуры, применение индивидуальных программ обучения и развития данной категории детей, поддержка интереса к совместному обучению детей с нарушениями слуха. В статье рассмотрены инструменты, способы и методы организации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивные, сурдопедагогическое, глухие, слабослышащие, I, II, III и IVстепени снижения слуха (тугоухости) и глухота, слухо-зрительная основа, особенности памяти, особенности внимания, особенности мышления, особенности развития эмоциональной сферы, межличностные отношения.

В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. На сегодняшний день процессы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, инклюзивных в общеобразовательные учреждения расширяются. Учащиеся, владеющие самостоятельной речью, при наличии небольших аграмматизмов и недостатков в произношении могут обучаться в общеобразовательной школе (классе). Условия обучения в общеобразовательной школе отличаются от специальной. Это сложные акустические условия в помещении класса, большая количественная наполняемость класса, постоянная работа на уроке значительного речевого материала, разнообразного по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам. Детям с нарушениями слуха, обучающимся в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного обучения необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом. Такое совместное -сурдопедагогическое и логопедическое - воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком. Содержание занятий является вариативным в зависимости от речевого развития детей, их возраста, условий детского сада или школы, в которой они обучаются. Развитие слухового восприятия у таких детей - одна из важнейших

составляющих успешности их обучения и не ограничивается только занятиями в школе. Эта работа проводится и дома, в семье и организуется учителем. В течение всех лет обучения необходимы медицинская профилактика и лечебные мероприятия (включающая специфическую медикаментозную, физиотерапию, специальную лечебную физкультуру и

др.).

Психолого-педагогическая коррекционная работа с такими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.

Характеристика и психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Глухие - дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи - ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория - дети с речью - позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие - дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.

В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

- слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

- слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Следует понимать, что нарушение слуха - это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Это объясняется ролью слуха в развитии человека.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром. В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, педагогу необходимо знать и учитывать характерные для них особенности познавательной и личностной сферы.

Особенности познавательной сферы.

Особенности внимания.

- сниженный объем внимания - дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

- меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов - при чтении ведущий зрительный анализатор,

при объяснении материала - слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет -постоянно задействованы оба анализатора;

- низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

- трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения.

Особенности памяти.

- образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте);

- уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

Особенности мышления.

- у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

- уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося.

Особенности личностной сферы.

Особенности развития эмоциональной сферы.

- плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им;

- ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко.

Межличностные отношения.

- для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов;

- у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых;

- возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников;

- приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

- "неагрессивная агрессивность" - использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.

Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистам общеобразовательных учреждений.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Развитие речи детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей в связи с ее затрудненным, неполноценным восприятием на слух.

Особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний.

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является - письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.

Развитие речи детей с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:

- лексическо-семантический уровень (слово);

- синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

- уровень текста.

Лексико-семантический уровень.

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.

Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:

- использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);

- демонстрация слайдов, учебных фильмов;

- демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:

- подбор синонимов, антонимов;

- перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился - сидел тихо, не шевелился);

- подбор определений (полустанок - маленькая железнодорожная станция);

- морфологический анализ структуры слова (снегопад - снег падает);

- подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства - это грибы, ягоды);

- негативные определения (беспорядок - нет порядка);

- тавтологические толкования (кожаные сапоги - сапоги, сшитые из кожи);

- опора на контекст - незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался - Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).

Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень - подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима - поздняя осень (вербальный прием).

Синтаксический уровень.

а) Употребление диалогических форм речи:

Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель - запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:

- повторение реплик учителя или одноклассников на уроке ("Повтори, что я сказала"; "Повтори, что сказала Аня");

- повторение того, что было сказано вчера ("Что сказал папа?"; "Что ответила мама"?; "О чем говорила Аня"?);

- запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо ("Запомни, о чем будет завтра говорить брат"; "Запомни, о чем утром будет спрашивать отец"; "Запомни свой ответ");

- создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);

- придумывание реплики к заданной ситуации, например: "К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?"; "Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?"

Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть, уделено максимальное внимание.

б) Описательно-повествовательная речь.

Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:

- подбор картинок, иллюстраций к предложению;

- подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);

- самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;

- описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;

- составление рассказов по серии картинок;

- составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.

Уровень текста.

Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.

Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:

а) Вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;

б) Самостоятельное чтение текста.

в) Проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;

г) Подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;

д) Устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.

Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от "багажа знаний", но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Развитие слухового восприятия у таких детей - одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/ школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха. М., 2004. -С. 48-57.

2. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004.- С. 58-69.

3. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2003. - С. 36-45.

4. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003. - С. 26-37.

ЛИТЕРАТУРА:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.