Педагогика
УДК 371
аспирант кафедры педагогической психологии Полешко Роза Васильевна
Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА
Аннотация. В данной статье рассматривается особенности организации особой образовательной среды детей с нарушениями слуха. В статье обосновывается, тот факт, что инклюзивное образование в условиях массовой российской школы необходимо для успешного включения детей с нарушениями слуха в жизнедеятельность современного российского общества. Среди наиболее эффективных способов организации инклюзивного образования, позволяющих, успешно включать слабослышащих дошкольников и также младших школьников в системе воспитания и обучения выделены: организация полноценного межличностного общения со сверстниками с сохранным слухом, развитие навыков самоконтроля и коммуникативной культуры, применение индивидуальных программ обучения и развития данной категории детей, поддержка интереса к совместному обучению детей с нарушениями слуха. В статье рассмотрены инструменты, способы и методы организации инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивная культура, инклюзивные образовательные учреждения, инклюзивное образование, комплексная помощь и поддержка ребенка, интегрированное обучение, нарушения слуха, слабослышащие дети.
Annotation. This article discusses the features of the organizing a special education environment for children with hearing impairments. This article substantiates the fact that inclusive education in conditions of a mass Russian school is necessary for the successful inclusion of children with hearing impairments in the life activity of contemporary Russian society.There are the following the most effective ways of organizing inclusive education in order successfully to enable hearing-impaired preschoolers and also younger schoolboys in the system of education and training: organization of fully-fledged interpersonal communication with coevals with safe hearing, development of skills of self-checking and communicative culture, implementation of individual programs of education and development of this category of children, support interest to join education of children with hearing impairments.
Keywords: inclusive culture, inclusive education institutions, inclusive education, comprehensive assistance and support of child, integrated education, hearing-impairment children.
Введение. За все периоды своего развития человеческое сообщество различно относилось к детям с индивидуальными особенностями развития. Это было своего рода духовное развитие человечества, на всем протяжении которого было как непринятие и даже агрессия по отношению к детям с нарушениями слуха, так и повышенная забота, внимание и милосердие [1, 4]. В настоящий период времени основными проблемами детей с нарушениями слуха являются существенные ограничения их взаимодействия с социумом, значительной ограниченности круга общения как со своими сверстниками, так и со взрослыми, в недостаточности пребывания на свежем воздухе, ограниченности доступа к достижениям современной науки и культуры, а также к основному общему образованию. Помимо этого существенным барьером на пути к успешной интеграции в современном обществе для детей с нарушениями слуха является и проблема скрытого или явного негативизма к ним со стороны ровесников, наличия как физических, так и психических ограничений развития, препятствующих достаточному уровню образования как глухих, так и слабослышащих детей [2, 3, 5]. Для устранения препятствий такого рода во многих государствах мирового сообщества, в том числе и в России применяется инклюзивное образование.
Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в определении особенностей организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
Изложение основного материала статьи. Система инклюзивного образования предусматривает единое и совместное обучение и также воспитание детей с нарушениями слуха и также иными ограничениями здоровья со сверстниками, обладающих сохранным состоянием здоровья. Подавляющее большинство программ инклюзивного образования при этом включает в себя не только совместные учебные занятия, но также и совместное проведение досуга, различных направлений дополнительных занятий.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что повсеместное применение инклюзивного образования является по сути достаточно сложным процессом, затрагивающим сразу несколько взаимосвязанных социальных групп, среди которых присутствуют не только дети с ограничениями здоровья, но и их ровесников без каких либо нарушений в своем развитии, родителей, учителей как общеобразовательных, так и коррекционных школ, социальных педагогов и специалистов, осуществляющих коррекционное развитие [6, 8]. Основной задачей инклюзивного образования при этом является формирование системы, которая была способна удовлетворять потребности всех, перечисленных социальных групп. Подобная система должна строиться на особой поддержке всех учащихся, а не только детей с нарушениями слуха или иными ограничениями здоровья, обеспечивать повсеместное качественное обучение, позволяющее им достигать личностного роста, при повсеместном обеспечении безопасности, психологического комфорта и также достаточного межличностного взаимодействия и общения.
В современной педагогической литературе в настоящее время достоинства и недостатки инклюзивного образования весьма активно изучаются и исследуются [1; 2; 3; 4; 5].
Вместе с тем особенности обучения детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования изучены не достаточно полно, следовательно, избранная тема исследования актуальна и представляет несомненный научный интерес и практическую значимость.
Детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Данная негативная тенденция обуславливает необходимость создания в детских садах, общеобразовательных и также коррекционных школах специальных условий, посредством которых возможно обеспечение доступной среды для детей с особенностями развития, успешности их интеграции в социальную среду. Создание всех необходимых условий для полноценного обучения школьников с нарушениями слуха с учетом всех особенностей их индивидуального развития определены в качестве одной из главных целей в области полномасштабной реализации прав на образование, как глухих, так и слабослышащих детей.
В Указе Президента РФ от 01.06.2012 года №761 определено, что во всех случаях все необходимое внимание в период всего школьного обучения должно уделяться детям с ограниченными возможностями здоровья. «Следует разрабатывать и также применять особые формы обучения, воспитания и социализации таких детей. Применение специальных методов и форм обучения должно при этом способствовать успешному преодолению социальной изоляции и способствовать реабилитации социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» [2]. В статье 79 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что обучение школьников с индивидуальными особенностями здоровья может осуществляться как совместно с нормально развивающимися сверстниками, так и в специальных 9коррекционных) классах, отдельных учебных группах общеобразовательных школ [1].
В связи с этим развитие инклюзивного образования в российских школах является актуальной задачей. Инклюзивное образование при этом предполагает организацию совместного обучения детей с особенностями их личностного развития со сверстниками. При этом дети, обучающиеся с учетом их образовательных потребностей могут учиться в общеобразовательных школах и дошкольных организациях, учиться активно взаимодействовать между собой, полноценно развиваться совместно со всеми категориями детей их возраста.
Основной идеей инклюзивного образования является утверждение о том, что качественное образование и успешная адаптация в современном обществе, вполне доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого подобным детям следует как можно больше взаимодействовать со своими сверстниками. При этом у школьников, не имеющих каких-либо существенных ограничений развития или же состояния здоровья, при условии их обучения в системе инклюзивного образования, формируются необходимые качества личности, позволяющие им формировать чувства взаимопомощи и сострадания. Перечисленные выше обстоятельства, во многом предопределяют значение инклюзивного, образования. Что в свою очередь позволяет рассматривать процессы интеграции и инклюзии как взаимосвязанные стадии одного и того же педагогического процесса. Это своего рода процессы активного взаимодействия современного общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детей данной категории к гражданскому обществу. Следовательно, инклюзивное образование исключает сами возможности формирования у школьников с ограниченными возможностями здоровья потребительского отношения к миру, иждивенчества и эгоизма [5, с. 87].
Школьники с разнообразными нарушениями слуха также, как и все прочие категории детей с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться по основным образовательным программам общего образования при условии их полноценной включенности в общую систему школьного обучения (инклюзии) или же наличия некоторого практического опыта совместной учебы со школьниками с такими же ограничениями здоровья, а также полноценного обучения по программам начального общего образования.
При этом дети с нарушениями слуха обладают индивидуальными различиями, имея различающиеся уровни подготовки и овладения универсальными учебными действиями, а также личностными и учебными, компетенциями определенными стандартом общего образования.
С известной доле условности детей с нарушениями слуха можно разделить на несколько категорий (рис. 1).
Рисунок 1. Категории детей с нарушениями слуха, используемые для целей организации их обучения в условиях инклюзивного образования
Согласно данным, представленным на рис. 1, можно сделать вывод о том, что, среди всей совокупности учащихся можно выделить следующие категории детей с нарушениями слуха:
- дети, с нарушениями слуха, которые достаточно успешно осваивают образовательные программы начального обучения и могут достичь запланированных результатов в овладении базовыми компетенциями в полном соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования в системе
инклюзивного образования при условии их всестороннего и полного психолого-педагогического сопровождения;
- дети, с нарушениями слуха, успешно осваивающие адаптированные основные образовательные программы начальной ступени школьного образования в условиях их совместного обучения со сверстниками с аналогичными ограничениями здоровья, имеющие достаточный уровень формирования личностных и учебных компетенций и также позитивный опыт общения с нормально развивающимися сверстниками, это как раз и позволяет обучать данных детей в условиях инклюзивного образования;
- дети, с нарушениями слуха, которые способны осваивать адаптированные основные образовательные программы, предназначенные для младшего школьного возраста, обладающие при этом различным уровнем формирования личностных компетенций для их участия в программе инклюзивного образования. Вместе с тем их опыт общения со здоровыми сверстниками ограничен [4-7].
Дети с нарушениями слуха всегда отличаются особыми образовательными потребностями, выраженными неодинаково. Данные образовательные потребности неизменно оказывают решающее влияние на успешность освоение основных образовательных программ. При этом к критериям, позволяющим определить успешность обучения такого рода относятся: индивидуальные особенности в восприятии и переработки учебного материала; особенности освоения речи и грамоты в том числе, включая процессы восприятия и воспроизведения устной речи; необходимость применения специальных методов, инструментов и средств, обеспечивающих успешное освоение общих и индивидуальных программ обучения; успешности специального психолого-педагогического сопровождения по расширению социального опыта детей с нарушениями слуха, установлению их контактов со всеми категориями сверстников и т.д.
Следовательно, особые требования, содержащиеся в Федеральном государственном стандарте основного общего образования должны применяться для удовлетворения особых учебных потребностей детей с нарушениями слуха с целью повышения качества их обучения и обеспечения их как личностного, так и полноценного социального развития.
Специальные требования содержащиеся к образованию детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения должны способствовать следующим параметрам:
- доступности качественного обучения и получения полноценного образования;
- преемственности в реализации специальных условий (включая содержание программ коррекционного и иного специализированного психолого-педагогического сопровождения) основных программ дошкольного, а также школьного и последующего профессионального образования;
- создания специальных условий и социальных моделей развития детей с нарушениями слуха, способствующих их полноценном развитию, социальной интеграции за счет как социально, так и личностно значимой деятельности.
Следовательно, при качественном обучении детей с нарушениями слуха требуется создание особых адаптивных образовательных условий в зависимости от степени выраженности нарушений и наличия практических возможностей социального взаимодействия с нормально развивающимися детьми.
Так, например, полная инклюзия, когда дети вполне способны обучаться совместно с ровесниками с сохранным слухом, возможна при условии развитой устной речи у всех категорий обучающихся.
Подготовка к инклюзивному обучению включает формирование соответствующих компетенций педагогов системы общего образования.
В связи с этим формированию инклюзивной образовательной среды предшествует особая просветительская деятельность в сфере того, как именно необходимо учитывать трудности в усвоения грамоты и речи детей с нарушениями слуха и особенностей их слухового и также зрительного восприятия. Процессы подготовки к инклюзивному образования детей с нарушениями слуха становятся возможными только при условии проведения особых и дополнительных коррекционных занятий с ними. При этом должна проводится дополнительная коррекция произношения и развития слухового восприятия, должны также использоваться и специально организованные музыкально-ритмические занятия.
Безусловно, при наличии соответствующих условий совместного обучения (при использовании специальных технических средств, например) дети с нарушениями слуха, вполне способны участвовать в коллективной деятельности по развитию речи и усвоению грамоты фактически на каждом занятии.
Процессы подготовки инклюзивного обучения также предполагают просвещение слышащих детей об особенностях их ровесников с нарушениями слуха. Им необходимо объяснить, что особые технические средства, моделирующие звук требуют бережного отношения, что они способны лишь частично восполнять утраченный слух.
Ученикам с сохранным слухом, кроме того, должны создаваться особые условия для отождествления самих себя с детьми с нарушениями слуха. Детям предлагаются специальные упражнения, когда они должны закрывать уши и пытаться угадывать отдельные слова, фразы, понять слова, произнесенные учителями.
Класс нормально слышащих учеников при этом должен усвоить некоторые обязательные правила, в том числе, соблюдение режима тишины, что по сути также включено в формирование необходимых условий для восприятия детьми с нарушениями слуха устной речи, поскольку дополнительный шум существенно затрудняет их участие в проводимых занятиях.
Все дети с сохранным слухом при необходимости должны использовать микрофон, чтобы их слышали и учащиеся с нарушениями слуха.
Дети с сохранным слухом также должны осознавать, что следует говорить четко, и выразительно, избегая быстрого темпа речи, создавая тем самым все условия для возможности их переспросить.
В условиях инклюзивного образования перед образовательными организациями стоят задачи включения и реализации ФГОС общего образования для детей с нарушениями слуха, что связано с формированием всех необходимых условий, обеспечивающих эффективность всех процессов обучения. При этом, полноценное включение детей с нарушениями слуха в учебную среду массового образования как раз и является наиболее сложной проблемой современной науки дефектологии.
При этом следует определить точные критерии, определяющие уровни готовности детей с нарушениями слуха к инклюзивному образованию. Большинство исследователей при этом считают главными критериями как психологическую, так и образовательную готовность детей данной категории.
Необходимо также указать, что сохранность слуха не относится к числу решающих факторов для определения степени готовности к инклюзивному обучению.
Обучение детей с нарушением слуха в обычных общеобразовательных организациях требует создания соответствующей образовательной среды, что предполагает постоянный мониторинг детей, точное определение их особых образовательных потребностей.
Для включения детей с нарушением слуха в процесс инклюзивного образования наиболее значимыми выступают следующие образовательные потребности:
- восприятие устной речи в различных акустических условиях;
- понимание устной и письменной речи и правильное понимание действий собеседников в определенных ситуациях межличностного взаимодействия;
- составление всех речевых высказываний, на соответствие тем или иным темам и текущим ситуациям межличностного общения;
- накопление и также применения собственного жизненного опыта в процессе межличностного общения и обучения;
- формирование устойчивых дружеских связей с нормально слышащими сверстниками.
Выводы. Таким образом, особенность усвоения речи и грамоты детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования состоит в организации гибких условий обучения, способствующих накоплению детьми с нарушениями слуха собственного опыта успешной деятельности, являющихся определенными стимулами их дальнейшего развития, социальной адаптации и успешной самореализации в жизни.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. №23., Ст. 2994.
3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Москва, 2017.
4. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далгатов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова Г.Ш. и др. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Коллективная монография / Москва, 2016.
5. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 216 с.
6. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.
7. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Сов. спорт, 2004. 304 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Аннотация. Статья посвящена изучению феномена культуры межличностного общения и его роли в системе профессиональных качеств практического психолога. В работе анализируются понятия «общение», «культура общения», «культура общения личности», «культура профессионального общения», «культура общения психолога». В исследовании проанализированы основные особенности профессионального общения психолога и критерии его культуры, обоснована роль формирования культуры общения в процессе профессиональной подготовки психолога в высшей школе.
Ключевые слова: общение, межличностное общение, культура общения, культура общения личности, культура межличностного общения, культура профессионального общения, профессиональная подготовка практического психолога, профессиональные качества практического психолога.
Annotation. The article is devoted to the phenomenon of culture of interpersonal communication and its role in the system of professional qualities of a practical psychologist. The paper analyzes the concepts of "communication", "culture of communication", "culture of communication", "culture of professional communication", " culture of communication psychologist." The study analyzes the main features of professional communication of a psychologist and the criteria of his culture, the role of the formation of a culture of communication in the process of professional training of a psychologist in high school.
Keywords: communication, interpersonal communication, culture of communication, culture of personal communication, culture of interpersonal communication, culture of professional communication, professional training of practical psychologist, professional qualities of practical psychologist.
Введение. Проблемы, связанные с культурой общения, разрабатываются в отечественной и зарубежной науке еще с античных времен. Однако и на современном этапе развития науки они не утратили своей актуальности, так как речь и особенности построения коммуникативной деятельности являются основными показателями уровня компетентности в системе многих профессий.
Речь и общение является предметом научного исследования философии, психологии, педагогики, филологии, социологии и других наук.