Научная статья на тему 'Доступность образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья'

Доступность образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1229
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / THE AVAILABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарафонтова Ирина Александровна

Рассматриваются возможности получения качественного основного образования в условиях создания доступной образовательной среды для детей с нарушением слуха, такие как создание специальных условий обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха; учебно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного пространства; включение детей с нарушением слуха в процесс социальной реабилитации в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фарафонтова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the possibility of obtaining high-quality basic education in terms of creating an accessible learning environment for children with hearing impairment. It: create a special learning environment and psycho-pedagogical support of children with hearing impairment; training and methodological support of inclusive educational space; inclusion of children with hearing impairment in the process of social rehabilitation in the school.

Текст научной работы на тему «Доступность образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

Фарафонтова Ирина Александровна

кандидат психологических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, Московская область, Россия

140155, Московская обл., Раменскийр-н, пос. Электроизолятор, д. 67 + 7 (496) 464-76-40, e-mail: farafontova/i@ya.ru

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Irina A. Farafontova

Сandidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Gzhel State University» 67, Elektroizolyator, 140155, Moscow Region, Russia e-mail: farafontova/i@ya.ru

AVAILABILITY OF EDUCATIONAL SPACE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация. Рассматриваются возможности получения качественного основного образования в условиях создания доступной образовательной среды для детей с нарушением слуха, такие как создание специальных условий обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха; учебно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного пространства; включение детей с нарушением слуха в процесс социальной реабилитации в школе.

Ключевые слова: доступная образовательная среда, дети с нарушением

слуха.

Abstract. Discusses the possibility of obtaining high-quality basic education in terms of creating an accessible learning environment for children with hearing impairment. It: create a special learning environment and psycho-pedagogical support of children with hearing impairment; training and methodological support of inclusive educational space; inclusion of children with hearing impairment in the process of social rehabilitation in the school.

Key words: the available educational environment, children with hearing impairment.

© Фарафонтова И.А., 2017

РАЗДЕЛ 3. Образование, сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью "

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175, и на основании таких документов, как Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 г. № 1309 и других осуществляется обеспечение соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение базового уровня образования; создание условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по основной образовательной программе [3; 4].

Включение в образовательную среду категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется на основе создания адаптированных образовательных программ с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей этих детей.

Доступность образовательного пространства для детей с ОВЗ не означает снижения требований к образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а лишь создание в образовательной организации специальных условий, необходимых для получения основного образования детьми с ОВЗ, их адаптации и социализации в соответствии с критериями доступности, комфортности, безопасности и информативности образовательного пространства.

Одной из категорий детей, включаемых в инклюзивное образовательное пространство, являются дети с нарушением слуха. Чтобы система обучения таких детей была эффективна, необходимо формирование такого образовательного пространства, в котором учтены специфические психологические особенности этих детей и их реальные возможности дальнейшего развития в условиях инклюзивного обучения.

Возможности получения детьми с нарушением слуха базового образования обосновываются прежде всего тем, что общие закономерности психического развития этой категории детей такие же, как и у нормально слышащих детей.

В то же время наличие сенсорного дефекта, безусловно, приводит к специфике овладения научными знаниями в различных областях.

Различные возможности психического развития такого ребенка первоначально обусловлены структурой дефекта: глухие дети (неслышащие) овладевают речью лишь в условиях специального обучения; слабослышащие могут на основе своего неполноценного слуха овладеть речью самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, у позднооглохших детей речь уже сформирована в той или иной степени.

Выключение или снижение функций слухового анализатора лишает ребенка возможности получения ощущений и восприятия огромного звукового многообразия окружающего мира, что приводит к нарушению информационного баланса между средой и организмом.

В результате ребенок с нарушением слуха лишается возможности полноценно воспринимать не только различные звуковые явления, но, самое главное, речь окружающих людей, что приводит к недоразвитию речи самого ребенка и отрицательно сказывается на его общем психическом развитии.

Нарушение словесного общения и частичная изоляция ребенка с нарушенным слухом от окружающих его говорящих людей создают трудности в усвоении социального опыта. Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей.

В связи с нарушением речевого развития у глухих и слабослышащих возникает своеобразие в развитии всей познавательной деятельности и особенно в развитии словесной памяти и словесно-логического мышления.

Ограничение социальных связей и неполноценное усвоение социального опыта приводит к искажению в понимании межличностных взаимоотношений, к ситуативности и односторонности суждений, их излишней конкретизации, категоричности оценки окружающих.

Однако наличие сенсорного дефекта не является преградой к дальнейшему развитию этой категории детей, не препятствует получению ими базового и профессионально образования.

В процессе обучения в школе в условиях осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха и учета общих и специфических особенностей их развития они могут получать полноценное образование наряду со слышащими сверстниками.

Реализация программы инклюзивного образования детей с нарушением слуха предусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания, включающих: психолого-педагогическое обеспечение, социально-средовое, физкультурно-оздоровительное,

медицинское. Также целесообразным является создание адаптированных индивидуальных образовательных программ.

На первоначальном этапе пребывания ребенка в школе необходимо учитывать особенности его адаптации к условиям обучения в школе. Ребенок с нарушением слуха должен быть объектом пристального внимания не только психолога, учителя, но и школьного врача.

Следует учитывать, что окружающие люди могут быть не готовы к общению с ребенком с нарушением слуха. Необходимо проводить разъяснительную работу со слышащими одноклассниками, в среде которых будет обучаться неслышащий. Им нужно разъяснять способы общения с ребенком с нарушением слуха.

В соответствии с требованиями ФГОС дети с нарушением слуха должны полностью овладеть основной образовательной программой.

Вместе с тем при сохранении содержания образовательной программы должны быть созданы особые условия обучения таких детей.

В целом специфика обучения детей с нарушением слуха заключается в обеспечении поддержки в развитии устной и письменной речи; обогащении

122

РАЗДЕЛ 3. Образование, сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

и активизации словарного запаса, относящегося к разным предметам; в развитии регулирующей функции речи через формирование умения понимать словесные инструкции, переводить их в самоинструкции, формулировать и планировать решение различных интеллектуальных задач; осуществлении слухоречевой реабилитации; широкого применения диалогических форм общения, в том числе с использованием дактильной речи (при необходимости); подготовке необходимых опорных материалов по учебным предметам.

При составлении конспектов уроков учителю необходимо планировать, в соответствии с индивидуальным подходом к ученику какие материалы и в каком виде будут предоставлены ребенку с нарушением слуха для зрительного восприятия (тексты с правилами, описаниями, рассказами, задачами, рисунки в письменном виде, на компьютере, планшете и т.п.). Актуальным может быть составление по каждому предмету основного словаря.

Учет специфики нарушения предполагает дифференциацию заданий по степени сложности в зависимости от степени потери слуха, от уровня речевого и интеллектуального развития детей с нарушенным слухом. При этом необходимо учитывать степень сформированности мыслительной деятельности, умения переносить усвоенные способы интеллектуальных действий на новый материал.

Основным способом восприятия речи глухими детьми является чтение с губ, слабослышащими - слухозрительное восприятие [1].

В соответствии с этим обучающиеся с нарушением слуха должны занимать в классе первые парты.

В связи с известными объективными трудностями восприятия материала по чтению с губ не весь материал может быть полностью усвоен ребенком [5]. Обращение к письменной речи в форме индивидуальных табличек, каких-либо текстов, составленных с учетом уровня речевого развития ребенка, в значительной мере может облегчить процесс овладения материалом.

Целесообразно использование видеотехники, мультимедийных проекторов, электронных досок, компьютеров и иных видеоматериалов, позволяющих дублировать звуковую информацию зрительной.

Необходимо осуществлять контроль над тем, чтобы дети с нарушением слуха пользовались слуховыми аппаратами, обеспечивающими более точное восприятие речи слухозрительно.

Для построения адекватных взаимоотношений в классе необходимо формировать у слышащих одноклассников умение общаться с ребенком с нарушенным слухом, включать его в коллективную деятельность.

Для ученика с нарушением слуха должны быть спланированы индивидуальные занятия со специалистом (возможно, с педагогом-психологом, учителем) по составлению планов выполнения заданий, по обучению работе со словарем, по формированию умения выделять причинно-следственные связи в словесных текстах в соответствии с уровнем речевого и интеллектуального развития ребенка [2].

Педагогу-психологу отводится важная роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с нарушением слуха.

Педагог-психолог проводит лонгитюдное обследование уровня психического развития ребенка, его познавательной, эмоционально-волевой сферы, личностных изменений, что позволяет создавать комфортный психоэмоциональный режим учебной деятельности. С учетом индивидуальных и специфических особенностей развития ребенка с нарушением слуха с ним проводятся коррекционные индивидуальные занятия по плану педагога-психолога.

Особое внимание уделяется участию детей с нарушением слуха в проведении воспитательных, культурно-развлекательных,

спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми в соответствии с планом воспитательной работы в школе.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательной организации. Чтобы обеспечить эффективность получения основного образования детьми с ОВЗ, педагогические работники образовательной организации должны иметь четкое представление об особенностях психофизического развития таких детей, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Список литературы

1. Михаленкова И.А. Психическое развитие детей с нарушением слуха // Специальная психология: учеб. для акад. бакалавриата / под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Юрайт, 2016. - Г. 7. - С. 137-148.

2. Михаленкова И.А., Ростомашвили И.Е. Доступная образовательная среда в высшем учебном заведении // Международный научно-исследовательский журнал. Успехи современной науки и образования. - 2016. -№ 4, Т. 3. - С. 39-43.

3. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 (ред. от 11.09.2012) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/ свободный (дата обращения: 26.11.2017).

4. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [Электронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф/ свободный (дата обращения: 26.11.2017).

5. Фарафонтова И.А., Павлова С.А. Особенности зрительного внимания школьников со слуховой депривацией // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 12, т. 10. - С. 113-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.