Научная статья на тему 'Совместная изобразительная деятельность как фактор, влияющий на формирование толерантности у школьников, включенных в инклюзивное пространство'

Совместная изобразительная деятельность как фактор, влияющий на формирование толерантности у школьников, включенных в инклюзивное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ НАРОДА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВМЕСТНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOLERANCE / CULTURE / TRADITIONS OF THE PEOPLE / INCLUSIVE SPACE / JOINT VISUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатарова Лариса Алексеевна, Курбангалиева Юлия Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием толерантности у школьников, включенных в инклюзивное пространство общеобразовательной школы, учитывающей особые образовательные потребности детей. Материалы статьи излагаются в соответствии с результатами, полученными в ходе проектной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Начальное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатарова Лариса Алексеевна, Курбангалиева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joint Fine Activity as a Factor Influencing the Formation of Tolerance among Schoolchildren of Inclusive Space

The article discusses issues related to the formation of tolerance among schoolchildren included in the inclusive school space of general education, taking into account the special educational needs of children. The materials of the article are represented in accordance with the results obtained in the course of project activities of students enrolled in the specialty “Primary education”.

Текст научной работы на тему «Совместная изобразительная деятельность как фактор, влияющий на формирование толерантности у школьников, включенных в инклюзивное пространство»

работы, принципов формирования диалогической речи во внеурочной деятельности слабослышащих учащихся. Предлагается авторский подход к подбору форм и способов повышения мотивации общения, использованию упражнений по совершенствованию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: формирование, диалогическая речь, слабослышащие учащиеся, внеурочная деятельность.

SUMMARY

The article describes the model of work with hard of hearing students in extracurricular activities to improve their oral dialogical speech. The conceptual and content-technological components of the system are revealed in detail. Characteristics of the methods, the content of the work, principles of the formation of dialogical speech in the after-hour activity of hard-of-hearing students are given. The authors offer an author's approach to the selection of forms and ways of increasing the motivation of communication, using exercises to improve the dialogical speech of hard of hearing students in after-hour activities.

Key words: the formation of dialogical speech, hard-of-hearing students, extracurricular activities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демина А. В. Характеристика диалогической речи слабослышащих детей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2009. - № 1 (35). - С. 171— 173.

2. Демина А. В. Результаты изучения диалогической речи слабослышащих учащихся в аспекте их социализации // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 7. - С. 213-218.

3. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекцион-ных) школах I и II вида / под ред. Е. Г. Ре-чицкой. - М.: Владос, 2009. - 389 с.

4. Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 156 с.

Л. А. Сатарова, Ю. Ю. Курбангалиева

УДК 37.035.6:376

СОВМЕСТНАЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

У ШКОЛЬНИКОВ,

ВКЛЮЧЕННЫХ

В ИНКЛЮЗИВНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

По

!од толерантностью понимается терпимость к чужому мнению и поведению, основанная на принципах гуманизма и общечеловеческой морали. В условиях полиэтнического региона толерантность предполагает уважительное отношение к представителям иных национальностей, к их культурным и народным традициям.

Важнейшими направлениями педагогической работы по формированию толерантности у детей являются, во-первых, деятельность по ознакомлению участников образовательного процесса с традициями и ценностями разных народов, проживающих на одной территории. И, во-вторых, организация деятельности, связанной с практическим решением проблем межличностного, межкультурного характера, с воспитанием в духе ненасилия, уважения и доброжелательности.

Считаем, что для эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, осуществляемого в условия многокультурной среды, необходимо опираться на диалог культур - важнейшее условие мирного сосуществования представителей разных наций, обучающихся в одном учебном учреждении. Таким образом, педагогическими условиями, оказывающими формирующее воздей-

20/у/.3 -

(Ш\

ствие на становление толерантной личности, являются:

- понимание и принятие национальных традиций в межличностном общении;

- направленность образовательного процесса на освоение художественных ценностей на основе диалога культур Запада и Востока.

На наш взгляд, создание художественных работ на основе этнических традиций может являться средством формирования уважительного отношения к культурным, национальным особенностям людей. Ведь искусство, будь оно народное или классическое, хранит в себе все то лучшее, что создано человечеством, неспроста его принято рассматривать как синкретическое явление, способное объединить людей разных возрастов и национальностей.

Сегодня художественное творчество на базе народных традиций выступает в качестве социокультурного феномена - одного из важнейших способов проявления толерантности и, если ребенок отдает предпочтение понравившимся ему продуктам художественной деятельности или способу создания изделия, он выбирает определенный тип поведения.

Владение знаниями в области искусства, умение глубоко вникать в художественный образ посредством собственной творческой деятельности, являются благоприятным условием для воспитания у детей дружелюбия, сотрудничества и сотворчества. В данном случае речь идет о совместной изобразительной деятельности, в ходе которой рождается продукт, отвечающий одновременно и этническим традициям, и образу жизни современных людей, объединяющий усилия детей, разных по физическим возможностям и уровню развития художественно-творческих способностей. Все решает распределение объектов совместной работы.

Поскольку коллективная изобразительная деятельность обладает огромным цен-ностно-формирующим потенциалом, совокупностью возможностей благотворно влиять на поведение школьников, то ее можно эффективно использовать в качестве средства

формирования толерантности в инклюзивном пространстве.

Заметим, инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, нормально развивающиеся, с физическими, психическими, культурно-этническими, языковыми и иными особенностями, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в одних и тех же общеобразовательных школах, учитывающих особые образовательные потребности каждого ребенка и оказывающих нуждающимся необходимую поддержку.

В инклюзивную среду входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата (ДЦП) и т.д. Различия между учениками - это не препятствия, которые необходимо преодолевать, а ресурсы, способствующие педагогическому процессу. Инклюзия в образовании включает в себя признание для общества равной ценности каждого ученика, повышение степени участия всех учеников школы в различных аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности отдельных учащихся.

Основными подходами педагогического воздействия на школьников в целях формирования толерантности является, во-первых, приобщение к общенациональной и родной, этнической культуре, во-вторых, обучение технологическим приемам ткачества, плетения, росписи с учетом традиционных методов в создании художественных изделий и их элементов. В данном контексте - создании оригинального изделия на основе традиций народов, представителями которых являются учащиеся класса, - важно бережное отношение к конструкции, узорам, техникам исполнения.

Поэтому главной формой работы в этом направлении мы избрали создание коллективного панно для классной комнаты «Мы разные, но мы вместе».

В ходе совместной деятельности дети знакомились с красочностью, самобытностью, с сакральной символикой предметов быта, национальных костюмов, требующих

должного мастерства исполнения. Этот факт для одних является компенсацией нехватки этно-эстетических впечатлений, для других служит гордостью за свою нацию, а в целом пробуждает интерес к культурному наследию разных народов, является источником вдохновения в создании выразительных образов. На занятиях изобразительной деятельностью дети создавали отдельные элементы панно: архитектурные сооружения (дворец, пагода, мечеть, мельница, мосты, беседки), женские образы в национальных костюмах, в основе которых лежали иллюстрации к сказкам народов мира.

Опыт сотрудничества и личного общения позволил участникам проекта приобрести не только технические навыки, но и умения, проявляющиеся во взаимопомощи. Движущей силой в данном процессе является деятельность по культивированию терпимости на основе уважительного отношения к особенностям других людей. В повседневной жизни -следование в мыслях и действиях высшим этическим идеалам, основанным на принципах Добра и Общего блага.

В результате целенаправленной работы были получены данные о том, что школьники научаются создавать образы, отвечающие традициям народов, проживающих на территории региона: русских, татар, казахов, ногайцев, калмыков, корейцев.

Механизмами формирования толерантности являются:

- включенность детей в совместную деятельность, объединяющую всех участников едиными целевыми установками и практическими задачами;

- межличностное общение в соответствие с его фазами - способами обращения, ответной реакцией;

- преобразование внешней мотивации во внутреннюю, то есть создание ощущения внутренней необходимости действия на основе психологической готовности к терпимости для позитивного взаимодействия с другим человеком.

Исходя из того, что поступки, поведение и способы общения берут на себя функцию

обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность сформированного качества, в данном случае толерантности, для осмысления полученных результатов приведем следующие наблюдения:

- формирование толерантности осуществляется с помощью вербальных, невербальных, художественных средств в созидательной деятельности, в атмосфере дружелюбия;

- поведение детей в процессе общения опирается на нормы речевого и делового этикета;

- полученные умения порождают потребность в их практическом применении, в данном случае - в создании коллективных работ;

- совместная художественно-изобразительная деятельность способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений, освоению приемов работы с разными материалами в различных техниках;

- возникающие чувства и отношения пропитаны доброжелательностью и гуманностью, вызывают желание заботиться о более слабых, о тех, кто нуждается в поддержке.

Окружающая инклюзивная среда мобилизует механизм воспитания детей как с нормой в развитии, так и с ограниченными возможностями здоровья, влияет на формирование искомых качеств: здоровые дети становятся более дружелюбными и внимательными, дети с ограниченными возможностями здоровья - более социализированными, уверенными в себе.

Здесь необходимо подчеркнуть роль педагога, организующего совместную художественно-изобразительную деятельность учащихся.

С одной стороны главной целью совместной изобразительной деятельности является формирование духовной культуры личности, которое педагог осуществляет в ходе приобщения детей к общечеловеческим ценностям, эстетическим идеалам, основанным на принципах Общего блага, Любви, Истины и Красоты, с другой стороны - он организует работу учащихся, в которой каждому из них отведена своя часть общего действа, посильная именно ему. То есть педагог сам вклю-

20/у/.3 -

(Ш\

чен в ответственный и трудоемкий учебно-воспитательный процесс, требующий от него как высокого проявления духовности, так и профессионального мастерства.

В этом случае интересен каждый опыт работы, позволяющий увести детей от проявлений бездуховности, имеющих место в жизни, - противопоставления одного человека другому, выражающегося в нетерпимости, жестокости, неблагодарности, насмешках, брани. Кроме того, избежать невосприимчивости явлений искусства.

Показателен в этом плане опыт донесения до сознания детей мысли о том, что человек должен брать на себя ответственность за свои слова, поступки и даже мысли. Так, маленький человек, постигая законы Бытия, обнаруживает, что, если творишь добро, если стремишься быть трудолюбивым, ответственным, великодушным и дружелюбным, то разумные желания осуществляются без особых усилий.

Занятия рисованием, лепкой, работа с другими художественными материалами расширяют диапазон перцептивных возможностей ребенка, раздвигают горизонты его восприятия. Кроме того, детская работа еще и красноречиво говорит о том, что любит, о чем мечтает ребенок. Взрослые часто пребывают в иллюзиях, думая, что, обучая рисованию или аппликации, они непременно развивают эстетические качества, а коллективная работа над образом всегда способствует формированию толерантности. Это далеко не так.

Если ученик не осознает, ради чего он вместе со всеми создает данный продукт творчества, а требования учителя звучат назидательно, если ему не открывается возможность иметь свое суждение, то у него появляется неуверенность в собственных силах, непонимание своего места в общем деле, отсутствует способность понимать, чувствовать, откликаться на сказанное другим человеком.

Только в связи с осмысленной позицией каждого ученика относительно своей роли в общем деле у школьников вырастает потребность творить самому, помогать другим, стре-

миться к качественному осуществлению работы. Знакомство с традиционными промыслами, народными традициями своих сверстников питают воображение, вызывают эмоциональный отклик, сказываются на обогащении внутреннего мира ребенка, а все это влияет на формирование у него лучших человеческих качеств, в том числе толерантности.

Недооценка инклюзивного образования, имеющая место на протяжении многих лет, игнорирование индивидуальных различий учащихся, изолированность детей, имеющих инвалидность или специальные образовательные потребности, тормозила совершенствование образовательного процесса в целом, а это, как известно, сказывается на состоянии нравственного здоровья всего общества, поскольку является объективно важной для него тенденцией.

Сегодня положение изменяется к лучшему: уходят в прошлое стереотипы в восприятии лиц с психофизическими нарушениями, разработаны ФГОС для детей с особыми потребностями, психологи предложили стратегии разрешения конфликтов и достижения конструктивного диалога между родителями детей с нормой и патологией в развитии: компромисс, уступки и приспособление, сотрудничество.

Для педагогов наиболее эффективной стратегией является сотрудничество между родителями детей всех категорий, предполагающее умение видеть друг в друге союзников, понимать важность мотивов в ликвидации барьеров во взаимоотношениях. Именно оно обеспечивает поддержкой каждого обучающегося для максимального раскрытия его потенциала, служит пониманию роли учителя в его каждодневном труде.

Толерантное отношение между учащимися поддерживается искренним желанием родителей оказывать помощь педагогу в самореализации детей. Как показывает практика, помощь заключается в оказании поддержки в проектной деятельности учащихся, в том числе спонсорской, например, в приобретении художественных материалов;

в привлечении детей к культурным ценностям собственного народа - изучение элементов национальных костюмов, особенностей архитектурных сооружений, воздвигаемых на открытой местности, в степи, и в горных районах.

Таким образом, полученный опыт показывает, что общеобразовательная школа готова принять детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что можно без опасения того, что одни ученики будут обижать других, а, значит, кто-то будет чувствовать себя ущемленно, дискомфортно, объединять в одном коллективе детей с разными возможностями. Именно такое образование предполагает освоение школьниками не только дидактически преобразованного социального опыта, но и усвоение личностью высоких нравственных качеств, то есть рождение личности, обладающей терпимостью, состраданием, дружелюбием, способной принять другого с его индивидуальностью, самобытностью и неповторимостью.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием толерантности у школьников, включенных в инклюзивное пространство общеобразовательной школы, учитывающей особые образовательные потребности детей. Материалы статьи излагаются в соответствии с результатами, полученными в ходе проектной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Начальное образование».

Ключевые слова: толерантность, культура, традиции народа, инклюзивное пространство, совместная изобразительная деятельность.

SUMMARY

The article discusses issues related to the formation of tolerance among schoolchildren included in the inclusive school space of general education, taking into account the special educational needs of children. The materials of the article are represented in accordance with the results obtained in the course of project activities of students enrolled in the specialty "Primary education".

Key words: tolerance, culture, traditions of the people, inclusive space, joint visual activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алентьева Е. И., Курбангалиева Ю. Ю., Балбаева А. Е., Дубченкова Н. О. К вопросу об инклюзивном образовании детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. -2015. - № 2 (54). - С. 125-130.

2. Зайцев Д. В. Концепция инклюзивного образования инвалидов // Образование для всех: политика и практика инклюзии. - Саратов: Научная книга, 2008.

3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / Под ред. М. С. Староверовой. - М.: Владос, 2017. - 167 с.

4. Инклюзивное образование: ожидания и реалии «Круглый стол» // Педагогика. -2013. - № 9.

5. Как разрешать конфликты и формировать толерантность. - М.: Дип. Академия МИД РФ, Академия управления МВД России, МосУ МВД России, департамент образования г. Москвы, 2008. - 368 с.

6. Курбангалиева Ю. Ю. Интеграция детей с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников // Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 сентября 2008 г.) / под ред. Л. Н. Давыдовой. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. -С. 24-28.

7. Курбангалиева Ю. Ю., Курбангали-ев В. Р. К вопросу о специфике инклюзивного подхода к обучению в современной высшей школе // Универсальная безбарьерная среда в образовательной организации: лучшие практики в России и за рубежом: материалы Международного научно-практического семинара (г. Астрахань, май 2016 г.) / отв. Ред. Г. В. Палаткина. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2016. - С. 105-109.

8. Родригес Д. В направлении включеного (инклюзивного) образования детей с нарушениями в развитии (на примере Португалии) // Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: Сборник материалов российско-французско-португальских научно-практических конференций и семинаров. -СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2000.

9. Сатарова Л. А., Курбангалиева Ю. Ю. Нетрадиционный взгляд на традиционный инновационный процесс в образовании // Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление: материалы V Международной научно-методической конференции (г. Астрахань 2014 года) / отв. ред. Г. П. Стефанова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. -С. 184-187.

10. Сатарова Л. А. Пути включения в социум детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные исследования. -2017. - № 2.

11. Сызранов А. В. Этносы и этнические группы Астраханской области: справочное пособие. Астрахань: ОМЦ НК, 2008. - 72 с.

ш)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.