Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титенко Мария Николаевна, Иогансен Ирина Витальевна

В статье освещены актуальные вопросы организации инклюзивного обучения детей с нарушением слуха. Рассматриваются условия, необходимые для определения возможности инклюзивного обучения данного контингента детей. Раскрыты организационно-содержательные аспекты взаимодействия между участниками образовательного процесса в инклюзивной практике. Определена специфика направлений психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титенко Мария Николаевна, Иогансен Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INCLUSIVE TRAINING OF CHILDREN WITH THE HEARING DISORDER IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

In article topical issues of the organization of inclusive training of children with a hearing disorder are taken up. The conditions necessary for definition of possibility of inclusive training of this contingent of children are considered. Organizational and substantial aspects of interaction between participants of educational process in inclusive practice are opened. Specifics of the directions of psychological, medical and pedagogical escort of pupils with a hearing disorder are defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ- ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 376.112.4+376.356+373.1

М. Н. Титенко, И. В. Иогансен

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Организация инклюзивного обучения — одна из современных тенденций развития общего образования. Разработка моделей инклюзивного обучения направлена на решение задачи достижения доступности образования для всех обучающихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Дети, имеющие нарушение слуха, относятся к категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создания специальных педагогических условий (методических, материально-технических, кадровых).

Для успешного обучения в общеобразовательной школе и адаптации в социуме ребенку с нарушением слуха, в том числе с кохлеарным имплантом, необходим достаточно высокий уровень психического развития. Дети нуждаются в помощи специалистов, поддержке со стороны ближайше-

го окружения. Только совместная деятельность педагогов общеобразовательных школ, сурдопедагогов из образовательных учреждений, реализующих адаптированную образовательную программу для учащихся с нарушением слуха, специалистов центров психолого-медико-социального сопровождения и родителей дадут положительный результат в обучении и развитии ребенка.

Слабослышащие дети представлены неоднородной группой, с разной степенью и характером нарушений слуха. В то же время, все дети данной группы находятся в неблагоприятных условиях для речевого развития. Нарушение слуха создает препятствия для развития речевой коммуникации, языковых способностей, является предпосылкой для возникновения трудностей овладения навыками письменной речи.

В практике специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК, г. Санкт-Петербург) за последние

годы отмечается увеличение численности родителей (законных представителей) детей с нарушением слуха (слабослышащие дети, в том числе с кохлеарным имплан-том), интересующихся возможностью обучения детей в условиях инклюзии. В то же время, специалисты после проведения комплексного обследования часто фиксируют несформированность готовности к обучению в общеобразовательной школе у детей с нарушением слуха вследствие недоразвития речевой деятельности и специфических особенностей познавательной сферы.

При решении вопроса о выборе инклюзивной модели обучения слабослышащего ребенка специалисты психолого-медико-педагогической комиссии должны учитывать ряд условий:

— раннее выявление имеющегося нарушения слуха и начало кор-рекционно-развивающей работы;

— желание родителей (законных представителей) обучать ребенка в среде слышащих детей;

— готовность родителей помогать ребенку в процессе обучения;

— обеспечения учебного помещения техническим оборудованием (качественной звукоусиливающей аппаратурой);

— возможности создания системы контроля за развитием ребенка и результативность освоения образовательной программы в условиях инклюзивного обучения.

Инклюзивное обучение можно рекомендовать детям, которые при нарушенных слуховых функциях имеют показатели развития познавательной деятельности соответствующие возрастной норме, владеют навыками устной речи, используемой не только для общения, но и для решения мыслительных задач.

Поэтому актуальными задачами организации инклюзивного обучения детей с нарушением слуха являются:

— совершенствование форм консультативно-просветительской работы с родителями (законными представителями) и ближайшим окружением ребенка;

— разработка системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзии.

Родители, рассматривая вариант инклюзивного обучения для своего ребенка, должны иметь полную информацию об особенностях той или иной модели инклюзивного образования, перспективах обучения ребенка в среде нормально развивающихся сверстников, возможных трудностях и способах их решения.

В качестве основных задач психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха в условиях инклюзии можно выделить:

— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

— помощь в составлении, реализации и оценки эффективности реализации индивидуального плана развития обучающегося;

— формирование психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогических работников.

В контексте обозначенных задач психолого-медико-педагогическое сопровождение реализует основные направления:

психолого -педагогическая диагностика учащихся с нарушением слуха в условиях инклюзии;

— консультирование педагогов, работающих с ребенком, родителей ребенка, родителей, нормально развивающихся сверстников, обучающихся в одном классе с ребенком, имеющим нарушения слуха

— организация коррекционно-развивающей работы с ребенком (занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом). При этом, занятия могут быть организованы как на базе школы, так и на базе организации, выполняющей функции ресурсного центра и участвующей в программе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха в условиях инклюзии;

— экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Необходимо отметить, что роль информационно-организационного центра психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзивного образования выполняет школьный психолого-педагогический консилиум.

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее по тексту — школьный консилиум) создается в общеобразовательной организации приказом директора школы и является постоянно действующей службой, обеспечивающей квалифицированную помощь педагогическому коллективу и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в выборе адекватных условий обучения и воспитания учащихся с особыми потребностями.

Для участия в работе консилиума могут привлекаться специалисты, не работающие в данной образовательной организации по запросу школы. В состав консилиума могут входить специалисты из ЦПМСС (центры психолого-медико-социального сопровождения), курирующие процесс психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в инклюзии.

В организации психолого-меди -ко-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха в инклюзивном обучении целесообразно участие педагогов школ, реализующих адаптированные об-

разовательные программы для детей с нарушениями слуха. В соответствии с их компетентностью возможно выполнение следующих направлений работы:

— консультирование педагогов общеобразовательных школ по вопросам обучения детей с нарушением слуха;

— проведение обучающих семинаров, круглых столов;

— организация посещения уроков I отделения школ, реализующих адаптированную образовательную программу для слабослышащих детей, учителями общеобразовательных школ, реализующих модели инклюзивного обучения.

Примерный состав школьного консилиума: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), педагог класса, в котором обучается ребенок, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

Основное содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха в общеобразовательной школе входит в функциональные обязанности педагога-психолога и учителя-логопеда.

Содержанием деятельности педагога-психолога является:

— составление индивидуального плана психолого-социальной коррекции.

— проведение занятий по развитию эмоциональной сферы, познавательных процессов;

— оказание психологической помощи в конфликтных ситуациях;

— проведение коррекционной работы в классе, способствующей толерантности на основе идей взаимопомощи и заботы;

— осуществление контакта с педагогами (проведение консультаций, тренингов);

— индивидуальное консультирование родителей детей с нарушением слуха.

К функциям учителя-логопеда относится:

— проведение диагностики речи ребенка с нарушением слуха;

— разработка индивидуальной образовательной программы кор-рекционно-развивающих занятий по развитию навыков связной диалогической и монологической речи, обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков письменной речи;

— коррекция произносительной стороны речи направленной на формирование внятной речи, понятной окружающим (постановка дыхания, изменение силы голоса), работа над интонационной выразительностью речи.

Не менее важными являются функции классного руководителя, осуществляющего обучение ребенка с нарушением слуха:

— оптимизация эмоционального микроклимата в классе, помощь учащимся в поддержании полноценных содержательных контактов;

— реализация принципа толерантности на практике;

— участие в составлении индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением слуха;

— установление контакта со специалистами, работающими с детьми имеющими нарушение слуха с целью обмена опытом и получения консультативной поддержки;

— осуществление сотрудничества с родителями ребенка с нарушением слуха.

Родителям (законным представителям) ребенка с нарушением слуха, обучающегося в условиях инклюзии, необходимо не только адекватно оценивать возможности ребенка, но и собственные силы в оказании ему помощи по освоению программного материала.

Оптимальными условиями участия родителей в программе сопровождения ребенка с нарушением слуха в условиях инклюзивного обучения являются:

— продуктивный контакт с педагогами и специалистами из общеобразовательной школы;

— предоставление консультативно-просветительской поддержки родителям в вопросах организации семейного воспитания и развития ребенка;

— проведение поддерживающей терапии, рекомендованной лечащим врачом, сурдологом, неврологом;

— регулярная проверка исправности и настройки слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов;

— участие в жизни класса (помощь в организации праздников, экскурсий, походов).

Организационные основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха составляют:

— обеспечение доступной среды (использование большого количества наглядных материалов, звукоусиливающей аппаратуры: РМ-систем);

— ограничение количества ин-клюзированных обучающихся с нарушением слуха (не более 1 ребенка в класс);

— посадка детей с нарушением слуха за партой, в классе целесообразна совместно со слышащим одноклассником;

— систематическое проведение коррекционных занятий;

— осуществление связи между специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушение слуха в специализированных школах и педагогическим коллективом общеобразовательной школы.

Таким образом, основными составляющими организации эффективного инклюзивного обучения детей с нарушением слуха являются:

— создание благоприятной психологической атмосферы для адап-

тации детей с особыми образовательными потребностями;

— организация специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха;

— оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса.

При соблюдении этих условий и выполнении вышеперечисленных функций создаются благоприятные условия для развития и социализации детей с нарушением слуха.

Поступила в редакцию 02.08.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.