Научная статья на тему 'Особенности работы среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО "Бюро СМЭ"'

Особенности работы среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО "Бюро СМЭ" Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
413
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / РАБОТА С ТРУПНЫМ МАТЕРИАЛОМ / АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шульгина Наталья Николаевна, Сингатуллина Фаузья Ахадовна

В докладе представлены особенности работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шульгина Наталья Николаевна, Сингатуллина Фаузья Ахадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО "Бюро СМЭ"»

го контроля качества и безопасности медицинской деятельности по оказанию медицинских услуг.

■ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ_

Я. А. Кальченко

ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В сообщении представлены теоретические основы профессионального выгорания у медицинских работников, статистические данные в сравнении с зарубежными результатами, профилактические меры, включая детальную программу по устранению и предупреждению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Ключевые слова: медицинские работники, профессионализм, стресс, синдром профессионального выгорания (деструкция), синдром эмоционального выгорания, профилактика

Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности у медицинских работников приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Установлено, что на стадии профессионализации по многим видам профессии у медицинских работников в лице врачей и среднего медицинского персонала происходит развитие профессиональных де-струкций, то есть синдрома выгорания. Синдром эмоционального и профессионального выгорания у медицинских работников ассоциирован с низким уровнем безопасности, а именно однообразная и эмоционально напряженная окружающая среда, актуальная возможность возникновения аварии, продолжительное время работы и интенсивные психоэмоциональные нагрузки, политика низкой заработной платы, не выстроенная вертикаль рабочих отношений на фоне порой агрессивного и жесткого (безапелляционного) поведения руководителей по отношению к сотрудникам и многое другое. Также с увеличением стажа работы в медицинских организациях у работников повышается риск инфицирования и возникновения на этом фоне профессиональных заболеваний, и, как следствие, со временем из-за этого возникают экономические потери и снижение качества оказываемых услуг. Данный феномен подразумевает под собой проявление физического и психического истощения, сопровождающегося эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Еще одна проблема состоит в том, что вышеупомянутый синдром негативно влияет не только на рабочую деятельность, но и жизнь личности в общем.

Виктор Васильевич Бойко (автор методики определения степени выгорания у работников) высказал интересную точку зрения: эмоциональное выгорание, помимо деструктивного характера, имеет другую сторону - способность экономного расходования внутренних ресурсов благодаря полному или частичному исключению эмоций.

Что касается статистики, то у 70-99 % медицинских работников есть профессиональное выгорание, а у каждого третьего - крайне высокая степень. У наших медиков гораздо выше показатели по критериям «цинизм» и «пессимизм» по сравнению с зарубежными коллегами, что и определяет актуальность темы, необходимость ее детального исследования и разработки профилактических мероприятий.

На сегодняшний день существует множество разнообразных методик, определяющих наличие СЭВ. В связи с этим я предложила программу по профилактике синдрома выгорания, адаптированную для медицинского

работника вне зависимости от должности, которая повысит психологическую компетентность врачей и средних медицинских работников, поможет освоить самовосстановление и способы оказания помощи коллегам, что значительно улучшит самочувствие работников и повысит эффективность их труда и качество работы.

ВЫВОДЫ

На основе данных можно констатировать, что большой процент медицинских работников склонен к профессиональному выгоранию. Развиваясь, синдром выгорания определяет всю окружающую жизнь специалиста, его взгляды. При этом сам медицинский работник постоянно подвержен негативным эмоциям и транслирует их на окружающих. Однако, понимая суть проблемы и какие методы существуют для ее решения, можно избежать развития синдрома выгорания у медицинских работников, повысив эмоциональную устойчивость, разгрузив себя во время пиковых состояний на работе, то есть дать небольшой отдых или переключиться на другую работу. Специалист в процессе своей деятельности должен развивать навыки по профилактике синдрома эмоционального выгорания, стабилизировать уверенность в себе и своем деле, а также повышать качество работы и уметь снижать уровень тревожности.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАЙОННОМ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ГБУЗ МО «БЮРО СМЭ»_

Н. Н. Шульгина, Ф. А. Сингатуллина ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В докладе представлены особенности работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Ключевые слова: общие и специальные знания среднего медицинского персонала, делопроизводство, работа с трупным материалом, аварийные ситуации на рабочем месте, санитарно-эпидемиологический режим

Работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» разнообразна и специфична. Специфичность заключается в том, что средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения ежедневно в своей работе сталкивается трупным материалом, ежедневно приходится видеть тела умерших людей. Из-за специфичности работы и особенностей требований к медицинскому образованию отмечается дефицит кадров в среднем звене. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 июля 2006 г. N 546 к профессиональной деятельности в качестве специалиста со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» допускаются лица, получившие среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».

Специалист со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» осуществляет профессиональную деятельность в должностях лаборанта, фельдшера-лаборанта, медицинского лабораторного техника, медицинского технолога.

Средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения должен обладать общими и специальными знаниями и умениями: 1. Знать: законодательство в сфере здравоохранения;

уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации; нормативные правовые акты и инструктивные документы, регламентирующие деятельность учреждений судебно-медицинской экспертизы; виды судебно-медицинских экспертиз, правила их производства; делопроизводство в ГБУЗ МО «Бюро судебно -медицинской экспертизы; технические и программные средства реализации информационных процессов; общие требования, предъявляемые к дезинфекционному режиму в судебно-медицинской экспертизе; функциональные обязанности, права и ответственность среднего медицинского персонала; медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения; правила по охране труда; правила работы с биологическим материалом при подозрении на особо опасные инфекции и СПИД; основы медицины катастроф.

2. Уметь: регистрировать объекты и материалы, поступающие для проведения судебно-медицинской экспертизы (обследования, исследования); осуществлять забор и подготовку объектов судебно-медицинской экспертизы для проведения лабораторных исследований; готовить стандартные, рабочие и типовые растворы; пользоваться лабораторной аппаратурой, приборами (центрифуга и др.); выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности медицинского персонала; организовывать работу младшего медицинского персонала в структурном подразделении судебно-медицинской экспертизы; оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

3. Обладать специальными знаниями: инструкцию по судебно-медицинской экспертизе трупа; методику проведения судебно-медицинского исследования трупа, и его особенности при различных видах смерти; требования, предъявляемые к взятию и направлению трупного материала на судебно-гистологическую экспертизу (исследование); инструкцию по фиксации гистологического материала.

Средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения должен знать: особенности работы с трупным материалом при подозрении на особо опасные инфекции и СПИД, инфицированных туберкулезом и гепатитом В и так далее; соблюдать правила санитарно-противоэпидемического режима при работе и обработке тканей органов от трупов лиц, больных: СПИДом, ВИЧ-инфицированных, туберкулезом, гепатитом, сифилисом.

ВЫВОДЫ

Работа среднего медицинского работника районного судебно-медицинского отделения ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» разнообразна и ответственна. Он должен обладать определенными навыками, знаниями и умениями. Медицинский работник со средним медицинским образованием в районном судебно-медицинском отделении должен хорошо знать делопроизводство; правила подготовки и отправки биологических объектов на лабораторные судебно-медицинские исследования, готовить рабочие растворы дезинфицирующих средств нужной концентрации, следить за уборкой помещений, знать и выполнять требования санитарно-противоэпидемического режима. Это первый помощник врачу судебно-медицинскому эксперту и в своей повседневной работе он должен правильно распределить свое рабочее время (тайм-менеджмент) для того, чтобы подготовить все необходимые документы для проведения судебно-медицинского исследования трупа.

ОБУЧЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

В. А. Тихомирова, Е. А. Боговская

ГБУЗ МО МОНИКИ им М. Ф. Владимирского, Москва

В докладе отражены вопросы обучения и адаптации средних медработников на рабочем месте, предложены новые формы обучения среднего медицинского персонала.

Ключевые слова: медицинский работник, мотивация, обучение, наставник, новичок, адаптация, внедрение, планирование

В последнее, время проблемы подбора медицинского персонала становятся особо значимыми. Это связано с отсутствием адаптации кадрового состава, как работающих лиц, так и вновь пришедших. Вследствие этого многие медицинские организации не полностью укомплектованы средним медицинским персоналом.

Не укомплектованность медицинскими работниками может быть причиной снижения качества оказания медицинской помощи, в том числе в работе судебно-медицинских экспертов.

Польза наставничества для организации неоспорима. Внедрение системы управления в обучение осуществляется с помощью поддерживающих ресурсов. Использование наставничества делает обучение эффективнее. Они обучают новым технологиям на рабочих местах. Формирование профессионального коллектива помогает эффективно обучать вновь пришедший персонал, способствует в дальнейшем принятию правильных решений при оказании медицинской помощи.

При наставничестве используется комплексный подход с изучением узкой специализации и с возобновлением общих знаний, полученных при базовом обучении. При данном методе обучения, при контроле знаний обучающиеся показывают более высокий результат, что способствует их дальнейшему карьерному росту.

ВЫВОДЫ

Новые формы обучения, в том числе наставничество, позволят повысить качество медицинской помощи.

ЯКОВ ЮРЬЕВИЧ КАЦ.

У ИСТОКОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО

ДЕЛА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ_

В. В. Гайдичук1,2, Н. А. Романько1,2, Н. В. Табунова3 'ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва 2Кафедра судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, Москва 3МБУ «Музей заповедник «Дмитровский кремль», Дмитров Доклад посвящен Я. Ю. Кацу, возглавившему в ноябре 1918 года подотдел медицинской экспертизы Отдела здравоохранения Мосгубсовдепа, ставший в последующем прообразом Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области. Ключевые слова: Яков Юрьевич Кац, судебно-медицинская экспертиза Московской области (губернии)

В ноябре 2018 года исполнилось 100 лет со дня образования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»).

У истоков Московской областной (губернской) судебно-медицинской службы стоял Я. Ю. Кац, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в январе 2019 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.