Научная статья на тему 'Стандарт операционных процедур (СОП) как инструмент управления качеством оказания и выполнения медицинских услуг'

Стандарт операционных процедур (СОП) как инструмент управления качеством оказания и выполнения медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1411
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
В ДОКЛАДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / СТАНДАРТЫ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сингатуллина Фаузья Ахадовна

В докладе представлена информация по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сингатуллина Фаузья Ахадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандарт операционных процедур (СОП) как инструмент управления качеством оказания и выполнения медицинских услуг»

мидесяти) в неделю. Испытание работником считается пройденным при наборе за период прохождения испытательного срока более 1000 (одной тысячи) баллов. Работодатель оставляет за собой право прекратить трудовые отношения с работником, не дожидаясь окончания всего испытательного срока, при наличии менее 80 (восьмидесяти) баллов в неделю.

Задания для работника и последующая оценка выполненной работы фиксируются в Листе прохождения испытания.

По мере возникающей необходимости дополнительные задания из перечня устанавливаются руководителем структурного подразделения. При несогласии работника с оценкой его испытания, он имеет право направить работодателю мотивированные возражения в течение 5 (пяти) календарных дней с даты ознакомления с оценкой той или иной задачи или показателя.

ВЫВОДЫ

Управление кадровыми рисками - один из важнейших элементов при планировании системы менеджмента качества учреждения. Для успешного прохождения испытательного срока предусмотрено:

1. Обучение медицинских лабораторных техников (фельдшеров-лаборантов) на рабочем месте под руководством наставника стандартным операционным процедурам.

2. Предоставление материалов для самостоятельного изучения (методические пособия, лабораторные прописи, табличные алгоритмы работы и пр.).

3. Мониторинг знаний с помощью проведения тестового контроля теоретических знаний и контроль за выполнением лабораторных и иных манипуляций на практике при внутренних аудитах.

■ СТАНДАРТ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР (СОП) КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Ф. А. Сингатуллина

ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В докладе представлена информация по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.

Ключевые слова: стандартизация, внутренний контроль качества и безопасности по оказанию медицинских услуг, стандарты операционных процедур Система стандартизации в здравоохранении - это совокупность нормативных документов и организационно-технических мероприятий, охватывающая все стадии жизненного цикла нормативного документа, содержащего требования к объектам стандартизации в сфере здравоохранения. Выбор объектов стандартизации в здравоохранении осуществляется на основе единых принципов их классификации, систематизации и структурирования, с учетом обязательного установления функциональной взаимосвязи между ними и возможности расширения их номенклатуры.

Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются: организационные технологии; медицинские услуги; технологии выполнения медицинских услуг; техническое обеспечение выполнения медицинских услуг; качество медицинских услуг; квалификация медицинского персонала; производство, условия реализации, качество лекарственных средств и изделий медицинской техники; учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и медицинского страхования;

информационные технологии; экономические аспекты здравоохранения; получение, переработка и введение в организм органов и тканей, полученных от донора; обеспечение этических правил в здравоохранении.

Стандарты различного уровня устанавливают критерии и индикаторы, обеспечивающие качество проведения рабочих процессов в медицинском учреждении, отвечая на вопрос, что нужно делать правильно. Однако стандарты не отвечают на второй вопрос обеспечения качества, как нужно делать правильно, когда, где и кому. На эти вопросы отвечают документы иного уровня и иной структуры. Такие документы принято называть Стандартные операционные процедуры (СОП). Разрабатываются и применяются они в самом учреждении с использованием потенциала собственных специалистов или при внешней поддержке привлеченных специалистов.

Качество в деятельности медицинской организации - это уровень соответствия оказываемых медицинских услуг в соответствии со стандартом, утвержденным уполномоченным органом и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и техники. Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Чтобы внедрить систему менеджмента качества оказания медицинских услуг, регламентировать рутинные процедуры медицинского персонала и обучить медицинских работников правилам действия в экстренной ситуации, необходимо разработать и внедрить СОП.

Стандартные операционные процедуры - это документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий, которые надо осуществить, чтобы выполнить ту или иную работу. СОП делает процесс работы и его результаты последовательными, согласованными, предсказуемыми и воспроизводимыми. Несомненны преимущества, достигаемые при применении СОП: чёткое распределение задач по компетенции, обеспечение качества и логической последовательности действий, СОП полезны для обучения нового персонала, служат в качестве справочника для проверки на соответствие, дают возможность чётко работать персоналу в отсутствие руководства.

Фактически каждый СОП должен содержать ответы на 3 вопроса:

кто? - участвует в реализации, выполняет его требования и что? - какие ресурсы необходимы для его реализации;

где? - в каком подразделении, отделе или отделении медицинской организации следует выполнять требования СОПа;

когда? - в какой временной промежуток необходимо уложиться, выполняя требования СОПа, в какой последовательности и при каких обстоятельствах.

В целом СОПы должны быть краткими, четкими, конкретными, желательно их представление в табличной форме или в виде схем и алгоритмов с минимальным объемом текстовой части.

ВЫВОДЫ

Формирование и повсеместное использование ясных и четких, правильно и подробно составленных, отвечающих современным требованиям Стандарты операционных процедур могут стать гарантией четкой работы, логической последовательности действий и одним из действенных элементов системы управления качеством предоставления медицинских услуг.

В дальнейшем в медицинской организации требуется постоянная работа по поддержанию системы внутренне-

го контроля качества и безопасности медицинской деятельности по оказанию медицинских услуг.

■ СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ_

Я. А. Кальченко

ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В сообщении представлены теоретические основы профессионального выгорания у медицинских работников, статистические данные в сравнении с зарубежными результатами, профилактические меры, включая детальную программу по устранению и предупреждению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Ключевые слова: медицинские работники, профессионализм, стресс, синдром профессионального выгорания (деструкция), синдром эмоционального выгорания, профилактика

Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности у медицинских работников приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Установлено, что на стадии профессионализации по многим видам профессии у медицинских работников в лице врачей и среднего медицинского персонала происходит развитие профессиональных де-струкций, то есть синдрома выгорания. Синдром эмоционального и профессионального выгорания у медицинских работников ассоциирован с низким уровнем безопасности, а именно однообразная и эмоционально напряженная окружающая среда, актуальная возможность возникновения аварии, продолжительное время работы и интенсивные психоэмоциональные нагрузки, политика низкой заработной платы, не выстроенная вертикаль рабочих отношений на фоне порой агрессивного и жесткого (безапелляционного) поведения руководителей по отношению к сотрудникам и многое другое. Также с увеличением стажа работы в медицинских организациях у работников повышается риск инфицирования и возникновения на этом фоне профессиональных заболеваний, и, как следствие, со временем из-за этого возникают экономические потери и снижение качества оказываемых услуг. Данный феномен подразумевает под собой проявление физического и психического истощения, сопровождающегося эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Еще одна проблема состоит в том, что вышеупомянутый синдром негативно влияет не только на рабочую деятельность, но и жизнь личности в общем.

Виктор Васильевич Бойко (автор методики определения степени выгорания у работников) высказал интересную точку зрения: эмоциональное выгорание, помимо деструктивного характера, имеет другую сторону - способность экономного расходования внутренних ресурсов благодаря полному или частичному исключению эмоций.

Что касается статистики, то у 70-99 % медицинских работников есть профессиональное выгорание, а у каждого третьего - крайне высокая степень. У наших медиков гораздо выше показатели по критериям «цинизм» и «пессимизм» по сравнению с зарубежными коллегами, что и определяет актуальность темы, необходимость ее детального исследования и разработки профилактических мероприятий.

На сегодняшний день существует множество разнообразных методик, определяющих наличие СЭВ. В связи с этим я предложила программу по профилактике синдрома выгорания, адаптированную для медицинского

работника вне зависимости от должности, которая повысит психологическую компетентность врачей и средних медицинских работников, поможет освоить самовосстановление и способы оказания помощи коллегам, что значительно улучшит самочувствие работников и повысит эффективность их труда и качество работы.

ВЫВОДЫ

На основе данных можно констатировать, что большой процент медицинских работников склонен к профессиональному выгоранию. Развиваясь, синдром выгорания определяет всю окружающую жизнь специалиста, его взгляды. При этом сам медицинский работник постоянно подвержен негативным эмоциям и транслирует их на окружающих. Однако, понимая суть проблемы и какие методы существуют для ее решения, можно избежать развития синдрома выгорания у медицинских работников, повысив эмоциональную устойчивость, разгрузив себя во время пиковых состояний на работе, то есть дать небольшой отдых или переключиться на другую работу. Специалист в процессе своей деятельности должен развивать навыки по профилактике синдрома эмоционального выгорания, стабилизировать уверенность в себе и своем деле, а также повышать качество работы и уметь снижать уровень тревожности.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РАЙОННОМ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ГБУЗ МО «БЮРО СМЭ»_

Н. Н. Шульгина, Ф. А. Сингатуллина ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В докладе представлены особенности работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ». Ключевые слова: общие и специальные знания среднего медицинского персонала, делопроизводство, работа с трупным материалом, аварийные ситуации на рабочем месте, санитарно-эпидемиологический режим

Работа среднего медицинского персонала в районном судебно-медицинском отделении ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» разнообразна и специфична. Специфичность заключается в том, что средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения ежедневно в своей работе сталкивается трупным материалом, ежедневно приходится видеть тела умерших людей. Из-за специфичности работы и особенностей требований к медицинскому образованию отмечается дефицит кадров в среднем звене. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 июля 2006 г. N 546 к профессиональной деятельности в качестве специалиста со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» допускаются лица, получившие среднее медицинское образование по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат по специальности «Судебно-медицинская экспертиза».

Специалист со средним медицинским образованием по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» осуществляет профессиональную деятельность в должностях лаборанта, фельдшера-лаборанта, медицинского лабораторного техника, медицинского технолога.

Средний медицинский работник районного судебно-медицинского отделения должен обладать общими и специальными знаниями и умениями: 1. Знать: законодательство в сфере здравоохранения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.