Научная статья на тему 'Управление рисками со стороны планирования работы среднего и младшего медицинского персонала'

Управление рисками со стороны планирования работы среднего и младшего медицинского персонала Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шигеев Сергей Владимирович, Асташкина Ольга Генриховна, Тучик Евгений Савельевич, Кокоулина Инна Юрьевна

Доклад посвящен алгоритму оценки знаний и практических умений работников среднего медицинского звена при приеме на работу в экспертное учреждение и прохождении испытательного срока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шигеев Сергей Владимирович, Асташкина Ольга Генриховна, Тучик Евгений Савельевич, Кокоулина Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рисками со стороны планирования работы среднего и младшего медицинского персонала»

ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва

Доклад посвящен правовой регламентации предупреждения профессиональных заболеваний у лиц, участвующих в организации и производстве судебно-медицинских экспертиз.

Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, профессиональные заболевания, медицинские работники, инфекционные заболевания, биологические факторы, иммунопрофилактика, профилактические прививки, нормативные правовые акты, законодательство

Вопрос инфекционных заболеваний является одним из актуальных на протяжении многих лет.

Предотвращение возникновения инфекционных заболеваний при осуществлении профессиональной деятельности до конца не решен. Одним из элементов предупреждения возникновения профессиональных заболеваний является иммунопрофилактика.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» профессиональное заболевание -хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 № 417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» конкретизирует, что это заболевания, связанные с воздействием, в том числе с производственными биологическими факторами: инфекционные и паразитарные заболевания, связанные с воздействием инфекционных агентов.

В целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации существует Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Данный документ предусматривает систему мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней - путем проведения профилактических прививок.

На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» определяет в этом перечне, в том числе, работы с больными инфекционными заболеваниями и работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении

Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» в пункте 10 указывает объекты экспертизы: трупы и их части; живые лица.

В соответствии с регламентом работы в судебно-экспертных учреждениях возможно заражение сотрудников при осуществлении их должностных обязанностях.

Учитывая вышеизложенное, предусмотрены мероприятия для предупреждения возникновения профессиональных заболеваний лиц, участвующих в организации и производстве судебно-медицинских экспертиз.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СО СТОРОНЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ СРЕДНЕГО И МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА_

С. В. Шигеев, О. Г. Асташкина, Е. С. Тучик, И. Ю. Кокоулина

ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы» Доклад посвящен алгоритму оценки знаний и практических умений работников среднего медицинского звена при приеме на работу в экспертное учреждение и прохождении испытательного срока. Ключевые слова: система менеджмента качества, управление рисками, средний медицинский персонал, испытательный срок

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640, предусматривает внедрение системы контроля качества, безопасности медицинской деятельности и системы управления рисками.

Основой стандартизации и управления рисками является разработка и применение «регламентов процессов, стандартных операционных процедур и алгоритмов выполнения работ».

Бюро судебно-медицинской экспертизы относится к специализированным организациям Департамента здравоохранения города Москвы, и на лабораторные подразделения не распространяется действие различных нормативных документов, обязательных к исполнению лабораториями медицинских организаций ДЗМ. Вместе с тем, на базе бюро есть предпосылки для создания системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ГОСТ Р ИСО 151892015 «Лаборатории медицинские».

Одним из важнейших элементов СМК является управление рисками в практической деятельности среднего и младшего медицинского персонала, а также управление кадровыми рисками при приеме на работу новых сотрудников. В целях развития СМК бюро и оптимизации указанных рисков нами внедрены «Программа прохождения испытания при приеме на работу» сотрудника, которая позволяет выявить (при наличии) и предупредить основные ошибки в деятельности среднего и младшего медицинского персонала, обусловленные отсутствием знаний алгоритмов повседневной работы, недостатком или полным отсутствием практического опыта, теоретических знаний, и «Лист прохождения испытания».

Программа предусматривает проведение промежуточного контроля знаний в присутствии непосредственного наставника «молодого» специалиста (старшего фельдшера-лаборанта) и, при необходимости, заведующего отделением в виде устного собеседования, письменных тестов, практических занятий. Результативность прохождения испытательного срока оценивается по итогам работы один раз в неделю с количеством баллов более 80 (вось-

мидесяти) в неделю. Испытание работником считается пройденным при наборе за период прохождения испытательного срока более 1000 (одной тысячи) баллов. Работодатель оставляет за собой право прекратить трудовые отношения с работником, не дожидаясь окончания всего испытательного срока, при наличии менее 80 (восьмидесяти) баллов в неделю.

Задания для работника и последующая оценка выполненной работы фиксируются в Листе прохождения испытания.

По мере возникающей необходимости дополнительные задания из перечня устанавливаются руководителем структурного подразделения. При несогласии работника с оценкой его испытания, он имеет право направить работодателю мотивированные возражения в течение 5 (пяти) календарных дней с даты ознакомления с оценкой той или иной задачи или показателя.

ВЫВОДЫ

Управление кадровыми рисками - один из важнейших элементов при планировании системы менеджмента качества учреждения. Для успешного прохождения испытательного срока предусмотрено:

1. Обучение медицинских лабораторных техников (фельдшеров-лаборантов) на рабочем месте под руководством наставника стандартным операционным процедурам.

2. Предоставление материалов для самостоятельного изучения (методические пособия, лабораторные прописи, табличные алгоритмы работы и пр.).

3. Мониторинг знаний с помощью проведения тестового контроля теоретических знаний и контроль за выполнением лабораторных и иных манипуляций на практике при внутренних аудитах.

■ СТАНДАРТ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР (СОП) КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Ф. А. Сингатуллина

ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», Москва В докладе представлена информация по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации.

Ключевые слова: стандартизация, внутренний контроль качества и безопасности по оказанию медицинских услуг, стандарты операционных процедур Система стандартизации в здравоохранении - это совокупность нормативных документов и организационно-технических мероприятий, охватывающая все стадии жизненного цикла нормативного документа, содержащего требования к объектам стандартизации в сфере здравоохранения. Выбор объектов стандартизации в здравоохранении осуществляется на основе единых принципов их классификации, систематизации и структурирования, с учетом обязательного установления функциональной взаимосвязи между ними и возможности расширения их номенклатуры.

Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются: организационные технологии; медицинские услуги; технологии выполнения медицинских услуг; техническое обеспечение выполнения медицинских услуг; качество медицинских услуг; квалификация медицинского персонала; производство, условия реализации, качество лекарственных средств и изделий медицинской техники; учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и медицинского страхования;

информационные технологии; экономические аспекты здравоохранения; получение, переработка и введение в организм органов и тканей, полученных от донора; обеспечение этических правил в здравоохранении.

Стандарты различного уровня устанавливают критерии и индикаторы, обеспечивающие качество проведения рабочих процессов в медицинском учреждении, отвечая на вопрос, что нужно делать правильно. Однако стандарты не отвечают на второй вопрос обеспечения качества, как нужно делать правильно, когда, где и кому. На эти вопросы отвечают документы иного уровня и иной структуры. Такие документы принято называть Стандартные операционные процедуры (СОП). Разрабатываются и применяются они в самом учреждении с использованием потенциала собственных специалистов или при внешней поддержке привлеченных специалистов.

Качество в деятельности медицинской организации - это уровень соответствия оказываемых медицинских услуг в соответствии со стандартом, утвержденным уполномоченным органом и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и техники. Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Чтобы внедрить систему менеджмента качества оказания медицинских услуг, регламентировать рутинные процедуры медицинского персонала и обучить медицинских работников правилам действия в экстренной ситуации, необходимо разработать и внедрить СОП.

Стандартные операционные процедуры - это документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий, которые надо осуществить, чтобы выполнить ту или иную работу. СОП делает процесс работы и его результаты последовательными, согласованными, предсказуемыми и воспроизводимыми. Несомненны преимущества, достигаемые при применении СОП: чёткое распределение задач по компетенции, обеспечение качества и логической последовательности действий, СОП полезны для обучения нового персонала, служат в качестве справочника для проверки на соответствие, дают возможность чётко работать персоналу в отсутствие руководства.

Фактически каждый СОП должен содержать ответы на 3 вопроса:

кто? - участвует в реализации, выполняет его требования и что? - какие ресурсы необходимы для его реализации;

где? - в каком подразделении, отделе или отделении медицинской организации следует выполнять требования СОПа;

когда? - в какой временной промежуток необходимо уложиться, выполняя требования СОПа, в какой последовательности и при каких обстоятельствах.

В целом СОПы должны быть краткими, четкими, конкретными, желательно их представление в табличной форме или в виде схем и алгоритмов с минимальным объемом текстовой части.

ВЫВОДЫ

Формирование и повсеместное использование ясных и четких, правильно и подробно составленных, отвечающих современным требованиям Стандарты операционных процедур могут стать гарантией четкой работы, логической последовательности действий и одним из действенных элементов системы управления качеством предоставления медицинских услуг.

В дальнейшем в медицинской организации требуется постоянная работа по поддержанию системы внутренне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.