Научная статья на тему 'Особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, в системе СПО'

Особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / УЧАЩИЕСЯ С ОВЗ / КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» / ТЕХНОЛОГИИ "1С"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириков Константин Владимирович

В статье рассмотрены особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, а также возможности использования технологий «1С» для проведения конкурсов профессионального мастерства по компетенции «Экономика и бухгалтерский учет» в рамках движения «Абилимпикс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириков Константин Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, в системе СПО»

28 |

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

Особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, в системе СПО

Ё»

КИРИКОВ

Константин

Владимирович,

преподаватель

Воронежского

юридического

техникума,

Воронеж

Аннотация

В статье рассмотрены особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, а также возможности использования технологий «1С» для проведения конкурсов профессионального мастерства по компетенции «Экономика и бухгалтерский учет» в рамках движения «Абилимпикс»

Ключевые слова:

общие компетенции, профессиональные компетенции, одаренные учащиеся, учащиеся с ОВЗ, конкурс профессионального мастерства, движение «Абилимпикс», специальность «экономика и бухгалтерский учет», технологии «1С»

В современных условиях деятельности образовательных организаций вопросы работы с учащимися, имеющими ограничения здоровья, приобретают особую актуальность. В полной мере это относится и к системе среднего профессионального образования. Однако если данная проблематика широко обсуждается в научной литературе и профессиональном сообществе, то вопросам работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, уделяется недостаточно внимания. Научные публикации по данной тематике единичны [3].

Связано это с тем, что работа с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, — достаточно сложная многоаспектная задача, требующая не только организации доступной образовательной среды, методического обеспечения, наличия квалифицированных кадров, но и осмысления накопленного опыта. Причем решаться она должна в рамках компетентностного подхода, реализуемого в рамках ФГОС. Сегодня в организациях СПО разных регионов нашей страны идет процесс накопления опыта работы с одаренными учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Важно обобщить этот опыт и осмыслить его.

Воронежский юридический техникум с 1975 года ведет обучение по юридическим и экономическим специальностям СПО, в том числе по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

На протяжении многих лет в образовательном учреждении ведется целенаправленная работа с одаренными учащимися. Студенты техникума неоднократно становились победителями и призерами областных и всероссийских олимпиад профессионального мастерства по данной специальности, победителями всероссийских конкурсов студенческих научно-исследовательских работ по экономике, в том числе и конкурсов профессионального мастерства в рамках движения «Абилимпикс».

Работа с одаренными учащимися имеет свою специфику и осуществляется в определенной последовательности:

- решение задач репродуктивного уровня (копирование);

- решение типовых профессиональных задач;

- ежедневные занятия;

Кириков К. В. Особенности работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, в системе СПО // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 28-30.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- нарастание сложности;

- решение творческих (проблемных) задач;

- развитие способностей к интерпретации;

- развитие способности применять знания и умения в ситуации неопределенности;

- мотивация к будущему профессиональному росту.

В последние годы важным направлением становится работа с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ. На наш взгляд, необходимо разработать и реализовать модель обучения, направленную не только на формирование у учащихся, имеющих ОВЗ, общих и профессиональных компетенций, но и на развитие их творческих способностей в сфере профессиональной деятельности. Окруженные огромным потоком информации, зачастую они не верят в себя, в свои возможности. С другой стороны, у одаренных учащихся больше интересов, идей, увлечений, они стремятся быть успешными [1].

Педагогическое взаимодействие «учитель — ученик» в такой образовательной модели строится на совместной работе, основанной на обоюдном доверии. На начальном этапе такое доверие, носит, как правило, авансированный характер. В дальнейшем многое зависит от времени совместной работы, опыта соревновательных испытаний, умения извлечь уроки не только из побед, но и из поражений.

Ключевой задачей преподавателя в работе с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, с нашей точки зрения, становится выбор индивидуальной траектории обучения. Важным моментом в реализации такой модели обучения является создание творческого эмоционального настроя и мотивации. Необходимо формировать у таких учащихся потребность в достижении успеха. При этом психологически важно, чтобы мотив достижения успеха преобладал над боязнью неудачи.

К задачам повышенной сложности следует отнести формирование навыка самостоятельной работы, понимание важности этого навыка для профессионального становления вступает в противоречие с естественным желанием наставника помогать ученику, чрезмерно опекать его, всегда быть рядом.

Работа с одаренными учащимися с ОВЗ может проводиться в различных формах. Это могут быть индивидуальные задания или занятия в микрогруппе (кружок, школа юного экономиста, научное общество учащихся и т. д.). Одной из важнейших форм работы с одаренными учащимися, имеющими ОВЗ, становится движение «Абилимпикс», к которому Россия присоединилась в 2014 году.

Региональный этап национального чемпионата «Абилимпикс» в Воронежской области проводится с 2017 года. В компетенции «Экономика и бухгалтерский учет» в конкурсе принимают участие как выпускники, так и студенты вузов и техникумов, обучающиеся по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Задания конкурса включают в себя теоретическую часть (компьютерное тестирование) и практическую часть (профессиональное задание). Практика проведения региональных конкурсов показала, что на каждом этапе с успехом могут быть применены программные продукты «1С».

30 | 4/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

На этапе тестирования для разработки задания используется программная среда «1С: Электронное обучение. Образовательная организация», а на этапе практического задания — «1С: Бухгалтерия 8.3».

Сегодня модно ругать тесты за их «отупляющий характер», «механистичность» и «натаскивание на ответ». Однако в сфере профессионального образования все не так однозначно. Здесь могут быть с успехом реализованы положительные качества тестирования. Все, в конечном счете, зависит от качества теста. Подготовка учащихся, в том числе имеющих ОВЗ, к олимпиадному тестированию способствует выработке у них навыков самоконтроля, способности оценивать свои действия и нести за них ответственность, работы в обстановке неизвестности и дефицита времени.

Разработка тестов олимпиадного характера представляет особый интерес. Связано это с тем, что методика их разработки в научной литературе не описана. С нашей точки зрения, в данной работе необходимо ориентироваться на содержание и структуру тестов, предлагаемых в программе Всероссийских олимпиад профессионального мастерства учащихся СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Олимпиадные тесты должны охватывать весь учебный материал по специальным предметам и профессиональным модулям. В таких тестах следует перемешивать вопросы и варианты ответов, без указания правильного ответа и комментария к нему.

Таким образом, тестирование различного уровня сложности служит хорошей подготовкой учащихся системы среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности. Важным положительным качеством теста является также то, что его результаты могут быть подвергнуты последующему глубокому анализу [2].

Участники регионального конкурса «Абилимпикс» демонстрируют достаточно высокий уровень владения программными продуктами «1С». Скорее всего, это связано с тем, что технологии «1С» сегодня встроены в процесс обучения по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» как на этапе изучения курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и профессиональных модулей, так и на этапе учебной и производственной практики. Однако для победы в конкурсе базовых знаний и навыков сегодня недостаточно. Интересно, что победители и призеры Воронежского регионального конкурса «Абилимпикс» в номинации «Экономика и бухгалтерский учет» последних лет являются сертифицированными пользователями «1С: Бухгалтерия».

Итоги проведения региональных этапов национального чемпионата «Абилимпикс» в Воронежской области по компетенции «Экономика и бухгалтерский учет» позволяют сделать вывод о том, что использование программных продуктов «1С» для проведения конкурсов профессионального мастерства людей с ОВЗ, с одной стороны, имеет значительные перспективы, а с другой стороны, свою специфику.

На наш взгляд, необходима унификация стандартов разработки заданий региональных и национальных этапов конкурса «Абилимпикс» в номинации «Экономика и бухгалтерский учет» на основе применения

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

программных продуктов «1С». Для этого силами специалистов компании «1С» и национальных экспертов «Абилимпикс» целесообразно подготовить совместные методические рекомендации для разработчиков заданий региональных и национальных этапов конкурса.

Специфика проведения подобных соревнований состоит в том, что их участниками могут быть лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, испытывающие затруднения в речи и т. д. В работе с ними трудно переоценить роль волонтеров. Последние должны оказывать физическую помощь участникам в выполнении заданий (но не самих заданий). Данный формат соревнований предъявляет особые требования и к членам жюри. С одной стороны, они должны быть профессиональными пользователями программных продуктов «1С», а с другой — владеть технологиями работы с людьми с ограничениями здоровья.

Литература

1. Кириков К. В. Работа с одаренными студентами в системе среднего профессионального образования. — Germany: Lambert Academic Publishing, 2015. — 48 с.

2. Кириков К. В. Экономика организации: олимпиадные задачи и тесты. — М.: Изд. дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2016. — 40 с.

3. Мосина О. Н., Чинарова И. Н. Использование программы «1С: Предприятие» в подготовке участников регионального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»: Сборник науч. трудов XVIII Международной конференции «Новые информационные технологии в образовании». — М.: изд-во «1С: Пабли-шинг», 2018. — С. 227-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.