Научная статья на тему 'Особенности работы полиции земли Северный Рейн Вестфалия (Германия) при возникновении чрезвычайных ситуаций'

Особенности работы полиции земли Северный Рейн Вестфалия (Германия) при возникновении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕРРОРИЗМ / POLICE SERVICE / SPECIAL MISSION UNITS / EMERGENCY SITUATIONS / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольцов Владимир Борисович

В статье обобщенно характеризуется работа специальных подразделений полиции Земли Северный Рейн-Вестфалия при возникновении чрезвычайных ситуаций, положительные и отрицательные моменты их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of police service in special mission units North Rhine-Westphalia Land, Germany

The paper provides the characteristics of police service in the special mission units North Rhine-Westphalia Land, Germany in conditions of emergency situations, shows highs and lows of their work.

Текст научной работы на тему «Особенности работы полиции земли Северный Рейн Вестфалия (Германия) при возникновении чрезвычайных ситуаций»

Международное и экологическое право

УДК 34С33.1 В.Б. Гольцов*

Особенности работы полиции земли Северный Рейн Вестфалия (Германия) при возникновении чрезвычайных ситуаций

В статье обобщенно характеризуется работа специальных подразделений полиции Земли Северный Рейн-Вестфалия при возникновении чрезвычайных ситуаций, положительные и отрицательные моменты их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: полиция, специальные подразделения, чрезвычайные ситуации, терроризм.

V.B. Goltsov.*Peculiarities of police service in special mission units North Rhine-Westphalia Land, Germany. The paper provides the characteristics of police service in the special mission units North Rhine-Westphalia Land, Germany in conditions of emergency situations, shows highs and lows of their work.

Keywords: police service, special mission units, emergency situations, terrorism.

Земля Северный Рейн-Вестфалия является составной частью ФРГ и считается самой густонаселенной. В ней проживает порядка 18 миллионов человек (плотность населения Земли на 1 кв. км составляет примерно 220-300 человек). Крупные города — Кельн, Дюссельдорф (административный центр Земли Северный Рейн-Вестфалия).

Сама Земля Северный Рейн-Вестфалия находится на западе Германии и граничит с Бельгией (99 км), Нидерландами (387 км), и с Землями Нижняя Саксония (583 км), Гессен (269 км.), Рейнланд-Пфальц (307 км). Северный Рейн-Вестфалия является одним из промышленных центров единой Германии, где расположено большое количество промышленных, аграрных и культурных центров, занимающихся выпуском разнообразных товаров хозяйственного назначения, начиная с продовольственных и заканчивая товарами химической отрасли. Так gj cjctlcnde с фермерскими хозяйствами и частными строениями с прилегающей к ним земельной территорией располагаются организационные структуры крупнейших отечественных и иностранных корпораций (напр., «Сименс», «Нокиа»), занимающиеся выпуском своей продукции. В центре земли Северный Рейн-Вестфалия находится Рейнско-Рурский регион (Ruhrgebiet), включающий среди прочих города Боттроп, Гельзенкирхен, Херне, Дортмунд, Хаген, Бохум, Эссен, Оберхаузен и др. со своей развитой инфраструктурой. Политическая система земли Северный Рейн-Вестфалия, основывается на конституциях Г ермании и самой федеральной земли. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр (Ministerpresident), законодательную — земельный парламент (Landtag). Вся земля разделена на 31 административный район, которые имеют свои сокращенные обозначения, например: Ахен (АС); Боркен (bOR) и т.п.

Исторически сложилось так, что после Второй мировой войны территории земли Северной Рейн-Вестфалия были разрознены и находились в британской оккупационной зоне, и только в 1949 г. парламентский Совет Германии, приняв конституцию, провозгласил полноценный статус земли Северный Рейн-Вестфалия, объединив соответствующие территории в одну региональную зону с относительной независимостью и самостоятельностью.

Перечисленные обстоятельства оказали влияние и на структуру полиции земли Северный Рейн-Вестфалия. На 18 млн. населения Земли приходится примерно 40 тыс. полицейских, и всего около 3 тыс. из них в той или иной мере связаны с работой по предотвращению чрезвычайных ситуаций и устранению их опасных факторов. В основном это специальные подразделения, состоящие из снайперов и спецназовцев, выполняющих сложные задачи, связанные с уголовно-криминогенными ситуациями, внезапно возникающими на различных объектах и территориях, связанные с захватом заложников, массовыми беспорядками, погромами, несущими потенциальную угрозу для жизни людей и требующими срочного реагирования полиции. Несмотря на малочисленность специальных подразделений, надо отметить, что

* Гольцов, Владимир Борисович, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент полковник милиции.

* Goltsov, Vladimir Borisovich, the deputy chief of chair of administrative activity DIA of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the colonel of militia.

Статья поступил а в редакцию 12 апреля 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Международное и экологическое право

их сотрудники являются профессионалами своего дела и способны четко выполнять поставленные перед ними задачи. Так, например, на всю землю Северный Рейн-Вестфалия приходится шесть групп (подразделений) специального реагирования, находящихся в полной боевой готовности с численностью около 12 человек (не считая психологов и других специалистов, вызываемых к месту происшествия), возглавляемых командирами, профессионалами своего дела. Эти группы расположены по месту их дислокации (максимальное время прибытия на объект — 10 минут) в различных частях федеральной земли, находятся на постоянном дежурстве в полном снаряжении. Они способны в течение трех минут выехать к месту происшествия по команде центра специального реагирования, который является постоянно действующим органом, и куда стекается вся информация о происшествии. При этом надо отметить, что патрульные полицейские, как рядовые граждане, не вправе вмешиваться в чрезвычайное событие (например, по захвату заложников), а должны лишь сообщить о происходящем в центр специального реагирования и ждать появления профессионалов, которые и должны выполнить свою работу.

К положительным моментам в работе полиции земли Северный Рейн-Вестфалия можно отнести не только то, что все ее подразделения не только хорошо оснащены (начиная с электронных средств слежения, прослушивания, сверхсовременных средств защиты человеческого организма от травм, новейших видов оружия и т.п.), но и то, что в них грамотно выстроен подход к содержанию и использованию техники на лизинговой основе. Так, все автомобили, которые находятся в эксплуатации в подразделениях полиции, используются ими максимум 3-5 лет по договору лизинга (на возмездной основе), заключенного между производителем автомобилей либо его дилером (например, компанией «Мерседес») и Министерством полиции Земли Северный Рейн-Вестфалия при посредничестве какого-либо банка. Поскольку автомобили полиции не принадлежат, то за эксплуатацию, текущий и гарантийный ремонт полиция не платит, а платят, согласно договоренности, либо банк, либо компания «Мерседес». Это, в свою очередь, означает, что у полиции нет надобности содержать дополнительную материальную и техническую базу по ремонту и эксплуатации автомобилей, экономя на этом значительные финансовые средства, которые можно использовать в иных целях. Кроме того, по истечении 3-5 лет эксплуатации автомобиля можно перезаключить договор лизинга с другой компанией (например, «Опель»), которая поставит более современные, надлежаще оснащенные и дешевые автомобили. Данный опыт вполне мог бы быть применен и МВД России.

Несмотря на хорошую оснащенность специальных подразделений полиции и слаженность их действий при чрезвычайных ситуациях, надо заметить, что традиционное российское понимание чрезвычайных ситуаций хотя и является достаточно спорным понятием, но тем не менее более точно отражает смысл вкладываемых в него составляющих и отличается от того, как понимается «чрезвычайная ситуация» в Германии. Если в России существует законодательное определение чрезвычайной ситуации (см. напр., ст. 1. ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), которая отличается от чрезвычайного происшествия (характеризующего уже случившееся событие), то у коллег-полицейских из Германии понятие «чрезвычайная ситуация» является размытым, неопределенным, что может быть объяснено рядом факторов: во-первых, такое определение не отраженно в законодательстве земли, во-вторых, в это понятие входят как сами чрезвычайные ситуации (вызванные неконтролируемостью опасных явлений), так и чрезвычайные происшествия, и, в-третьих, к чрезвычайным ситуациям и происшествиям относятся только действия людей, связанные с захватом заложников и террористическими актами (которые в России регулируются нормами ФЗ от 25 июля 1998 г. № 130 «О борьбе с терроризмом» и присущим ему понятиями), но не стихийные бедствия (наводнения, неконтролируемое горение и т.п.). В этом плане неточность определений может стать причиной неадекватной правовой оценки случившегося события, что, в свою очередь, может привести к тому, что подразделения специального назначения будут несвоевременно и недостаточно точно реагировать на те случаи, где их присутствие и вмешательство либо не требуется или, наоборот, требуется незамедлительно. Неточность формулируемых понятий, как и их обобщенность, на наш взгляд, является существенным пробелом законодательства земли, регламентирующего работу специальных подразделений.

К негативным моментам в работе специальных подразделений Земли Северный Рейн-Вестфалия можно отнести отсутствие четкого взаимодействия со специальными подразделениями соседних земель, где работа специальных подразделений, как и их структурное строение и подчиненность, различаются. Хотелось бы отметить, что примеров террористических актов, подобных захвату заложников в России, произошедшем в г. Буденновске в июне 1995 года, в земле Северный Рейн-Вестфалия привести невозможно. Тем не менее совершенно очевидна озабоченность руководства полиции в связи с возможностью совершения крупных террористических актов, когда сил и средств специальных подразделений может оказаться недостаточно: никаких договоренностей, а уж тем более нормативных положений, регламентирующих правоотношения между специальными подразделениями различных земель Германии, не существует.

Надо заметить, что исторические традиции предопределили значительную долю независимости земель от федерального центра. Каждая из 47 земель Германии при сохранении общей правовой основы деятельности самостоятельно определяет структуру и штатную численность полиции, приоритетные направления деятельности правоохранительных органов, формы и методы подготовки кадров в подразделениях, а также актуальные образовательные проекты повышения их квалификации (в зависимости от состояния криминогенной обстановки в земле и факторов, способствующих совершению преступлений и правонарушений).

Полиция Германии делится на Федеральную полицию и полицию земель.

Федеральная и земельная полиции не состоят в отношениях взаимосвязи и соподчинения, а это означает, что у них также нет достаточно четко выстроенных планов взаимодействия на случай чрезвычайных ситуаций. Как правило, при серьезных происшествиях отношения выстраиваются на устной договоренности между субъектами, личном авторитете самих спецназовцев и их командиров, что в дальнейшем может отразиться на принятии не совсем верных (точных) действий и надлежащем результате. Федеральная полиция реализует полномочия, аналогичные полномочиям органов внутренних дел на транспорте в Российской Федерации, и одновременно может выступать в качестве дополнительных сил охраны правопорядка при проведении массовых мероприятий.

Полицией каждой земли руководит собственное министерство, контролирующее управления полиции. В земле Северный Рейн-Вестфалия таких управлений 47, а должность министра является гражданской (административной) и выборной. Статус отдельных управлений полиции не равнозначен. Так, все управления полиции земли Северный Рейн-Вестфалия делятся на полицай-президиумы (их в земле 18) и земельные советы (их — 29). Полицай-президиумы, возглавляемые полицай-президентами, выполняют исключительно полицейские функции. Земельные советы возглавляются советниками, и наряду с чисто полицейскими задачами решают вопросы управления службами спасения и медицинскими учреждениями. Сотрудничество полицай-президиумов и советов возможно лишь при взаимном согласии; при его отсутствии работа по обеспечению безопасности в значительной мере усложняется. Полицай-президиумы, в свою очередь, делятся на полицейские участки.

Говоря о научной работе, необходимо отметить, что подразделения спецназовцев, как и их учебные центры, в прямом смысле слова теоретическими и научными разработками не занимаются, однако используют уже имеющиеся разработки, используют новейшие достижения наукоемких технологий в своих целях (при взрывных работах, проведении прослушивания и наблюдения и т.п.). Примером может послужить закупка в США специальным подразделением полиции г. Дортмунда штурмового многофункционального автомобиля «Форд» стоимостью 250 тысяч евро, применяемого в случае захвата заложников на авиатранспорте. В связи с этим, по мере надобности и заявкам подразделений специального реагирования закупаются специальные средства (оптико-волоконные просматривающие устройства, оружие и т.п.) как у отечественных, так и у иностранных производителей. Заявка обязательно согласовывается с министерством и в случае согласования удовлетворяется.

Таким образом, эффективность работы подразделений полиции специального реагирования земли Северный Рейн-Вестфалия напрямую зависит не только от умелого сочетания превентивных и репрессивных мер, но и от применения новейшего оборудования и полной оснащенности спецназовцев, своевременного информирования общественности в средствах массовой информации о проведенных операциях (в некоторых случаях конфиденциальность сохраняется).

УДК 343.9.018 + 343.431 Н.А. Корсикова*

Криминологические основания международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми

В статье рассматриваются особенности международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми. Исходя из анализа данного вида преступлений, характеризуются меры борьбы с торговлей людьми на международном уровне. Рассмотрены основные направления деятельности неправительственных организаций в данной сфере. Затрагиваются проблемы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций.

Ключевые слова: торговля людьми, противодействие торговли людьми, международное сотрудничество, неправительственные организации.

NA. Korsikova*. Criminology bases of international collaboration in the sphere of opposition to trade by the people. Features of the international cooperation in sphere of counteraction to human traffic are considered. Proceeding from the analysis of the given kind of crimes, measures of struggle against human traffic at the international level are characterized. The basic directions of activity of the non-governmental organizations in the given sphere are considered. Problems of interaction of law enforcement bodies and the non-governmental organizations are mentioned.

* Корсикова, Наталья Александровна. Преподаватель кафедры криминологии, старший лейтенант милиции. Санкт-Петербургский университет MBД Poccии. Адрес: Poccия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел. (моб.) 89215817298, e-mail: korsikova-nataly@mail.ru.

* Korsikova, Natalia, the lecturer chair criminology. St. Petersburg University of Ministry of Intermal Affairs of Russia. tel. 89215817298. E-mail: korsikova-nataly@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 24 июня.2010 года.

ЗЗ

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.