Научная статья на тему 'К вопросу о научном обеспечении деятельности полиции Германии: научно-аналитические центры как инновационный инструмент борьбы с преступностью'

К вопросу о научном обеспечении деятельности полиции Германии: научно-аналитические центры как инновационный инструмент борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ / КРИМИНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC SUPPORT OF POLICE ACTIVITY / INNOVATIVE IMPLEMENT / CRIMINAL STATISTICS / CRIMINOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бертель Ральф, Кравчук Л.С.

Роль науки в современном обществе занимает важное место среди других отраслей деятельности. Научная деятельность является неотъемлемой частью любой сферы жизнедеятельности общества, в том числе правоохранительной. Успешное решение задач органов внутренних дел требует необходимости поиска инновационных подходов с использованием достижений современной науки. В соответствии с приказом МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» главными направлениями научных исследований являются: противодействие незаконному обороту наркотических и психотропных веществ; совершенствование оперативно-розыскной деятельности; противодействие терроризму и экстремистским проявлениям; актуальные проблемы миграции; проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности; совершенствование профессионального образования и другие. Вместе с тем научно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в настоящее время не является достаточным. С целью повышения его эффективности необходимо изучение и использование международного позитивного опыта в части выявления проблем в деятельности полиции, требующих научного разрешения, в ходе анализа и прогнозирования состояния преступности и обеспечения общественной безопасности. В статье авторы анализируют состояние научно-методического обеспечения деятельности полиции Германии, рассматривают вопросы необходимости создания в полицейских подразделениях научно-исследовательских центров для осуществления актуальных и полезных для практики научных исследований, разработки концепций выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения наиболее опасных видов преступлений, а также способов противодействия преступности на основе наблюдения за развитием общественных явлений. Подобные научно-исследовательские организации призваны стать инновационным инструментом в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of science in modern society takes up an important place among other branches of activity. Scientific activity is an integral part of any sphere of society, including law enforcement. Successful solution of the tasks of law enforcement bodies requires the search for innovative approaches using the achievements of modern science. In accordance with the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of April 1, 2016 No. 155 «On the implementation of scientific (research) activities in the bodies of Internal affairs of the Russian Federation,» the main areas of scientific research are: countering illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances; improvement of operational-detective activity; counteraction to terrorism and extremist manifestations; actual problems of migration; problems in the area of transport security; improvement of professional education and others. At the same time, the scientific and methodological support of the activities of the Internal Affairs bodies is not sufficient now. In order to improve its effectiveness, it is necessary to study and use international positive experience in identifying problems in police activities that require scientific resolution in the analysis and prediction of crime and public safety. In the article authors analyze the state of scientific and methodological support of the activities of the German police; consider the need to establish research centers in the police units for the implementation of relevant and useful scientific research, develop concepts for identifying, preventing, disclosing and preventing the most dangerous types of crime, as well as ways to combat crime on the basis of monitoring the development of social phenomena. Such research organizations are called on to become an innovative implement in the fight against crime.

Текст научной работы на тему «К вопросу о научном обеспечении деятельности полиции Германии: научно-аналитические центры как инновационный инструмент борьбы с преступностью»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

К ВОПРОСУ О НАУЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ: НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С

ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ON THE ISSUE OF THE SCIENTIFIC PROVIDING OF THE GERMAN POLICE ACTIVITY: SCIENTIFIC AND ANALYTICAL CENTERS AS AN INNOVATIVE IMPLEMENT OF COMBATING

CRIME

УДК 343.9(430)

БЕРТЕЛЬ РАЛЬФ,

дипломированный юрист, лейтендер криминальдиректор (Германия, Ротенбург) ralph-berthel@web.de

BERTHEL RALPH,

Dipl.-Jur., Ltd. Kriminaldirektor (Germany, Rotenburg)

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) krawtschuk@mail.ru

LIUDMILA S. KRAVCHUK,

associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: роль науки в современном обществе занимает важное место среди других отраслей деятельности. Научная деятельность является неотъемлемой частью любой сферы жизнедеятельности общества, в том числе правоохранительной. Успешное решение задач органов внутренних дел требует необходимости поиска инновационных подходов с использованием достижений современной науки. В соответствии с приказом МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» главными направлениями научных исследований являются: противодействие незаконному обороту наркотических и психотропных веществ; совершенствование оперативно-розыскной деятельности; противодействие терроризму и экстремистским проявлениям; актуальные проблемы миграции; проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности; совершенствование профессионального образования и другие. Вместе с тем научно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в настоящее время не является достаточным. С целью повышения его эффективности необходимо изучение и использование международного позитивного опыта в части выявления проблем в деятельности полиции, требующих научного разрешения, в ходе анализа и прогнозирования состояния преступности и обеспечения общественной безопасности. В статье авторы анализируют состояние научно-методического обеспечения деятельности полиции Германии, рассматривают вопросы необходимости создания в полицейских подразделениях научно-исследовательских центров

для осуществления актуальных и полезных для практики научных исследований, разработки концепций выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения наиболее опасных видов преступлений, а также способов противодействия преступности на основе наблюдения за развитием общественных явлений. Подобные научно-исследовательские организации призваны стать инновационным инструментом в борьбе с преступностью.

Ключевые слова: научное обеспечение деятельности, инновационный инструмент, криминальная статистика, криминологические исследования.

Abstract: the role of science in modern society takes up an important place among other branches of activity. Scientific activity is an integral part of any sphere of society, including law enforcement. Successful solution of the tasks of law enforcement bodies requires the search for innovative approaches using the achievements of modern science. In accordance with the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of April 1, 2016 No. 155 «On the implementation of scientific (research) activities in the bodies of Internal affairs of the Russian Federation,» the main areas of scientific research are: countering illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances; improvement of operational-detective activity; counteraction to terrorism and extremist manifestations; actual problems of migration; problems in the area of transport security; improvement of professional education and others. At the same time, the scientific and methodological support of the activities of the Internal Affairs bodies is not sufficient now. In order to improve its effectiveness, it is necessary to study and use international positive experience in identifying problems in police activities that require scientific resolution in the analysis and prediction of crime and public safety. In the article authors analyze the state of scientific and methodological support of the activities of the German police; consider the need to establish research centers in the police units for the implementation of relevant and useful scientific research, develop concepts for identifying, preventing, disclosing and preventing the most dangerous types of crime, as well as ways to combat crime on the basis of monitoring the development of social phenomena. Such research organizations are called on to become an innovative implement in the fight against crime.

Keywords: scientific support of police activity, innovative implement, criminal statistics, criminological research.

В ноябре 2013 года министерство внутренних дел и спорта Нижней Саксонии (Ганновер) опубликовало в прессе сообщение о проведении первого в Федеративной Республике Германия репрезентативного исследования, осуществленного Криминологической научно-исследовательской организацией земельного ведомства уголовной полиции Нижней Саксонии. С законной гордостью министр внутренних дел Нижней Саксонии заявил: «Аналогичного исследования в подобной форме еще не существовало в истории Германии. По результатам этого исследования мы можем сделать многочисленные ценные инновационные выводы для обеспечения безопасности граждан и работы полиции, дополняющие ежегодные результаты полицейской криминальной статистики. Таким образом, инновационный опыт дает нам возможность значительно улучшить превентивную и репрессивную работу полиции в борьбе с некоторыми видами преступности» [8].

Авторами исследования являются сотрудники основанной земельным ведомством уголовной полиции «Криминологической научно-исследовательской организации», которая была создана 1 января 2006 года и в ходе реорганизации полиции с 1 августа 2009 года введена как структурная единица в состав подразделения «Криминальная статистика» [17]. Задачей этой организации является проведение практико-ориентированных криминологических исследований и обеспече-

ние научного консультирования подразделений земельной полиции всех уровней по вопросам криминологической направленности. Целями исследований являются: получение актуальных сведений об изменениях в развитии преступности; разработка концепций для адекватного реагирования на новые виды преступности; анализ условий реализации, эффективности и надежности проектов и мероприятий земельной полиции; рассмотрение актуальных и значительных феноменов преступности. Для этого осуществляется сотрудничество с университетами и другими исследовательскими учреждениями. Важной задачей является анализ полицейской криминальной статистики. Информация и данные таблиц исследуются на предмет значительности развития. Во взаимодействии с аналитическими отделами других полицейских подразделений земельного ведомства уголовной полиции ведется поиск концепций и представляются необходимые разработки. Не менее важной задачей является прогнозирование преступности. Здесь используются как статистически-математические методы, так и качественные приемы. В состав подразделения входят семь постоянных сотрудников: трое научных работников (ученых) и четверо сотрудников полиции, которые имеют академическое образование. К работе в группе постоянно привлекаются от двух до четырех практикантов или стажеров из академических или полицейских

образовательных организаций [18]. Полиция земли Нижняя Саксония - одна из немногих в Германии, имеющих подобные научные учреждения, и это ей очень помогает в борьбе с преступностью.

Цель статьи. В данной статье предприняты попытки представить материал для размышления относительно организационного значения научного мониторинга для полиции, выявления проблем, требующих научного разрешения, в ходе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Многое говорит за создание организаций, которые будут осуществлять постоянное наблюдение за общественным развитием при помощи научных инструментов, анализировать и делать выводы для организации и проведения полицейских операций, определять их основные пункты и условия [16]. К задачам подобных организаций можно было бы причислить, наряду с непрерывным и согласованным мониторингом избранных сфер, также своеобразную предупредительную функцию. Не в последнюю очередь они могли бы давать важные импульсы для обсуждения политиков. В этом контексте следует рассмотреть вопрос, нужны ли полиции аналитические центры, как их принято называть в обыденной речи. «Проблемы невозможно разрешить, используя тот же образ мыслей, в результате которого они возникли» (Альберт Эйнштейн) [4, с. 405].

Полиция в обществе - актуальные задачи

В настоящее время в мире происходят значительные демографические изменения, цифровая революция, существуют огромные миграционные проблемы, идет сокращение ресурсов, кибер-преступность и кибервойны, появляются новые виды преступности, например, преступность среди пожилых людей и так далее. Происходят радикальные мировые изменения, которые имеют воздействие почти на все жизненные сферы, при этом речь идет о глобальных социальных процессах в неопределенных масштабах и с чрезвычайной динамикой. А что же мы? Мы хотим решить это средствами и усилиями организаций, которые имеют происхождение из прошлой эпохи, не способны понять сложность постановки современных проблем, слишком медленно реагируют и не прилагают никаких усилий для поиска способов противодействия новым вызовам и угрозам [4, с. 406].

Инновации и компетенция решения проблем по

нулевому тарифу - будут ли они удачными?

Как утверждал Эйнштейн, «точная формулировка проблемы зачастую намного важнее, чем ее решение. Постановка новых вопросов, поиск новых

возможностей, рассмотрение старых проблем с новой точки зрения требует творческой силы мышления и делает настоящий прогресс в науке» [4].

Кто формулирует проблемы полиции? Каковы проблемы полиции?

Повседневная служба полиции уже давно перестала определяться «повседневностью». Наряду с имеющим большое значение ежедневным полицейским присутствием на местах, на оперативные ситуации влияют события различной окраски. Полиция равным образом востребована как при проведении мероприятий политической направленности, так и в связи с проведением футбольных матчей. Кроме того, также «флэш-мобы» или «фейсбук-вечеринки» могут быть поводом для проведения полицейских операций. Уже издавна известно, что все темы относительно деятельности полиции отличаются повышенным интересом со стороны средств массовой информации. Вследствие публичного сопровождения и комментирования в СМИ сегодня приобретают значение самые обычные полицейские действия, чего никогда не наблюдалось в прошлом.

Профилактика и борьба с преступностью должны отвечать требованиям XXI века. Межрегиональный и международный характер преступности, использование преступниками современнейшей коммуникационной техники накладывают отпечаток на эту сферу полицейской деятельности так же, как ориентация на жертвы преступлений в полицейской работе. Другими сферами деятельности являются работа по обеспечению безопасности дорожного движения, профилактическая работа и не в последнюю очередь кадровый и ресурсный менеджмент.

Это только небольшая часть некоторых проблематичных сфер. Для того чтобы представить комплекс всего, что в настоящее время составляет сложность полицейских действий, требуется более подробное исследование. Попытка отразить актуальные требования к полиции видна в опубликованном в 2013 году директивном документе, обозначившем основные стратегические сферы: безопасность граждан, борьбу с преступностью, киберпреступность, безопасность дорожного движения, профилактику и ресурсы [22]. Это перечисление основных пунктов стратегии можно было бы структурировать иначе, однако при любом раскладе понятно, что при выполнении предписанного законом спектра задач полиции выявляется огромное количество проблем, которые должна решать полиция. Характерно, что выполнение полицейских задач осуществляется, с одной стороны, в создаваемом классическими и так называемыми социальными средствами массовой информации публичном пространстве и, следовательно, полицейское подразделение и

каждый отдельно взятый сотрудник вынуждены подвергаться перманентной общественной критической рефлексии. С другой стороны, полицейские действия теснейшим образом связаны с действиями политических носителей власти. Таким образом, полиция находится в отношениях противоречия между предполагаемым приматом политики, принципом правового государства и медийной властью, которая между тем указывает на чрезвычайно важные, независимые от учреждений и организаций, поддерживаемые отдельными лицами или группами лиц компоненты. Не менее важно, что широкий спектр общественного развития, независимо от того, имеет ли оно техническую, экономическую или социальную природу, оказывает влияние на это противоречие и налагает отпечаток как на содержательные, так и на их временные процессы.

В одном из руководящих документов Университета немецкой полиции говорится: «Полиция подвергается воздействию многих влияний и особых условий деятельности. В качестве значительного и ближайшего фактора влияния можно назвать примат политики, связанность законом и правом, обязательства транспарентности по отношению к СМИ и общественности, а также по отношению к общественным и политическим попыткам влияния различных мастей» [14].

Наряду с проведением оперативных мероприятий, обеспечением безопасности дорожного движения, борьбой с преступностью все больше в эпицентр дискуссии попадают задачи, выходящие за рамки компетенций, имеющие предметом стратегические установки полиции и их соответствие актуальному развитию. Примером тому служит введение цифровых радиостанций в оснащение полиции. Следующий основополагающий и межведомственный вопрос посвящен использованию социальных средств массовой информации для полицейской работы. К данным задачам относится также разработка научно обоснованных концепций борьбы с преступностью и дорожно-транспортными происшествиями. Кроме того, полиция всей Федеративной Республики Германия занимается вопросами борьбы с молодежной и насильственной преступностью, преступностью пожилых людей. Также к реализации вопросов о возможности и необходимости внедрения определенных технических инноваций в сфере коммуникационной, аналитической техники и техники безопасности предъявляются требования, которые имеют чрезвычайно сложную природу и не могут быть решены только подразделениями полиции. Они зачастую требуют межведомственного взаимодействия технического, организационного и правового характера. В этой связи предъявляемые требо-

вания к руководству полиции не выполняются в полном объеме.

Во всяком случае, очевидно, что развитие в сфере полиции все больше связывается с объемом, глубиной и скоростью развития в других сферах, будь то техника или области права. Чтобы применять это развитие в полицейской работе, полицейской организации необходим ряд возможностей и условий, которые выходят за пределы ее компетенции.

Способность полицейских организаций к инновациям и мониторингу

Наряду с такими элементами, как обеспечение развития профессиональных компетенций сотрудников, баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью, информационный менеджмент, которые касаются, скорее всего, членов организации и соответственно их внутренних процессов, мониторинг является важным гарантом инновационной деятельности организации [2]. Для предприятий мониторинг рынка означает наблюдение и анализ рынков, на которых предприятие представлено или стремится быть представленным. Сюда относится также анализ рамочных условий, при которых обеспечивается присутствие на рынке. Для полиции мониторинг означает точное наблюдение и анализ общественного развития в совокупности. Во всяком случае, мониторинг является важной движущей силой инновационной деятельности. При этом понятие общественного развития, подобно социальным изменениям, включает как социокультурное развитие, так и элементы демократических преобразований и в такой же степени экономико-техническое развитие, например, развитие социальной среды. Бундесвер предпринимает строго в соответствии с этой структурой анализ общественного развития, определяет возникающих на этом фоне действующих лиц и делает из этого выводы для организации своей деятельности [5]. Мониторинг с полицейской точки зрения представляет собой чрезвычайно сложную задачу, которая, с одной стороны, имеет большое количество общественных сфер в качестве объектов, с другой стороны, при этом содержательном требовании становится ясно, что имеется необходимость структурированной формы мониторинга, что требует высокого уровня компетенции специалистов, проводящих анализ.

Для понятия «мониторинг» существует целый ряд определений. Мы понимаем под этим, основываясь на определении «Экономического словаря Гэблера» [21], регулярное наблюдение, анализ и оценку общественных процессов развития и формирования мнения относительно стратегически важных для полиции, социаль-

ных, правовых, экономических, технических и экологических постановок тем. Целью является установление рисков и необходимости действий, возникающих вследствие изменения условий среды, посредством заблаговременного изучения и выработки стратегий действия. Одновременно благодаря мониторингу становятся видимыми точки приложения сил, где полиция может активно использовать создание общественного мнения в свою пользу.

Наблюдение за общественным развитием, которое простирается от технических инноваций, изменяющегося человеческого коммуникационного поведения, изменения правовых рамок, а также вследствие их несоответствия возникающей мощи противоречия относительно изменения структуры населения до новой структуры социальных слоев общества, все больше становится важной предпосылкой инновационной деятельности полицейской организации. В то время как в экономике эта способность к инновации имеет экзистенциональную природу, в полиции она находит признание в общественном контексте. Следовательно, хороший мониторинг рынка для предприятий создает предпосылки для выживания и успешных действий на рынке. Для полиции мониторинг означает, что создаются предпосылки для того, чтобы выполнять законные задачи в изменившихся общественных условиях. Благодаря этому при благоприятном случае может возникнуть высокая степень общественного признания. С другой стороны, участие граждан в обеспечении безопасности и порядка может стать неотъемлемым условием для успешной работы полиции.

Проектные группы федерации и земель

В качестве реализации данных инноваций в Саксонии была создана проектная группа «Электронная полиция» [6]. Уже непосредственно после создания проектной группы первые сообщения по результатам работы показали, что сотрудники полиции, независимо от того, касается это сферы пополнения молодых кадров или проведения расследования преступлений, уже давно испытывали необходимость в данной деятельности. Вопросы типа «Должна ли полиция использовать социальные сети при расследовании преступлений?» возникали намного раньше. Ответов на них не находилось. Хуже всего было отсутствие общих правил. Отдельные заинтересованные сотрудники просто действовали на свой страх и риск. Федеральная структура немецкой полиции влечет за собой правило, прежде чем заниматься исследованием новой темы, необходимо изучить состояние ее развития в других федеральных землях, в фе-

деральной полиции и федеральном ведомстве уголовной полиции. Нередко для этой цели создаются федеральные и земельные рабочие группы, а также проектные группы криминальной полиции или других органов. Эти целенаправленные подразделения после проведения анализа реальной ситуации составляют по соответствующим запросам полиции или других организаций регулярные отчеты, которые затем представляются в инстанции, сделавшие запросы. Этот по большей части эффективный и значимый инструмент полицейской кооперации не заменяет раннее выявление и прогнозирование событий.

Актуальная ситуация отличается тем, что регулярно так называемые дополнительные инстанции должны выполнять в проекте задачи значительного объема наряду с выполнением собственных служебных обязанностей. Представляется очевидным, что часть спектра задач остается невыполненной. В других случаях в состав разработчиков проекта попадают сотрудники из аналогичных по выполняемым задачам подразделений. Время от времени следует принимать в расчет, что на некоторое время часть задач их собственной сферы деятельности остается без внимания в силу их занятости в проекте.

Тем не менее, только одна сторона кадрового обеспечения проекта. Более важными представляются два момента: во-первых, то обстоятельство, что работа над проектом не является постоянным «прочесыванием», структурированным анализом социального развития по важным для полиции аспектам; во-вторых, члены проектных групп постоянно меняются и должны всякий раз по-новому привыкать к работе в проекте, осваивать ее специфику, коммуникативные возможности и требования. Для этого необходимо не только время, это делает фазу освоения сложной и медленной. И это обстоятельство регулярно приводит к недопониманию и ошибкам. Для качественного осуществления проектных исследований необходимы специалисты, которые разбираются в финансировании проектов, имеют навыки работы со специальным программным обеспечением, рациональной коммуникационной платформой, обладают экспертными знаниями, позволяющими до начала проекта знать специфическое состояние политики, изучают соответствующую специальную литературу, состояние уровня научного исследования разрабатываемой в проекте проблемы. Это необходимо для того, чтобы начать целенаправленную и обозримо структурированную работу над проектом. Не менее проблематичным является то обстоятельство, что бывшие разработчики проектов, обладающие знаниями о содержании, способах и методике разработки проектов, продолжают в дальнейшем работать в

своих постоянных служебных подразделениях и не привлекаются больше к проектной работе; их знания о соответствующих процессах и способы работы больше не востребуются. При инициации нового проекта всякий раз необходимо обучать новых неопытных и не обладающих навыками проектной работы сотрудников.

Новые требования и проблемы полиции

Далее представлены некоторые характеристики актуальных требований, которые должны выполняться в настоящее время полицией [4, с. 412]:

- сложность обстоятельств дел и сферы проблем постоянно выходят за рамки компетенции отдельных структурных подразделений полиции и в увеличивающихся масштабах требуют привлечения знаний из других научных отраслей (правоведение, техника, менеджмент и т.д.);

- из этого следует, что полицейская организация одна зачастую не обладает достаточной компетентностью и ресурсами для решения проблемы, например, при введении новых технических решений;

- из этого вытекает необходимость использовать посторонние специальные знания;

- вместе с тем очевидно, что необходимо вводить междисциплинарную организационную структуру;

- действия в таких структурах с применением современных методов (например, проектный менеджмент или развитие стратегий) требуют соответствующих инноваций и опыта;

- в то же время проектный менеджмент не предусматривает регулярного привлечения посторонних разработчиков, решающее значение имеют в основном стоимость и отсутствие гибкости персонала.

Особенно важным является то, что обнаружение проблем, шансы, риски и новые пути требуют профессионального (!) наблюдения за событиями и постоянных вопросов относительно собственной структуры и процессов изменений, собственных действий. Это не предусматривается задачами и функциями полицейской организации.

Исследования безопасности в Германии

Институт полиции Саксонии в докладе в феврале 2014 года пришел к нелестному выводу, что относительно исследований состояния безопасности в Германии, по крайней мере, по полицейской тематике «следует констатировать ряд недостатков» [3, с. 3-5]. Федеральное министерство внутренних дел и министерство образования и исследований могли бы, как гласит далее доклад, «уже давно решить вопрос с отсутствием участия представителей полиции в исследовательских группах, удовлетворением потребности в науч-

ных исследованиях и привлечением экспертов из полиции в качестве партнеров в исследованиях». Это означает «отсутствие до настоящего времени обзоров о состоянии безопасности в стране с участием представителей полиции, наличии исследовательских потребностей для полиции и намерениях участия в исследованиях со стороны полиции» [3, с. 4].

В документе констатируется дефицит участия. Полиция должна быть в первую очередь заинтересована в краткосрочных решениях проблем, и вопрос о затратах и прибыли часто является доминирующим. Затем, и, по нашему мнению, это является основной причиной недостатка полицейских исследований состояния безопасности в Германии, в докладе содержится критическое замечание, что «по причине отсутствующих и недостаточных бюджетных средств отсутствуют организации, которые компетентны исключительно за проведение научных исследований». Следствием этого является то, что «задачи исследования состояния безопасности часто осуществляются в качестве вторичных или третичных функций» [3, 4]. Последствия этой «внештатной философии» освещены выше.

Несомненно, рабочая группа «Эмпирические полицейские исследования» [14] и междисциплинарная рабочая группа «Внутренняя безопасность» [10] вносят важный вклад в развитие полицейской науки. Однако существующие организации при масштабах их деятельности не имеют возможности рассчитывать на привлечение ученых.

Роль полицейских образовательных организаций

Полицейские образовательные организации могли бы играть важную роль в решении этих проблем, для того чтобы обеспечивать необходимую инновационную деятельность полиции. По причине отсутствующих ресурсов они не могут осуществлять это в полной мере и с требуемыми достижениями, так как призваны выполнять свою основную задачу - осуществление образовательной деятельности. В образовательных организациях полиции систематически существует недостаток среднего научного звена; профессорским учебным персоналом зачастую пренебрегают в пользу обеспечения практической направленности обучения в курсе бакалавриата; нормы учебной нагрузки только условно предусматривают выполнение научных исследований. Не принимая во внимание отдельных ангажированных преподавателей высших учебных заведений, которые занимаются по своей инициативе разработкой научно-исследовательских проектов, в полицейском образовательном ландшафте отсутствуют скоординированные научные исследования. Там,

где исследования имеют законный статус, как в Институте полиции, исследования безопасности Института общественного управления Бремена или в Институте полицейских наук в Высшей специальной школе полиции Бранденбург, все же с трудом признается, что эта деятельность является частью полицейских научных сообществ. В настоящее время отсутствует федеральный согласованный мониторинг, который отслеживал бы определенные сферы научных исследований, координировал, определял и согласовывал тематику актуальных направлений научных изысканий и организовывал бы их проведение, обмен результатами, разработку на их основе совместных методик борьбы с преступностью, давал бы стимул для творческой активности [15]. Представленная инициатива Университета немецкой полиции чрезвычайно ценна, но также испытывает необходимость оптимизации.

Дефицит признания научных исследований в полицейской практике, или «Нам не нужны

ученые в патрульном автомобиле!»

В известной статье бывший директор земельного ведомства криминальной полиции Северный Рейн-Вестфалия Вольфганг Гатцке подчеркнул требование, что полицейская практика должна больше, чем раньше, воспринимать научные наработки, использовать их и подчеркивать свою потребность в научных выводах. При всей лояльности и признании примата политики они нуждаются в самосознании при внедрении результатов исследований [7, с. 23]. Гатцке агитирует за признание научных исследований в полицейской практике. На примере созданного в своем подразделении и развивающегося криминалистическо-кримино-логического научно-исследовательского центра он демонстрирует, как это должно функционировать. «Во всяком случае, это будет длинный и трудный путь в полиции, которая, кажется, и сегодня не отстает от времени, но при взгляде на научные элементы в учебных курсах бакалавров провозглашает под аплодисменты «Нам не нужны ученые в патрульных автомобилях!» [7, с. 2154]. Соответствующее «отношение» и резонанс вызвала работа «Резолюция: полиция и исследования», которую рабочая группа «Эмпирические полицейские исследования» опубликовала в 2012 году. Выдвинутые там требования - «полиции нужны научные исследования» и «полицейскому образованию нужны научные исследования» - в настоящее время стали актуальны [15].

Научно-исследовательские центры

В данный момент Университет немецкой полиции в вышеупомянутом документе пришел к выводу, что отсутствует «прежде всего структу-

рированный менеджмент потребности» [14]. Это означает, что немецкая полиция в настоящее время не в достаточной мере знает, в чем заключаются ее проблемы. Поэтому необходимы дальновидные руководящие кадры и генераторы идей, которые создадут организационные подразделения, в которых будут думать «без помех». Имеется насущная потребность в научно-исследовательских центрах для полиции. Уже сегодня существует несколько подобных организаций. К ним относятся TESIT (Технический центр развития и обслуживания, инновационные технологии) Федерального ведомства криминальной полиции и научно-исследовательские организации в земельных ведомствах криминальной полиции в Дюссельдорфе и Ганновере, а также Стратегический инновационный центр при земельном ведомстве криминальной полиции Баварии. Существует недостаток в организациях, которые были бы компетентны за проведение исследований по темам безопасности.

Научно-исследовательский центр - это не ориентированный на прибыль исследовательский институт или неформальная группа ученых-экономистов и социологов, (бывших) политиков и/или предпринимателей, которые совместно развивают политические, социальные и экономические концепции или стратегии и оказывают содействие соответствующим публичным дискуссиям, то есть осуществляют научное политическое консультирование. М. Тунерт характеризует научно-исследовательский центр как «финансируемые частным образом или из общественных средств исследовательские учреждения, которые рассматривают на научной основе вопросы, касающиеся политики и имеющие отношение к практике и в идеальном случае дающие результаты и рекомендации, необходимые для подготовки решений» [9, с. 30-38].

К важнейшим функциям научно-исследовательских центров относятся исследования, согласование вопросов для обсуждения, осуществление консультирования по политическим вопросам, обучение или консультирование ответственных за принятие решений в управлении и общественных кругах, инициирование и поддержка общественных и научных дебатов [10].

Подобные учреждения могут создаваться по образцу Криминологического исследовательского института земельного ведомства криминальной полиции Нижней Саксонии. Научно-исследовательский центр криминалистических и криминологических исследований земельного ведомства криминальной полиции Северный Рейн-Вестфалия организован по тому же принципу. Подобные цели и организационную идею имеет Технический центр инновационных и коммуникационных технологий (TESIT) в Федеральном ведомстве уголовной поли-

ции, хотя здесь направление исключительно на новые технологии. Задачи центра сформулированы на сайте Федерального ведомства криминальной полиции: «Современные технологии все больше определяют нашу жизнь в современном обществе. Возникающие требования к полицейской работе в Федеральном ведомстве уголовной полиции выполняются междисциплинарной командой ученых, техников, инженеров и сотрудников полиции, оснащенной высокими технологиями. В Техническом центре инновационных и коммуникационных технологий (TESIT) осуществляется анализ актуального и инновационного развития техники посредством оценивания возможностей использования в работе полиции и потенциала для злоупотреблений со стороны преступников. Для получения важной информации Центр проводит исследовательские проекты, развивает новые методы и испытывает новые технологии и операционную тактику. Другой важной задачей является розыск следов и доказательств уголовно-наказуемых деяний в сети или приборов информационно-коммуникационной техники и обеспечение их сохранности для использования в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве. Цель разносторонней деятельности - как создание профилактических импульсов, посредством консультирования относительно возможных технических профилактических мероприятий, так и поддержка актуальных расследований полиции на высоком техническом уровне» [12]. Технический центр инновационных и коммуникационных технологий проводит работу в сфере исследования технологий раннего распознавания, специальных информационных технологий, обнаружения, технологий применения и обеспечения безопасности, биометрии, кибепреступности [9]. Кроме того, Федеральное ведомство уголовной полиции с его Криминалистическим институтом ведет важную исследовательскую работу в области криминалистики и криминологии.

Сферы научного мониторинга

Объектами научного наблюдения и анализа могут быть, наряду с криминалистическими и криминологическими, следующие сферы:

- общественное развитие (например, сфера молодежной культуры, демография, техническое развитие, инфраструктура, ресурсы, судопроизводство, правоприменение и т.д.);

- процессы формирования общественного мнения по поводу изменения правового статуса в отношении безопасности и порядка;

- оперативная деятельность, специфические операции, например, обеспечение безопасности при проведении футбольных матчей или демонстраций, действия полиции при крупных катастрофах, террористических атаках;

- организационное развитие, теория менеджмента, работа по обеспечению безопасности дорожного движения, расследование ДТП, профессиональная подготовка и повышение квалификации, специальная полицейская техника, информационная и компьютерная техника в полиции [15].

Представляется важным, что идея мониторинга общественного развития с точки зрения важных для полиции задач деятельности относится к сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, поскольку именно там возникает культура генерирования проблем и одновременно накапливания идей направлений научных исследований.

Персональные ресурсы научно-исследовательских центров

Здесь речь идет не о штатной численности соответствующей организации. Намного более важным представляется то, что под крышей этой организации в междисциплинарной команде имеют место компетентность как полицейской, так и социально-научной, юридической и/или технической направленности. Это успешно осуществляется в Федеральном ведомстве уголовной полиции, в криминалистическо-криминологических центрах земельных ведомств уголовной полиции Северный Рейн-Вестфалии, Баварии, Нижней Саксонии. В земельных центрах, как правило, работают по семь штатных сотрудников: трое ученых и четверо сотрудников полиции, некоторые из них имеют академическое образование. К работе в центре привлекаются от двух до четырех студентов-практикантов или стажеров из академических университетов или полицейских образовательных организаций [19]. Идея прохождения практики студентами образовательных организаций полиции в криминологическом научно-исследовательском центре земельного ведомства уголовной полиции Ганновера является инновационной и целеполага-ющей. Если идея создания научно-исследовательских центров в полиции получит свое развитие, появится необходимость в инновационном кадровом менеджменте. Потребуются не только сотрудники со знаниями и опытом полицейской деятельности, но и ученые-социологи, техники или специалисты по информатике, сотрудники полиции, имеющие способности к научной деятельности. Необходимо будет также внесение некоторых изменений в законодательство [16]. Следует руководствоваться требованием Эйнштейна о новых решениях для новых проблем [4, с. 405], в Германии тому имеются хорошие инновационные примеры.

Для того чтобы использовать дополнительно экспертные знания, превосходящие возможности основного состава научно-исследовательских цен-

тров, полиция Нижней Саксонии дает возможность быстро и без всяких осложнений привлекать к работе сторонних членов проекта и таким образом осваивать существующие ноу-хау. При этом организационная форма центра позволяет привлекать ориентированных на конкретный случай внешних специалистов. Модель криминологического научно-исследовательского центра при земельном ведомстве уголовной полиции Нижней Саксонии предусматривает проведение направленной на выполнение проектов практики для обучающихся в течение трех месяцев [20]. По содержанию предусмотрены как криминологическая, социально-научная, так и общественно-научная виды практик.

Подобные научно-исследовательские центры должны осуществлять деятельность с определенным уровнем самостоятельности. Лица, ответственные за принятие решений, должны понимать, какие последствия имеет для полиции утверждение «Нам не нужны ученые в патрульном автомобиле!». Слишком долго перечеркивались всякие инициативы создания подразделений в полиции, которые занимались бы иной деятельностью, чем патрулирование, проведение расследований или полицейских операций. Самое время прекратить практику наблюдения и оценки деятельности полиции сторонними наблюдателями. Последствия этого полиция не раз испытала на себе не только в связи с организационными реформами. Один из выразительных примеров представляет собой недавнее исследование Биргера Антхольц, который без всякого уважения к каким бы то ни было криминалистическим и криминологическим основам с полной серьезностью утверждает, что кадровый состав полиции определяет развитие преступности, и тут же рассуждает об «избыточном количестве» 87544 полицейских в Федеративной Республике Германия [1].

Дорожная карта исследования состояния безопасности

Дорожная карта исследования состояния безопасности разрабатывается и издается Федеральным министерством образования и научных исследований [5]. Она должна служить, как гласит законное требование, созданию сети сотрудничества между гражданскими исследователями безопасности в Германии. К сожалению, число исследователей из сферы полиции очень ограничено. Среди 11 научно-исследовательских гражданских учреждений функционирует центр исследования безопасности, созданный в 2013 году в земельном ведомстве уголовной полиции Баден-Вюртемберг, а также аналогичное структурное подразделение в военизированной пожарной охране Мюнхена. Идея дорожной карты, несомненно, является очень удачной для того, чтобы ориентироваться

в научно-исследовательском комплексе. При современной степени актуализации и готовности участия исследователей в работе она может принести практическую пользу [13].

Наряду с вышеназванными научно-исследовательскими организациями в земельном ведомстве уголовной полиции Баварии действует созданный в 2011 году после террористических атак 11 сентября стратегический инновационный центр, который занимается исследованиями новых видов преступности, научно-техническими и тактическими концепциями борьбы с преступностью, а также сферами проведения полицейских операций, логистики, информации и коммуникации, являясь первым учреждением, деятельность которого выходит за рамки криминалистических и криминологических исследований.

Если рассмотреть сферу исследований этих учреждений, которые можно назвать научно-исследовательскими центрами, становится ясно, что они были созданы по собственной инициативе соответствующих земель или федерации. Ни какого-либо их объединения, ни фактической координации действий не существует. Тем не менее, очевидно, наряду с федеральным ведомством уголовной полиции некоторые земельные подразделения полиции испытывали необходимость действий и не стали выжидать. Не принимая во внимание Специальную высшую школу полиции в Бранденбурге и вышеназванные инициативы нескольких приглашенных преподавателей полицейских вузов, карта научно-исследовательских центров полиции на востоке страны почти вся состоит из белых пятен. Причины тому многосложные, но потребность в таких научно-исследовательских организациях тем не менее неоспорима.

Ни в коей мере не должно сложиться впечатление, что работа проектных групп должна быть заменена научно-исследовательскими центрами или будет излишней. Также и в дальнейшем необходимо и целесообразно на региональном, земельном и федеральном уровне инициировать научные проекты для решения межведомственных задач. В действительности научно-исследовательские центры могли бы осуществлять мониторинг необходимости разработки таких проектов без внешних предписаний. С другой стороны, сотрудники центров могли бы быть сами участниками или руководителями проектных групп и привносить свои специальные и методические знания.

Полиция должна решать намного больше задач, чем это предполагается в установленных законом предписаниях. Подобно тому, как для успешной работы предприятий необходима информация о потребностях клиентов и изменениях на рынке, т.е. наблюдение за рынком или мониторинг, так и полиция испытывает потребность в

регулярном, согласованном отдельными полицейскими подразделениями, имеющем четкую организационную структуру, гибком, оперативном, профессиональном мониторинге. Результаты мониторинга могли бы затем обрабатываться научно-исследовательскими группами образовательных организаций и научно-исследовательских центров и предоставляться сотрудникам полиции, политикам и ученым. Сотрудничество со сторонними научно-исследовательскими центрами и образовательными организациями могло бы дополнять идею научно-исследовательских центров полиции. Большое значение имеет, во всяком случае, то, что, несмотря на федеральную структуру, имеется возможность скоординированных действий.

Таким образом, идея научно-исследовательских центров соответствует актуальным требованиям к полиции и предоставляет в распоряжение современный инструмент идентификации проблем и борьбы с ними. Она предполагает требование учредить одно или несколько организаций для осуществления анализа общественного развития, определения степени их значительности, выполнения полицейских задач и выработки предложений и рекомендаций для принятия основополагающих стратегических решений по обеспечению безопасности граждан. Безусловно, создание научно-исследовательских центров в полиции требует готовности к инновациям, материальных затрат, прежде чем принесет плоды. Но когда, если не сейчас, время для этого?

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Antholz, Birger, Polizeistärke und Kriminalitätsverlauf // Kriminalistik. 2013. S. 659-668.

2. Bergmann, Gustav; Daub, Jürgen, Systemisches Innovations-und Kompetenzmanagement. - Wiesbaden, 2008.

3. Bericht der Projektgruppe und des UA FEK zur nationalen und internationalen Sicherheitsforschung vom 26. Februar 2014, S. 3-5.

4. Berthel, Ralph, Entwicklungen in der Gesellschaft beobachten, Schlüsse fuer die Polizei ableiten! Think Tank Polizei implementieren / Polizei zwischen Wissenschaft und Reformdruck / Festschrift zum 20. Jahrestag der Gründung der Hochschule der Sächsischen Polizei (FH). - Rothenburg/OberlSicherausitz, 2014. S. 403-422.

5. Bundeswehr.de, Reader heitspolitik, Analysen über Entwicklungstrends in der Gesellschaft, htpp://www.readersipo.de, Stand: 12. August 2014.

6. Die Sächsische Polizei im digitalen Zeitalter, Die Nutzung von sozialen Netzwerken und von Mobilfunk-Applikationen (Polizei-App) durch die sächsische Polizei (DigiPol).

7. Gatzke, Wolfgang, Kriminalistisch-kriminologische Forschung im Spannungsfeld von polizeilicher Praxis, kriminalpolitischen Erwartungen und wissenschaftlicher Freiheit // DIE POLIZEI. 2014. S. 23.

8. Pressemitteilung des Niedersächsischen Ministeriums für Inneres und Sport vom 22. Nov. 2013. http: //www.lka.polizei-nds.de/ forschung/dunkelfeldstudie-befragung-zußsicherheit-und-kriminlität-in -niedersachsen-109236. html, Stand: 13. Juli 2014.

9. Thunert, Martin, Think Tanks in Deutschland - Berater der Politik? // Aus Politik und Zeitgeschichte. B51/2003. S. 30-38.

10. Wittenzellner, Christine, Sicherer Ort für Ideen-Entwickler, Was ist eigentlich ein „Think Tank"? Süddeutsche.de, http_// sueddeutsche.de/karriere/sz-serie-sicherer-ort-ideen-entwickler-1.556478, Stand 10. Oktober 2017.

11. http:/www.arbeitskreis-innere-sicherheit.de/index.php?artikel_id 1, Stand: 15. Juli 2014.

12. Bundeskriminalamt, http://www.bka.de/Das BKA/Aufgaben/Zentralstellen/Technologien/, Stand: 7. Februar 2014.

13. Bundesministerium für Bildung Forschung, Die Forschungslandkarte: „SecurityResearchMap"; http://www.bmbf.de/13162.php. Stand: 24. Juli 2014.

14. http://www.dhpol.de/de/medien/downloads/hochschule, Stand: 5. Oktober 2017.

15. http://www.empirische-polizeiforschung.de/index.php, Stand: 15. Juli 2014.

16. http://humanicum.wordpress.com/was-ist-ein-think-tank/, Stand: 4. August 2017.

17. http://www.lka.polizei-nds.de/forschung/, Stand: 13. Juli 2014.

18. http://www.lka.polizei-nds.de/forschung/organization-aufgaben-und personal-404. html, Stand: 13. Juli 2014.

19. http:/www.lka.niedersachsen.de/forschung/organisation-aufgaben-und-personal-404.html. Stand: 18. Juli 2014.

20. http://www.lka.polizei-nds.de/forschung/praktikum-407. html, Stand: 15. Juli 2014.

21. Gabler Wirtschaftslexikon, http://wirtschaftslexikon.gabler.de/definition/ussue-monitiring.html, Stand: 30. September 2017.

22. http://www.polizei.sachsen.de/dokumente/Landesportal/StrategieXderXPolizeiX2013.pdf, Stand: 10. September 2017.

(статья сдана в редакцию 19.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.