Научная статья на тему 'Криминологические основания международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми'

Криминологические основания международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / HUMAN TRAFFIC / COUNTERACTION TO HUMAN TRAFFIC / THE INTERNATIONAL COOPERATION / THE NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсикова Наталья Александровна

В статье рассматриваются особенности международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми. Исходя из анализа данного вида преступлений, характеризуются меры борьбы с торговлей людьми на международном уровне. Рассмотрены основные направления деятельности неправительственных организаций в данной сфере. Затрагиваются проблемы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminology bases of international collaboration in the sphere of opposition to trade by the people

Features of the international cooperation in sphere of counteraction to human traffic are considered. Proceeding from the analysis of the given kind of crimes, measures of struggle against human traffic at the international level are characterized. The basic directions of activity of the non-governmental organizations in the given sphere are considered. Problems of interaction of law enforcement bodies and the non-governmental organizations are mentioned.

Текст научной работы на тему «Криминологические основания международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми»

Полиция Германии делится на Федеральную полицию и полицию земель.

Федеральная и земельная полиции не состоят в отношениях взаимосвязи и соподчинения, а это означает, что у них также нет достаточно четко выстроенных планов взаимодействия на случай чрезвычайных ситуаций. Как правило, при серьезных происшествиях отношения выстраиваются на устной договоренности между субъектами, личном авторитете самих спецназовцев и их командиров, что в дальнейшем может отразиться на принятии не совсем верных (точных) действий и надлежащем результате. Федеральная полиция реализует полномочия, аналогичные полномочиям органов внутренних дел на транспорте в Российской Федерации, и одновременно может выступать в качестве дополнительных сил охраны правопорядка при проведении массовых мероприятий.

Полицией каждой земли руководит собственное министерство, контролирующее управления полиции. В земле Северный Рейн-Вестфалия таких управлений 47, а должность министра является гражданской (административной) и выборной. Статус отдельных управлений полиции не равнозначен. Так, все управления полиции земли Северный Рейн-Вестфалия делятся на полицай-президиумы (их в земле 18) и земельные советы (их — 29). Полицай-президиумы, возглавляемые полицай-президентами, выполняют исключительно полицейские функции. Земельные советы возглавляются советниками, и наряду с чисто полицейскими задачами решают вопросы управления службами спасения и медицинскими учреждениями. Сотрудничество полицай-президиумов и советов возможно лишь при взаимном согласии; при его отсутствии работа по обеспечению безопасности в значительной мере усложняется. Полицай-президиумы, в свою очередь, делятся на полицейские участки.

Говоря о научной работе, необходимо отметить, что подразделения спецназовцев, как и их учебные центры, в прямом смысле слова теоретическими и научными разработками не занимаются, однако используют уже имеющиеся разработки, используют новейшие достижения наукоемких технологий в своих целях (при взрывных работах, проведении прослушивания и наблюдения и т.п.). Примером может послужить закупка в США специальным подразделением полиции г. Дортмунда штурмового многофункционального автомобиля «Форд» стоимостью 250 тысяч евро, применяемого в случае захвата заложников на авиатранспорте. В связи с этим, по мере надобности и заявкам подразделений специального реагирования закупаются специальные средства (оптико-волоконные просматривающие устройства, оружие и т.п.) как у отечественных, так и у иностранных производителей. Заявка обязательно согласовывается с министерством и в случае согласования удовлетворяется.

Таким образом, эффективность работы подразделений полиции специального реагирования земли Северный Рейн-Вестфалия напрямую зависит не только от умелого сочетания превентивных и репрессивных мер, но и от применения новейшего оборудования и полной оснащенности спецназовцев, своевременного информирования общественности в средствах массовой информации о проведенных операциях (в некоторых случаях конфиденциальность сохраняется).

УДК 343.9.018 + 343.431 Н.А. Корсикова*

Криминологические основания международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми

В статье рассматриваются особенности международного сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми. Исходя из анализа данного вида преступлений, характеризуются меры борьбы с торговлей людьми на международном уровне. Рассмотрены основные направления деятельности неправительственных организаций в данной сфере. Затрагиваются проблемы взаимодействия правоохранительных органов и неправительственных организаций.

Ключевые слова: торговля людьми, противодействие торговли людьми, международное сотрудничество, неправительственные организации.

NA. Korsikova*. Criminology bases of international collaboration in the sphere of opposition to trade by the people. Features of the international cooperation in sphere of counteraction to human traffic are considered. Proceeding from the analysis of the given kind of crimes, measures of struggle against human traffic at the international level are characterized. The basic directions of activity of the non-governmental organizations in the given sphere are considered. Problems of interaction of law enforcement bodies and the non-governmental organizations are mentioned.

* Корсикова, Наталья Александровна. Преподаватель кафедры криминологии, старший лейтенант милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел. (моб.) 89215817298, e-mail: korsikova-nataly@mail.ru.

* Korsikova, Natalia, the lecturer chair criminology. St. Petersburg University of Ministry of Intermal Affairs of Russia. tel. 89215817298. E-mail: korsikova-nataly@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 24 июня.2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Международное и экологическое право

Keywords: human traffic, counteraction to human traffic, the international cooperation, the nongovernmental organizations.

Говоря о международном сотрудничестве в сфере противодействия торговле людьми, необходимо отметить, что данное явление впервые упоминается ориентировочно в XVII столетии, и международные юридические документы по борьбе с этим злом существовали с исторических времен в течение почти 100 лет. Их содержание различалось в зависимости от исторических обстоятельств.

В 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности». Данный протокол вступил в силу в декабре 2003 г. Документ акцентирует внимание на необходимости взаимодействия стран-участниц в сфере борьбы с торговлей людьми, т.е. на международных обязательствах. Каждое обязательство состоит из одного или нескольких правил поведения, которые государства-участники данного международно-правового акта обязаны осуществить, т.е. совершить определенные действия с определенной целью.

По данным Управления по контролю и борьбе с торговлей людьми при государственном департаменте США, ежегодно в масштабе всего мира продается 800-900 тыс.человек, из них 20 тыс. — в США. В 2006 г. Европейская комиссия опубликовала отчет, в котором говорится, что, по предварительным подсчетам, каждый год 15 государствам — членам Европейского союза (EU) продается около 120 тыс. людей. По приблизительным подсчетам Организации по проблемам безопасности и сотрудничества в Европе (OSCE), ежегодно в другие страны продавались около 200 тыс. женщин и детей из стран Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Международная организация труда (МОТ) проводит широкие программы борьбы против рассматриваемого явления [1, с. 43].

Вопросами борьбы с торговлей людьми занимается секция криминального подразделения американского Департамента юстиции (CEOS).

CEOS и другие секции федеральной системы отвечают за преступления, на которые распространяется более чем одна юрисдикция, или связанные с международной и иностранной торговлей.

Можно выделить несколько основных задач в деятельности CEOS. Главной задачей является преследование преступников. Ее цели: защита женщин и детей от эксплуатации, предупреждение будущего вреда по отношению к жертвам или тем, кто находится в пределах досягаемости для эксплуататоров, обвинение преступников и прекращение насилия. Кроме этого, CEOS занимается тем, что выделяет особо уязвимые группы, которым необходима помощь до, в течение и после привлечения к суду эксплуататоров. С некоторыми работа ведется на основе секретности [2].

Важное место в международном сотрудничестве по вопросам противодействия торговле людьми занимает международная организация по миграции (МОМ). Конкретные программы МОМ в области противодействия торговле людьми в той или иной стране определяются «ролью» данной страны применительно к действующим схемам торговли людьми (является ли данное государство страной происхождения, назначения или транзита жертв торговли людьми).

Следующим органом, занимающимся вопросами борьбы с торговлей людьми, является ОБСЕ. ОБСЕ ? это организация политическая, и все ее решения носят характер политических обязательств. Для данной организации поиск наиболее эффективных путей противодействия торговле людьми — это один из приоритетных вопросов, потому что он касается всех государств-участников. Прежде всего, силами экспертов ОБСЕ проводится большая проектная деятельность, которая осуществляется в тесном сотрудничестве экспертов ОБСЕ с государственными и неправительственными структурами различных государств. Проекты разрабатываются в зависимости от конкретных потребностей той или иной страны и могут быть направлены на совершенствование законодательства, разработку национальных планов действий.

Согласно ст. 6 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, каждое государство-участник рассматривает возможность реализации мер по обеспечению физической, психологической и социальной реабилитации жертв торговли людьми, в т.ч. в надлежащих случаях в сотрудничестве с неправительственными организациями, др. соответствующими организациями.

Четкого определения неправительственных организаций (далее — НПО) по противодействию торговле людьми не существует. Основной деятельностью таких организаций является защита прав индивидуума или группы индивидуумов. НПО работают на различных уровнях: местном, внутригосударственном и международном.

Многие НПО являются важнейшими источниками информации, зачастую даже лучше, чем правительственные органы. Их миссия — предотвращение торговли людьми посредством проведения образовательных кампаний, тренингов, оказания помощи, содействия в репатриации и реабилитации жертв, а также помощи правоохранительным органам в преследовании преступников. Неправительственные организации играют важную роль в предупреждении торговли людьми. Проблема торговли людьми привлекла внимание прежде всего неправительственных организаций,

которые всегда более остро, чем представители власти, воспринимают данное явление, скорее реагируют на нарушение прав.

К числу специальных международных организаций, акцентирующих внимание на данной проблеме, можно отнести такие, как ООН, Всемирная сеть за выживание — Global Survival Network (GSN), Международная организация труда — International Labor Organization (ILO), Коалиция против незаконного вывоза женщин — Global Alliance Against Traffic in Women (GAATW), Голландский Фонд против незаконного вывоза женщин — Foundation Against Trafficking in Women (CATW). Главными направлениями деятельности данных организаций являются создание и совершенствование международных документов и разработка элементов стратегии и тактики действий в борьбе с торговлей людьми.

Примером эффективности многостороннего сотрудничества неправительственных организаций в принятии решений на международном уровне является практика проведения совместных мероприятий с участием представителей правительств различных государств или же участие в формировании международных документов по борьбе с торговлей людьми. К сожалению, российские неправительственные организации не смогли принять участие в подготовке Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и дополнительного протокола к ней по борьбе и предупреждению торговли людьми, в особенности женщинами и детьми, как это смогли сделать многие др. зарубежные организации.

Рассматривая данную проблему, необходимо акцентировать внимание на работе российских неправительственных организаций, занимающихся этими вопросами.

Начиная с 1997 г., в России сделано немало для решения проблемы торговли людьми. Наиболее активно в этой сфере действуют женские неправительственные организации, число которых неуклонно возрастает. В 1998 г. в России насчитывалось около 40 организаций, в 2004 г. по оценкам исследователей — 50. Сегодня на территории Российской Федерации действует несколько десятков неправительственных организаций, занимающихся теми или иными аспектами торговли людьми [3]. В основном это организации, занимающиеся проблемами насилия против женщин. Правозащитное движение как таковое пока остается в стороне от проблемы. Неправительственные организации оказывают психологическую, юридическую, социальную помощь жертвам трафика и женщинам, рискующим попасть в данную ситуацию.

Вклад российских неправительственных организаций в противодействие торговле людьми неоценим. Именно они первыми, ранее официальных властей, заявили на своих конференциях, в СМИ, в многочисленных обращениях к правительству о наличии проблем, собрали многочисленные свидетельские показания жертв трафика, подготовили общественное мнение к изменению отношения к ним [4, с. 168].

В целом неправительственные организации эффективно осуществляют свои задачи. Однако, по нашему мнению, есть ряд серьезных проблем:

— недостатки коммуникаций и координации деятельности (необходимость единого информационного поля, банков данных и т.п.);

— использование более продуманных техник «раскрытия проблемы» методами неправительственных организаций;

— разработка методологии использования информации неправительственных организаций (обобщение статистики обращений и т.п.) для анализа проблемы на национальном и региональном уровнях, активизация взаимодействия неправительственных организаций и научных организаций;

— разработка и распространение техник лоббирования необходимых решений на разных уровнях власти [5, с. 50].

Еще одной острой проблемой в деятельности НПО является недостаточно эффективное сотрудничество с госструктурами. Об этом шел разговор на второй Всероссийской Ассамблее неправительственных организаций по противодействию торговле людьми, состоявшейся 16 марта 2006 г. в Москве.

Эффективная работа возможна при условии международного сотрудничества и взаимодействия неправительственных организаций и правоохранительных органов в таком вопросе, как борьба с торговлей людьми, поэтому следующим важным направлением в деятельности неправительственных организаций, по мнению автора, является взаимодействие с государственными органами. Очень важно, чтобы правоохранительные органы устанавливали прочные связи с такими неправительственными организациями. Однако механизм этого сотрудничества остается неотработанным, при том, что в данном направлении сделано довольно много практических шагов.

Хотя неправительственные организации работают в соответствии с принципами анонимности и конфиденциальности и предоставляют информацию о жертвах в правоохранительные органы только с согласия пострадавших, они все же имеют возможность оказать влияние на пострадавших путем предоставления безопасности, в случае передачи информации о факте торговли к правоохранительным органам для проведения расследования и привлечения виновных к ответственности.

В случае, когда по причине страха или какой-либо другой причине, пострадавшие отказываются воспользоваться правом выступать в суде в качестве свидетеля против преступников, они тем не менее имеют возможность передать в правоохранительные органы какие-либо оперативные данные о преступниках, других пострадавших или способах совершения преступления. Пострадавшие склонны использовать последний вариант, т.к. они получают возможность внести свой вклад в отправление правосудия и при этом избежать опасности преследования со стороны преступников, которая угрожает

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Международное и экологическое право

тем пострадавшим, которые соглашаются выступать в качестве свидетелей в суде.

Помощь специалистов неправительственных организаций в ходе общения с потерпевшими и свидетелями является неотъемлемой частью данного взаимодействия, поскольку это связано с определенной утратой доверия граждан к сотрудникам правоохранительных органов и доверия к тем, кто предлагает реальную помощь и реабилитацию.

Очень важным является понимание сторонами выгодности промежуточного и конечного результата взаимодействия. Взаимопонимание не может основываться только на профессиональном энтузиазме работников государственных и неправительственных организаций. Необходима разработка мер поощрения за успехи в работе, которая связана с взаимодействием.

Должна присутствовать экономико-правовая и организационно-управленческая основа взаимодействия. Это подразумевает наличие законодательной базы, достаточное финансирование и наличие координирующего звена для анализа и управления процессом взаимодействия в данной сфере [6, с. 173].

Стратегическое и оперативное сотрудничество НПО с правоохранительными органами приобретает все большее значение для обеих сторон.

Взаимодействие неправительственных организаций и правоохранительных органов в данной сфере должно выражаться в проведении профилактических и предупредительных мероприятий в области борьбы с торговлей людьми. Данные мероприятия, на наш взгляд, должны включать в себя проверку соблюдения законодательства по вопросам выезда российских граждан для работы по контракту за рубеж, а также по вопросу использования труда иностранных граждан.

Предупредительная деятельность в данном случае охватывает привлечение внимания общественности к данной проблеме и информирование граждан, проведение и осуществление в данной области правовых, а также социальных исследований и реализацию законодательных инициатив. Проведение таких исследований должно осуществляться путем выработки законодательных инициатив по изменению уголовного, гражданского и административного законодательства.

Однако для эффективного взаимодействия между правоохранительными органами и НПО необходимо еще множество практических шагов, поскольку существуют препятствия, которые в настоящий момент полностью не искорены.

Немаловажную роль в эффективности борьбы с торговлей людьми и их эксплуатацией играет международное сотрудничество между правоохранительными органами иностранных государств. Общеприняты четыре основные формы международного сотрудничества:

— экстрадиция;

— подача и исполнение письменного ходатайства согласно положениям договоров о правовой взаимопомощи с целью выполнения таких действий, как обыск, опрос свидетелей, получение документальных доказательств и т.п.;

— запрос одного правоохранительного учреждения другому, касающийся наличия доказательственных фактов или других связанных с ними вопросов перед подачей официального письменного ходатайства;

— запросы одного правоохранительного учреждения другому о предоставлении такой оперативной помощи, такой как наблюдение, официальные поставки, перехваты и т.д.

Взаимодействие правоохранительных органов России с соответствующими структурами многих зарубежных государств по проблемам борьбы с торговлей людьми осуществляется с учетом международно-правовых актов.

Поэтому в настоящее время важность международного сотрудничества заключается в объединении и координации своих действий в борьбе с этим преступлением точно так же, как и объединяются усилия мирового сообщества в борьбе с торговлей оружием, наркотиками, терроризмом.

Подводя итог вышесказанному, можно определить международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми как регламентированную нормами права деятельность государственных органов, неправительственных организаций различных государств, направленную на предупреждение, выявление и пресечение преступлений, связанных с торговлей людьми.

Только на основе такого международного сотрудничества в рамках неукоснительного использования и применения норм международного права можно эффективно оказывать противодействие развивающейся транснациональной организованной преступности в сфере торговли людьми.

Обобщая вышесказанное, автор отмечает, что в России уже накоплен некоторый положительный опыт сотрудничества с другими государствами в области борьбы с торговлей людьми. Это дает основание полагать, что, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия, создан законодательный и методический фундамент для успешного сотрудничества в борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми.

Список литературы

1. Метила, X. Борьба с торговлей людьми // The Journal of International Security (Великобритания). — 2007. — 2-е изд. — Т. 14.

2. Бякряшев, А. К., Белозеров, И. П. Теневая экономика и экономическая преступность. Раздел 6.3. Транснациональная торговля женщинами и детьми. — Омск, 2000.

Полонский М.А. Уголовно-правовые и криминологические особенности состава преступления «массовые беспорядки»...

3. Калинкович, Л. Н. Расследование преступлений, связанных с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации. — Минск: МОМ, 2008.

4. Красиков, А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. — Саратов, 2007.

5. Бойченко, Л. А. Гендерное насилие: причины и следствия. — Петрозаводск: Изд-во ИГУ, 2007.

6. Журавлев, С. Ю., Пигаев, А. М. Торговля людьми: механизм преступной деятельности, методика расследования : научно-практическое пособие. — М., 2006.

Literature

1. Metila, H. Struggle against a human traffic // The Journal of International Security (Great Britain). — 2007. - V 14, edition 2.

2. Bjakrjashev, A. K., Belozerov, I. P. Shadow economy and economic criminality. Section 6.3. Transnational trade in women and children. — Omsk, 2000.

3. Kalinkovich, L. N. Investigation of the crimes connected with a human traffic with a view of sexual operation. — Minsk, 2008.

4. Krasikov, A. N. Сriminally-right protection right also freedom of the person in Russia. — Saratov, 2007.

5. Boychenko, L. D. Gender violence: causes and effects. — Petrozavodsk, 2007.

6. Zhravlyov, S. J., Pigaev, A. M. Human traffic: the mechanism of criminal activity, an investigation technique: the Scientifically-practical grant. — Moscow, 2006.

УДК 341.4 M.A. Полонский*

Уголовно-правовые и криминологические особенности состава преступления «массовые беспорядки» (по законодательству Кыргызской Республики)

Статья посвящена исследованию наиболее важных проблем, связанных с особенностями состава преступления «массовые беспорядки». Автором сформулирован оригинальный вариант определения понятия «массовые беспорядки» и внесены предложения об изменении и дополнении норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение данного преступления.

Ключевые слова: уголовное право, криминология, массовые беспорядки, общественная безопасность, квалификация массовых беспорядков.

M.A. Polonsky*. The Criminal and Legal and Criminological Peculiar Features of the Components of the Crime «Mass Riots» (under the laws of the Kyrgyz Republic). The article is devoted to the research of the most critical problems connected with the peculiar features of the components of the crime «mass riots». The author has formulated an original version of the determination of the notion “mass riots” and proposed to amend and supplement the provisions providing for the criminal responsibility for such crime.

Keywords: criminal law, criminology, mass riots, public security, qualification of the mass riots.

В связи с тяжелой политической и экономической ситуацией в Кыргызской Республике, снижением правовой культуры общества, повышением уровня бедности и безработицы, а также увеличением масштаба коррупции в государственном аппарате активизируются силы экстремистской и криминальной направленности. В результате значительно повышается вероятность возникновения различных конфликтов, которые впоследствии, как правило, перерастают в массовые беспорядки. Необходимость научного изучения массовых беспорядков обусловлена прежде всего существованием прямой взаимосвязи между уровнем исследования, возникновением и предупреждением данного вида преступлений. Если данное явление не изучено и нет должных мер его предупреждения, то создаются благоприятные условия для его возникновения. Массовые беспорядки напрямую связаны с социальноэкономическим положением республики, культурно-нравственным развитием общества и представителей эшелона власти, авторитета и мощи государственной власти и многих других факторов. Однако события недавнего прошлого Кыргызской Республики — массовые беспорядки и штурм Белого дома 17 июня 2005 г., захват Верховного суда Кыргызской Республики, захват угольного разъезда Кара-Кече, межнациональный конфликт в с. Искра Чуйского района, массовые беспорядки 2-8 ноября

* Полонский, Максим Анатольевич, аспирант кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербург, пр-т Энгельса, д. 119, ком. 86/2. Тел. 8-964-328-38-30. E-mail: maxn_b@mail.ru.

* Polonsky, Maxim Anatolyevich, a postgraduate student of the Criminal Law Department of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Saint Petersburg, pr. Engelsa, bldg. 119, office 86/2. Tel.: 8-964-328-38-30. E-mail: maxii_b@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 8 июня 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.