Научная статья на тему 'Особенности работы куратора в академических группах'

Особенности работы куратора в академических группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ADAPTATION OF STUDENTS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / СОХРАНЕНИЕ КОНТИНГЕНТА / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / EDUCATIONAL TRAJECTORY / MENTOR / PRESERVATION CONTINGENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакуров Андрей Алексеевич

Воспитательный процесс в вузе планируется и организуется наряду с обучением и научной деятельностью. Рассматриваются основные моменты работы куратора в академической группе вуза. Обсуждаются педагогические и психологические вопросы взаимодействия куратора и студента. Представлен анализ понятия «образовательная рефлексия». Определены современные требования к личности куратора. Предложен комплекс задач куратора, реализация которых обуславливается способностью студента осуществлять образовательную рефлексию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutor work in academic groups

The educational process in the University is planned and organized along with training and research activities. The article discusses the highlights of the tutor work in the higher education. Pedagogical and psychological issues of interaction between a supervisor and a student are discussed. The concept of "educational reflection" is presented and analyzed. Modern requirements to the curator identity are defined. The article suggested tutor‘s tasks, the implementation of which is determined by the student''s ability to carry out educational reflection.

Текст научной работы на тему «Особенности работы куратора в академических группах»

8. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2010 - 160 с.

9. Попова Н.В. Первый иностранный язык как интегративный стержень для реализации междисциплинарных связей в подготовке лингвистов, преподавателей // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2007. - № 1-2. - С. 315-332

10. Резникова Ю.Г., Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников / Улан-Удэ. - Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 133 с.

11. Снятских А.Л., Обоева С.В. Учебная деятельность студента и технология её организации в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ. / Под науч. ред. Борисовой Н.В., Кузова В.Б. Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО: М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010 - 62 с.

12. Степанова М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1244-1246.

13. Учебно-исследовательская работа учащихся. Электронный ресурс: http://www.ustugeanina.ucoz.ru/Uchebnoissleddeyat.doc. Дата обращения 13.08.2014.

14. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Красноярск, 2005. - 22 с.

УДК 37.013

А.А. Шакуров

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КУРАТОРА В АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУППАХ

Воспитательный процесс в вузе планируется и организуется наряду с обучением и научной деятельностью. Рассматриваются основные моменты работы куратора в академической группе вуза. Обсуждаются педагогические и психологические вопросы взаимодействия куратора и студента. Представлен анализ понятия «образовательная рефлексия». Определены современные требования к личности куратора. Предложен комплекс задач куратора, реализация которых обуславливается способностью студента осуществлять образовательную рефлексию.

Ключевые слова: куратор, воспитательная работа, адаптация студентов, психологическая поддержка, сохранение контингента, мотивация, компетентностный подход, образовательная траектория.

За последние несколько лет правительство Российской Федерации предприняло ряд мер по содержательной модернизации высшего профессионального образования с целью повышения его качества. В государственной программе «Развитие образования», принятой на 2013 -2020 годы, были провозглашены новые требования к выпускнику вуза, которые возможно реализовать только посредством формирования компетенций, востребованных на рынке труда, в социуме и экономике в целом [1]. Данная образовательная политика подразумевает, что студент, получив определенную профессию, должен обладать не только заданным

уровнем знаний, умений и способностью их применять на практике, но и быть активным, мобильным, самостоятельным, психологически устойчивым, коммуникабельным и готовым к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.

Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития нашей страны к образованию предъявляются повышенные требования: происходит модернизация образовательного процесса, идет оптимизация и реструктуризация государственных вузов, создается и усиливается конкурентная борьба между учебными заведениями и т.д. В этих условиях Санкт-Петербургский государственный политехнический университет остается ведущим вузом страны. Кроме того, получение статуса автономного национально-исследовательского университета ставит перед ректоратом и преподавательским составом новые задачи. Среди приоритетных мы можем выделить такие, как:

• формирование кадрового резерва руководящего состава вузов и привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;

• привлечение в вузы молодых ученых, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;

• совершенствование деятельности аспирантуры и докторантуры;

• внедрение образовательных программ, реализуемых совместно с ведущими иностранными и российскими университетами;

• привлечение студентов ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов [3].

Кроме стратегических задач по повышению конкурентоспособности мы отмечаем такие направления работы Политехнического университета, как сохранение контингента студентов, определение и раскрытие творческого и научного потенциала каждого обучающегося, профилактика и снижение риска отчисления студентов и активизация приемной компании перспективных абитуриентов. Для этого вновь придается большое значение воспитательной работе как неотъемлемой части педагогики высшей школы. Именно кураторы играют ведущую роль в формировании общей культуры в целом и этики поведения студентов в частности. Ведь студенчество несет бренд вуза и передает позитивные традиции политехников по всей России, сохраняя при этом нашу национальную идентичность.

Основной же задачей куратора академической группы в современных условиях компетентностного подхода является помощь студенту в реализации усвоения знаний и применении их на практике. То есть на куратора возлагается функция по проектированию индивидуальной образовательной траектории студента в условиях учебного пространства

вуза. Куратор должен суметь помочь студенту реализовать его научно -исследовательский и творческий потенциал и вынести его в значимую социально-практическую сферу.

Таким образом, куратор академической группы должен стать таким человеком, который принимает активное и непосредственное участие в профессиональной жизнедеятельности обучающихся. Куратору необходимо наблюдать, сопровождать, координировать и контролировать деятельность студентов, создавая при этом условия для саморазвития их личности.

В процессе обучения студент, приобретая в вузе определенный набор компетенций и компетентностей, должен быть способным к осуществлению образовательной рефлексии и иметь опыт в социально-практической сфере. В основе социальной практики должны быть процессы профессиональных и социальных действий и опытов. Следовательно, процесс обучения, образовательная рефлексия и профессиональная практика должны рассматриваться равнозначно. Но ведущая роль все же должна быть отведена образовательной рефлексии.

Под образовательной рефлексией мы понимаем «осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу» [2:17].

При этом необходимо отметить разницу между категориями «индивидуальная образовательная программа» и «индивидуальная образовательная траектория».

«Индивидуальная образовательная программа учащегося - документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение.

Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоенное содержание образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений» [2:17].

Таким образом, образовательная рефлексия - это способность студента самостоятельно анализировать свою учебную активность и прогнозировать вариативность будущей профессиональной деятельности за счет самоопределения себя в конкретной профессиональной сфере. Следовательно, образовательную рефлексию как фундаментальное условие успешного выполнения любой профессиональной деятельности куратору необходимо формировать у студентов, начиная с первого курса. Для этого ему необходимо реализовать следующие задачи:

• проведение профориентационных занятий с демонстрацией перспектив будущей профессии;

• выявление интересов и потребностей студента в рамках получаемой профессии;

• формирование модели будущего специалиста;

• совместное формулирование целей обучения в вузе на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;

• ориентация студента по дополнительной литературе для самообразования;

• подготовка студента к участию в конференциях и круглых столах в течение учебного года;

• совместный со студентом мониторинг результатов его деятельности, выяснение уровня достижения целей.

Таким образом, мы считаем, что у куратора должно быть сформировано понимание необходимости оказания всесторонней поддержки студентов. Ведь смысл педагогического мастерства и профессионализма преподавателя и куратора заключается именно в том, чтобы решать образовательные и воспитательные задачи разной сложности.

Обобщая вышесказанное, мы считаем, что молодежная политика и воспитательная работа в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете должна быть выстроена в соответствии со стратегическими задачами повышения конкурентоспособности, социальным заказом на подготовку компетентных специалистов и носить мотивационную направленность к самостоятельной профессиональной деятельности выпускников вуза. Мы можем представить следующие рекомендации по направлению работы института кураторства:

1. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы в академических группах для формирования доверия к куратору и преподавателям.

2. Помощь студентам в преодолении стрессовых ситуаций, связанных с адаптацией первокурсников к новым условиям обучения, новым условиям жизни (для иногородних студентов), требованиям учебной нагрузки и прочими жизненными ситуациями.

3. Поддержка и раскрытие у студента его учебного, научного, организаторского и творческого потенциала.

4. Понимание куратором своей роли и значимости в цепочке звеньев «школа, вуз, самостоятельная профессиональная деятельность» посредством адаптации молодых людей к самостоятельной жизни.

5. Организация информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и освещение жизни вуза в курируемых группах.

6. Проведение дидактических исследований посредством личностно-ориентированного подхода с целью выявления индивидуальных особенностей студентов и групп риска.

7. Своевременное принятие коррекционных мер в отношении студентов, находящихся в группе риска по академическим задолженностям. Куратору необходимо активизировать свои усилия для выявления причин возникновения проблем у студентов и возвращения их к нормальному режиму обучения.

8. Проведение психолого-педагогических исследований по выявлению причин изоляции отдельных студентов в академической группе, определение вопросов формального и неформального лидерства с положительными и отрицательными оценками.

Кроме того, необходимо наладить работу психологической службы в вузе для проведения консультативных мероприятий как для кураторов, так и для студентов по вопросам усиления мотивации к работе, обучению, самопрезентации и преодолению стрессов.

Таким образом, мы отмечаем, что на данном этапе существуют проблемы в работе кураторов как субъективного, так и объективного характера, но они все решаемы при поддержке ректората и всего педагогического коллектива университета. Главное, чтобы пришло понимание следующего: институт кураторства вносит огромный вклад в будущее студентов, что выражается в их личностном и профессиональном росте и становлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. (утверждена Правительством РФ 22 ноября 20121 г. Распоряжение № 2148-р) [Электронный ресурс] //Официальный сайт Минобрнауки России [2013]. URL: Ы^У/минобрнауки.рф/

документы/2690/файл/1170/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 25.07.2041)).

2. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 5-8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 64 с.

3. Программа «5-100-2020» URL:https://www.spbstu.ru/f2h/index.asp (дата обращения: 25.07.2041)

УДК 378.147. 37.01:007

В.С. Чернега

Севастопольский национальный технический университет

УНИФИКАЦИЯ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Результативность лабораторных исследований студента зависит от качества методических указаний к лабораторным работам. В статье проанализированы методические указания к выполнению лабораторных работ по информатике и вычислительной технике и выявлены типовые недостатки таких указаний. Предложена унифицированная методика составления методических указаний к лабораторным работам по инфокоммуникационным технологиям и вычислительной технике, выполняемым на основе персонального компьютера или компьютерных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.