8. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2010 - 160 с.
9. Попова Н.В. Первый иностранный язык как интегративный стержень для реализации междисциплинарных связей в подготовке лингвистов, преподавателей // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2007. - № 1-2. - С. 315-332
10. Резникова Ю.Г., Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников / Улан-Удэ. - Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 133 с.
11. Снятских А.Л., Обоева С.В. Учебная деятельность студента и технология её организации в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ. / Под науч. ред. Борисовой Н.В., Кузова В.Б. Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО: М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010 - 62 с.
12. Степанова М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1244-1246.
13. Учебно-исследовательская работа учащихся. Электронный ресурс: http://www.ustugeanina.ucoz.ru/Uchebnoissleddeyat.doc. Дата обращения 13.08.2014.
14. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Красноярск, 2005. - 22 с.
УДК 37.013
А.А. Шакуров
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КУРАТОРА В АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУППАХ
Воспитательный процесс в вузе планируется и организуется наряду с обучением и научной деятельностью. Рассматриваются основные моменты работы куратора в академической группе вуза. Обсуждаются педагогические и психологические вопросы взаимодействия куратора и студента. Представлен анализ понятия «образовательная рефлексия». Определены современные требования к личности куратора. Предложен комплекс задач куратора, реализация которых обуславливается способностью студента осуществлять образовательную рефлексию.
Ключевые слова: куратор, воспитательная работа, адаптация студентов, психологическая поддержка, сохранение контингента, мотивация, компетентностный подход, образовательная траектория.
За последние несколько лет правительство Российской Федерации предприняло ряд мер по содержательной модернизации высшего профессионального образования с целью повышения его качества. В государственной программе «Развитие образования», принятой на 2013 -2020 годы, были провозглашены новые требования к выпускнику вуза, которые возможно реализовать только посредством формирования компетенций, востребованных на рынке труда, в социуме и экономике в целом [1]. Данная образовательная политика подразумевает, что студент, получив определенную профессию, должен обладать не только заданным
уровнем знаний, умений и способностью их применять на практике, но и быть активным, мобильным, самостоятельным, психологически устойчивым, коммуникабельным и готовым к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.
Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития нашей страны к образованию предъявляются повышенные требования: происходит модернизация образовательного процесса, идет оптимизация и реструктуризация государственных вузов, создается и усиливается конкурентная борьба между учебными заведениями и т.д. В этих условиях Санкт-Петербургский государственный политехнический университет остается ведущим вузом страны. Кроме того, получение статуса автономного национально-исследовательского университета ставит перед ректоратом и преподавательским составом новые задачи. Среди приоритетных мы можем выделить такие, как:
• формирование кадрового резерва руководящего состава вузов и привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;
• привлечение в вузы молодых ученых, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;
• совершенствование деятельности аспирантуры и докторантуры;
• внедрение образовательных программ, реализуемых совместно с ведущими иностранными и российскими университетами;
• привлечение студентов ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов [3].
Кроме стратегических задач по повышению конкурентоспособности мы отмечаем такие направления работы Политехнического университета, как сохранение контингента студентов, определение и раскрытие творческого и научного потенциала каждого обучающегося, профилактика и снижение риска отчисления студентов и активизация приемной компании перспективных абитуриентов. Для этого вновь придается большое значение воспитательной работе как неотъемлемой части педагогики высшей школы. Именно кураторы играют ведущую роль в формировании общей культуры в целом и этики поведения студентов в частности. Ведь студенчество несет бренд вуза и передает позитивные традиции политехников по всей России, сохраняя при этом нашу национальную идентичность.
Основной же задачей куратора академической группы в современных условиях компетентностного подхода является помощь студенту в реализации усвоения знаний и применении их на практике. То есть на куратора возлагается функция по проектированию индивидуальной образовательной траектории студента в условиях учебного пространства
вуза. Куратор должен суметь помочь студенту реализовать его научно -исследовательский и творческий потенциал и вынести его в значимую социально-практическую сферу.
Таким образом, куратор академической группы должен стать таким человеком, который принимает активное и непосредственное участие в профессиональной жизнедеятельности обучающихся. Куратору необходимо наблюдать, сопровождать, координировать и контролировать деятельность студентов, создавая при этом условия для саморазвития их личности.
В процессе обучения студент, приобретая в вузе определенный набор компетенций и компетентностей, должен быть способным к осуществлению образовательной рефлексии и иметь опыт в социально-практической сфере. В основе социальной практики должны быть процессы профессиональных и социальных действий и опытов. Следовательно, процесс обучения, образовательная рефлексия и профессиональная практика должны рассматриваться равнозначно. Но ведущая роль все же должна быть отведена образовательной рефлексии.
Под образовательной рефлексией мы понимаем «осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу» [2:17].
При этом необходимо отметить разницу между категориями «индивидуальная образовательная программа» и «индивидуальная образовательная траектория».
«Индивидуальная образовательная программа учащегося - документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение.
Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоенное содержание образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений» [2:17].
Таким образом, образовательная рефлексия - это способность студента самостоятельно анализировать свою учебную активность и прогнозировать вариативность будущей профессиональной деятельности за счет самоопределения себя в конкретной профессиональной сфере. Следовательно, образовательную рефлексию как фундаментальное условие успешного выполнения любой профессиональной деятельности куратору необходимо формировать у студентов, начиная с первого курса. Для этого ему необходимо реализовать следующие задачи:
• проведение профориентационных занятий с демонстрацией перспектив будущей профессии;
• выявление интересов и потребностей студента в рамках получаемой профессии;
• формирование модели будущего специалиста;
• совместное формулирование целей обучения в вузе на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
• ориентация студента по дополнительной литературе для самообразования;
• подготовка студента к участию в конференциях и круглых столах в течение учебного года;
• совместный со студентом мониторинг результатов его деятельности, выяснение уровня достижения целей.
Таким образом, мы считаем, что у куратора должно быть сформировано понимание необходимости оказания всесторонней поддержки студентов. Ведь смысл педагогического мастерства и профессионализма преподавателя и куратора заключается именно в том, чтобы решать образовательные и воспитательные задачи разной сложности.
Обобщая вышесказанное, мы считаем, что молодежная политика и воспитательная работа в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете должна быть выстроена в соответствии со стратегическими задачами повышения конкурентоспособности, социальным заказом на подготовку компетентных специалистов и носить мотивационную направленность к самостоятельной профессиональной деятельности выпускников вуза. Мы можем представить следующие рекомендации по направлению работы института кураторства:
1. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы в академических группах для формирования доверия к куратору и преподавателям.
2. Помощь студентам в преодолении стрессовых ситуаций, связанных с адаптацией первокурсников к новым условиям обучения, новым условиям жизни (для иногородних студентов), требованиям учебной нагрузки и прочими жизненными ситуациями.
3. Поддержка и раскрытие у студента его учебного, научного, организаторского и творческого потенциала.
4. Понимание куратором своей роли и значимости в цепочке звеньев «школа, вуз, самостоятельная профессиональная деятельность» посредством адаптации молодых людей к самостоятельной жизни.
5. Организация информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса и освещение жизни вуза в курируемых группах.
6. Проведение дидактических исследований посредством личностно-ориентированного подхода с целью выявления индивидуальных особенностей студентов и групп риска.
7. Своевременное принятие коррекционных мер в отношении студентов, находящихся в группе риска по академическим задолженностям. Куратору необходимо активизировать свои усилия для выявления причин возникновения проблем у студентов и возвращения их к нормальному режиму обучения.
8. Проведение психолого-педагогических исследований по выявлению причин изоляции отдельных студентов в академической группе, определение вопросов формального и неформального лидерства с положительными и отрицательными оценками.
Кроме того, необходимо наладить работу психологической службы в вузе для проведения консультативных мероприятий как для кураторов, так и для студентов по вопросам усиления мотивации к работе, обучению, самопрезентации и преодолению стрессов.
Таким образом, мы отмечаем, что на данном этапе существуют проблемы в работе кураторов как субъективного, так и объективного характера, но они все решаемы при поддержке ректората и всего педагогического коллектива университета. Главное, чтобы пришло понимание следующего: институт кураторства вносит огромный вклад в будущее студентов, что выражается в их личностном и профессиональном росте и становлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. (утверждена Правительством РФ 22 ноября 20121 г. Распоряжение № 2148-р) [Электронный ресурс] //Официальный сайт Минобрнауки России [2013]. URL: Ы^У/минобрнауки.рф/
документы/2690/файл/1170/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 25.07.2041)).
2. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 5-8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 64 с.
3. Программа «5-100-2020» URL:https://www.spbstu.ru/f2h/index.asp (дата обращения: 25.07.2041)
УДК 378.147. 37.01:007
В.С. Чернега
Севастопольский национальный технический университет
УНИФИКАЦИЯ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Результативность лабораторных исследований студента зависит от качества методических указаний к лабораторным работам. В статье проанализированы методические указания к выполнению лабораторных работ по информатике и вычислительной технике и выявлены типовые недостатки таких указаний. Предложена унифицированная методика составления методических указаний к лабораторным работам по инфокоммуникационным технологиям и вычислительной технике, выполняемым на основе персонального компьютера или компьютерных моделей.