Научная статья на тему 'Особенности работы иностранных компаний на территории российской Федерации'

Особенности работы иностранных компаний на территории российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ИНОСТРАННЫЕ ФИРМЫ / РФ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА / ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА / ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелев С.Е., Бусс Д.В.

В данной статье будут рассмотрены особенности ведения бизнеса на территории Российской Федерации. На примере ООО «Леруа Мерлен Восток» будет рассмотрено, как интегрируют свои модели управления иностранные организации, а также влияния российского менталитета на их работу. Большая часть данных о компании взята из личного опыта работы автора в ООО «Леруа Мерлен Восток»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы иностранных компаний на территории российской Федерации»

Литература

1. Metelev S.E., Murat M., Lizunov V.V. Economic security policy of the Russian Federation. - Rangendingen, 2016.

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. - М. : Олита, 2004. ISBN 5-9574-0005-Х; Как разграбили СССР. Пир мародеров. Год: 2012. Автор: Сирин Лев Жанр: сборник, интервью, история, политология Издательство: Яуза-пресс ISBN: 978-5-98132-123-8. Серия: Как убили СССР.

3. Метелёв С.Е. Коррупция в российской экономике. Некоторые оценки состояния методами корпоративного аудита // Закон и право. - 2008. - № 12. - С. 3-6.

4. Метелев С.Е. Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям. - Омск, 2012.

5. Метелёв С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. - М., 2006.

6. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 69-76.

7. Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Природа и основные направления минимизации коррупции // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 1 (63). -С. 136-144.

8. Метелёв С.Е., Курьяков И.А. Коррупция и ее проявления в современной России // Закон и право. -2009. - № 1. - С. 3-7.

9. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. - Омск, 2010.

10. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. - Омск, 2009.

11. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции 2015 опубликованные Transparency International http://www.transparency.org/whoweare/contact/org/nc_russia

12. Уголовный Кодекс РФ http://goo.gl/6muFZG

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТЕЛЕВ С.Е., д.э.н.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского БУСС Д.В.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены особенности ведения бизнеса на территории Российской Федерации. На примере ООО «Леруа Мерлен Восток» будет рассмотрено, как интегрируют свои модели управления иностранные организации, а также влияния российского менталитета на их работу. Большая часть данных о компании взята из личного опыта работы автора в ООО ««Леруа Мерлен Восток»

Ключевые слова: менталитет, иностранные фирмы, РФ, менеджмент, управление, российская модель менеджмента, французская модель менеджмента, персонал.

В настоящее время на территории Российской Федерации существует огромное количество иностранных фирм. Каждая из них привносит что-то новое, пытается внедрить такую же модель управления и корпоративную культуру, как в своей стране. И здесь начинается проблема несоответствия этой культуры и российского менталитета, законодательства и других факторов.

Если с законодательством все понятно и зафиксировано в документах, то с менталитетом намного сложнее. Существует методологическая проблема в толковании данного понятия. Известно много

его определений, зависящих в первую очередь от подхода. В словаре «Современная западная философия» термины «менталитет» и «ментальность» трактуются следующим образом: «ментальность», «менталитет» (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Социокультурный подход понимает менталитет как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и

социокультурные процессы. С другой стороны, менталитет можно определить как подсознательную социально-психологическую «программу» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемую в сознании и в практической деятельности [2].

Рассмотрим отличительные особенности российского менталитета, а также особенности российской модели управления организацией и ведения бизнеса в целом. Считается, что наш русский народ, и здесь подразумеваются все жители Российской Федерации во всем ее многообразии, известен своей противоречивостью: мы очень ленивы и при этом славимся огромным трудолюбием, любим рисковать и можем быть чересчур осторожными, крайне негативно высказываться о ситуации в своей стране и при этом любить ее, быть настоящими патриотами. Объясняется это разными факторами, но основные - это богатая история и необычное географическое положение. Бескрайние просторы породили особый российский размах, тяжелый климат - тягу к коллективизму, постоянная военная опасность - любовь и стремление к сильной централизованной, где-то даже авторитарной власти. Огромное влияние на менталитет оказал так и не построенный коммунизм. Все вышеперечисленное, бесспорно, отражается и на русском менеджменте, потому что организация -это социальная система, которая обладает всеми характеристиками того общества, в котором она функционирует. Российская модель менеджмента до сих пор основывается на тех же принципах, что и при командно-административной экономике:

• авторитарный стиль управления;

• влияние родственных связей;

• бюрократия;

• слабая заинтересованность и обученность персонала;

• медленное реагирование на изменение рыночной ситуации;

• коррупция.

С какими трудностями на территории России сталкиваются иностранные организации, рассмотрим на примере крупнейшего по товарообороту й!У ритей-лера, французской компании ООО «Леруа Мерлен Восток».

Для начала необходимо посмотреть на то, чем французская модель управления и ведения бизнеса отличается от остальных, а особенно от российской.

«Франция - это очень социальная страна», - как грустно заметил один из директоров, и это налагает очень серьезные обязательства на руководителей по соблюдению интересов и прав его работников. Так, например, уволить человека по инициативе руководства практически невозможно; в этом случае предприятие обязано выплачивать уволенному бывшему сотруднику его среднюю заработную плату за последний год работы в течение 24 месяцев с момента увольнения или до тех пор, пока он найдет себе новую работу. То есть уволенный работник в течение двух лет может «сидеть на шее» у своего бывшего предприятия! [1] Благодаря этому во Франции очень низкая текучесть персонала, и организации

могут позволить себе тратить много денег и времени на обучение кадров. Часто на работу принимаются выпускники вузов, которых предприятие потом «доращивает» до необходимого профессионального и должностного уровня. Несмотря на то, что в нашем законодательстве для работодателя все намного проще, в компании действует французский взгляд на данную проблему. Каждому работнику дается шанс проявить и показать себя. На разные, в том числе управленческие, должности набираются люди, которым может не хватать навыков и опыта работы, но при этом есть желание совершенствоваться и работать для достижения цели, то есть компания щедро вкладывается в обучение сотрудников даже на территории чужой для себя страны. Многим нашим компаниям стоит брать пример с «Леруа Мерлен».

На французских предприятиях менеджеров по персоналу в российском понимании этой должности нет. Все работы по оценке или обучению персонала передаются на аутсорсинг. В реалиях нашей страны «Леруа Мерлен» не может позволить себе такого, так как у нас нет сильных компаний, которые бы занимались подобной деятельностью. В нашей стране до сих пор нет такого понятия, как «наем не на работу, а в организацию» - подход, при котором подбираются люди, в первую очередь подходящие фирме по духу и корпоративной культуре, а уже потом по определенным качествам для конкретной работы. Конечно, в краткосрочной перспективе такой подход может показаться неправильным и глупым, но, как говорилось выше, французы тратят огромные деньги на персонал, что в долгосрочной перспективе ведет компанию к получению прекрасных, обученных, преданных, а также нужных именно данной компании работников. Исходя из всего этого нужно признать, то что компания несет большие расходы на территории России, чем Франции, так как необходимо иметь в штате не только большое количество не просто рекрутеров, а обученных и грамотных, знакомых с современными методологиями найма, что является необычайно редким явлением в нашей стране.

Также во Франции прием на работу членов семьи и родственников считается кумовством и потому осуждается. У нас же это является нормой. Это еще одна сложность, с которой сталкивается компания в России.

Следующая проблема - это небрежное отношение к законам в нашей стране. Одна из главных -это «черная зарплата», бесспорно крайне негативное явление, однако для россиян оно является нормой. И здесь компания не стала поддаваться влиянию российского менталитета. Вся заработная плата является «белой». Этим организация демонстрирует свою социальную функцию, проявляет уважение к персоналу. А какая в этом проблема? Проблема в том, что это ведет к дополнительным расходам по сравнению с российскими конкурентами, которые выплачивают «черную зарплату» и экономят на своих работниках, сводя к минимуму отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

Слабая заинтересованность персонала - еще одна проблема русского менталитета. Для ее

42

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

решения применяется ряд мер стимулирования и мотивации сотрудников:

• Участие в прибыли. По итогам года между работниками «Леруа Мерлен» разделяется часть прибыли организации. Благодаря этому каждый может, как говорится, пощупать результат своей работы.

• Участие в управлении. В каждом магазине проводятся собрания, в которых принимают участие рядовые сотрудники, менеджеры отделов, директора магазинов и региональное руководство компании. На таких собраниях каждый сотрудник может предложить свою идею по улучшению работы всей фирмы.

• Профессиональный рост. В компании существует не только вертикальная структура, но и горизонтальная, внутри каждой профессии. Рассмотрим это на примере продавца-консультанта:

• новичок;

• опытный;

• профессионал;

• эксперт.

Данная структура мотивирует сотрудников на профессиональный рост. Карьерный рост. Помимо роста внутри своей профессии, существует и четкая структура карьерного роста. Рассмотрим ее на примере работника торгового сектора:

• продавец-консультант;

• менеджер отдела;

• руководитель торгового сектора;

• директор магазина;

Такая структура позволяет сотрудникам планировать свое будущее внутри компании, ведь не стоит забывать, что, как было сказано выше, французская модель управления подразумевает минимальную текучесть кадров, а это, в свою очередь, означает, что компания предпочитает на все управленческие должности назначать своих сотрудников, а не нанимать людей со стороны. Да и карьерный рост не ограничен лишь этой структурой, потому что существует также работа в центральном офисе компании [3].

• Можно сделать вывод, что, несмотря на все трудности, компании удается успешно интегрировать адаптированную к нашим реалиям французскую модель менеджмента в российскую культуру. Кроме того, компания выполняет свои социальные обязательства, в отличие от большинства российских фирм, которым нужно брать пример с таких компаний.

Кроме «Леруа Мерлен» на территории Российской Федерации ведут свою деятельность еще очень много иностранных организаций. И выигрывают от этого все: потребители, потенциальные работники и даже российские компании, которые могут учиться ведению бизнеса у лучших.

Литература

1. Виноградов Е.А. Персонал в фирмах индустриально развитых стран. - М. : Наука, 2007. - С. 27;

2. Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента. - М., 1999. - URL: http://www.cfin.ru/press/management/ 1999-3/02.shtml (дата обращения: 25.04.2016).

3. Работа в Леруа Мерлен [Электронный ресурс]: URL: http://rabota.leroymerlin.ru/ (дата обращения: 25.04.2016).

ПРОДВИНУТЫЙ НАЙМ В ОРГАНИЗАЦИЮ

МЕТЕЛЕВ И.С., к.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского БУСС Д.В.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация. В данной статье будет рассмотрен новый для России подход к отбору персонала, когда от нанимаемых работников требуется соответствие характеристикам организации, а не только требованиям предлагаемой работы. Такой метод уже используется за рубежом и описывается в западной литературе. Ключевые слова: наем, рекрутинг, организация, мотивация, персонал, кадры, работники.

Рекрутинг (от англ. recruiting - вербовка, комплектование личным составом) - это комплекс мероприятий по поиску, отбору и найму работников требуемой квалификации и численности. Реализация указанных мероприятий, как правило, осуществляется службой персонала в соответствии с предварительно разработанным планом. Поиск, отбор и наем работников представляется правомерным рассматривать в качестве самостоятельных и

одновременно тесно взаимосвязанных этапов, в совокупности образующих полный комплекс мероприятий по рекругингу персонала. Вместе с тем, в зависимости от специфики управленческой ситуации, не исключается реализация лишь части мероприятий комплекса - например, относящихся только к найму персонала и т. п. [4].

В зарубежной практике многочисленные разнотипные фирмы, применяющие высокие и низкие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.