Научная статья на тему 'Коррупция как проблема национальной безопасности в современном мире'

Коррупция как проблема национальной безопасности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция как проблема национальной безопасности в современном мире»

КОРРУПЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

КУБАРЕВ П.А.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

В современной России одной из наиболее серьезных проблем была и остается коррупция. Коррупция представляет собой деятельность должностных лиц, имеющих власть и возможности использовать ее для получения собственной выгоды, имущественных и неимущественных благ, нарушая как государственные законы, так и нравственные устои общества.

Неизвестно, когда возникла коррупция и сколько еще она будет существовать, несмотря на всеобщее ее осуждение во всех странах мира. Стоит предположить, что зародилась коррупция при разделении общества на разнообразные слои, когда одни стали иметь больше власти и их социальный статус мог что-либо решить. Люди во все времена имели пороки и желание жить лучше, богаче. В России коррупция возникла довольно давно, но имела она другое название, далекое от ныне используемого, а именно «посул». Первое упоминание данного термина относится к XIV веку, в последующем оно также упоминается в нормативных документах, таких как Судебник 1497 года и других. Таким образом, можно сказать, что понимание негативных последствий взяточничества возникло достаточно давно и борьба с ним имела уже законодательный характер. Запреты посулов указывают на направленность княжеской власти на борьбу с повсеместными проявлениями взяточничества на службе и в судах. Весомую роль в становлении взяточничества на территории нашей страны сыграла «система кормлений» Х11-Х^ веков, когда население обязывалось кормить наместников и прочих управленцев, что порождало произвол и злоупотребление наместников в отношениях к кормленщикам, кроме того они брали различные пошлины за судебные дела, за разрешение споров и многое другое, что порождало мздоимство в те времена. Однако в XV веке кормления были регламентированы московскими князьями.

Если перенестись на два века вперед, картина предстает аналогичная. Правление Петра I, подъем державы на мировом уровне, военная мощь все возрастает, а вместе с тем растет и коррупция. Император хотел, чтобы чиновники жили по его примеру, на государственное жалование, и не брали ничего лишнего, потому ввел с 1715 года жалование из казны. Но данные меры не дали должного результата, после чего Петр решил ввести наказания за взяточничество и мздоимство, а именно смертную казнь, в результате были повешены или лишены жизни другим способом немало высокопоставленных деятелей. Таким образом, стоит сказать, что Петр боролся с коррупцией на должном

уровне, однако наиболее приближенных подданных прощал, таких как Александра Меньшикова, друга детства, однако пытался его всяческими способами вразумить.

Так складывалась коррупция на протяжении долгой истории Российского государства, и в любое время она вызывала недовольство, ведь простой люд работал не покладая рук и отдавал последнее ради наживы высокопоставленных алчных людей. Проблема, связанная с взяточничеством, была актуальна всегда, и сегодня этот вопрос широко освещается и вызывает общественный резонанс.

Коррупция затрагивает не только правовую сферу, социальную, но и экономическую, где она несет большие изменения. Первым делом коррупция разрушает естественный ход экономики, сбиваются механизмы конкуренции, на их смену приходят «деньги и связи», она препятствует развитию свободной предпринимательской деятельности, бюджетные средства расходуются не по назначению, что приводит к неисполнению намеченных направлений развития экономики страны или региона. В связи с этим ухудшается уровень жизни населения, возрастает уровень теневой экономики, возникают социальные, транспортные, экологические и многие другие проблемы.

Теперь стоит сказать о национальной безопасности России в настоящее время, а также о ее специфике и проблемах, одной из которых является коррупция. Национальная безопасность предполагает обеспечение безопасности как от внутренних волнений, так и внешнего вмешательства в целостность страны, ее территорий и общества, а также предполагает обеспечение потенциала развития России на длительный срок. Обеспечение потенциала развития на длительный срок - важный и интересный вопрос, который сейчас поднимается неоднократно и на протяжении более чем 20 лет насущен.

Перестройка, распад Советского Союза, приватизация - ряд слов, которые ассоциируются с концом XX века. Говоря об обеспечении развития на длительный срок, стоит углубиться в процесс приватизации и продажи государственного имущества. После распада Союза, чтобы перейти к рыночной экономике, где преобладающее большинство приходится на частный сектор экономики, в стране начинается широчайшая приватизация, которая имела большое количество негативных последствий для экономики и безопасности страны в целом. В этот период происходил колоссальный рост безработицы, снижение заработной платы, увеличение

преступности, беззаконие, действия властей, выходящие за рамки закона и многое другое. Указ Бориса Ельцина о введении «ваучеризации» привел экономику к инфляции, людей попросту грабили «законно» и привели в итоге страну к полной разрухе. Как происходила приватизация, лучше всего рассматривать на примерах.

Со слов Владимира Павловича Полеванова, председателя Государственного комитета России по управлению государственным имуществом 1994-1995 гг.:

«Новокузнецкий алюминиевый завод, где активов было минимум на миллиард долларов, продавался за 10 миллионов рублей - остальное потом».

«В процессе приватизации бюджет России получил меньше, чем бюджет Венгрии после приватизации в этой стране».

«Только 36 иностранцев сидели в святая святых приватизации России - в кабинетах ГКИ, готовя для самих себя конкурсы, закрытые аукционы. ... Чего стоил один только пресловутый Джонатан Хэй - эксперт-советник ГКИ, на которого у меня лежала докладная, что он является кадровым разведчиком ЦРУ».

«...никаких залоговых аукционов. Норильский никель - это же чистое воровство. ЮКОС - то же самое. На Аляске, к примеру, существует фонд будущих поколений за счёт средств от реализуемой нефти, и каждый житель Аляски получает оттуда на свой счёт порядка 7 тысяч долларов, семья из четырёх человек автоматически получает 30 тысяч долларов за то, что она дала право разрабатывать нефтяное месторождение. Государственная нефть в Норвегии» [2].

Все вышесказанное в той или иной мере показывает, насколько добросовестно поступали власти в тот период и о каких перспективах развития страны думали. В том числе и Борис Ельцин, будучи президентом, не задумывался о последствиях такого отношения к России, ее экономике, политике и государственной безопасности.

Говоря о безопасности страны, стоит углубиться и проанализировать внутреннее состоянии с точки зрения законности приватизации. Министерство Внутренних Дел сообщает следующие данные: за один только 1994 год в сфере приватизации было совершено более 1500 преступлений, из которых около 10% были совершены в крупных и особо крупных размерах. Среди наиболее распространенных и характерных нарушений, имевших место в деятельности органов исполнительной власти в ходе приватизации государственной собственности в 19932003 гг., необходимо указать следующие [1]:

- превышение органами исполнительной власти установленных законодательством полномочий в сфере распоряжения государственным имуществом;

- невыполнение органами исполнительной власти своих непосредственных обязанностей в сфере приватизации;

- необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, отсутствие настоящих конкурсов и низкая результативность продаж;

- отсутствие внешнего независимого контроля предприватизационной подготовки государственных активов и результатов приватизационных сделок;

- коррупция в органах власти, отсутствие системы противодействия криминалу в сфере приватизации.

Национальную безопасность невозможно рассматривать в отдалении от оборонно-промышленного комплекса страны, так как он создает силу, мощь и защиту государства, от него напрямую зависит безопасность на внутреннем и внешнем уровне. В ходе приватизации было сделано то, чего допустить было нельзя, а именно частичный переход оборонного комплекса в частные руки, к тому же в большинстве случаев к иностранцам. По результатам контрольных мероприятий Счетной палаты было выявлено, что в ОПК иностранные юридические и физические лица или их аффилированные структуры владеют более чем 10% обыкновенных акций минимум в 47 акционерных обществах, пакетами, превышающими размер блокирующего, - в 22 акционерных обществах, из них в 12 акционерных обществах авиационной промышленности.

Непосредственно иностранные участники имеют блокирующие пакеты только в трех обществах авиационной промышленности - ОАО «АНТК им. Туполева», Саратовское ОАО «Сигнал» и ЗАО «Ев-ромиль» [1].

Как показывает анализ процессов приватизации собственности в РФ за 1993-2003 годы, она проходила в полном беззаконии, когда своей целью власть ставила расхитить и распродать имущество страны за бесценок и разбогатеть на этом. От «распродажи» крупнейших российских предприятий, стоимость которых по минимальной цене превышала триллион долларов, в казну поступило 7 млрд 200 млн долларов.

С такими показателями коррупции Российская Федерация начала переход к рыночной экономике, где ее ожидали кризисы и новые проблемы. На сегодняшний день Российская Федерация является страной с высоким уровнем развития коррупции, на 2015 год среди 167 стран Россия находилась только на 119 месте по индексу восприятия [3]. Статистические данные, предоставляемые потребителям, существенно занижены, информация скрывается, ведь коррупция - одна из проблем, которая не позволяет государству поднимать свой статус ни в глазах граждан, ни в глазах сторонних государств. Каждый человек хотя бы раз, но сталкивался с превышением полномочий в тех или иных государственных органах. В мышлении современных людей эти ситуации уже настолько привычны, что в скором времени превратятся в должные. Коррупция окружает нас повсеместно, в детских садах, школах, университетах, во всевозможных администрациях и департаментах, даже в правоохранительных органах, которые по природе своей должны охранять и соблюдать законы государства. Нельзя сказать, что все люди алчны, меркантильны и берут взятки или растрачивают бюджетные средства, если имеют с ними дело, но и исключать существование таких людей полностью нельзя. Все это подтверждается ежедневными

новостями, в которых мы слышим, что идет борьба с коррупцией, а на самом деле ее уровень из года в год остается примерно одинаковый.

Борьба с коррупцией является сложной задачей для любого государства. И от выбранного подхода будет напрямую зависеть результат. Существует несколько универсальных методов борьбы с коррупцией:

• Ужесточение нормативных документов, то есть введение новых или увеличение наказания по существующим законам;

• Увеличение заработной платы должностных лиц, введение поощрений, премий и др. вознаграждений;

• Создание конкуренции.

Но являются ли эти меры действенными настолько, насколько государство хотело бы избавиться от коррумпированности должностных лиц? В Уголовном Кодексе РФ предусмотрены следующие наказания:

• лишение свободы на срок от 8 до 15 лет за получение взятки (ст. 290 УК РФ);

• лишение свободы на срок от 7 до 12 лет за дачу взятки (ст. 290 УК РФ);

• лишение свободы сроком до 6 лет и штраф в размере 30-кратной суммы взятки;

• лишение свободы на срок до 3 лет и штраф, который в 20 раз превышает размер взятки [4].

Этот список можно продолжать, так как размер наказания напрямую зависит от размера полученной или предлагаемой взятки. Также в России действует Комиссия по борьбе с коррупционными правонарушениями и Комитет по борьбе с коррупцией, которые выполняют предупредительную и контрольную функции. К целям их деятельности следует отнеси:

• информирование населения;

• разработку научных рекомендаций по предотвращению коррупционной деятельности;

• оказание поддержки населению по имеющимся вопросам;

• привлечение населения к содействию в борьбе с нарушителями закона;

• обеспечение правовой защиты населения;

• защиту прав и свобод граждан и предприятий.

В целом, программа действий государственной

власти России по борьбе со взяточничеством имеет хороший фундамент, нормативную базу как регулятор деятельности, но, чтобы свести коррупцию до максимально низкого уровня, данной программы недостаточно. Такими методами мы никогда не искореним этот недуг - чиновники, укравшие значительные суммы, зачастую откупаются и не попадают в тюрьму, либо возбуждаются уголовные дела, которые никто не доводит до конца. Говорит ли это о бесполезности текущей антикоррупционной политики? Возможно.

Может быть, России стоит поучиться у других стран, которые более успешно борются с этой проблемой. Если сравнить борьбу в России и в Китае,

то можно заметить существенную разницу. Первое что не может остаться незамеченным, это суровость наказания за лихоимство. Если в России максимум, что может получить в качестве наказания человек, это 15 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей, то в Китае высшей мерой наказания является смертная казнь. За последние 10 лет в Китае было расстреляно более 12 000 чиновников, еще более 100 тыс. чиновников лишены свободны сроком на 15-20 лет. В один ряд с Китаем можно поставить распавшийся Советский Союз, где взяточничество причислялось к государственной измене и за кражу государственных денег можно было получить 20 лет тюрьмы и конфискацию всего имущества. Таких примеров можно привести массу, но выбирать стоит более гуманные способы.

Рекомендации по уменьшению уровня коррупционных действий в стране. Прежде всего стоит начать с социальной политики:

• проводить разнообразные тренинги, доносить информацию до населения о наказании и последствиях коррупции для благосостояния общества;

• обучать детей, прививать им социальные устои со школьных лет путем лекций, заданий, творческих конкурсов, и творческих заданий;

• использовать пропагандирующие билборды, рекламные щиты, вывески, где будет размещены телефоны служб, таких как Комиссия по борьбе с коррупционными правонарушениями и Комитет по борьбе с коррупцией, или создать службу доверия, куда стоит обращаться гражданам, если должностное лицо требовало взятку или вознаграждение за исполнение своих прямых обязанностей.

Для борьбы с коррупцией на высоких уровнях, где главным объектом посягательства чиновников являются бюджетные деньги, предлагаем ввести следующие мероприятия:

• внедрение общего реестра электронных денежных средств, в котором будут отображаться все финансовые операции, пути движения денег, свободный просмотр данного реестра гражданами для анализа объективности и результативности деятельности чиновников на любом уровне;

• для бумажных денег провести подобное мероприятие: все денежные средства, поступающие в какие-либо учреждения, путем считывания номеров с купюр вносить в единый реестр, по которому будут отслеживаться все их движения.

При современном развитии технологий организовать данную систему не составит труда, настоящая российская система не позволяет прослеживать данные операции.

Предложенные методы потребуют определенных затрат, но эффект от данной системы не заставит себя ждать. Но вопрос в том, как это организовать и закрепить законодательно, ведь законодательные акты принимаются в РФ чиновниками, а кто захочет отравлять себе жизнь и лишаться возможности «жить на широкую ногу»?

Литература

1. Metelev S.E., Murat M., Lizunov V.V. Economic security policy of the Russian Federation. - Rangendingen, 2016.

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. - М. : Олита, 2004. ISBN 5-9574-0005-Х; Как разграбили СССР. Пир мародеров. Год: 2012. Автор: Сирин Лев Жанр: сборник, интервью, история, политология Издательство: Яуза-пресс ISBN: 978-5-98132-123-8. Серия: Как убили СССР.

3. Метелёв С.Е. Коррупция в российской экономике. Некоторые оценки состояния методами корпоративного аудита // Закон и право. - 2008. - № 12. - С. 3-6.

4. Метелев С.Е. Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям. - Омск, 2012.

5. Метелёв С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. - М., 2006.

6. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 69-76.

7. Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Природа и основные направления минимизации коррупции // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 1 (63). -С. 136-144.

8. Метелёв С.Е., Курьяков И.А. Коррупция и ее проявления в современной России // Закон и право. -2009. - № 1. - С. 3-7.

9. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. - Омск, 2010.

10. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. - Омск, 2009.

11. Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции 2015 опубликованные Transparency International http://www.transparency.org/whoweare/contact/org/nc_russia

12. Уголовный Кодекс РФ http://goo.gl/6muFZG

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТЕЛЕВ С.Е., д.э.н.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского БУСС Д.В.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены особенности ведения бизнеса на территории Российской Федерации. На примере ООО «Леруа Мерлен Восток» будет рассмотрено, как интегрируют свои модели управления иностранные организации, а также влияния российского менталитета на их работу. Большая часть данных о компании взята из личного опыта работы автора в ООО ««Леруа Мерлен Восток»

Ключевые слова: менталитет, иностранные фирмы, РФ, менеджмент, управление, российская модель менеджмента, французская модель менеджмента, персонал.

В настоящее время на территории Российской Федерации существует огромное количество иностранных фирм. Каждая из них привносит что-то новое, пытается внедрить такую же модель управления и корпоративную культуру, как в своей стране. И здесь начинается проблема несоответствия этой культуры и российского менталитета, законодательства и других факторов.

Если с законодательством все понятно и зафиксировано в документах, то с менталитетом намного сложнее. Существует методологическая проблема в толковании данного понятия. Известно много

его определений, зависящих в первую очередь от подхода. В словаре «Современная западная философия» термины «менталитет» и «ментальность» трактуются следующим образом: «ментальность», «менталитет» (от лат. mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Социокультурный подход понимает менталитет как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.