Научная статья на тему 'Возможности преодоления коррупции в современных условиях'

Возможности преодоления коррупции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности преодоления коррупции в современных условиях»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Курьяков И.А., к. э. н Власенко О.В., к.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Коррупция - сложный социально-экономический и политический феномен, возникающий в условиях рынка и глобализации экономики, а базой для его роста в обществе являются товарно-денежные отношения, когда появляется всеобщий эквивалент. То есть создается такая благоприятная ситуация, при которой можно обменивать все и на все.

Зиммель Г. считает [1], что «деньги губят природу вещей одним своим прикосновением». Поэтому тот или иной вид продажности, осознаваемый как проблема, представляет целый процесс сложного социального конструирования коррупции и включает в себя: наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных госслужащих и должностных лиц; осознание этих фактов как социальной проблемы; криминализацию некоторых форм коррупционной деятельности; реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, СМИ и населения на коррупцию.

Зарубежный опыт и методы борьбы с коррупцией, недопущение распространения этого явления, могут быть полезны и для использования в России, но не полностью, а с учетом менталитета населения, а главное-с желанием избавиться от этого позорного явления, которое называется культурно «коррупцией», а для более простого понимания - «взяточничеством».

В большинстве государств мира борьба с коррупцией велась и, по-прежнему, продолжается. Но только в некоторых есть достижения, заслуживающие самого серьезного внимания. Возьмем Швецию [2]. Она до середины XIX считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. После принятия руководством страны стратегического решения о полной модернизации, был разработан и начал исполняться комплекс мер, направленных на полное исключение меркантильных соображений у чиновников.

Госрегулирование было основано на стимулах честного и ответственного управления - через налоги, льготы и субсидии, а не с помощью запретов и разрешений, получаемых из тех или иных органов власти. Для граждан был открыт доступ к внутренним документам госуправления, позволивший им понимать работу государства, а главное - была создана независимая и эффективная система правосудия, установлены высокие этические стандарты для чиновников. Через ряд лет честность стала престижной нормой для госбюрократии.

Зарплаты чиновников сначала превышали заработки рабочих в 12-15 раз. Со временем разница снизилась до двукратной. Теперь в Швеции один из самых низких уровней коррупции в мире. Большую роль в противодействии коррупции играют церковь и общественное мнение. В стране с подозрением отнесутся к бизнесмену, сумевшему за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого ниже его расходов. Общественное мнение превратит такого бизнесмена в неприкасаемого и ему никто не будет доверять ни в бизнесе, ни в бытовом общении. Оно вынудит такого чиновника уйти с должности и не позволит никогда получить работу на госслужбе и в частном бизнесе. В результате, коррупция, нечестность в частном бизнесе, и в госуправлении встречаются крайне редко.

Другой пример-Сингапур. В момент обретения независимости в 1965 г. страна была с высоким уровнем коррупции. С момента получения самоуправляемости в составе Британской империи в 1959 г. до 1990 г. уже в статусе независимой страны Сингапур прошёл путь от бедной страны до развитой, с высоким уровнем жизни и постиндустриальными секторами экономики. Этот путь был выбран в 1959 г. премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю. Именно он решил из портового города, завозившего пресную воду и строительный песок, сделать финансово-торговый центр Юго-Восточной Азии. Но для этого необходимо было снизить уровень коррупции.

Регламентировали действия чиновников, устраняли двусмысленности в законах, последовательно и неукоснительно соблюдали принцип верховенства и равенства всех перед законом, упрощали процедуры деятельности органов власти, строго следили за соблюдением этических стандар-тов.[3]. Центром противодействия коррупции стало независимое Бюро по расследованию случаев коррупции. Граждане могли обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков.

С началом антикоррупционной кампания Бюро инициировало расследования против министров правительства Ли Куан Ю, его родственников. Министры, уличённые в коррупции, были приговорены к реальным срокам заключения. Этим Ли Куан Ю доказал гражданам государства, что в его правительстве министры и ответственные должностные лица могут быть только неподкупными и высококвалифицированными. Снижая уровень коррупции Ли Куан Ю показал, что упорный и квалифицированный труд должен иметь высокую оплату и способствовать улучшению жизни. Создание образа Сингапура, как безопасного и свободного от коррупции государства, привлекло внутренние и иностранные инвестиции, способствовало быстрому экономическому росту.

Антикоррупционное законодательство Сингапура постоянно пересматривается с целью сокращения коррупционных действий. Укрепляется судебная система, кроме привилегированного статуса, судьям даны высокие оклады. Предприняты и неординарные акции - увольнение всех сотрудников таможни и коррумпированных госслужб. Сингапур лидирует в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию. Разработанная и принятая в Сеуле (Южная Корея) в 1999 г. по воле мэра Гох Куна антикоррупционная программа «OPEN» позволила гражданам реально контролировать работу госчиновников [4]. Они могут в любое время проследить ход рассмотрения документов по обращению через Интернет, быть в курсе решения вопросов о выдаче разрешений или санкций, а в случае проявления коррупции, протестовать.

На первом этапе мэр Сеула предложил жителям города писать ему лично открытки с указанием того, что им не нравится. Он лично все эти открытки читал, особо следил за открытками предпринимателей. Служащим мэрии включил в тексты контрактов о том, что каждый будет уволен без объяснения причин при малейшем подозрении от предпринимателя, который с ним контактировал, о затягивании решения проблемы или о требовании взятки. Если чиновник был не согласен с положением в новом контракте, с ним он не подписывался, а чиновник увольнялся с должности. Строгое соблюдение этих принципов привело к тому, что за несколько лет коррупция во взаимодействиях бизнеса и муниципальных органов власти исчезла полностью, а антикоррупционная программа «OPEN» стала своеобразным эталоном отношения к работе в органах власти. Но поскольку история взяточничества не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, потому и изучение накопленного человеческого опыта противодействия взяточничеству является непременным условием научного познания данного социально-правового явления [5,с.123].

Коррупционные явления должны серьезно беспокоить российское общество. Принятый Госдумой в первом чтении очередной президентский законопроект по противодействию коррупции расширяет круг лиц, которым запрещается иметь счета в иностранных банках и предписывается декларировать доходы-свои и членов семьи. В перечень включаются все федеральные государственные служащие, работники Центрального Банка, государственных корпораций и лица, чья деятельность связана, прежде всего, с вопросами национальной безопасности страны[6, с.1]. На наш взгляд, причин и возможностей для успешной борьбы с коррупцией, как явлением, имеется немало.

В стране за последние годы разработано много самых различных мероприятий, приняты серьезные документы, взяв на вооружение и четко их исполняя, на всех уровнях власти, можно успешно бороться и не создавать условий для создания даже коррупционных ситуаций. Например, в стране есть Федеральный закон «О полиции» от 06.12.2011 №410-ФЗ, который принят и одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года и Советом Федерации 2 февраля 2011 г. Издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г.№815 [7]. В целях создания системы противодействия коррупции в РФ, при Президенте РФ образован Совет, который возглавляет Президент РФ.

Основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации госполитики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации госполитики в области противодействия коррупции;

- контроль над реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Рассматривая такую серьезную проблему, как коррупция, которая является настоящим тормозом в развитии любого общества, отрицательно влияя на экономику и жизнь подавляющего большинства людей, без жестких мер борьбы с этим явлением обойтись практически невозможно.

Проведенные исследования и полученные результаты позволяют сделать выводы и внести некоторые предложения. Внести изменения в Конституцию РФ и в Кодекс РФ о конфискации у коррупционера всего (золото, деньги, валюта, недвижимость, машины, летательные аппараты, плавающие средства, акции, счета за границей, в оффшорных зонах, имущественные доли и земельные участки и т. п., в том числе и записанное на родственников (особенно преклонного

возраста)). Коррупционеру в будущем должно быть категорически запрещено работать на такой должности или ей подобной, а его деятельность подвержена мониторингу. Семья коррупционера имеет право пользоваться (после конфискации) всеми правами гражданина страны: ей должно быть оставлено столько квадратов жилой площади из расчета на каждого, сколько положено согласно ГК РФ и Конституции РФ.

Литература

1. Simmel,G.Philisopie des Geldes/G.Simmel.-Berlin,1958.

2. Антикоррупция. Президент Медведев предложил программу противодействия коррупции. Владислав Куликов. "Российская газета"-Неделя №4678 от 5 июня 2008г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/06/05/medvedev-korrupcia.html

3. Лечение заразной жадности: Борьба с коррупцией в Сингапуре. Автор: Арсений Сиротин. 09.03.2010, Антикоррупционная информационная база сайта «Суда нет»: http://center.sudanet.ru/?tag=сингапур

4. Информационный бюллетень № 15. 28.06.2003, Коалиция против коррупции в Томской области. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Транспе-ренси Интернешнл - Р»: http : //www .transparency.org .ru/CENTER/DOC/tomsknewsletter 15.doc

5. Крюкова, Н.И. Коррупция: ее сущность исторические корни в России. //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета.-№9.- 10(79).-2013.-С .123.-130.

6. Платова, Г. Еще чуть-чуть «поборолись с коррупцией/Советская Россия.-107(14055).-четверг.-25 сентября 2014.-С.1-8.

7. Метелёв С.Е. Коррупция в российской экономике. Некоторые оценки состояния методами корпоративного аудита // Закон и право. - 2008. - № 12. - С. 3-6.

8. Метелев С.Е. Деятельность административных органов по противодействию правонарушениям. - 0мск,2012.

9. Метелёв С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. - М., 2006.

10. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 69-76.

11. Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Природа и основные направления минимизации коррупции // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 1 (63). -С. 136-144.

12. Метелёв С.Е., Курьяков И.А. Коррупция и ее проявления в современной России // Закон и право. -2009. - № 1. - С. 3-7.

13. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. -Омск, 2010.

14. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В., Здриковский В.А. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление. - Омск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.