Научная статья на тему 'Особенности работы гуашью в системе дополнительного художественного образования'

Особенности работы гуашью в системе дополнительного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы гуашью в системе дополнительного художественного образования»

G©4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-371 -374 ЧЖАО Синьсинь,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры живописи факультета ИЗО и НР, Московский государственный областной университет,

e-mail: starxin0352@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГУАШЬЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Живопись гуашью, как вид изобразительного искусства и как любая творческая деятельность, всегда нацелена на поиск новых художественных решений, на инновацию. Отсюда возникает одна из самых острых проблем существования искусства изображений, выполненных гуашью, - изобретение новых средств выражения в изобразительности, чтобы избежать повторения в смысле простого копирования того, что уже было сделано художниками предыдущих эпох.

Бытие искусства гуашью - это и процесс, и результат творческого постижения мира. Важнейшим аспектом в понимании техники рисования гуашью в системе дополнительного художественного образования является категория прекрасного, что задает систему координат, в контексте которой формируются и другие эстетические категории.

Ключевые слова: техника рисования гуашью, живопись гуашью, система дополнительного художественного образования, изобразительное искусство, художник, категория прекрасного, эстетические категории, творчество.

ZHAO Xinxin,

PhD in Arts,

Associate Professor at the Department of PFFA and F C, Moscow Regiona State University

SPECIFIC FEATURES OF WORKING GUASHU IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL ART EDUCATION

Annotation. Gouache painting, as a form of fine art and like any creative activity, is always aimed at finding new artistic solutions, at innovation. Hence, one of the most acute problems of the existence of the art of images made in gouache arises - the invention of new means of expression in pictorial art in order to avoid repetition in the sense of simply copying what has already been done by artists of previous eras.

Being art in gouache is both a process and a result of creative comprehension of the world. The most important aspect in understanding the technique of painting with gouache in the system of additional art education is the category of beauty, which sets a coordinate system in the context of which other aesthetic categories are formed.

Key words: gouache painting technique, gouache painting, system of additional art education, fine arts, artist, the category of beauty, aesthetic categories, creativity.

Направленность на духовную сферу ребенка - это особая функция изобразительного искусства. Она используется как основа для культурного развития учащихся и формирования целостной личности. При изучении изобразительного искусства в школе и в системе дополнительного художественного образования происходит знакомство с отечественной и мировой культурой, отрабатывается умение выражать свои впечатления и мысли средствами изо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

бразительного искусства, развивается чувство эстетического вкуса, творческие способности, нестандартное мышление. Выдающийся русский художник-педагог П. Чистяков писал, что «рисовать - такая же точная и строгая наука, как математика, что в ней есть свои незыблемые законы, стройные и красивые, которые надо изучать» [1].

Цель статьи - исследовать и выявить специфику техники рисования гуашью в системе дополнительного художественного образования, про-

следить, какие умения и навыки развиваются у детей во время занятий живописью.

«Живопись - древний вид изобразительного искусства. Ее история связана с появлением в пещерах изображений зверей, сцен охоты, выполненных много тысячелетий до нашей эры» [2]. Живопись возникла и развивалась в тесной взаимосвязи с рисунком, о чем свидетельствуют изображения, найденные археологами. Ее значение было достаточно весомым, поскольку с появлением живописи люди начали духовно и эстетически развиваться.

Как показывает история искусств, каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Его важнейшими факторами являются: социокультурные условия, характерные для конкретного времени; некоторое начальное представление о красоте и гармонии; художественные традиции исторического периода культуры; национальное представление об идеале прекрасного; социально-классовое понятие прекрасного; субъективное видение художника как творческой личности, в своем творчестве преломляет представление о прекрасном, подчиняя его индивидуальной интерпретации. «Техника рисования гуашью является неотъемлемой составляющей культурной эпохи, что сохраняет в образно-символической форме культурные ценности, созданные художниками разных исторических периодов» [3].

В современном искусстве рисования гуашью появляются инновационные тенденции, которые, имея историческую основу в культурно-историческом процессе, создают на базе традиционных новаторские техники. Разноплановость этих техник позволяет получать интересные визуальные эффекты, разнообразную архитектонику картин. Учитывая новые тенденции развития гуаши в искусстве настоящего, перед исследователем-искусствоведом стоит задача определить влияние традиций на современные особенности работы гуашью со всем разнообразием их проявлений, методов, достижений, открытий.

Основой живописной грамоты во все времена было правдивое изображение реальной действительности с помощью красок на плоскости. Техника работы гуашью самая доступная и используется в учебном процессе в детсадах, школах, а также в системе дополнительного художественного образования. Поэтому для педагога очень важно самому профессионально овладеть гуашью для того, «чтобы учить рисовать своих воспитанников» [4].

Работа гуашью и простая, и сложная одновременно. Простая потому, что инструменты и материалы не занимают много места, их удобно взять с собой, например, на пленэр. А сложна тем, что требует скорости, навыков и умения,

которые достигаются благодаря знаниям, как пользоваться материалами и их свойствами.

В технике рисунка гуашью очень любят работать дети, учащиеся в системе дополнительного художественного образования. Даже профессиональные художники-педагоги удивляются их образному мышлению. Школьников одинаково интересуют герои любимых сказок, фантастические пейзажи, отдельные предметы. «Детям нравится сам процесс - видеть, как краска перетекает из одного цвета в другой, расплываясь в интересные формы, в которых они всегда увидят что-то сказочное для себя» [5].

Очень важно, как можно раньше подарить ребенку радость самовыражения, которое дает живопись, выполненная гуашью. Многие дети после развивающих занятий в системе дополнительного художественного образования решают стать профессиональными художниками и переходят на новую стадию развития - изучение академических художественных дисциплин.

Все приемы и методы работы гуашью, способствующие развитию творческих способностей учеников, можно разделить на две основные группы:

- метод alla prima (по сухой или влажной бумаге);

- метод многослойной живописи - лессировки [6].

В работе методом alla prima для каждой плоскости изображения, а иногда и для каждого мазка, составляются отдельные оттенки цвета. Цветные отношения берутся сразу в полную силу и в дальнейшей работе больше не перекрываются. Работа в этой технике отличается яркостью и особой выразительностью. Этот метод чаще всего используют при выполнении кратковременных этюдов с натуры, эскизов с целью поиска цветного и композиционного решения и т.д.

В то же время он требует умения видеть целостно (вести работу по всему листу бумаги), работать быстро, не давая подсыхать предыдущим мазкам. Можно комбинировать работу по сухой и по мокрой бумаге. При смешанной технике увеличиваются возможности в передаче разнообразных фактур и поверхностей предметов.

Метод лессировки позволяет вести работу долгое время без перерыва или в несколько приемов и заключается в наложении одного цвета на другой. Сначала прописываются освещенные плоскости.

Затем прокладываются полутени одновременно на всех предметах, предварительно сравниваясь с цветом освещенных участков. Далее прокладываются тени, которые придают этюду большей цветной контрастности. Когда основные цвета разложены, необходимо более тщательно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

прописать предметы, ввести переходные оттенки цветов, не нарушив при этом целостности цветных и тоновых соотношений.

В работе лессировкой сначала лучше проложить теплые и интенсивные тона, а затем холодные и малонасыщенные. Теплый тон хорошо чувствуется и влияет на гармонию цветов в законченной работе. Малонасыщенными и холодными цветами лучше писать на конечных стадиях работы и в верхних слоях краски.

Специфика реалистической живописи заключается в том, что творчество основывается на реальной действительности, а мысли и чувства человека передаются через изображение реальной действительности. Чтобы развивать умение правдиво передавать цветом видимые формы в условиях реальной действительности, ученикам необходимо писать гуашью пейзажи, натюрморты и портреты. Это добавит им не только профессиональной грамотности, но и станет мощным средством эстетического воспитания.

Чтобы в полной мере овладеть техникой живописи, в частности акварельной, практическую работу следует начинать с выполнения упражнений, направленных на выработку технических умений и навыков учеников, а именно: проведение линий (толстых и тонких, прямых и волнистых) получения легким прикосновением точек и пятен различной формы; выполнения простых узоров приемом мазка; покрытие плоскостей равномерным тоном. При выполнении этих упражнений у школьников производится координация движений кистью, развивается глазомер, умение композиционно правильно размещать изображения на листе бумаги.

Так же для развития координации и ритмичности движений, моторики рук полезно давать учащимся упражнения, они должны писать сразу кистью по белой или тонированной бумаге. Это упражнение полезно для видения и ощущения пропорциональности объектов изображения, для овладения приемами мазка.

Покрытие плоскости ровным тоном - один из основных и важнейших приемов в технике рисования гуашью. Им должен овладеть каждый ученик на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного художественного образования. При работе гуашью приходится покрывать самые разнообразные по форме и величине плоскости, перекрывать уже положенные слои краски - все это требует от учащихся соответствующих знаний, умений и навыков.

Чтобы ознакомить учащихся в системе дополнительного художественного образования с основами цветоведения в живописи гуашью, целесообразно выполнить следующие упражнения:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

1. Образование производных цветов из трех основных. Упражнение выполняется приемом лессировки.

2. Изучение цветов в наборе красок и их сочетаний с основными цветами.

3. Образование разной ясности цвета.

4. Постепенный переход от одного цвета к другому. Упражнение выполняют добавлением в краску большего количества другого цвета.

5. Постепенный переход от темного тона к светлому.

6. Вливание цвета в цвет. Во влажную краску, положенную на бумагу, вводят краску другого цвета, в результате чего цвета сливаются и дают плавный переход от одного к другому [7].

После приобретения некоторых умений и навыков в работе непосредственно гуашью, не выполняя построения карандашом, ученикам усложняют задачу изображением круглой, овальной и несложной комбинированной формы с интересным и выразительным силуэтом, что передает общую форму предметов, пропорции и их характерные особенности.

Силуэтное изображение предмета без предварительного контура карандашом развивает наблюдательность и конструктивное мышление (поскольку работа осуществляется без поправок), умение видеть натуру в целом, обобщенно, появляется уверенность в овладении кистью. «Это хорошая подготовительная работа для изучения более сложных техник живописи» [8].

Юные художники во время занятий живописью, в технике рисования гуашью последовательно и внимательно изучая натуру, смогут развить умение передавать характер предметов, их конструктивное устройство, положение в пространстве, цветные и тоновые соотношения. Вся учебная работа по живописи гуашью связана с практическим использованием закономерностей композиции, линейной и воздушной перспективы, распределения светотени на объемной форме. В то же время изучаются основы цветоведения, методика живописи и образцы ее классического наследия.

Когда ученики учатся изображать объекты цветом, они приобретают необходимые умения грамотно изображать с натуры, по памяти и по воображению сначала отдельные образы (например, деревья, здания, кусты), затем группы несложных образов (деревья на фоне неба и земли, дом на фоне пространственного окружения). Работая с натурой, ученики развивают зрительную память и наблюдательность, пространственное мышление, учатся передавать цвет образов пейзажа, натюрморта; видеть и изображать типичное в окружающей действительности, использовать основные правила и приемы компо-

зиции. Успех в учебной работе зависит от внимательного, глубокого изучения натуры, ее строения, пропорций, цвета, формы отдельных частей и их взаимосвязи.

Интересными и полезными для учащихся являются целенаправленные задания на выполнение кратковременных этюдов гуашью. Упражнения по передаче определенного состояния природы (утро, вечер, полдень, солнечная, облачная или дождливая погода) учат учеников накапливать знания, умения и навыки, приобретать уверенность в определении зрительных впечатлений, цветных и тоновых отношений, характерных для каждого времени года; развивают зрительную память, поскольку интересующее изображение состояния природы (радуга, мероприятие или восход солнца) невозможно написать с натуры.

Итак, занятия живописью в технике рисования гуашью положительно влияют на творческие способности учащихся в системе дополнительного художественного образования, дают базовые знания для дальнейшего творческого роста в области живописи, а также являются мощным средством нравственно-эстетического воспитания современной молодежи. А образцы классической живописи известных мастеров дают широкий круг для дальнейшего исследования этого вида искусства [9].

Список литературы:

[1] Великий Учитель. Чистяков Павел Петрович (1832 - 1919) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pionerart.ru/about/thistyakov/ biograf_thistyakov/ (дата обращения: 25.05.2021).

[2] Чаговец Т. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура / Т. Чаговец. - Изд-во: Планета музыки, Лань, 2013. - 208 с. - С. 72.

[3] Рисование гуашью: история, популярные техники, советы новичкам [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://palmira-art.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).

[4] Мастер класс по живописи гуашью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// englishpromo.ru/2019/12/master-klass-po-zhivopisi-guashju/ (дата обращения: 25.05.2021).

[5] Фомина В.С. Обучение рисованию детей дошкольного возраста / В.С. Фомина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание.

- 2017. — № 1 (11). — С. 24 - 28. - С. 25.

[6] Рисование гуашью: история, популярные техники, советы новичкам [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://palmira-art.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).

[7] Какие существуют техники рисования гуашью? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zhukdk.ru/uroki-risovaniya/kakie-sushhestvuyut-tehniki-risovaniya-guashyu.html (дата обращения: 25.05.2021).

[8] Уроки рисунка и живописи «Арт рецепт». Техника рисования гуашью [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://artrecept.com/zhivopis/ tehnika/guash (дата обращения: 24.05.2021).

[9] Чжао Синьсинь. Художественно-профессиональные задачи дисциплины «академическая живопись». Культура и цивилизация. - Ногинск: Изд-во «АНАЛИТИКА РОДИС», 2019. - Т. 9. - № 3-1. - С. 67 - 73.

Spisok literatury:

[1] Velikij Uchitel'. Chistyakov Pavel Petrovich (1832 - 1919) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pionerart.ru/about/thistyakov/biograf_thist-yakov/ (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[2] Chagovec T. Slovar' terminov po izo-brazitel'nomu iskusstvu. Zhivopis'. Grafika. Skul'ptura / T. Chagovec. - Izd-vo: Planeta muzyki, Lan', 2013.

- 208 s. - S. 72.

[3] Risovanie guash'yu: istoriya, populyarnye tekhniki, sovety novichkam [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://palmira-art.ru/ (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[4] Master klass po zhivopisi guash'yu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://english-promo.ru/2019/12/master-klass-po-zhivopi-si-guashju/ (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[5] Fomina V.S. Obuchenie risovaniyu detej doshkol'nogo vozrasta / V.S. Fomina. — Tekst: nep-osredstvennyj // Obrazovanie i vospitanie. — 2017.

- № 1 (11). — S. 24 - 28. - S. 25.

[6] Risovanie guash'yu: istoriya, populyarnye tekhniki, sovety novichkam [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://palmira-art.ru/ (data obrashcheniya: 25.05.2021).

[7] Kakie sushchestvuyut tekhniki risovaniya guash'yu? [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://zhukdk.ru/uroki-risovaniya/kakie-sushhest-vuyut-tehniki-risovaniya-guashyu.html (data obrash-cheniya: 25.05.2021).

[8] Uroki risunka i zhivopisi «Art recept». Tekh-nika risovaniya guash'yu [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://artrecept.com/zhivopis/teh-nika/guash (data obrashcheniya: 24.05.2021).

[9] Chzhao Sin'sin'. Hudozhestvenno-profes-sional'nye zadachi discipliny «akademicheskaya zhi-vopis'». Kul'tura i civilizaciya. - Noginsk: Izd-vo «ANALITIKA RODIS», 2019. - T. 9. - № 3-1. - S. 67 -73.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.