Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / высшая школа / живопись / натюрморт / этюд / образовательные компетенции / изобразительное искусство / education / high school / painting / still life / sketch / educational competence / fine arts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаенко Татьяна Федоровна

Представленное исследование посвящено вопросу методике преподавания академической живописи в системе высшего образования в контексте исторического развития. Цель данной работы раскрыть основные этапы формирования профессиональных навыков и компетенций будущих выпускников, обучающихся по направлению изобразительного искусства. Методология исследования построена на основе анализа многолетней работы со студентами. Сделан вывод о преемственности и ускорении процесса художественного образования, а также активации творческого потенциала студентов вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугаенко Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING ACADEMIC PAINTING IN HIGHER SCHOOL

The presented research is devoted to the issue of teaching methods of academic painting in the system of higher education in the context of historical development. The purpose of this work is to reveal the main stages of the formation of professional skills and competencies of future graduates studying in the field of fine arts. The research methodology is based on the analysis of many years of work with students. The conclusion is made about the continuity and acceleration of the process of art education, as well as the activation of the creative potential of students of Russian universities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10747 БУГАЕНКО Татьяна Федоровна,

член Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО, доцент, профессор кафедры Дизайн института Дизайна, Экономики и Сервиса Омского государственного Технического университета,

e-mail: artistan@bk.ru

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Представленное исследование посвящено вопросу методике преподавания академической живописи в системе высшего образования в контексте исторического развития. Цель данной работы раскрыть основные этапы формирования профессиональных навыков и компетенций будущих выпускников, обучающихся по направлению изобразительного искусства. Методология исследования построена на основе анализа многолетней работы со студентами. Сделан вывод о преемственности и ускорении процесса художественного образования, а также активации творческого потенциала студентов вузов России.

Ключевые слова: образование, высшая школа, живопись, натюрморт, этюд, образовательные компетенции, изобразительное искусство.

BUGAENKO Tatiana Fedorovna,

member of the Union of Artists of Russia, the International Association of Fine Arts - UNESCO AIAP, Associate Professor, Professor of the Department of Design at the Institute of Design, Economics and Service, Omsk State Technical University

METHODS OF TEACHING ACADEMIC PAINTING IN HIGHER SCHOOL

Annotation. The presented research is devoted to the issue of teaching methods of academic painting in the system of higher education in the context of historical development. The purpose of this work is to reveal the main stages of the formation of professional skills and competencies of future graduates studying in the field of fine arts. The research methodology is based on the analysis of many years of work with students. The conclusion is made about the continuity and acceleration of the process of art education, as well as the activation of the creative potential of students of Russian universities.

Key words: education, high school, painting, still life, sketch, educational competence, fine

arts.

Введение. Значительные изменения происходят в системе современного высшего образования в области изобразительных искусств из года в год. Поменялась методика преподавания живописи в вузах. Но основные цели и задачи остаются неизменны. Это, в первую очередь, уровень профессиональных компетенций выпускников художественных вузов, владение основами академической живописи, навыками работы с цветом, а также их желание продолжать самосовершенствоваться как художники.

Основная часть. Обучение изобразительному искусству, в частности живописи, имеет большой исторический опыт. Начиная с первых живописных мастерских, появившихся более пятисот лет назад, до художественных факультетов двадцатого века. Преподавание живописи в

студиях художников имело ряд последовательных этапов, которые должен был освоить обучающийся. Начиналось обучение с приготовления красок, растирания пигментов, замешивания красочной пасты, подготовки палитры для мастера-художника. По мере освоения работы с художественными материалами, изучения свойств палитры красок, связующего вещества и основы для живописи, росло мастерство обучающегося. Необходимым аспектом в данном процессе было наблюдение за работой художника. Долгие дни проходили, прежде чем подмастерью доверяли написать незначительный элемент в картине или росписи. В начале двадцатого века появляются ремесленные, а позже и художественные училища. Преподавание в училищах велось сразу по нескольким направлениям. Это академический

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

рисунок, живопись, скульптура и композиция. Лучшие художники современности с удовольствием передавали свой опыт студентам. С появлением художественных отделений в вузах доля гуманитарных, технических, прикладных дисциплин возросла, а творческих, напротив, сократилась. В новейшей истории, с разделением обучения в высшей школе на две составляющие - бакалавриат и магистратуру, этот процесс усилился.

Стоит сказать, что интенсивность преподавания повысилась. Скорость восприятия и способность к обучению студентов вышли на первый план. С развитием информационных технологий образовательный процесс получил новый импульс, появилась возможность изучения шедевров мировой живописи, доступность к лучшим музейным коллекциям, образцам высокого искусства в открытых источниках информационно-телекоммуникационной системы «Интернет». Методика преподавания также предусматривает быстрое освоение приемов изобразительного мастерства. Дисциплина «академическая живопись» изучается на первых курсах, занятия обычно скомпонованы по две-три пары подряд.

Учитывая различную базовую подготовку студентов, задача преподавателя вывести всех студентов на относительно ровный высокий уровень профессиональной компетенции. Занятия проходят в группах, все работы в течение занятия и по окончании, доступны для обзора и анализа. В процессе обучения работа происходит самыми распространенными и подходящими материалами - гуашью на ватманской бумаге. Гуашь -кроющая краска, разводится водой, экологически безопасна, прекрасно зарекомендовала себя в изобразительном искусстве. Работать гуашью можно «корпусно», перекрывая слой за слоем, а можно легкими лессировками, полупрозрачными мазками. Начинать работу следует с темных тонов, прокладывая тени, основной колор предметов постановки без применения белил, так как в составе каждого пигмента гуашевых красок входят белила, делающие краску непрозрачной, то при многократном нанесении мазков приводит к прожуханию, обесцвечиванию красок, так как белила из всех слоев краски поднимаются на последний, верхний слой.

Программа по академической живописи первого курса в основном предполагает написание натюрмортов. Натюрмортом (от франц. nature morte — буквально «мертвая природа») принято называть изображение неодушевлённых предметов, объединенных в определенную композиционную группу.[1, с.5].

Следует отметить, что работа над живописным этюдом из предметов быта - это прекрасная школа. Изучение материальной среды и окружаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

щего пространства проще осваивать на неодушевленных предметах с постоянным источником освещения. Студент вырабатывает навык ведения работы в строгой последовательности: рисунок и компоновка, первая пропись, прокладка основного тона, света и рефлексов.

Первый этап в освоении живописи натюрморта - ахроматическая живопись в технике «гризайль», задача которой научить студента работать с тоном, грамотно компоновать в листе светотеневое решение постановки.

Преподаватель постепенно усложняет натюрмортную постановку, вводит драпировки, элементы интерьера, располагает предметы на разных уровнях относительно линии горизонта, и в зависимости от точки зрения обучающегося. Освещенность также играет ключевую роль. Здесь возможности для оттачивания мастерства безграничны. Подсветка постановки софитами, расположение предметов против света из окна - контражур, на зеркальных поверхностях с отражением, игра с различными фактурами, использование прозрачных изделий из цветного стекла.

Тематический натюрморт - следующий этап в изучении академической живописи. На этом этапе уместно включать в постановки гипсовые копии античных масок, головы, торса, а затем и фигуры человека, что послужит переходным моментом к живописи живой модели с натуры. Работа с натуры предполагает определенную уверенность, скорость и навык работы с цветом. Учитывая постепенное сокращения продолжительности образования, задача педагога заключается в том, чтобы научить студентов максимально быстро работать всеми живописными средствами, владеть знаниями цветовой гармонии, колорита, использовать доступные техники, что легче достигается на примере живописного натюрморта. «Для того чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни». Архип Иванович Куинджи [2].

Заключение. В основе методики преподавания академической живописи в вузе лежит освоение одного из самых распространенных жанров искусства - натюрморта, что продиктовано его наглядностью и доступностью. Живописный натюрморт, как основа определения окружающей среды, решает сразу несколько задач: способствует формированию вкуса и росту творческого потенциала студента, развивает умение решать композиционные задачи, передавать воздушную и линейную перспективы, изображать разнообразные фактуры и материалы, а также выполнять цветовую и тоновую лепку формы предметов. Именно работа над натюрмортом способствует активации творческой активности и самостоятельности студентов.

Список литературы:

[1] Пучко А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом // Москва. Просвещение. 1982.

[2] Афоризмы и цитаты про живопись [Электронный ресурс] / Сайт Citaty.su - Режим доступа: https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-zhivopis (дата обращения: 10.10.2020).

Spisok literatury:

[1] Puchko A.S., Triselev A.V. Metodika raboty nad natyurmortom // Moskva. Prosveshchenie. 1982.

[2] Aforizmy i citaty pro zhivopis' [Elektronnyj resurs] / Sajt Citaty.su - Rezhim dostupa: https:// citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-zhivopis (data obrash-cheniya: 10.10.2020).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.