http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
УДК 008
DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-3-132-139
Юлия Валентиновна Иванова,
доктор философских наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Урбанскетчинг как сфера трансформации художественных практик
Феномен урбанскетчинга рассматривается в статье как современная трансформирующаяся арт-практи-ка, имеющая индивидуальную и коллективную формы. В своей коллективной форме урбанскетчинг тяготеет к перформативности, что предполагает приобретение традиционно неисполнительскими видами искусства статуса исполнительских. Интерес к изображению городской среды восходит к художникам-импрессионистам (вторая половина XIX - начало XX в.), на полотнах которых запечатлена повседневная жизнь горожан, своеобразие их облика, быта и развлечений. Определяющими факторами наблюдаемого ныне расцвета урбанскетчинга являются процессы урбанизации, информатизации, рационализации современного общества, а также развитие цифровой фотографии, коммуникативных технологий и социальных сетей. Быстрые зарисовки жизни города в сообществе единомышленников, часто под руководством опытного художника, нацелены на фиксацию смыслов, образов и коллизий социокультурного пространства города, расширению его демократизма, полифункциональности и свободы. Синтез изобразительного искусства с иными культурными феноменами (образованием, спортом, туризмом и др.) способствует обогащению культурного досуга, развитию культурных индустрий и экономики впечатлений. Интернет-сообщества урбанскетчинга, ориентированные на массовую аудиторию, осуществляют динамичное производство эстетических артефактов, выступают источником мультикультурной информации.
Ключевые слова: урбанскетчинг, арт-практика, перформативность, изобразительное искусство
Англицизм «скетч» (от англ. sketch -«эскиз») сегодня широко распространён в художественной среде. Он не может быть однозначно переведён на русский язык вследствие своего полисемантизма: у художников это и набросок будущей картины, и зарисовка, и завершённая графическая работа. У дизайнеров скетч - это представление идей на бумаге, визуализация идей для последующей реализации, например, в рекламе. Существуют также театральные и эстрадные скетчи, выходящие за рамки нашей темы.
Художественный скетч - это результат техники быстрого рисования, востребованный в разных сферах современной культуры. К скетчам относятся не только напряжённые штудии студентов арт-вузов, но и зарисовки с судебных заседаний; приблизительные изображения разыскиваемых лиц, созданные художниками со слов свидетелей; виртуозные портреты туристов на пешеходных улицах.
Профессиональными художниками скетчи создаются для непосредственного заработка, поддержания творческой формы, фиксации и разработки идей для будущих работ. Любители изобразительного искусства практикуют скетчи ради развлечения, саморазвития, совместного досуга и иных целей. Тема-
тика современных художественных скетчей разнообразна: кулинарные, ботанические, трэвел-скетчи (впечатления от путешествий) и другие. Одним из наиболее популярных направлений быстрого рисования является урбанскетчинг - городские зарисовки.
Интерес к изображению городской среды восходит к художникам-импрессионистам (вторая половина XIX - начало XX в.), на полотнах которых запечатлена повседневная жизнь горожан, своеобразие их облика, быта и развлечений. Научные открытия и технические новшества (например, изобретение тюбиков с красками) способствовали трансформации технологий академической живописи с её тёмными мастерскими и реалистически гладкими портретами и натюрмортами. Импрессионисты открыли возможность живописи на пленэре (от фр. en plein air - «на открытом воздухе»), в царстве чистых красок, света, теней и рефлексов. Свежие впечатления художников крупными мазками ложились на холст, сохраняя быстротечные состояния свето-воздушной среды и радостные мгновения городской жизни. Выполненные на пленэре этюды импрессионистов впервые стали расцениваться как полноценные картины. Многие находки данного стиля в той или иной
132
© Иванова Ю. В., 2017
мере присутствуют и в современном урбан-скетчинге.
Урбанскетчинг - это популярный ныне вид культурного досуга, использующий и создающий многообразные возможности в социокультурном пространстве города. Рисовать можно самостоятельно: целенаправленно выходя на городской пленэр или параллельно с иными делами, например, ожидая посадку в самолёт или заказанный ужин в кафе. Для индивидуального урбанскетчин-га не требуется быть профессиональным художником, множество любителей изобразительного искусства занимаются им ради собственного удовольствия, не ставя перед собой сверхзадач. В этом случае рисование выполняет рекреационные или психотерапевтические функции. Скетчбук (блокнот для зарисовок), карандаш, перьевая ручка или фломастеры - это минимальный походный комплект, способный в любой момент принести радость творчества его обладателю.
Тенденцией последних лет стала своеобразная институциализация урбанскетчин-га - превращение его в форму организованного массового досуга, когда любители рисования собираются группами и сочетают непосредственно рисование с прогулками по городу, посещением кафе и обсуждением результатов. Кульминацией события становится импровизированная выставка-просмотр работ на улице и коллективное фото участников с их картинками. Вечером эти картинки гордо демонстрируются авторами в социальных сетях, получая похвалу (лайки) друзей. С культурологической точки зрения коллективное рисование несёт более широкий функционал, чем индивидуальное - тут можно усмотреть адаптивные, социализирующие, познавательные, знаковые, эмоциональные, компенсаторные и консолидирующие компоненты. Как правило, подготовкой и проведением таких встреч занимаются профессиональные художники или специальные организации, которые заранее продумывают маршрут прогулки, присматривают выигрышные виды для рисования и при необходимости разрабатывают программу обучения участников. Людям нравится учиться, особенно если полученные знания наглядны и прагматичны. Обучение через всю жизнь - лозунг современного динамичного общества.
С художественной точки зрения нельзя сказать, что урбанскетчинг придуман в XXI веке, поскольку он во многом наследует правила архитектурного рисунка и других жанров изобразительного искусства. Но урбанскет-
чинг знаменует трансформацию привычных художественных практик, тяготея к перфор-мативности и синтетичности современного искусства: рисование, которое традиционно было одиночным занятием, объединяется здесь с элементами других сфер культуры: театра, праздника, школы, психологического тренинга, отчасти спорта (прогулки на свежем воздухе).
Урбанскетчинг - не только художественная мода, наряду с дзэнтанглом, дудлингом (медитативное рисование узоров) и книжками-раскрасками для взрослых. Определяющим является то, что уже 10 лет это массовое движение. В 2007 году испано-американский журналист и художник из Сиэттла Габриэль Кампанарио (Gabriel Campanario, Gabi) создал группу на сайте Flickr, посвящённую ур-банскетчингу [22]. Сейчас в этой группе около 10 000 участников и почти 230 000 рисунков. В одноимённой группе в Facebook около 54 000 участников [19]. Даже на официальном канале организации на Youtube [21] за неполный год его существования зафиксировано 1638 подписчиков и 60 311 просмотров (данные на начало 2017 г.). С 2009 года действует некоммерческая организация Urban Sketchers (USk) [20], координирующая данное движение.
Миссия движения - «повышение художественной, нарративной (storytelling) и образовательной ценности рисования с натуры (on-location drawing), продвижение его практик и объединение людей всего мира, рисующих там, где они живут и путешествуют» [17].
Правила и задачи урбанскетчинга сформулированы в его Манифесте и переведены участниками движения на 20 языков мира, включая русский:
«1. Мы рисуем на месте, в помещении или на улице, изображая то, что мы видим, путём непосредственного наблюдения.
2. Наши рисунки рассказывают о нашем окружении, o местах, где мы живём и путешествуем.
3. Наши рисунки - это изображения времени и места.
4. Мы передаём сцены, которые мы наблюдаем, честно и правдиво.
5. Мы используем любые художественные средства и уважаем наши индивидуальные стили.
6. Мы поддерживаем друг друга и рисуем вместе.
7. Мы показываем наши рисунки в интернете.
8. Мы изображаем наш мир, рисунок за рисунком» [16].
Нарушение этих правил (публикация в группах простых портретов, натюрмортов, не фиксирующих городскую среду и не рассказывающих историю) сопровождается деликатными замечаниями модераторов ресурса: «Это не урбанскетчинг».
Особенность движения урбанскетчеров, как и всего современного искусства, - повышенная событийность. В группе на Фликре каждую неделю предлагается общая тема для рисования (например, грузовики или места богослужения). На Фэйсбуке заранее анонсируются предстоящие встречи и события, чем-то напоминающие флэшмобы. Так, в Барселоне (Испания) систематически, примерно раз в квартал, проводятся скетч-марафоны (BCNsketchcrawl) [11]. В них участвуют десятки человек. В январе 2017 года запланирована 54-я встреча и ею интересуются более 200 человек. В программе - рисование на нескольких локациях Барселоны с 10-30 до 16 часов, с 16 до 17-30 - обед в кафе и фотографирование. Это типичная для коллективного урбанскетчинга программа, и подобные встречи проводятся по всему миру, в том числе, в Сингапуре, Гонконге, Таиланде, Канаде. На сайте организации говорится о 180 официальных региональных отделениях, включая 10 групп в Испании и Бразилии, 14 в Англии и 39 в США [14].
Ежегодно проводятся всемирные симпозиумы урбанскетчеров. В июле 2017 года в Чикаго, США, будет проводиться Восьмой симпозиум - The 8th International Urban Sketchers Symposium [18]. В его программе -торжественный приём, лекции, мастер-классы, демонстрации, закрытые вечеринки, организованные скетч-прогулки (sketchwalks) и другие культурно-просветительные мероприятия (socialactivities). Полный доступ ко всем мероприятиям симпозиума (workshopspass) обойдётся участнику в $475, не считая оплаты дороги и проживания, участие в основной программе (basic pass) - $160. Мероприятие анонсируется задолго до его проведения, ранняя регистрация даёт 14 %-ную скидку. О значимости события свидетельствует активная поддержка десятка солидных спонсоров, среди которых производители материалов для рисования Watercolors, Cretacolor, Leuchtturm1917, Невская палитра.
На симпозиумах работают инструкторы - опытные художники. У каждого из них свой стиль рисования и тематические предпочтения (архитектура, водоёмы, кафе, люди в городе; акварель, перьевая ручка, маркеры). Материал об инструкторах доступен на
сайте организации [15] и на Ютьюбе. Рассказ о художнике сопровождается демонстрацией его работ и фотографий его мастер-классов. Перелистывание перед видеокамерой заполненного рисунками скетчбука стал отдельным, обучающим и вдохновляющим жанром видео на Ютьюбе. Многие художники имеют свои каналы на этом ресурсе, популяризирующие их творчество и помогающие зарабатывать различными способами.
Как видим, несмотря на некоммерческий характер организации и призывы к волонтёрской деятельности [23], коммерческая составляющая движения также присутствует. Это и реклама новых материалов, и оплата работы инструктора, и развитие скетч-туризма, и открытие платных курсов и школ рисования, работающих в городах или интернете, и публикация красочных учебников и многое другое, что позволяет говорить о формировании мировой субкультуры урбанскетчинга и его институциализации.
Популярность урбанскетчинга обусловлена рядом современных социокультурных процессов и явлений, среди которых, на наш взгляд, наиболее важны урбанизация, увеличение количества свободного времени, обострение проблемы поиска идентичности, развитие интернета и расширение глобальной коммуникации, развитие цифровой фотографии, трансформация современного искусства в сторону перформативности. Рассмотрим влияние этих факторов подробнее.
Урбанизация - это рост городских поселений и распространение городского образа жизни. Город становится центром культурной жизни, обеспечивая коммуникации между людьми и быстрое распространение новых идей и практик. В городе формируется особое социокультурное пространство, полное возможностей, опасностей и коллизий. Город - место, где концентрируются и обостряются социальные и социоприродные противоречия. Интенсивный труд и преобладание общественных, а не общинных отношений (Ф. Тённис) способствуют возникновению потребности в отдыхе, в самовыражении, в поиске возможностей для творческой самоидентификации. Относительно высокий уровень жизни в городе и централизованное решение бытовых проблем по сравнению с деревней (водопровод, бытовая техника, пищевые полуфабрикаты) увеличивает свободное время и открывает возможности для культурного досуга. Большое население города позволяет найти единомышленников и среду для реализации творческого потенциала. Со-
циокультурное пространство города глубоко семантизировано, наполнено смыслом, связано с культурными концептами, включено в социальные иерархии, нормы и распределение власти. Город - индивидуальная и коллективная мозаика знаковых мест и культурных топографий. Поэтому он полон герменевтически перспективных сюжетов для любого вида искусства.
Развитие интернета открывает широчайший доступ к мировой культуре, обеспечивает быстрое распространение идей. В соответствии с теорией «длинных хвостов», при огромном количестве потребителей (как в интернете) любой, даже малопопулярный товар находит спрос [1]. Следовательно, интернет способствует формированию творческих ниш, позволяет учиться любому искусству и показывать свои достижения большой аудитории. Очень важны предоставляемые интернетом возможности для консолидации сообществ. Даже простая маркировка публикации хэштэгом (например, #urbansketching) позволяет повысить посещаемость ресурса. Хэштеги, которые используются Твиттером с 2007 года, а позже и другими социальными сетями, могут быть расценены как способ выявления квазигрупп по интересам [13]. Социальные сети позволяют находить друзей в далёких регионах, осуществлять общие проекты, получать необходимую поддержку.
Другим фактором развития урбанскет-чинга является развитие цифровой фотографии, которое упростило и удешевило для рядового фотолюбителя процесс получения снимков. Теперь не нужно экономить каждый кадр (если не нравится, можно стереть и снять заново), тратить время на проявку плёнки и фотопечать, компьютер (или даже смартфон) исправляет ошибки. Армия фотолюбителей превысила миллиард людей, объём фотопродукции неисчислим. Фотография стала повседневным явлением, утратила эзотерический привкус, заняла прочное место в современной культуре. Любая современная фототехника, даже недорогая, позволяет легко получать яркие и резкие снимки. Обратной стороной этой достаточно позитивной тенденции является своеобразная «инфляция» фотопродукции. Фотографий стало слишком много, они слишком стандартны, перестают быть индивидуальным достижением, привлекать внимание.
Популяризация рисования - это ответ на «фотоинфляцию». Если тысяча туристов сфотографируют Эйфелеву башню, их фотографии будут почти одинаковы. Если же
они нарисуют её, двух одинаковых картинок не найдётся. Каждый рисунок несёт в себе отпечаток личности художника, его мировоззрения, даёт эмоциональную и нарративную оценку изображаемого. Даже неумелый рисунок обычно получает в социальной сети больше лайков, чем фотография того же автора. Лента картинок в группе Фэйсбука «Урбан скетчерс» - это многоголосие сюжетов и культур всего мира, тихое отражение повседневности и отголоски значимых событий, пальмы и снег, сонные улочки провинциальных городов, интерьеры кафе, марши протеста, рок-концерты и шедевры мировой архитектуры. По правилам сообщества автор должен указать место, где была создана картинка. Вот первые 10 локаций в сообществе на момент написания статьи: Кловердейл, США; Венеция, Италия; Блэкберн, Англия; Хайдарабад, Индия; Париж, Франция; Сингапур; Канагава, Япония; Шпиц, Швейцария; Бриджтаун, Барбадос; Чита, Россия. Разные континенты, разные времена года, разные ландшафты и культуры складываются в один день из жизни планеты. Развитие умений видеть красоту вокруг себя и делиться ею с другими - интернациональная миссия искусства. Проникновение современных художественных практик в публичные пространства меняет представления о статусе искусства и художника. Современные арт-практики разрушают ведущие потребительские установки мегаполиса, обогащают массовую культуру, формируют духовные запросы и повышают креативность граждан.
Один из приёмов урбанскетчинга - поиск и запечатление причудливого скайлай-на, границы между крышами города и небом, представляется весьма символичным и ар-хетипичным, как фиксация взаимодействия природы и общества, неба и земли, профан-ного и сакрального. Урбанскетчинг, отражающий социокультурное пространство города, переполнен смыслами. Чашка кофе и газета на столике кафе, чахлое деревце в каменных джунглях города, поток машин и серые волны смога над ними, шрифтовая какофония лозунгов демонстрации, световые контрасты рок-концерта и неистовство толпы зрителей, - всё это понятные каждому из нас символы современной культуры и её противоречий.
Постклассика снимает оппозицию высокого и низкого, массового и элитарного. Урбанскетчинг доступен всем, он может быть демократичным и элитарным. Стоимость экипировки скетчера варьируется в широких
пределах - от самого дешёвого альбома и карандаша до экстремально дорогих фирменных скетчбуков или специальной бумаги и маркеров Копик (Copie), полный набор которых насчитывает 368 цветов и стоит более 160 000 р. в ценах 2017 года [12].
В России продвижением урбанскетчин-га сейчас занимается известный художник Анна Эгида. Её онлайн-курсы и вебинары собирают рекордное количество участников. Анна Эгида учит рациональному рисованию: умению видеть в городском пейзаже главные структуры, «несущие конструкции» рисунка, минимумом средств передавать массы городских объектов, их взаимоотношения, распределение на листе. Живая линия, цветовой ритм и гармония, чередование тёмного и светлого, тёплого и холодного - всё это при умелом использовании помогает запечатлеть характер города, вложить в рисунок свои эмоции и впечатления. «Я провожу исследование города, которое позволяет выявлять его характерные детали, даёт представление о духе города... Когда я рисую на улице, у меня есть своя тема исследования, как у научного сотрудника», - говорит А. Эгида [2].
Летом 2016 года в художественной он-лайн-школе «Калачёва-скул» [5] Анна Эгида провела бесплатный онлайн-курс экстремального городского скетчинга, состоявший из 10 видеоуроков. Курс экстремального скетчинга стал беспрецедентным событием Рунета и породил несколько мемов [8]. Курс вызвал неожиданный товарный дефицит в канцелярских магазинах страны, поскольку участникам предлагалось обзавестись скетч-буками, линерами (тонкими маркерами) и брашпенами (фломастер-кисть, позволяющий проводить линии разной толщины).
Условие для записи на курс экстрим-скет-чинга было задано в традициях сетевого маркетинга: каждому участнику нужно было пригласить трёх друзей. Это условие и авторитет Анны Эгиды определили масштаб события: «На курс записалось 155 000 участников; участие во всех уроках приняли 48 000 человек; регулярно публиковали работы примерно 12 000 художников разного уровня подготовки; свои работы в Инстаграм с тегом #летнийэкс-трим опубликовали более 22 000 пользовате-
лей; в курсе приняли участие жители более 70 стран - ученики из Японии, Коста-Рики, Австралии, ЮАР, Франции, Таиланда и многих других стран» [8]. В рамках курса проводился творческий конкурс, главным призом которого была поездка в Париж.
Анна Эгида одной из первых в нашей стране начала развивать скетч-туризм, проводить занятия по урбанскетчингу в самых романтических городах мира: Таллине, Барселоне, Вене, Праге и других. Аналогичные занятия проводит немецкий художник российского происхождения Натали Ратковски [10]. Проект Артбукмания предлагает 5 арт-пу-тешествий в разные регионы мира с той же тематикой [9]. Этот список далеко не полон. Скетч-туризм - пример гибридизации современной культуры, синтеза разных сфер культуры и искусства, ответ на запросы экономики впечатлений и возможная сфера развития культурных индустрий.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что урбанскетчинг - это современная трансформирующаяся арт-практика, в своей коллективной форме тяготеющая к перфор-мативности, что предполагает приобретение традиционно неисполнительскими видами искусства статуса исполнительских. Определяющими факторами наблюдаемого ныне расцвета урбанскетчинга являются процессы урбанизации, информатизации, рационализации современного общества, а также развитие цифровой фотографии, коммуникативных технологий и социальных сетей. Быстрые зарисовки жизни города в сообществе единомышленников, часто под руководством опытного художника, нацелены на фиксацию смыслов, образов и коллизий социокультурного пространства города, расширению его демократизма, полифункциональности и свободы. Синтез изобразительного искусства с иными культурными феноменами (образованием, спортом, туризмом) способствует обогащению культурного досуга, развитию культурных индустрий и экономики впечатлений. Интернет-сообщества урбанскетчеров, ориентированные на массовую аудиторию, осуществляют динамичное производство эстетических артефактов, выступают источником мультикультурной информации.
Список литературы
1. Андерсон К. Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 304 с.
2. Баландин С. Анна Egida: «Я не хочу работать с навязанной историей, я хочу сама её рассказывать» [Электронный ресурс] // 2015. 8 сент. Режим доступа: https://www.bigvill.ru/city/2384-anna-egida-ya-ne-hochu-rabotat-s-navyazannoj-istoriej-ya-hochu-sama-ee-rasskazyvat/ (дата обращения: 23.01.2017).
3. Ефимова А. В. Современные художественные практики в пространстве города как средство актуализации коллективной культурной памяти [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studydoc.ru/ doc/ 2578201/sovremennye-hudozhestvennye-praktiki-v-prostranstve-goroda (дата обращения 23.01.2017).
4. Зиммель Г Большие города и духовная жизнь [Электронный ресурс] // Логос. 2002. № 3-4. Режим доступа: http://www.magazines.russ.ru/logos/2002/3/ (дата обращения 23.01.2017).
5. Курсы рисования для взрослых в студиях Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. kalachevaschool.ru/ (дата обращения: 23.01.2017).
6. Массовая культура: современные западные исследования / пер. с англ., отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой; послесл. В. А. Подороги. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.
7. Немченко Л. Современные художественные практики: перекодирование публичных пространств [Электронный ресурс] // Топографии популярной культуры. Режим доступа: https://www.public.wikireading. ru/162687 (дата обращения: 23.01.2017).
Источники
8. Подготовка к путешествию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kalachevaschool.ru/ blog/236400 (дата обращения: 23.01.2017).
9. Расписание арт-путешествий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artbook-mania.com/ raspisanie-art-puteshestvij/ (дата обращения: 23.01.2017).
10. Ратковски Н. По следам мастер-класса в Амстердаме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.conjure.livejoumal.com/1309451.html; Ратковски Н. Итоги моего мастер-класса в немецком Кёнигсвинтер в замке Драхенбург [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conjure.livejoumal.com/1298871.html (дата обращения: 23.01.2017).
11. Barcelonasketchcraw [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/barcelonas-ketchcrawl/ (дата обращения: 23.01.2017).
12. Copics. The markers, created for creative people [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. copics.ru/catalog/marker-sketch (дата обращения: 23.01.2017).
13. Hashtags - Empowering Communication and Marketing [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.sitepoint.com/community/t/hashtags-empowering-communication-and-marketing/196981 (дата обращения: 23.01.2017).
14. List of Official Regional Chapters [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers. org/p/list-of-chapters.html (дата обращения: 23.01.2017).
15. Meet the Symposium Instructors: Khoo Cheang Jin, Malaysia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.org/2015/05/meet-symposium-instructors-khoo-cheang.html (дата обращения: 23.01.2017).
16. Our Manifesto [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.org/p/our-manifesto. html (дата обращения: 23.01.2017).
17. Ourmission [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.org/p/our-mission.html (дата обращения: 23.01.2017).
18. The 8th International Urban Sketchers Symposium [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. eventbrite.com/e/8th-urban-sketchers-symposium-chicago-2017-registration-29379980312 (дата обращения: 23.01.2017).
19. Urban Sketchers (Group). Группа в Фэйсбуке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.face-book.com/groups/urbansketchers/ (дата обращения: 23.01.2017).
20. Urban Sketchers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.urbansketchers.org/ (дата обращения: 23.01.2017).
21. Urban sketchers, the official Youtube channel of the Urban Sketchers organization [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCAKqvBoCajSJFnnmEo2t0-w (дата обращения: 23.01.2017).
22. Urban Sketchers. Группа на Фликре [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.flickr.com/ groups/urbansketches/ (дата обращения: 23.01.2017).
23. Volunteer [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urbansketchers.org/p/volunteer-opportuni-ties-urban-sketchers.html (дата обращения: 23.01.2017).
Статья поступила в редакцию 23.01.2017; принята к публикации 28.02.2017
Библиографическое описание статьи
Иванова Ю. В. Урбанскетчинг как сфера трансформации художественных практик // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3. С. 132-139. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-3-132-139.
Yuliya V. Ivanova,
Doctor of Philosophy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]
Urban Sketching as an Area of Transforming Art Practices
The article considers the urban sketching phenomenon as a modern transforming art practice that exists in individual and collective forms. In its collective form, urban sketching tends to performativity, which involves getting a performing status by non-performing art forms. Interest in the images of urban environment dates back to the Impressionists (the second half of the 19th century - early 20th century) whose canvases depicted the daily life of citizens, originality of their appearance, lifestyle and entertainments. The determining factors of current heyday of urban sketching are the processes of urbanization, informatization, rationalization of modern society, as well as the development of digital photography, communication technologies and social networks. Quick sketches of city life in a community of like-minded people, often under the guidance of an experienced artist, are aimed at fixing meanings, images and conflicts of socio-cultural urban space, expansion of its democracy, multi-functionality and freedom. Synthesis of fine arts with other cultural phenomena (education, sport, tourism and etc.) contributes to the enrichment of cultural and leisure activities, the development of cultural industries and experience economy. Internet communities of urban sketching targeting a mass audience, perform a dynamic production of aesthetic artifacts and serve as a source of multicultural information.
Keywords: urban sketching, art practices, performativity, fine art
References
1. Anderson K. Dlinnyi khvost. Effektivnaya model' biznesa v Internete. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. 304 s.
2. Balandin S. Anna Egida: «Ya ne khochu rabotat' s navyazannoi istoriei, ya khochu sama ee rasskazy-vat'» [Elektronnyi resurs] // 2015. 8 sent. Rezhim dostupa: https://www.bigvill.ru/city/2384-anna-egida-ya-ne-hochu-rab-otat-s-navyazannoj-istoriej-ya-hochu-sama-ee-rasskazyvat/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
3. Efimova A. V. Sovremennye khudozhestvennye praktiki v prostranstve goroda kak sredstvo aktualizatsii kollektivnoi kul'turnoi pamyati [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.studydoc.ru/doc/ 2578201/sovre-mennye-hudozhestvennye-praktiki-v-prostranstve-goroda (data obrashche-niya 23.01.2017).
4. Zimmel' G. Bol'shie goroda i dukhovnaya zhizn' [Elektronnyi resurs] // Logos. 2002. № 3-4. Rezhim dostupa: http://www.magazines.russ.ru/logos/2002/3/ (data obrashcheniya 23.01.2017).
5. Kursy risovaniya dlya vzroslykh v studiyakh Moskvy [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www. kalachevaschool.ru/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
6. Massovaya kul'tura: sovremennye zapadnye issledovaniya / per. s angl., otv. red. i predisl. V. V. Zverevoi; poslesl. V. A. Podorogi. M.: Fond nauchnykh issledovanii «Pragmatika kul'tury», 2005. 339 s.
7. Nemchenko L. Sovremennye khudozhestvennye praktiki: perekodirovanie publichnykh prostranstv [Elektronnyi resurs] // Topografii populyarnoi kul'tury. Rezhim dostupa:https://www.public.wikireading.ru/162687 (data obrashcheniya: 23.01.2017).
Istochniki
8. Podgotovka k puteshestviyu [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostu-pa:https://www.kalachevaschool.ru/ blog/236400 (data obrashcheniya: 23.01.2017).
9. Raspisanie art-puteshestvii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.artbook-mania.com/ raspisanie-art-puteshestvij/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
10. Ratkovski N. Po sledam master-klassa v Amsterdame [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. conjure.livejournal.com/1309451.html; Ratkovski N. Itogi moego master-klassa v nemetskom Kenigsvinter v zamke Drakhenburg [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.conjure.livejournal.com/1298871.html (data obrashcheniya: 23.01.2017).
11. Barcelonasketchcraw [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.facebook.com/barcelonasketch-crawl/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
12. Copics. The markers, created for creative people [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.copics. ru/catalog/marker-sketch (data obrashcheniya: 23.01.2017).
13. Hashtags - Empowering Communication and Marketing [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.sitepoint.com/community/t/hashtags-empowering-communication-and-marketing/196981 (data obrashcheniya: 23.01.2017).
14. List of Official Regional Chapters [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.urbansketchers.org/pZ list-of-chapters.html (data obrashcheniya: 23.01.2017).
15. Meet the Symposium Instructors: Khoo Cheang Jin, Malaysia [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.urbansketchers.org/2015/05/meet-symposium-instructors-khoo-cheang.html (data obrashcheniya: 23.01.2017).
16. Our Manifesto [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.urbansketchers.org/p/our-manifesto.htm-l(data obrashcheniya: 23.01.2017).
17. Ourmission [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.urbansketchers.0rg/p/0ur-missi0n.html (data obrashcheniya: 23.01.2017).
18. The 8th International Urban Sketchers Symposium [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www. eventbrite.com/e/8th-urban-sketchers-symposium-chicago-2017-registration-29379980312 (data obrashcheniya: 23.01.2017).
19. Urban Sketchers (Group). Gruppav Feisbuke [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.facebook. com/groups/urbansketchers/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
20. Urban Sketchers [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.urbansketchers.org/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
21. Urban sketchers, the official Youtube channel of the Urban Sketchers organization [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/channel/UCAKqvBoCajSJFnnmEo2t0-w (data obrashcheniya: 23.01.2017).
22. Urban Sketchers. Gruppa na Flikre [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa:https://www.flickr.com/groups/ urbansketches/ (data obrashcheniya: 23.01.2017).
23. Volunteer [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.urbansketchers.org/p/volunteer-opportuni-ties-urban-sketchers.html (data obrashcheniya: 23.01.2017).
Received: January 23, 2017; accepted for publication February 28, 2017
Reference to the article
Ivanova Yu. V. Urban Sketching as an Area of Transforming Art Practices // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 3. PP. 132-139. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-3-132-139.