Научная статья на тему 'Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России'

Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ "ГОХУА". / METHODS OF TEACHING THE FINE ART TECHNIQUE / METHODS AND MEANS OF ENHANCING THE LEARNING PROCESS / GRAPHICAL MATERIALS / NATIONAL PAINTINGS "GUOHUA".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Се Юнхуэй

Данная статья посвящена обучению традиционным видам изобразительного искусства Китая российских школьников. В тексте обосновывается важность знакомства детей с разнообразием художественных культур разных стран и эпох. Особое внимание автор уделяет обоснованию методической ценности практического изучения традиционной китайской живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Рассматривается специфика обучения российских школьников традиционным видам живописи и изобразительным материалам, характерным для этого вида творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PUPILS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA THE TRADITIONAL TYPES OF CHINESE PAINTING

This article is devoted to teaching Russian pupils the traditional types of fine arts of China. The importance of children’s familiarity with a variety of artistic cultures and eras is also stated. Particular attention is paid to the substantiation of methodological value of practical studying the traditional Chinese painting at fine arts lessons at a comprehensive school. The specificity of teaching Russian pupils the traditional forms of painting and graphical materials, typical for this type of creativity, is analyzed as well.

Текст научной работы на тему «Обучение традиционным видам китайской живописи учащихся довузовских образовательных учреждений в России»

ленный взгляд на композицию изображения, который заменяет старательное копирование деталей предметов натюрморта на глубокое осмысливание натюрморта в целом. Развитое художественное зрительное восприятие выявляет у учащихся способности к творческому видению, переносит наглядные образы в художественные представления, побуждает сознание учащихся постоянно работать и искать все новые и новые пути решения изображения этюда, тем самым развивая творческие способности и все больше приближаясь к колористическому видению этюда, над которым работают в данное время.

В процессе учебной изобразительной деятельности по формированию колористического видения у учащихся происходит переход от развития репродуктивных способностей к определенному развитию продуктивных способностей.

Подведя итоги, мы видим, что художественное восприятие является основой для развития определенных качеств учащегося, которые раскрывают его способности к творчеству, помогают ему созерцать окружающий мир упо-рядоченно, в соответствии с законами изобразительной грамоты, а также искать и находить нетрадиционные и нестандартные пути решения поставленных задач, что фор-

мирует у учащихся жизненный стержень и личностную готовность к активной жизни в современном обществе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.

2. Кузин В. С. Психология: учебник / под. ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1982.

3. Кондаков И. Психологический словарь. М., 2002.

REFERENCES

1. Alekhin A. D. Sistema podgotovki uchitelya izobra-zitelnogo iskusstva (System of training teachers of art). Moscow, 1993.

2. Kuzin V. S. Psikhologiya: uchebnik, 2 izd. (Psychology: textbook, 2nd edition). Moscow: Vyssh. shk., 1982.

3. KondakovI. Psikhologicheskiy slovar (Psychological dictionary). Moscow, 2002.

УДК 373 ББК 74.268.51

ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫМ ВИДАМ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ

TEACHING PUPILS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA THE TRADITIONAL TYPES OF CHINESE PAINTING

Се Юнхуэй

Данная статья посвящена обучению традиционным видам изобразительного искусства Китая российских школьников. В тексте обосновывается важность знакомства детей с разнообразием художественных культур разных стран и эпох. Особое внимание автор уделяет обоснованию методической ценности практического изучения традиционной китайской живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Рассматривается специфика обучения российских школьников традиционным видам живописи и изобразительным материалам, характерным для этого вида творчества.

Ключевые слова: методика обучения изобразительному искусству, методы и средства активизации учебного процесса, изобразительные материалы, национальнаяживопись «Гохуа».

Xie Yong Hui

This article is devoted to teaching Russian pupils the traditional types of fine arts of China. The importance of children's familiarity with a variety of artistic cultures and eras is also stated. Particular attention is paid to the substantiation of methodological value of practical studying the traditional Chinese painting at fine arts lessons at a comprehensive school. The specificity of teaching Russian pupils the traditional forms of painting and graphical materials, typical for this type of creativity, is analyzed as well.

Keywords: methods of teaching the fine art technique, methods and means of enhancing the learning process, graphical materials, national paintings "Guohua".

Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству в общеобразовательных и специализированных школах России является знакомство с художественной культурой различных стран и эпох, характеризующихся разнообразием стилей, школ и направлений. Так как искусство России имеет тесную связь с общеевропейскими тенденциями, в рамках получения начального художественного образования или обязательных минимальных знаний, получаемых в этой области в общеобразовательных российских школах на практических занятиях или уроках мировой художественной культуры, изучение данного материала происходит на основе образцов изобразительного искусства Европы и России.

Таким образом, незадействованным остается огромный пласт мировой художественной культуры, характеризующийся множеством традиций, различными философ-ско-эстетическими концепциями и выдающимся практическим опытом. Это в полной мере относится и к знакомству российских детей с художественным наследием Китая.

Отвечая требованиям, предъявляемым к современному образованию, в том числе и начальному, следует отметить, что все больше возрастает необходимость внедрения таких образовательных методик, которые бы не только позволили учащимся за меньшее количество времени овладеть большим количеством знаний и практических навыков, но и способствовали общекультурному развитию в современном обществе, характеризующемся большим социальным и этническим разнообразием.

Многие художники-педагоги отмечали большую воспитательную силу искусства. По словам Н. Н. Ростовцева, «отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментов освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства, учителю рисования надо умело использовать их в воспитательных целях» [1, с. 115].

Так, в современной российской образовательной политике придается особое значение так называемому региональному компоненту. Этот факт говорит о том, что общество осознает, что в образовании необходимо учитывать местные традиции региона и не только знакомить детей с данными традициями, но и добиваться того, чтобы сами учащиеся ощущали связь и актуальность тех знаний, которые они получают из культурного пространства, в котором они находятся. Это также важно для сохранения местных традиций.

Тем не менее, следует отметить, что для общего культурного развития ребенка необходимо его приобщение и к достояниям мировой художественной культуры. Развиваются такие личные качества, как эстетический вкус, толерантность, понимание ценностей других народов и цивилизаций, сущность самого менталитета и жизненных установок того или иного общества. Интересным фактом, служащим доказательством этому, является то обстоятельство, что при подготовке специалистов военного дела

в США и Западной Европе обязательной дисциплиной является история искусств.

Следует отметить колоссальные методические аспекты данного направления. Работая в одной манере и стремясь к реализации одних и тех же образовательных задач из поколения в поколение, любая методика вырабатывает ряд эффективных методов и средств обучения, позволяющих учащимся за более короткие сроки и более эффективно приобрести ряд практических навыков и умений, а также необходимые для этого теоретические знания. Но одновременно с этим в процессе обучения складываются конкретные эстетические установки, связанные с характерными для той или иной культуры спецификой восприятия.

Если учитывать, что поликультурность является отличительной чертой современного общества на данном этапе развития человеческой цивилизации, то это обстоятельство становится важным не только для получения художественного образования, но и формирования всего мировоззрения человека.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в для улучшения образовательного процесса на примере обучения изобразительному искусству необходимо задействовать различные методические системы, сложившиеся в рамках той или иной художественной культуры.

Богатейший материал в этом аспекте может предоставить художественная культура Китая. Рассмотрим ее на примере живописи.

История развития Китайского искусства насчитывает тысячелетия и вначале неразрывно связана с оформлением предметов быта и украшением жилищ. Создание самых ранних произведений, заложивших основу живописных традиций, относится к глубокой древности. По словам Н. А. Виноградовой, «можно сказать, что мир китайской средневековой живописи — это мир природы, тесно связанной с жизнью человека. Не случайно именно средневековый пейзаж всегда являлся в Китае выразителем самых лирических и возвышенных чувств своего времени» [2, с. 7].

В различные периоды развития живописи на нее наложили свой отпечаток конфуцианство, даосизм и буддизм. Китайской живописи придавалось символическое значение, связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. В трактатах по искусству композиции художника учили: прежде чем опустить кисть на бумагу, непременно определить место Неба и Земли... и между ними заботливо расположить пейзаж.

Такой подход говорит нам о том, что уже много веков назад китайские мастера и философы задумывались о теории изобразительного искусства, а также о методических аспектах его преподавания, для того что бы наставлять последующие поколения в духе традиций и сохранить и повышать уровень исполнительского мастерства.

Уже в период с 433 по 440 г. были сформулированы основы изобразительной концепции китайской живописи, определившие ее развитие в последующие века. Од-

ним из первых теоретиков китайской живописи является Гу Кайчжи, благодаря которому были сформулированы 6 базовых законов-принципов: Шэньцы (одухотворенность), Тяньцюй (естественность), Гоуту (композиция живописного произведения), Гусян (постоянная основа, то есть структура произведения); Мосе (следование традиции, памятникам древности), Юнби (высокая техника письма тушью и кистью).

Очень подробно рассмотрены данные понятия в теоретическом труде о живописи Сэ Хэ «Заметки о категориях старинной живописи» (490 г.). Особую значимость имел первый из шести сформулированных принципов. Он состоял в требовании передать в живописи «одухотворенный ритм - сущность, а не внешнее натуралистическое изображение».

Выдающимся трактатом, систематизирующим опыт китайских художников-живописцев, стало «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно». В нем рассматриваются основные теоретические концепции китайской живописи, приводятся практические советы, структурированы и обобщены художественные приемы. Теоретическое и практическое изучение китайской традиционной живописи невозможно без детального знакомства с данным трактатом. На протяжении нескольких столетий он оставался одним из важнейших трудов, раскрывающих суть изобразительного искусства Китая.

Согласно автору, учащиеся сталкиваются в основном с типичными ошибками, связанными в первую очередь с:

• неорганизованным восприятием натуры или природы,

• незнанием законов изобразительной плоскости,

• недостаточным владением изобразительным материалом или непониманием специфики той или иной изобразительной техники.

Преодолеть те проблемы, о которых говорилось выше, представляется возможным, если тщательно выполнять специальные упражнения, развивающие моторику, заранее продумывать композицию, тщательно изучать и копировать классические образцы. По мнению авторов трактата, сначала надо тренироваться на рисовании простых форм, а затем переходить к более сложным. Данный дидактический принцип является базовым в обучении любым дисциплинам и в западной и советской дидактике получил название принципа «последовательности».

Таким образом, трактат «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» раскрывает саму сущность китайской живописи, а также позволяет определить базовые принципы обучения традиционной китайской живописи, сформулированные несколько веков назад, но актуальные и в современной практике обучения изобразительному искусству, а именно:

• принцип последовательности обучения, поэтапного усложнения;

• принцип повторения;

• принцип осознанности обучения (самостоятельная постановка конкретной задачи и поиск оптимального решения, а также внимательное наблюдение за природой).

Также необходимо тщательно изучать классические образцы и ежедневно тренироваться в выполнении практических работ.

Изложенный выше материал служит доказательством тому, что за долгие годы формирования традиция китайской национальной живописи не только позволила создать выдающиеся художественные произведения, но и накопила уникальный методический опыт, который при подробном рассмотрении имеет много общего с европейским подходом, так как основывается на специфике человеческого восприятия.

Поэтому можно говорить о том, что данный опыт будет крайне полезен в процессе изучения изобразительного искусства.

Так же он представляет особый интерес с точки зрения раскрытия методических возможностей новых изобразительных материалов и техник.

Рассмотрим их более подробно.

Первое, что бросается в глаза, если сравнивать европейские изобразительные техники и традиционную китайскую живопись («Гохуа») - это близость последней к графическим европейским техникам.

Работа, выполненная в этом стиле, содержит в себе некоторый определенный намек и недосказанность, каждый изображаемый предмет имеет свое поэтическое созвучие, аналогичное состояние души, символику. Важно не просто механически изобразить окружающий мир, а проникнуть в суть вещей, наполнить объекты природы чувством, эмоциями и движением.

Это связано, в первую очередь, с материалами и принадлежностями для рисования. В Китае они известны как «четыре драгоценности кабинета ученого». Это кисть, тушь, тушницы и «рисовая» бумага. Звучное название отображает их важность в истории и культуре Китая.

Кисти можно разделить на три группы: жесткие, мягкие и комбинированные. Жесткие делают из шерсти кроликов или из волос лошадей. Мягкие - из козьей шерсти или из перьев. Для каждого этапа рисования подбирается нужная кисть. Размер ворса может быть любой, однако стоит сказать, что большой кистью можно нарисовать и мелкие детали, а маленькой не получится выполнить крупное изображение.

Тушь изобретена в Китае 6000 лет назад. Разумеется, состав и качество менялись и совершенствовались, но ее всегда можно было использовать для художественных работ. Палочки сухой туши - это смесь сажи и клея, в которую добавляют разнообразные компоненты. Иногда они крайне экзотичны. Например, змеиный яд или золото. Часто такие палочки украшают изящными изображениями цветов и птиц, покрывают золотом. Палочки необходимо определенным образом растирать перед работой. В наши дни технологии позволяют выпускать тушь уже разведенную, готовую к применению. Она обладает приемлемым качеством и является хорошим вариантом для начинающего художника или каллиграфа.

Минеральные краски, которые используются при работе, сделаны на основе натуральных пигментов и клея.

Также используются такие красящие материалы, как, например, чай.

Первые образцы гладкой, ровной и прочной бумаги были изобретены в Китае 2000 лет назад. По преданию, ее рецепт был таков: необходимо растолочь волокна тутового дерева, древесную золу, тряпки и пеньку, смешать все это с водой, выложить получившуюся массу на бамбуковое сито и высушить на солнце. А когда масса высохнет, разгладить ее камнями. В наши дни нет необходимости проделывать это перед тем, как приступать к рисованию. С тех пор ассортимент бумаги стал невероятно разнообразным. Ее делают из древесины, коры разнообразных пород, пропитывают различными составами, тонируют, украшают золотом и волокнами бамбука. Каждый вид бумаги по-разному впитывает тушь и краски. Что касается размера бумаги, длина свитка может достигать 45 м. По сути же любая поверхность, которая может впитывать тушь, подходит для рисования. Например, самый древний сохранившийся рисунок, датируемый VI в. до н.э., выполнен на шелке. Этот материал пользовался высокой популярностью в Китае при всех династиях.

Тушница должна иметь прочную и гладкую поверхность. Оптимальные формы - прямоугольник или круг. Крышечка поможет предохранить тушь от высыхания на время работы. Древние тушницы являются произведениями искусства и могут достигать 2000 лет. При таком солидном возрасте они не утрачивают исключительных художественных свойств.

Также для рисунка в технике китайской живописи «Го-хуа» необходимы: войлочный коврик, емкости для воды и набора краски, подставка для кистей. Это основные материалы и принадлежности для двух стилей китайской живописи: «се-и» и «гун-би».

Мотивы для традиционной живописи «Гохуа» выбираются в соответствии с эстетическими концепциями и философией китайской национальной живописи. В основном это природные мотивы (растения или животные). Иногда важную роль в изображении играют иероглифы. Это обстоятельство, как и сама история «Гохуа», подтверждает связь традиционных форм национальной китайской живописи и каллиграфии. Это, в свою очередь, определяет ряд методических предпосылок для обучения этому виду изобразительной деятельности в школе, а именно:

• развитие моторики - необходимое условия для успешного овладения приемами и техникой «Гохуа». Так как поправки в данной технике практически неприемлемы, то необходимо обучать детей придерживаться принципа последовательности. Вначале отработать технику различных видов мазка, умение пользоваться различными типами кисти. Это достигается путем длительных тренировок, и повторением;

• умение определять основные визуальные характеристики натуры и их усиление в работе над изображением для придания ему большей выразительности. Так, опытный мастер «Гохуа» должен наблюдать природу с целью выявления тех качеств натуры, которые максимально способствуют раскрытию образного значения изобража-

емого предмета. Например, бамбук соответствует в китайской культуре образу мужественного человека, смелого и способного переносить все жизненные потрясения. Поэтому чаще всего бамбук изображается отрывистыми уверенными мазкам, в отличии от цветов хризантемы или пионов, поражающих своей легкостью и невесомостью;

• умение композиционно организовывать изображения также относится к необходимым для работы в «Гохуа» умениям. При этом о композиции художнику необходимо задумываться заранее, мысленно представлять компоненты изображения как совокупность абстрактных пятен, взаимодействующих между собой исключительно соответственно своим изобразительным характеристикам, а именно цвету, тону, размеру, положению и т. д. Такой подход требует большого профессионализма и соответствует задачам обучения в европейских и российских школах.

Перечисленные выше обстоятельства доказывают, что обучение национальным видам китайской живописи (даже в плане общего ознакомления) крайне оправданно как в рамках обучения изобразительному искусству в общеобразовательных европейских и российских школах, так и в специализированных учебных заведениях художественного профиля, так как методы обучения этому виду искусства сложились и проверялись веками и во многих ключевых позициях соответствуют целям и задачам обучения в европейских системах.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1980. 239 с.

2. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство. 1972. 160 с.

3. Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. 144 с., ил.

4. Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в начальных классах и их общеобразовательное значение: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968. 25 с.

5. Го Жо-Сюй. Записки о живописи. Что видел и слышал. М.: Наука, 1978. 240 с.

6. Заводская Е. В. Мудрое вдохновение. М.: Наука, 1983. 131 с.

7. Заводская Е. В. Беседы о живописи Ши-Тао. М.: Наука, 1978. 181 с.

8. Заводская Е. В. Ци Бай-Ши. М.: Искусство, 1982. 287 с.

REFERENCES

1. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobra-zitelnogo iskusstva v shkole: uchebnik dlya stu-dentov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov. 2-e izd. (Methods of teaching art at school: textbook for

students of faculties of arts and graphics at pedagogical institutions of higher education. 2nd edition). Moscow: Prosveshchenie, 1980. 239 p.

2. Vinogradova N. A. Kitaiskaya peyzazhnaya zhivo-pis (Chinese landscape painting). Moscow: Izobra-zitelnoe iskusstvo. 1972. 160 p.

3. Vinogradova G. G. Uroki risovaniya s natury v ob-shcheobrazovatelnoy shkole: posobie dlya uchite-lya (Lessons of life drawing at a comprehensive school: manual for teachers). Moscow: Prosveshchenie, 1980. 144 p.

4. Vinogradova G. G. Uroki risovaniya s natury v nachalnykh klassakh i ikh obshcheobrazovatelnoe

znachenie (Lessons of life drawing at primary school and their educational importance). Moscow, 1968. 25 p.

5. Guo Zho-Xui. Zapiski o zhivopisi. Chto videl i sly-shal (Commentaries on paining. What one has seen and heard). Moscow: Nauka. 1978. 240 p.

6. Zavodskaya E. V. Mudroe vdokhnovenie (Profound inspiration). Moscow: Nauka, 1983. 131 p.

7. Zavodskaya E. V. Besedy o zhivopisi Shi-Tao. (Discussions about Shi Tao's paintings). Moscow: Nau-ka, 1978. 181 p.

8. Zavodskaya E. V. Qi Baishi. Moscow: Iskusstvo, 1982. 287 p.

УДК 81

ББК 74.268.19=411.2,9

ЖИВОПИСЬ КАК ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

PAINTING AS EXTRALINGUISTIC MATERIAL FOR TEACHING SPEECH ACTIVITY OF CHINESE STUDENTS AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Ян Чуньлэй

В статье рассматриваются теоретические вопросы обучения видам речевой деятельности китайских студентов на основе живописи как экстралингвистическом материале, приводится в качестве примера методическая разработка урока по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел».

Ключевые слова: живопись, виды речевой деятельности, наглядный образ невербальный язык, стимул, интерес, эмоции, предметно-изобразительный код.

Вопрос об использовании произведений живописи при обучении речи всегда актуален. Еще в XIX в. русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают человека, поэтому необходимым условием самостоятельного понимания обучаемым той или иной мысли или информации является наглядный образ.

К. Д. Ушинский указал на тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышлением. Он писал: «Человеческая природа ясно требует наглядности»; «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, а главное - заговорит непринужденно» [1, с. 333]. Также он советовал педагогам путем упражнений развивать у обу-

Yang Chunlei

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The theoretical issues of teaching Chinese students the types of speech activity on the basis of painting as ex-tralinguistic material are discussed in this article, the guidance paper for the lesson on picture "Fascist flying" by A. A. Plastov is cited as an example.

Keywords: painting, types of speech activity, visual image of non-verbal language, stimulus, interest, emotions, representational code.

чаемых способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать процесс обучения более полными, верными, яркими образами, которые затем станут элементами их мыслительного процесса. Особенно велика роль картины при обучении русскому языку как иностранному. Как пишет Л. А. Ходякова: «Работа по картине обеспечивает учащихся экстралингвистическими (вне-языковыми) знаниями об окружающем мире, помогает употреблению тематически обусловленных слов, содействует обогащению словаря обучаемых разного рода эмоционально-оценочными словами и формированию ситуативной речи» [2, с. 20].

Живопись как экстралингвистический материал не только отражает окружающий нас мир, но и несет определенную информацию о событиях, исторических и социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.