Научная статья на тему ' влияние китайских философских учений саньцзяо на процесс обучения китайской живописи гохуа'

влияние китайских философских учений саньцзяо на процесс обучения китайской живописи гохуа Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
416
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
гохуа / Китай / китайская живопись / обучение / теория живописи / философия / эстетика / этика. / Guohua / China / Chinese painting / teaching / painting theory / philosophy / aesthetics / ethics.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Наумова Юлия Валерьевна

Теория, этика и эстетика традиционной китайской живописи коренным образом отличается от исторической теории западноевропейской живописи. На протяжении многих веков ее формирование и развитие напрямую зависело от китайской философской мысли. В китайской теории обучения живописи отражается вся совокупность китайских представлений о мире и месте в нем человека, а главная идея состоит в том, что форма – лишь средство выражения духа – энергии ци. Для лучшего понимания культурного феномена китайской живописи, а также ее живописных приемов и техник ученику, принадлежащему другой культуре, необходимо знать, что китайская философия является основой, на которой строится все обучение. Цель данной статьи – проанализировать, как три школы философской китайской мысли – даосизм, конфуцианство и буддизм или саньцзяо – связаны с китайским живописным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CHINESE SAN JIAO PHILOSOPHIES ON THE LEARNING PROCESS OF CHINESE PAINTING GUOHUA

The theory, ethics and aesthetics of traditional Chinese painting is fundamentally different from the historical theory of Western European painting. For many centuries, its formation and development has directly depended on Chinese philosophical thought. The Chinese theory of teaching painting reflects the whole complex of Chinese ideas about the world and the place of a person in it, and the basic idea is that form is only a means of expressing the spirit – qi energy. For a better understanding of the cultural phenomenon of Chinese painting, as well as its drawing methods and techniques, a student belonging to another culture should know that Chinese philosophy is the foundation on which all learning is built. The purpose of this article is to analyze how the three schools of Chinese philosophical thought – Taoism, Confucianism, and Buddhism or San Jiao are linked with the Chinese painting art.

Текст научной работы на тему « влияние китайских философских учений саньцзяо на процесс обучения китайской живописи гохуа»

1УДК 372.874 ББК 74.268.51

ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКИХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ САНЬЦЗЯО НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ ГОХУА

Ю. В. Наумова

Аннотация. Теория, этика, и эстетика традиционной китайской живописи коренным образом отличается от исторической теории западноевропейской живописи. На, протяжении многих веков ее формирование и развитие напрямую зависело от китайской философской мысли. В китайской теории обучения живописи отражается вся совокупность китайских представлений о мире и месте в нем человека, а главная идея состоит в том, что форма-лишь средство выражения духа, - энергии ци. Для лучшего понимания культурного феномена китайской живописи, а, также ее живописных приемов и техник ученику, принадлежащему другой культуре, необходимо знать, что китайская философия является основой, на, которой, строится все обучение. Цель данной, статьи, - проанализировать, как три, школы философской, китайской, мысли - даосизм, конфуцианство и, буддизм или, саньи/зяо - связаны с китайским живописным искусством.

Ключевые слова: гохуа,, Китай, китайская живопись, обучение, теория живописи, философия, эстетика,, этика,.

INFLUENCE OF THE CHINESE SAN JIAO PHILOSOPHIES ON THE LEARNING PROCESS OF CHINESE PAINTING GUOHUA

Ju. V. Naumova

Abstract. The theory, ethics and, aesthetics of traditional Chinese painting is fundament,ally different, from the historical theory of Western, European, painting. For many centuries, its formation and, development, has directly depended, on, Chinese philosophical thought. The Chinese theory of teaching painting reflects the whole complex of Chinese ideas about, the world and, the place of a, person, in it, and, the basic idea, is that, form is only a, means of expressing the spirit, - qi energy. For a, better understanding of the cultural phenomenon of Chinese painting, as well as its drawing methods and, techniques, a, student, belonging to another culture should, know that, Chinese philosophy is the foundation, on, which all learning is built. The purpose of this article is to analyze how the three schools of Chinese philosophical thought, - Taoism, Confucianism, and. Buddhism or San Jiao are linked, with the Chinese painting art.

Keywords: Guoh.ua, China,, Chinese painting, teaching, painting theory, philosophy, aesthetics, ethics.

С незапамятных времен китайская живопись являлась объективным отражением народного субъективного мышления, рационального знания и эстетических концепций на практике. На протяжении многих лет ее формирование и развитие напрямую зависело от китайской философской мысли. Таким образом, живописные идеи были конкретным отражением природы человека, общественного и социального мировоззрения, истории и этики, поскольку этика в Китае всегда была не только кодексом определенных правил поведения, но отражала особенности мировоззрения.

Китайская философия является основой китайской культуры. Рассматривая китайскую живопись, мы можем по-настоящему почувствовать глубокое влияние китайской философии. Пань Тяньши так и сказал: «Философия -это основа китайской живописи» [1, с. 106]. Одной из базовых особенностей китайской культуры является органичная взаимосвязь всех ее элементов. Так, китайская живопись и китайская философия функционируют как единый организм, или, иными словами, китайская живопись является художественным выражением китайской философии, но при этом не находится у нее в услужении.

Китайская живопись и теория живописи неразрывно связаны с основными философскими течениями Китая, такими как конфуцианство, буддизм и даосизм. Эти основные течения китайской философско-религиозной системы лежат в основе духовного смысла произведений китайской живописи, и сам замысел произведений живописи находится на пересечении этих направлений.

Для традиционной китайской живописи предпочтительнее не открытое высказывание, а скрытые нечеткие очертания предметов, будь то человек, пейзаж или птицы, в отличие от яркой, живой и многоцветной образности западного искусства. Другая важная особенность - не слишком сильное погружение в детали; детали изображаемого предмета гармонично существуют как части всей вселенной. Китайская фи-

лософия видит человека и окружающий его мир как единое целое. Человек мыслится как часть целого и должен понять закономерности этого мира и встроиться в течение бытия. Китайское искусство делает акцент на изображении родственной с окружающей вселенной души или духа, а не на воспроизведении точных копий предмета или человека, которые оно рассматривает как нечто скучное и статичное.

Конфуцианство, даосизм и буддизм в китайской традиции принято объединять и называть одним термином - саньцзяо НШ [2], что означает «три учения», «три доктрины». Саньцзяо является тремя столпами китайской мысли, оказавшими наибольшее влияние на китайское искусство. Специфика китайской религиозно-философской мысли состоит, в частности, в сосуществовании трех этих учений, благодаря которому в сознании китайцев выработалась определенная форма мышления, породившая совершенно уникальные представления о порядке вещей.

Возникнув как независимые религиозно-философские системы, конфуцианство, даосизм и буддизм прошли несколько этапов сближения, взаимодействия и пришли к формированию единой системы, получившей название саньцзяо. Три базовых китайских учения, или саньцзяо, составляют основу мировоззрения традиционного китайского живописца. Это проявляется уже на уровне замысла, который всегда лежит на пересечении трех философско-религиозных направлений и не привержен какой-либо единственной системе убеждений. Доктрины саньцзяо служат руководством к созданию произведений искусства, что способствует развитию и эволюции китайской живописи, а китайская живопись в результате воспринимается как искусство с сильным традиционно-мировоззренческим акцентом.

Наиболее сильное влияние на китайскую живопись оказала философия даосизма, поскольку основные концептуальные составляющие китайской живописи, такие как ее естественность, таинственность, правдивость, без-

мятежность, в полной мере соответствуют духу даосской философии. Примером может служить китайский пейзаж, который во многом отличается от европейского. Например, малый масштаб человеческих фигур в пейзаже призван подчеркнуть силу характера и при этом ничтожность человека в мире природы. Эта идея подчинения индивидуальной воли целому является общим принципом для таких философских учений, как конфуцианство и даосизм, что и стало одной из причин их бесконфликтного сосуществования на протяжении тысячелетий.

На свитках традиционной китайской живописи можно наблюдать воплощение целого ряда идей, изложенных в древних китайских трактатах «Дао дэ цзин» (мягкое преодолевает твердое, слабое побеждает сильное; пять цветов притупляют зрение; великое состоит из малого, а многое - из немногого, <...> трудное образуется из легкого и др.) [3, с. 121, 135, 150] и «Чжуан-цзы» (не смотрю глазами, а полагаюсь на осязание духа; в простом и безыскусном обретается человеческая природа; и в кривом, и в прямом есть нечто от Небесного и др.) [4, с. 74, 113, 257]. Смысл всех этих выражений проникал в эстетику китайской живописи, и художники прошедших династий следовали этим постулатам, которые стали основными эстетическими критериями.

«Истина», которую искали художники, звучит на китайском языке как Дао Ж [5], путь, прямо связанный с основным принципом даосизма. Через понимание связи живописи и философии можно начать понимать цель и истину Дао в китайской живописи, а именно:

• стремление к простоте посредством преобладания монохромной живописи шуймо

Жв [6];

• стремление к непринужденности посредством стремления к неуловимому пределу (поиск тишины, стремление к эфирному состоянию);

• стремление к объединению субъективного и объективного, посредством слияния тела и Дао в великом пределе;

• стремление к похожему и непохожему посредством серьезного отношения к образу.

Конфуцианство как философское учение сложилось около VI в. до н. э. Конфуций - один из самых ранних и знаменитых философов Китая, великий учитель. Основное содержание конфуцианской концепции сосредоточено вокруг идеи долга и правильного поведения, эта философия признавала и поддерживала иерархическую природу китайского общества. Конфуцианство почитало семью, старших и предков, в чем проявляются связи этой доктрины с древнейшим китайским культом предков. Конфуцианство выводит понятие «идеального человека» («благородного мужа») как образец для подражания, благодаря скрупулезному соблюдения морального кодекса. В религиозно-философском учении Конфуция принципиальное значение имеют такие понятия, как доброжелательность, корректность и сдержанность.

В конфуцианской концепции «нравственного воспитания» под влиянием идеологии «заниматься основами» китайский художник должен иметь благородный характер, постоянно учиться, иметь широкий спектр культурных достижений. Конфуцианство предъявляет к художнику высокие моральные требования. Художник, по мысли конфуцианцев, должен основываться на гуманности, находить удовлетворение в прекрасном, искать успеха, доискиваться глубокого, испытывать изысканные чувства и в одиночестве работать над картиной. Важно также следовать одному из шести законов живописи в китайской культуре [7, с. 30] - закону жизненности замысла и манеры исполнения.

В технике китайской живописи конфуцианской школы философскую основу составляет «Учение о Середине» (конфуцианский философский трактат, авторство которого традиция приписывает внуку Конфуция Цзы Сы (ок. 485-402 до н.э.) [8, с. 96], а также трактат «Лунь Юй» («Беседы и суждения», книга высказываний Конфуция, составленная его учениками). «Благородный муж миролюбив, но не льстив» (ладить со средой, но не отождествляться с

ней) [9, с. 397]; «соединение свойств самой натуры и образованности дает благородного мужа» (находиться в согласии, имея разные взгляды) [9, с. 344] и др. - эти постулаты непосредственно влияли на использование творческого языка. Многие художники на протяжении всей истории китайского искусства сознательно связывали определенные характеристики своих произведений с человеческой этикой и идеалами.

Например, в жанре хуаняо (цветы-птицы) изображение сосны и кипариса символизирует моральную целостность; изображение орхидеи и бамбука вместе представляют отчужденность от политики и материальных устремлений; изображение орхидеи является символом человека благородного характера и честности, а сорняков - символом злодейства.

Конфуцианская визуальная символика основывается на древних толкованиях растительного и животного образов и мифологии. Это можно увидеть, например, в изображениях стилизованных животных и растений на знаках отличия гражданских служащих или на имперских одеждах. Шесть деревьев на картине Ни Цзяня «Шесть господ» - сосна, кипарис, камфорное дерево, со-фора, дерево фиби и вяз - являются конфуцианскими символами моральной целостности.

Философия конфуцианства также оказала сильное влияние на изображение людей, то есть на жанр китайской живописи жэнь-у (А %). В портретах государственных деятелей и других важных персон династии Тан (618-907), которых отличали честность и благородство, люди изображаются идеальными линиями; в картинах прослеживается стремление художника правдиво передать как внешнюю, так и внутреннюю красоту персонажа. Люди, изображенные на традиционных китайских портретах, производят впечатление своей склонностью к философскому умиротворению.

В отличие от даосизма и конфуцианства буддизм не является порождением китайской культуры и пришел в Китай из Индии в VI в. до н.э. Если в конфуцианстве и даосизме важны

идеи культивирования добродетели, праведной жизни в обществе, то для буддизма первостепенное значение имеет внутренний мир человека, следующего духовным путем через медитацию. Традиционное индийское буддийское религиозно-философское учение было подвергнуто в Китае сильным изменениям и вскоре стало стремиться к объединению с даосскими принципами, в частности, созерцания природы. Однако основная концепция преодоления страданий и выхода из Колеса Жизни с помощью индивидуального Срединного пути до сих пор остается основой китайского буддизма.

Буддизм начал проникать в Китай на рубеже нашей эры и впоследствии оказал огромное влияние на всю китайскую культуру, в том числе и на живопись. Одной из генеральных идей буддизма является постижение человеческого сознания и души. Кроме того, буддизм внес в культуру Китая особое понимание пустоты сознания как чистоты, незамутненно-сти, все-вместимости. Это повлияло на формирование эстетической парадигмы китайской живописи буддизма. В буддийской философии сердце (душа) есть воплощение присущего человеку примитивного духа и сознания.

В процессе соединения учения махаяны -одного из двух основных направлений индийского буддизма - и традиционных учений Китая в V—VI вв. сформировалось учение чань-буддизма, известное также в японском варианте как дзэн-буддизм. Начиная с эпохи Тан, под влиянием чань-буддизма в Китае стало формироваться новое направление в китайском изобразительном искусстве, и современные монохромные картины наиболее тесно связаны именно с этим учением. Акцент чань-буддизма на простоте и незамутненности взгляда на мир природы вызвал особое отношение к изображению предметов. Работа в этом стиле требует от художника состояния умиротворенности и высокой степени сосредоточенности.

Все это наглядно демонстрирует, что теория и эстетика традиционной китайской живописи, наполненная философским содержа-

нием саньцзяо, коренным образом отличается от теории и философии западноевропейской живописи. При этом мы не можем не отметить, что процесс обучения китайской живописи поднимает и этические вопросы, соответствующие задачам обучения изобразительному искусству в целом. Для лучшего понимания культурного феномена китайской живописи, а также ее живописных приемов и техник ученику, принадлежащему другой культуре, необходимо знать, что китайская философия является основой, на которой строится все обучение. В китайской теории обучения живописи отражается вся совокупность китайских представлений о мире и месте в нем человека, а главная идея состоит в том, что форма - лишь средство выражения духа (энергии ци). Еще в V в. китайские художники видели свою цель не в том, чтобы скопировать объекты природы, но в том, чтобы уловить их дух. Поэтому на занятиях педагог, помимо технических навыков владения кистью, тушью и минеральными красками, должен донести и эмоционально-духовную составляющую живописи гохуа. Традиционно ученик должен:

• стремиться подмечать главные характерные особенности изображаемого объекта и отобразить их сущность лаконичными средствами;

• исследовать и понимать объекты и их свойства для того, чтобы рисовать картины в китайском духе;

• пытаться создать образ изображаемого объекта, отражающий его характер, настроение и эмоции, а не стремиться лишь к поверхностному сходству;

• в картине должны быть органически сплавлены истинное понимание духа предмета (достигаемое постоянным исследованием и практикой) и субъективный взгляд на изображаемый предмет. Живший в X в. пейзажист Цзин Хао объяснял, что только после того, как он нарисовал сосну десять тысяч раз, он ухватил ее дух;

• попытаться интегрировать себя в предмет и достигнуть своего рода гармонии и единения с природой;

• уметь находить баланс между темным и светлым, сухим и влажным или владеть законом противоположностей;

• обращать внимание на традиционный символизм изображаемых предметов или живых объектов. Художники-интеллектуалы династии Сун, в отличие от художников-ремесленников, стремились сосредоточиться на улучшении нравственности и воспитании духовности через искусство. В то время рисуемые объекты получили характеристики-символы (например, бамбук представлял нравственное благородство, хризантема - мудрость, а цветы дикой сливы и камни символизировали принципиальность и справедливость).

Эти навыки помогут ученику понять всю важность отражения эмоций художника в попытке уловить дух отображаемого предмета. Концепция «видеть большое в малом», умение распознать присутствие красоты в концептуальном смысле, видеть рациональность в иррациональном - все это отражает влияние китайской философии на процесс обучения китайской живописи. Идея выхода за пределы изображаемого предмета позволяет начинающему художнику выражать свои внутренние эмоции, духовное мышление и свое уникальное «Я».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

ЩЖ) Ш27Ш2Ш20Ш 106-107И

[Ван Лицзин. Взгляд на особенности сущности китайской живописи «се-и» с точки зрения развития живописного жанра «цветы и птицы» // Журнал Хэбэйского Инженерного Университета (социальные науки). - 2010. - Т. 27, № 2. - С. 106-107].

2. ^Ш sänjiaoshuimö. - URL: https://bkrs. mfo/slovo.php?ch=%E4%B8%89% E6%95%99 (дата обращения: 08.03.2018).

3. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение / под ред. Л. В. Симоновской, О. И. Саяпиной. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. - 160 с.

4. Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В. В. M^rarara. - M.: Ыысль, 1995. - 439 с.

5. Ж dào. - URL: https://bkrs.info/slovo.php?ch =%E9%81%93 (дата обращения: 08.03.2018).

6. Жв shuïmo. - URL: https://bkrs.info/ slovo.php?ch=%E6%B0%B4%E5%A2% A8+ (дата обращения: 08.03.2018).

7. Завадская Е. В. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. - M.: В. Шевчук, 2001. - 512 с.

8. Конфуцианский трактат Чжун Юн: Переводы и исследования / сост. А. Е. Лукьянов, отв. ред. акад. M. Л. Титаренко. - M.: Восточная литература, 2003. -247 с. - (Китайский классический канон в русских переводах).

9. Переломов Л. С. Конфуций: Лунь юй / ис-след., пер. с кит., коммент. Л. С. Переломова. Факсимильный текст «Лунь юя» с ком-мент. Чжу Си. - M.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 588 с.

REFERENCES

1. Wang Lijing. Cong huaniao hua de fa zhan kan zhong guo hua de xieyi xing tedian. Hebei gongcheng daxue xuebao (shehui

kexue ban) di 27 juan di 2 qi 2010 nian 106-107 ye.

2. H^sanjiáoshuimó. Available at: https:// bkrs.mfo/slovo.php?ch=%E4%B8%89% E6%95%99 (accessed: 08.03.2018).

3. Yang Xingshun. Drevnekitayskiy filosof Lao Zi i ego uchenie. Moscow-Leningrad: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1950. 160 p.

4. Zhuangzi. Liezi. Moscow: Mysl, 1995. 439 p. (in Russian)

5. ^dáo. Available at: https://bkrs.info/slovo. php?ch=%E9%81 %93 (accessed: 08.03.2018).

6. 7Kfishuimó. Available at: https://bkrs.info/ slovo.php?ch=%E6%B0%B4%E5%A 2%A8+ (accessed: 08.03.2018).

7. Zavadskaya E. V Slovo o zhivopisi iz Sada s gorchichnoe zerno. Moscow: V Shev-chuk, 2001. 512 p.

8. Lukyanov A. E. (comp.) Konfutsianskiy traktat Zhong yong: Perevody i issledovani-ya. Moscow: Vostochnaya literatura, 2003. 247 p. (Kitayskiy klassicheskiy kanon v russkikh perevodakh).

9. Perelomov L. S. "Lun' juj" [Confucius: "The Analects"]. Moscow: Izdat. firma "Vostochnaya literatura" RAN, 1998. 588 p. (in Russian)

Наумова Юлия Валерьевна, преподаватель рисунка ПОЧУ «Художественно-гуманитарный колледж», г. Москва

e-mail: medvekit@yandex.ru

Naumova Julia V., drawing teacher, Professional educational private institution "Art and Humanities

College'; Moscow

e-mail: medvekit@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2019 The article was received on 23.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.