Научная статья на тему 'Особенности работы А. Н. Островского над исторической хроникой о Минине'

Особенности работы А. Н. Островского над исторической хроникой о Минине Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОГРАФ / ИСТОЧНИКИ / ПЕРСОНАЖИ / ИСПРАВЛЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / ТРАКТОВКА / ЦЕНЗУРА / ПУБЛИКАЦИЯ / AUTOGRAGH / SOURCES / PERSONAGES / EMENDATION / HISTORICAL FACTS / INTERPRETATION / CENSORSHIP / PUBLICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овчинина Ирина Алексеевна, Виноградов Андрей Александрович

В статье подробно рассматривается история создания исторической пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», характер работы над произведением с обращением к черновому автографу, а также к письмам и воспоминаниям современников драматурга. Многочисленные наброски, исправления, пометы, сделанные Островским в рукописных источниках, наглядно показывают, что он тщательно продумывал композицию, неоднократно переписывал различные фрагменты, менял их расположение. Это сказывалось и на трактовке событий, и на характерах персонажей, претерпевающих в процессе создания драмы значительные изменения. Выявляются переклички с историческими материалами, из которых Островский почерпнул необходимые сведения. Раскрывается тяжёлая для Островского цензурная история. Несмотря на высокую оценку цензора, отметившего искренность патриотического чувства, которым проникнута пьеса, она была запрещена к постановке на сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of A.N. Ostrovsky’s work on the historical chronicle about Kosma Minin

The article considers the creation history of Alexander Ostrovsky’s historical play "Kosma Zakharyich Minin-Sukhoruk", as well as the way of work with the draft, with letters and reminiscences of the playwright’s contemporaries. Numerous rough copies, amendments, marks made by Alexander Ostrovsky in his writings reveal the fact that he had always thought over the composition thoroughly, rewritten various fragments over and over again and changed their parts. This told on some events’ interpretation, on personages’ characters undergoing notable changes. The authors expose correlations with historical materials which gave Alexander Ostrovsky the necessary information. The history of the play’s censorship is also disclosed. Despite the high censor’s estimation (the censor noted the sincerity of the play’s patriotism) the stage production of the play was banned.

Текст научной работы на тему «Особенности работы А. Н. Островского над исторической хроникой о Минине»

УДК 821.161.1.09"19"

Овчинина Ирина Алексеевна

доктор филологических наук, профессор Ивановский государственный университет [email protected]

Виноградов Андрей Александрович

кандидат филологических наук Костромской государственный университет

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО НАД ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНИКОЙ О МИНИНЕ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ исследовательского проекта № 16-04-00323

В статье подробно рассматривается история создания исторической пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьин Минин, Сухорук», характер работы над произведением с обращением к черновому автографу, а также к письмам и воспоминаниям современников драматурга. Многочисленные наброски, исправления, пометы, сделанные Островским в рукописных источниках, наглядно показывают, что он тщательно продумывал композицию, неоднократно переписывал различные фрагменты, менял их расположение. Это сказывалось и на трактовке событий, и на характерах персонажей, претерпевающих в процессе создания драмы значительные изменения. Выявляются переклички с историческими материалами, из которых Островский почерпнул необходимые сведения. Раскрывается тяжёлая для Островского цензурная история. Несмотря на высокую оценку цензора, отметившего искренность патриотического чувства, которым проникнута пьеса, она была запрещена к постановке на сцене.

Ключевые слова: автограф, источники, персонажи, исправления, исторические факты, трактовка, цензура, публикация.

Историческая хроника А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», вызвавшая споры в критике, - явление особое в отечественной драматургии. В ней отразилось своеобразие жанрового мышления автора, его взгляд на русскую историю, на человека в историческом потоке, на национальный характер. Изучение самого процесса создания пьесы даёт возможность глубже понять личность драматурга. Справедливо наблюдение современного исследователя: «Посредством выстраивания структуры произведения осуществляется авторский замысел. В драматических произведениях авторское сознание проявляется сложнее и более опосредованно, чем в эпических и лирических» [14, с. 149].

В ходе подготовительной работы над хроникой Островский активно пользовался историческими документами о Смутном времени. В Отделе рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в архиве А.Н. Островского хранится рукопись, на которой рукой Островского сделана надпись: «Козьма Минин. Чин выборного всей землёю русской». Рукопись представляет собой выписки сведений из следующих источников: «Иное сказание о самозванцах», «Летопись о многих мятежах», «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией» (Т. II. СПб., 1841), «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии наук» (Т. II. СПб., 1836), а также «Новый летописец и при нём дополнения, и предисловие» М. А. Оболенского, «Важный хронограф особого состава (Из собрания кн. М.А. Оболенского)» И.Е. Забелина. Большую часть материалов занимают выписки из «Актов

исторических», относящиеся к 1608-1609 годам, что в значительной степени отразилось в воспоминаниях героев драмы о боевом прошлом.

Из событий, изложенных в документах периода 1611-1612 годов, драматург выбрал несколько ярких эпизодов (например, сбор пожертвований, выход ополчения из Нижнего Новгорода в Ярославль), а также имена действующих лиц: Григорий Лапша и Иван Кувшинников, Василий Семёнов, Васька Лыткин, Семейка Губанин.

Сама надпись на рукописи красноречиво говорит о том, что драматург придавал большое значение чину выборного. Позднее И.Е. Забелин, отдавая должное заслугам нижегородского старосты, напишет: «Быть выборным человеком в своём посаде, да ещё на должность начальника судных дел - вещь немалая для любой личности; но стать выборным человеком от всей Земли на подвиг освобождения Отечества - это... весьма сложная связь жизненных земских отношений, для которых всё это дело. требовало последних жертв, последних сил, и потому призывало... к себе людей чистых во всех отношениях и смыслах, крепких, прямых душой и в высокой степени честных, не говоря о разных деловых способностях, какие были надобны уже непреложно» [4, с. 45]. Именно так и воспринимал Островский своего героя.

Из многослойного чернового автографа (ЧА) видно, что наибольшую сложность вызвали первые три действия. Вначале I действие состояло из пяти явлений, но вскоре Островский существенно перерабатывает весь текст: разделяет 1-е явление на 1-е и 3-е, полностью переписывает 4-е явление, дописывает 2-е, 7-е, 9-е и 10-е явления. По ходу этой переработки менялись характеры отдельных

98

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

© Овчинина И.А., Виноградов А.А., 2018

персонажей. Так, Лыткин из храброго нижегородца превращался в скупого и мелочного торговца (в дальнейшем все его патриотичные высказывания перешли к Поспелову), а речь Минина постепенно очищалась от излишних жалоб на жизнь. Несколько реплик главного героя были перенесены в последующие сцены: например, слова Минина о том, что нужно «знаменья просить у Бога» (4 явл., I д.), перешли в 3-е явление 2-й сцены II действия; а его уверение в том, что другие города поддержат восстание нижегородцев (4 явл., I д.), - в 7-е явление 1-й сцены III действия. Работа над усилением патриотических качеств у Минина продолжилась во II действии, изобилующем политическими монологами: «Не замолчу. На то мне дан язык...»; «Знать, им не жаль ни крови христианской.»; «И вправду. Нам теперь одна надежда.». Первоначально Поспелов в своих высказываниях избегал православной риторики; его реплика: «Мы не покидали.» (3 явл., 2 сц., II д.) - в ЧА делится между Кувшинниковым и Лапшой [10, л. 17]. Не вошли в окончательный текст слова Аксёнова: «Осиротела Русь! Ни [далее зачеркнуто: «патриарха»]) воеводы, / Печальника о нас, сиротах бедных, / Ни патриарха, ни царя. Как стадо / Без пастыря, мы бродим, злому волку - / Губителю добыча. / Бить волков!» Драматург ограничился ёмкой репликой: «Бедам конца не видно. Знать, Господь / Нам прегрешений наших не отпустит / И до конца нас хочет погубить» [10, л. 3].

Добиваясь предельной выразительности, ритмической и лексической точности, Островский тщательно подбирал каждое слово. Так, во II действии Минин расстроен тем обстоятельством, что воеводы ничего не предпринимают для оказания помощи Москве: «В бедах и в горе / Сердца окаменели. О себе / Печётся каждый, ближних забывая». На вопрос Марфы Борисовны: «Так что же делать нам, Кузьма Захарьич?» - Минин предлагает «самих себя сначала приготовить» [7, т. 6, с. 44]. Его страстный монолог, перебиваемый репликой Поспелова, в процессе работы претерпел значительные изменения. Он вместо зачёркнутого: «Призвать на помощь Бога» - пишет: «Молитвой и постом очистим души / И призовём на помощь Бога им». Зачеркнув: «И с Божьей помощью пойдём к народу / И всех святых Его», - продолжает: «Он даст нам разум, даст нам силу слова», - после чего пишет: «[зачеркнуто: «Он ниспошлет очам»] Сухим очам он даст источник слёз» [10, л. 18]. Смысл изменений очевиден: Минин, глубоко религиозный человек, надеющийся в таком великом деле, как освобождение страны, на помощь Бога, в то же время призывает сограждан, которым дан разум и сила слова, к активным действиям, что видно из монолога [10, л. 18, 18 об.]:

Тогда пойдём будить уснувших братий

И Божьим словом зажигать сердца

[далее зачеркнуто: «Окаменелые в бедах и в горе»].

Себя забудь и дел своих не делай!

На улицу, [далее зачеркнуто: «торг и в храм»] на площадь, на базары,

Где есть народ, туда и ты иди!

<...>

Мы кликнем клич по дальным городам;

А по окольным разойдемся сами,

И будем ждать.

В окончательном тексте драматург развивает эту тему, подчёркивая в герое ораторские качества Минина-гражданина, Минина-патриота [7, т. 6, с. 44]:

Молись да жди, пока Господь сподобит Тебя такую веру ощутить В душе твоей, что ты не усумнишься С горами речь вести и приказать Горам сползти с широких оснований И двинуться к тебе, и будешь верить, Что двинутся; тогда покинь свой дом, Себя забудь и дел своих не делай! На улицу, на площадь, на базары, Где есть народ, туда и ты иди! Тогда пошлём по дальним городам; А по окольным разойдёмся сами, И наших уст смиренные глаголы Польются в души.

Не случайно И.Е. Забелин, отвергая всякие домыслы, какие-либо попытки очернить имя Минина, пишет: «Авторитет Минина, как человека высокой честности, высоких патриотических добродетелей, утвердился не фантазиями наших современников, а правдивыми свидетельствами его современников, которые были в великом множестве распространены в хронографах. и не подвергались сомнениям» [4, с. 43]. По стремлению служить правде Минин напоминает историку вождя иудеев Зоро-вавеля, сумевшего привести в Иерусалим иудеев, возвращающихся из плена, и по умению собрать сограждан на борьбу за освобождение Руси от иноземцев - другого библейского персонажа, Гедеона.

Первоначально III действие не имело деления на сцены и начиналось с диалога между Бирки-ным и Павликом. Затем на отдельном листе был написан текст 1-го явления, то есть сцена между Павликом и Лыткиным, что обусловило изменение нумерации последующих явлений. 8-е явление, где Нефёд сообщает отцу о гонцах от «Троицы Живо-начальной», в ЧА входило в состав 7-го явления и было выделено как отдельное явление только в беловой рукописи. Не сразу сложились диалоги Марфы Борисовны с Поспеловым и с Татьяной Юрьевной (ЧА: 4 и 5 явл., III д.), а также Минина с Аксёновым (ЧА: 7 явл., III д.).

Как видно из подготовительных материалов к пьесе, Островский внимательно изучил статью Е.И. Забелина «Важный хронограф особого состава», из которой узнал о «Хронографе князя М.А. Оболенского», где говорится о решении отдать «третью деньгу» после обращения Минина

к нижегородцам: «И он рек: "За помощию Божиею ополчимся мы войско Нижегородское противу со-постат; хотя мы и все неискусны тому делу, станем на торгах кликать вольных служилых людей. <.. .> .Аз убогий с товарищами своими, а числом нас 100, 5 сот, а в зборе у нас денег 1700, а брали третью деньгу, у ково руб. взяли 10 алтын, а у ково 3 руб. и у того взяли рубль, а у кого 30 руб., у того 10 рублев; а у меня убогого было 300 рублей, и аз 100 рублей в зборные деньги принес: потому ж и вы сотворите". И все вопиша: буди по глаголу твоему» [9, л. 6, 6 об.].

В пьесе о «третьей деньге» говорят сами горожане: «.так и быть: третью деньгу»; «Третью деньгу. - Что ж, мы не прочь! - Так тому и быть! -Что сказано, то свято!»; «Постой ты, погоди! От трёх денег - деньгу; от рубля - десять алтын, от трёх рублей - рубль»; «Ладно! Ладно! <...> С десяти рублёв выходит - три рубля да десять алтын. <...> С пятидесяти рублёв, - пятнадцать рублёв. -Не пятнадцать, а шестнадцать рублёв двадцать два алтына. - Ишь ты, счётчик! - Да уж ладно, ладно!» [7, т. 6, с. 59].

Островский создаёт коллективный образ народа, его характер, настроение, передаёт в драматургической форме развитие чувства патриотизма и национальной свободы.

IV действие в ЧА начиналось с подробного описания сцены народных волнений на нижегородской площади, впоследствии перенесённой во 2-ю сцену III действия. После реплики из народа: «Нет, пущай всё говорит!» - в рукописи значится: «Явление> 2-е». Разделение 1-го явления на 1-е и 2-е обусловило изменение нумерации последующих явлений: 3-е явление, где Роман Пахомов рассказывает о положении в Москве, стало 2-м, а 4-е, включающее разговор народа с воеводой, 3-м явлением. Текст этого действия также имеет множество правок, а весь диалог между Мининым и Бирки-ным (3 явл., II сц., III д.) вписан на полях.

На общий рисунок четвёртого действия повлияла статья П.И. Мельникова «Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время». Можно заметить в хронике лексические и смысловые совпадения со статьёй. Так, народ, собравшийся на площади в Кремле, взволнован известиями, поступающими из Москвы, из Троице-Сергиевой лавры: «Савва стал читать грамоту Дионисия и часто был прерываем рыданиями бывших в соборе и восклицаниями: "увы нам! гибнет Москва! гибнет государство!"» <...> В одной из толп возвысился голос Минина: ". гибнет государство московское, гибнет и вера православная"» [5, с. 23-24]. В «Минине»: «Экой плач! Эко рыдание во всём соборе!»; «Гибнет, говорит, всё наше государство! Гибнет вера православная!» [7, т. 6, с. 77].

Не сразу далось обращение Минина к нижегородцам: «Друзья и братья! Русь святая гибнет! /

Друзья и братья! Православной вере, / В которой мы родились и крестились, / Конечная погибель предстоит. Святители, молитвенники наши.» [7, т. 6, с. 80]. Драматург ищет наиболее точные выражения, соответствующие ритмическому строю пьесы [10, л. 34 об.]:

[зачеркнуто: «Поможем»] Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

[далее зачеркнуто: «Не предадим врагу на поруганье»]

Конечная погибель предстоит.

Святители, [далее зачеркнуто: «и богомольцы»] молитвенники наши.

Примечательно, что П.И. Мельников-Печер-ский в статье «Наши журналы» (Северная пчела. 1864. № 67. 10 марта. С. 265-267) пишет о недостатках пьесы, которые он видит в вялости действия, в преувеличении религиозного элемента, в искажении характера Минина и некоторых исторических деталей. Эти неточности Н.П. Кашин объясняет тем, что статья Мельникова «Несколько новых сведений о смутном времени, о Козьме Минине, князе Пожарском и патриархе Ермогене», в которой устранены неточности, содержащиеся в статье «Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время», «осталась драматургу неизвестной» [5, с. 194-195].

Первоначально V действие в ЧА заканчивалось православным молебном и восклицанием Гриши: «Река бежит извивами. Москва!..» [10, л. 39 об.]. По мере того как автор определялся с финалом драмы, появилось новое (пятое) действие, то есть сцена выборов, что изменило порядок и нумерацию предыдущих действий: пятое действие стало четвёртым, а четвёртое вошло в состав третьего, разделённого, вероятно, по этой причине на две сцены. В тексте IV и V действий особых разночтений нет, но некоторые реплики сложились не сразу. Например, воспоминание Минина: «И ног не слышишь; и заря-то ярче» (4 явл., IV д.), его рассуждение: «Плывёшь так весело.» (2 явл., V д.); рассказ Поспелова: «Выходишь от обедни, помолясь.» (4 явл., IV д.), его реплика: «Вот, перво-наперво...» (3 явл., V д.). Не исключено, что первоначально драма заканчивалась сценой выборов, то есть V действием. После ремарки: «Ты выборный от всей земли великой!» - в ЧА проведена горизонтальная черта и сделана запись: «Конец» [10, л. 45 об.]. Эпилог написан на отдельных листах; здесь под последней ремаркой также вписано: «Конец». В тексте эпилога наибольшей правке подверглись высказывания Аксёнова из первого явления: «Ну да, на Ярославль прямой дорогой.»; «Ну, нельзя же!..». Справа от реплики Пожарского: «Нижегородцы! Мы за вас идём.» - имеется ссылка на исторический документ: «стр. 269. № 210. ААА. Т. II» [10, л. 48]. Н.П. Кашин отмечает: «.речь Пожарского в драматической хронике представляет

100

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

по существу простое, но, конечно, сокращённое переложение его речи, как она написана в актах. Прибавлено только обращение к нижегородцам с заявлением, что войска идут за них биться, жизни не жалея, да самая речь приняла форму обращения...» [6, с. 154-155]. Однако автографы свидетельствуют о творческом отношении драматурга к историческим документам, о том, что Островский не допускал их «простого» переложения.

Осенью 1861 г. Островский переписывает пьесу набело. На первом листе белового автографа (БА) имеется дата: «15 октября 1861 г.» [11, л. 1]. Вероятно, к этому времени относится воспоминание П.Д. Боборыкина: «Он работал тогда над своим "Мининым", отделывал его начисто; но первая половина пьесы была уже совсем готова. Он сейчас же начал говорить мне о своём герое, как он его понимает, что он хотел в нём воспроизвести. <...> Минин - по его толкованию - простой человек, без всякого героического налёта, без всякой рисовки, тогдашний городской обыватель, с душой и практической сметкой. В его хронике нижегородский "говядарь" сбивается с этой бытовой почвы, и автор заставляет его произносить монологи в духе народнического либерализма» [2, с. 186]. 26 октября 1861 г. Островский пишет начальнику репертуарной части петербургских императорских театров П.С. Фёдорову: «...на днях я оканчиваю "Минина", который мне стоит многолетних трудов и которого я мечтал видеть нынешней зимой на сцене» [7, т. 11, с. 137-138]. Работа над пьесой была закончена 9 декабря 1861 г., о чём свидетельствует дата на последнем листе рукописи. В процессе работы Островский окончательно определился с ходом драматического повествования (обозначены границы явлений во втором и третьем действиях) и характерами действующих лиц, что отразилось на перераспределении реплик между Мининым, Аксёновым и Поспеловым, между Тёмкиным и Губаниным. Отдельные явления подверглись сокращению, другие, напротив, были дополнены. Например, в конце II действия появилась песня девушек: «Юность, моя юность.», а в финале драмы символичное напутствие народа: «Прощайте, Божьи воины! - Помоги вам Господь! - Вы за нас страдальцы; а мы за вас богомольцы!» [7, т. 6, с. 111].

В первой половине декабря 1861 г. Островский читает драму в Москве в кругу близких людей, 24 декабря выступает с «Мининым» на творческом вечере у Н.А. Некрасова, а 16 января 1862 г. - на Литературном вечере в пользу литературного фонда в зале Бенардаки. В декабре 1861 г. драматург представляет пьесу в театральную цензуру, на Уваровский конкурс и в журнал «Современник». На титульном листе театральной писарской копии (ТПК) имеется запись: «13 июля 1863 г. № 472. По журналу Театрально-литературного комитета 13 июля 1863, одобрено к представлению. За пред-

седателя комитета, А. Краевский» [8, л. 1]. 7 октября 1863 г. пьеса вновь была на рассмотрении в ко -митете и снова получила высокую оценку цензора. В частности, И. А. Нордстрем утверждал: «Восстанием нижегородцев для очищения Русской земли от внешнего врага исключительно руководят религиозные чувства. <.> Пьеса исполнена искренних и высоких патриотических чувств» [12, л. 162]. Однако управляющим III Отделением генерал-майором А.Л. Потаповым пьеса к постановке на сцене была запрещена. Несмотря на позднюю дату в резолюциях, текст ТПК наиболее близок к БА, имеет поправки, которые отсутствуют и в централизованной писарской копии (ЦПК), и в экземпляре, переданном в «Современник». В начале ХХ века на титульном листе ТПК появилась ещё одна запись: «Соч<инение> А. Островского пересмотрено 31 августа 1904 г. чл<еном> с<овета> И.М. Литвиновым и разрешена с искл<ючениями>». При этом в тексте ТПК красными чернилами зачёркнута лишь часть диалога между Лыткиным и Аксёновым (3 явл., I д.): «Теперь такое время, Пётр Аксё-ныч ~ И до конца нас хочет погубить» [8, л. 8].

Пьеса была представлена на Уваровский конкурс, о чём свидетельствуют записи на титульном листе ЦПК: «№ 1214. Декабря 30, 1861 года»; «Печать позволяется с тем, чтобы по отпечатаньи было представлено в Цензурный комитет узаконенное число экземпляров. Санкт-Петербург. Декабря 30 дня, 1861 года. Цензор В. Бекетов»; «Получено 30 декабря. VI Уваровский конкурс. № 6» [13, л. 1]. В 1862 г. премия литераторам не присуждалась, поскольку, как отмечалось в «Отчёте о пятом присуждении наград графа Уварова», ни в одной из пьес не было «того сочетания всех необходимых качеств драматических произведений, которое давало бы право признать её достойною Уваровской награды» [3, с. 2]. В рецензии П.В. Анненкова, по-свящённой победителю шестого Уваровского конкурса, есть оговорка о том, что в «Минине» «драматический элемент был так слаб, что помешал многим отдать справедливость этому произведению, как поэтическому осуществлению народных понятий об истории» [1, с. 39].

Летом 1866 г. Островский вновь обращается к теме освобождения Москвы от польской оккупации, к событию, истоки которого были отражены в хронике «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». Размышляя над ходом истории, драматург решает переработать прежний текст и добавить к нему несколько боевых сцен под Москвой. «В новом виде хроника обнимает всю деятельность Минина, - сообщал драматург в письме к актёру В.В. Самойлову, - и публика может видеть на деле, как совершилось спасение Руси. <.> Мы поставим настоящий памятник Минину, гораздо лучше того, который торчит верстой среди крапивы, вопреки здравому смыслу» [7, т. 11, с. 231]. И этот здравый смысл

очень точно определён И. Е. Забелиным в работе «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время»: «В общих чертах "Смута" представляет явление весьма своеобычное. Это не революция, не перестановка старых порядков по-новому. Это только глубокое потрясение, великое шатание именно государства... в это время всесторонним банкротом оказался не народ, а само правительство, сама правящая и владеющая власть... между тем как народ-то именно обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских (именно гражданских) устоев, какую в нём и предполагать было невозможно» [4, с. 1].

Библиографический список

1. Анненков П.В. «Грех да беда на кого не живёт», драма в четырёх действиях, соч. А. Островского // Отчёт о шестом присуждении наград графа Уварова. - СПб., 1863. - С. 32-39.

2. Боборыкин П.Д. <Островский на любительской сцене> // А.Н. Островский в воспоминаниях современников. - М., 1966. - С. 183-189.

3. Веселовский К.С. Отчёт о пятом присуждении наград графа Уварова, читанный в публичном заседании Императорской Академии Наук // Отчёт о пятом присуждении наград графа Уварова. -СПб., 1862. - С. 1-15.

4. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. - М., 1896. - 313 с.

5. Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время // Отечественные записки. - 1843. - Т. 29. - Отд. II: Науки и художества. -С. 1-31.

6. Кашин Н.П. Драматическая хроника «Кузьма Захарьич Минин, Сухорук» и её источники // Кашин Н.П. Этюды об А.Н. Островском. - М., 1912. -С. 153-203.

7. Островский А.Н. Полное собр. соч.: в 12 т. -М.: Искусство, 1973-1980.

8. ОР ГТБ. - Шифр: I. 6. 2. 47. - 44 л.

9. ОР ИРЛИ. - Ф. 218. - Оп. 1. - Ед. хр. 14. - 23 л.

10. ОР РГБ. - Ф. 216. - М. 3095. - Ед. хр. 1. -Л. 1-48.

11. ОР РГБ. - Ф. 216. - М. 3244. - Ед. хр. 1. - 10 л.

12. ОР РГИА. - Ф. 780. - Оп. 1. - № 40.

13. ОР СПбФ АРАН - Ф. 2. - Оп. 5 б. - Д. 16. -64 л.

14. Тихомиров В.В. Структура драматического произведения (опыт прочтения драмы А.Н. Островского «Гроза») // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 2. - С. 149-153.

References

1. Annenkov P.V. «Grekh da beda na kogo ne zhivyot», drama v chetyryoh dejstviyah, soch. A. Ostrovskogo // Otchyot o shestom prisuzhdenii nagrad grafa Uvarova. - SPb., 1863. - S. 32-39.

2. Boborykin P.D. <Ostrovskij na lyubitel'skoj scene> // A.N. Ostrovskij v vospominaniyah sovremennikov. - M., 1966. - S. 183-189.

3. Veselovskij K.S. Otchyot o pyatom prisuzhdenii nagrad grafa Uvarova, chitannyj v publichnom zasedanii Imperatorskoj Akademii Nauk // Otchyot o pyatom prisuzhdenii nagrad grafa Uvarova. - SPb., 1862. - S. 1-15.

4. Zabelin I.E. Minin i Pozharskij. Pryamye i krivye v Smutnoe vremya. - M., 1896. - 313 s.

5. Mel'nikov P. Nizhnij Novgorod i nizhegorodcy v smutnoe vremya // Otechestvennye zapiski. - 1843. -T. 29. - Otd. II: Nauki i hudozhestva. - S. 1-31.

6. Kashin N.P. Dramaticheskaya hronika «Kuz'ma Zahar'ich Minin, Suhoruk» i eyo istochniki // Kashin N.P. EHtyudy ob A.N. Ostrovskom. - M., 1912. -S. 153-203.

7. Ostrovskij A.N. Polnoe sobr. soch.: v 12 t. - M.: Iskusstvo, 1973-1980.

8. OR GTB. - SHifr: I. 6. 2. 47. - 44 l.

9. OR IRLI. - F. 218. - Op. 1. - Ed. hr. 14. - 23 l.

10. OR RGB. - F. 216. - M. 3095. - Ed. hr. 1. -L. 1-48.

11. OR RGB. - F. 216. - M. 3244. - Ed. hr. 1. - 10 l.

12. OR RGIA. - F. 780. - Op. 1. - № 40.

13. OR SPbF ARAN - F. 2. - Op. 5 b. - D. 16. -64 l.

14. Tihomirov VV Struktura dramaticheskogo proizvedeniya (opyt prochteniya dramy A.N. Ostrovskogo «Groza») // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. -2014. - № 2. - S. 149-153.

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.