Узбекский журнал Проблемы информатики и энергетики. - Т., 2010. - № 5. -С. 18-23.
2. Жарков В.А. Компьютерная графика, мультимедиа и игры на Visual C# 2005. - М.: «Жарков Пресс», 2005. - 812 с.
Зайдуллина А.А. аспирант
ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация: Статья посвящена подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру. В настоящее время преподаватель высшей школы должен в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь выступать перед аудиторией.
Ключевые слова: публичное выступление, преподаватель, ораторское мастерство, психологическое искусство.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним, подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру претерпела особенно серьезные изменения. Согласно новому закону, аспирантура - это третий уровень высшего профессионального образования (а не послевузовское образование, как было раньше): первый уровень - бакалавриат, второй - специалитет и магистратура, третий - аспирантура (глава 2, статья 10 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
При этом в дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «Преподаватель-исследователь». А это значит, что аспирант в период обучения теперь будет получать значительную подготовку по педагогическим специальностям, предусмотренным учебным планом.
Сегодня Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросектора Башкортостана. Поэтому перед нами преподавателями стоит главная задача - давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники - будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики [1; 2].
Таким образом, в настоящее время, преподаватель высшей школы должен быть специалистом не только в определенной предметной области, но и обладать навыками педагогической деятельности, знанием психологических особенностей студентов и технологии преподавания, в том числе, выступления перед публикой. В то же время, для успешного
преподавания необходимо в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь использовать их в процессе изложения материала.
Главная цель преподавателя - донести до студентов необходимый материал, а главное, помочь усвоить новые знания, и сделать это наиболее комфортным способом для слушателей и самого лектора.
Многие признанные ораторы и мастера слова сходятся на том, что хорошее выступление зависит от многих факторов. Так, известный специалист по ораторскому мастерству Е. Адамов сформулировал шесть требований к оратору, которые он образно назвал «шесть Е», а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика [3].
Содержание, идейная направленность лекции - главное, но от формы его отрывать нельзя. «Можно научиться технике говоренья, - подчеркивал А.В. Луначарский, - но оратор, который не имеет, что сказать, конечно, нуль...» [4].
Известно, что лексикон преподавателя составляет 10-12 тыс. слов, не считая терминологии. Но богатая лексика и отличная ориентированность в научной терминологии сами по себе еще не создают ораторского искусства. Необходимы умение отобрать из личного запасника нужные слова и образовать точные фразы, верно и доходчиво выражающие авторскую мысль.
Большое значение в выразительности языка лектора имеют прилагательные, характеризующие явления, факты, события, придающие им зримость, наглядность, вызывающие нужные ассоциации.
Одним из наиболее распространенных ораторских приемов являются повторы. Повторение, с одной стороны, углубляет и усиливает ораторскую мысль, вскрывает не всегда легко видимую сущность факта или предмета, с другой - дает возможность конспектирования. Кроме того, повторы способствуют концентрации внимания слушателей.
Эмоциональность речи придают тропы, т.е. метафоры, сравнения, метонимии, гиперболы, изучаемые в средней школе, а затем незаслуженно забываемые нами. Они уместны в учебной лекции, выделяя на строгом фоне специальной информации отдельные ее моменты, трудные для восприятия и художественно трансформированные с целью фиксации внимания и лучшего понимания [5].
В речи оратора или лектора могут успешно использоваться ассоциации, пословицы, поговорки, афоризмы, исторические анекдоты и подлинные забавные истории из жизни знаменитых ученых по профилю лекции. Они купируют «пики внимания», наступающие через каждые 15-20 минут, развивают ассоциативное мышление слушателей, расширяют их кругозор, повышают уровень общей культуры, оказывают эмоциональное воздействие на аудиторию. Лектор должен любить иронию, юмор и быть способным на сарказм в воспитательных целях. Используя крылатые слова и
литературные образы, следует следить за тем, чтобы они были понятны, а в случае надобности - разъяснять их смысл и источники.
Умение держаться перед аудиторией - также одно из слагаемых ораторского мастерства. Слово и действие должны быть едины. У оратора действие выражается мыслью и жестом, позой, мимикой.
Важным элементом является также психологическое искусство преподавателя. Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам. Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступления - едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского искусства. Как уже отмечалось выше, кризисы внимания наступают через определенные промежутки времени: первый наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т.д.
Результаты социологического опроса показали, что слушатели ценят в лекции, докладе, выступлении различные компоненты:
43% - актуальность тематики, профессионализм;
39% - искренность, правдивость лектора;
32 % - глубину анализа поднятых проблем;
32 % - конкретность подхода к рассматриваемым вопросам;
31,5% - обоснованность, доказательность, убедительность;
31 % - выразительность речи, остроумие;
19% - логику изложения материала [6; 10; 11].
Таким образом, для успешного, логичного, доступного доклада необходимо стремится сочетать в выступлении все вышеназванные аспекты, а также развивать в себе ораторские, психологические, педагогические навыки и успешно применять их на практике.
В заключение отметим, что карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [7; 8; 9].
Использованные источники: 1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам.// Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -
С.53 - 55.
2. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.
3. Адамов Е.А. Выдающиеся русские ораторы: Из истории ораторского искусства. - М.: Знание, 1961. - Вып. 2. - С.5-60.
4. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
5. Луначарский А. В. Собрание сочинений в восьми томах., т. 7. - М.: 1967. -685 с.
6. Савкова З. В. Искусство оратора / З. В. Савкова. - М.: 2007. - 139 с.
7. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.
8. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. - С.194 -196.
9. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 - 119.
10. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 - 98.
11. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.
Захаров М.П. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва РОССИЙСКИЙ РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ Статья посвящена вопросу положения молочных и молокоперерабатывающих предприятий в России на текущий момент.
Ключевые слова: молоко, молочная продукция, переработка, молокоперерабатывающие предприятия, рынок.
The article is considered to the problem of the situation of milk producing and milk processing enterprises in Russia now.