Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИКА ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович, Байрамукова Фатима Алиевна

Цель исследования - изучить особенности формирования и функционирования системы публичного управления в России. В связи с тем, что ключевой целью формирования и функционирования этой системы является разработка и реализация социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения, то существует необходимость выстраивания системы публичного управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие публичной власти и гражданского общества. Научная новизна заключается в обосновании нового концептуального подхода к проблеме построения системы публичного управления в России. В результате исследования сделан вывод, что проблема социально-экономического развития России требует определенных структурных преобразований системы управления. В качестве таких преобразований следует рассматривать выстраивание системы публичного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович, Байрамукова Фатима Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA

The purpose of the study is to study the features of the formation and functioning of the public administration system in Russia. Due to the fact that the key goal of the formation and functioning of this system is the development and implementation of socio-economic policy aimed at improving the quality of life of the population, there is a need to build a public administration system that ensures effective interaction between public authorities and civil society. The scientific novelty lies in the substantiation of a new conceptual approach to the problem of building a public administration system in Russia. As a result of the study, it is concluded that the problem of socio-economic development of Russia requires certain structural transformations of the management system. Building a public administration system should be considered as such transformations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

FEA TURES OF PUBUC ADMINISTRA TION IN RUSSIA

Voskanov Mikhail Eduardovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Law

Bairamukova Fatima Alievna, PhD of economics, Associate Professor, department of Economic Theory and Applied Economics

Essen tuki institute of Management, Business and Law, Essen tuki

The purpose of the study is to study the features of the formation and functioning of the public administration system in Russia. Due to the fact that the key goal of the formation and functioning of this system is the development and implementation of socio-economic policy aimed at improving the quality of life of the population, there is a need to build a public administration system that ensures effective interaction between public authorities and civil society. The scientific novelty lies in the substantiation of a new conceptual approach to the problem of building a public administration system in Russia. As a result of the study, it is concluded that the problem of socio-economic development of Russia requires certain structural transformations of the management system. Building a public administration system should be considered as such transformations.

Keywords: public administration; public administration policy; public authority; authorities; socio-economic development.

001 10.24923/2222-243Х.2022-42.2

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Цель исследования - изучить особенности формирования и функционирования системы публичного управления в России. В связи с тем, что ключевой целью формирования и функционирования а той системы является разработка и реализация социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения, то существует необходимость выстраивания системы публичного управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие публичной власти и гражданского общества. Научная новизна заключается в обосновании нового концептуального подхода к проблеме построения системы публичного управления в России. В результате исследования сделан вывод, что проблема социально-экономического развития России требует определенных структурных преобразований системы управления. В качестве таких преобразований следует рассматривать выстраивание системы публичного управления.

Ключевые слова: публичное управление; политика публичного управления; публичная власть; органы власти; социально-экономическое развитие.

УДК 338.246.2+005.12 ВАК РФ 5.2.3/08.00.05

0 Воска нов М.Э., 2022 © Байрамукова Ф.А., 2022

CU

ftj О OJ

ь-

Q. <

X

сч

-vT

S

17

Введение

Современный этап развития России характеризуется необходимостью выстраивания системы публичного управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления [1 ]) и гражданского общества, "Публичное управление - это система управления, в которой взаимодействуют органы государственной и муниципальной власти, а также некоммерческие и коммерческие организации различных организационно-правовых форм и граждане, участвующие в процессе общественного развития той или иной страны". [2, с, 218] Ключевой целью формирования и функционирования системы публичного управления является разработка и реализация социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения "Успех ее реализации зависит не только от функционирования тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество принимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее осуществления, доверяет ей", - отмечают Н.В. Фадейкина и А.А. Синкина [9, с. 3]

Таким образом, актуальность данного исследования за кл ючает-ся в необходимости изучения путей выстраивания новой модели социально-экономического развития России, что становится стратегически важным выбором для страны.

ВОСКАНОВ Михаил Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и права

БАЙРАМУКОВА Фатима Алиевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономической теории и прикладной экономики

Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Ессентуки

НС

ш НС

о

ш

X

О X

о

НС

со

18

Поставленная цель предопределила постановку следующих задач. 1) раскрыть сущность публичного управления; 2) рассмотреть структуру публичного управления в России; 3) определить направления политики публичного управления в России.

При проведении исследования использовались методы системного и структурного подхода «анализу социально-экономических процессов в России.

Теоретической базой исследования послужили предыдущие научные работы авторов данной статьи, а также публикации современных авторов, занимающихся проблематикой публичного управления.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке подходов к выстраиванию политики публичного управления в России. Кроме того материалы исследования могут быть использованы при разработке стратегий и программ социально-экономического развития в России

Основная часть

Наука публичного управления в современном понимании зародилась во Франции в XIX веке, ее основателем считается Жорж-Этьен Бонне (французский политический деятель), заложивший фундаментальные основы публичного управления с учетом баланса публичных и социальных интересов. В большинстве западных государств публичное управление, подходы к нему и принципы оставались без изменений вплоть до конца XIX века, пока американский исследователь (впоследствии- и 28-ой Президент США) Вудро Вильсон не пришел к выводу о необходимости концентрации внимания на эффективности реализуемой государственной политики. Необходимость решения именно управленческих задач, связанных с внедрением политических решений, привела к пересмотру принципов публичного управления в начале XX века во всем прогрессивном мире. Только лишь после XX годов произошел сдвиг от традиционной модели публичного управления к теории нового публичного менеджмента, далее к концепции перестраивающегося правительства и впоследствии к модели электронного публичного управления.

Политика публичногоуправления развитых стран, на сегодняшний день, нацелена на повышение эффективности функционирования органов власти и доступности услуг, оказываемых ими населению. Кроме того, политика публичногоуправления в этих странах направлена на открытость и обеспечение взаимодей-

ствия между органами власти всех уровней, гражданским обществом и представителями бизнес-сообщества. Еще одной тенденцией является децентрализация системы публичного управления. В конечном итоге основной целью современной политики публичного управления является обеспечение высокого качества жизни населения

Как отмечают Я.Я. Кайль и Р.М. Ламзин, "система публичного управления с точки зрения экономики народного хозяйства представляет собой объединение различных форм социально-политического и экономического взаимодействия между официальными структурами управления, представителями частного бизнеса и гражданскими некоммерческими ассоциациями". [4, с. 41]

Система публичного управления в России имеет сложную структуру, основывающуюся на принципах федерализма и демократии. Субъектами публичногоуправления выступают государственные и муниципальные органы власти, коммерческие и некоммерческие организации, граждане (рис.). При этом публичное управление должно быть ориентировано на достижение общественно значимого результата.

Рисунок - Субъекты системы публичного управления в России (авторский рисунок)

Система публичного управления имеет ряд особенностей, таких как:

1. Публичное управление осуществляется в рамках реализации государственной политики публичного управления с учетом особенностей социально-экономического развития страны,

2. Решения, принимаемые в процессе осуществления публичного управления, основы-

ваются на мнении экспертного сообщества в той или иной сфере, а также представителей общественности

3. В качестве субъектов системы публичного управления выступают органы власти, субъекты предпринимательской деятельности и некоммерческие организации.

4. Деятельность органов власти подконтрольна и подотчетна обществу (в рамках института общественных палат,уполномоченных по правам человека и т.п.).

5. Публичная власть децентрализована. [4, с 41 -42]

Реализуемая в России на сегодняшний день социально-экономическая политика наглядно демонстрирует проблемы, существующие в действующей системе государственного управления. К таким проблемам следует отнести следующие:

1) несовершенство нормативно-правовой базы;

2) отсутствие должной координации в деятельности различных органов власти;

3} высокий уровень бюрократизации деятельности органов власти;

4) отсутствие эффективной системы контроля за деятельностью органов власти;

5) низкое качество кадровогообеспечения органов власти;

6} отсутствие прозрачности в деятельности органов власти.

С целью выстраивания эффективной системы публичного управления в России, устранения обозначенных проблем необходимо решить ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:

1) перераспределение полномочий между органами власти, в первую очередь по вертикали, устранение дублирования функций между органами власти [6, с. 120];

2) расширение возможностей участия представителей общественности в процессе публичного управления [6, с. 121];

3) развитие системы само регулируемых организаций в стране [6, с, 122];

4) повышение мотивации государственных и муниципальных служащих [6, с. 120];

5) повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг [6, с. 120];

6} цифровизация системы публичного управления;

7) координирование деятельности субъектов экономики с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития как отдельных территорий, так и страны в целом.

Для решения задач, направленных на выстраивание эффективной системы публичного управления в России, по нашему мнению, должна быть разработана политика публичного управления, которая должна включать реализацию следующих этапов:

1) мониторинг и анализ эффективности функционирования экономики в условиях глобализации и неопределенности [2];

2} выработка и обоснование целей социально-экономического развития страны,начиная с долгосрочных (стратегических), соответствующих им среднесрочных (тактических) и заканчивая краткосрочными (текущими) [2];

3) выбор инструментов и методов реализации политики публичного управления [2];

4) формирование действенного механизма системы публичного управления.

Приоритетными направлениями политики публичногоуправления вРоссиидолжны стать:

1) институциональное реформирование российской экономики, которое должно способствовать координации деятельности органов власти всех уровней и хозяйствующих субъектов с целью обеспечения сбалансированного функционирования экономики и со-циально-экономического развития;

2) реструктуризация национальногохозяй-ства и обеспечение эффективности его функционирования в условиях современных глобальных политических и экономических процессов;

3) повышение эффективности использования имеющихся ресурсов (природно-климати-ческих, материальных, финансовых, человеческих и др.);

4) разработка набора мер по поддержке инновационных, высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей и секторов национальной экономики;

5) обеспечение притока инвестиций, в т.ч. иностранных, за счет создания благоприятного инвестиционного климата;

6) разработка мер, направленных на сокращение расслоения населения страны по уровню доходов, повышение качества жизни населения. [2]

По нашему мнению, реализация политики публичного управления в России должна сводиться к достижению следующих целевых ориентиров:

1) формирование системы публичного управления, которая должна быть сориентирована на поступательное социально-экономическое развитие страны;

2) стимулирование предпринимательской активности в сфере инноваций;

си

о

си

О-<

X

сч

41"

Ё

19

3) обеспечение условий сбалансированного функционирования и развития экономики;

4) формирование условий для социальной защищенности населения;

5) формирование социально-ориентированной рыночной экономики нового типа, направленной на повышение качества жизни населения. [2]

Процессы экономических и политических ^Г трансформаций в России, усиление нестабиль-НС ности на макроуровне значительно усложня-^ ют выбор и разработку направлений развития ^ страны. Решение социально-экономических проблем возможно только при наличии опре-Щ деленных ресурсов. Нацеленность националь-^ ной экономики на модернизацию и иннова-^ ционность, интенсификация экономического Ц роста требуют системы научно обоснованно-го управления. Инновационное развитиестра-ны может осуществляться только при условии ^ налаженного взаимодействия всех субъектов 0 экономики. Это означает, что все элементы ■р экономической системы должны отлаженно 0 взаимодействовать в рамках четко выстроен-^ ной структуры взаимоотношений, которую СО должны сформировать институты органов го-20 сударственной и муниципальной власти. [2, с. 289-290]

Публичное управление осуществляется за счет согласования выдвигаемых целей с интересами хозяйствующих субъектов и населения. Согласование интересов взаимодействующих сторон достигается путем выбора инновационных методов управления. [2, с. 290]

Механизм системы публичного управления можно определить как активную управляющую подсистему, которая обеспечивает воздействие на эндогенные и экзогенные факторы, воздействующие на управляемую подсистему. Механизм системы публичного управления - это инструмент системы управления национальным хозяйством, посредством которого решения, вырабатываемые органами всех уровней власти, о конкретных целях и задачах, направлениях и средствах функционирования и развития экономики страны преобразуются в совокупность интересов субъектов хозяйствования, Действенностьмеханизма публичного управления обеспечивается посредством согласования обозначенных целей с интересами субъектов экономики и населения. При этом подобное согласование интересов сторон достигается за счет выбора оптимальных методов управления, [2, с. 293 - 294]

Трансформационные процессы внутри России являются своеобразным вызовом для государственных институтов управления и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития. Системность трансформации и достижение ожидаемого эффекта перехода к регулируемой государством рыночной самоорганизации экономики сдерживаются либо фрагментарностью экономических связей, либо их частичным наличием лишь нэ уровне отдельных территорий и сфер деятельности; замкнутостью региональных рынков, сильно дифференцированных по уровню развития; недостаточным взаимодействием государственного регулирования и рыночных механизмов; ослаблением внутренних связей экономической системы. [2, с. 294 - 295]

Политика публичного управления является ключевым направлением государственной политики в области развития гражданского общества. Политика публичного управления представляет собой деятельность государства по развитию системы публичного управления, обеспечению возможностей общества выражать и защищатьсвои интересы, удовлетворять свои потребности.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. Проблема социально-экономического развития России с целью обеспечения высокого качества жизни населения требует определенных структурных преобразований системы управления. В условиях глобализации, кризисов различной природы, учитывая масштабы России, административно-территориальное деление страны и специфику ее регионов, в качестве таких преобразований следует рассматривать выстраивание системы публичного управления,

2. Система публичного управления позволит обеспечить эффективное взаимодействие органов власти, организаций различных организационно-правовых форми граждан. Реализация политики публичного управления позволит обеспечить сбалансированность социально-экономического развития страны, выход на траекторию устойчивого роста в целом по экономике и, как результат, достичь высокого качества жизни населения. [2]

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными е ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) //Официальный ин-тернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 15.11.2021.

2, Восканое МЭ. Публичное управление социально-экономическими макросистемами 5 условиях становления информационного общества : дис. ... д-ра экон. наук. - Ессентуки : ЧОУ ВО ЕИУБП, 2020, - 334 с

3. Восканов М.Э., Байрамукова Ф,А. Публичное управление в России в условиях трансформации современной экономики// KANT. - 2020.-- №4(37). -С. 45-48.

4. Кйиль Я,Я., Ламзин P.M. Сущность, структура и отличительные особенности системы публичного управления И Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. -NM. С 41-47.

5. Особенности публичного управления в современной России : монография / О. Г. Александров, Р. Р. Вафин, В. В. За парий, Я. М.Злоченко и др. / под общ. ред. проф. Т, М, Рем р. - Екатеринбург: Изд во Урал, ун-та, 2018.-154 с.

6. Матейкович М.С. Публичное управление в России: пути совершенствования//Журнал российского права. - 2008. - № 5 (137). - С. 118-125.

7. Понкин И. В, Общая теория публичного управ ления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управ ления: Лекционный курс / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. - М.: Буки-Веди, 2016. - 251 с.

8. Романова Ю.А. Эффективность контроллинга в публичном управлении в социальной сфере; теория, современное состояние, перспективы развития: монография / Ю.А. Романова, А.О. Его-ренко, М.А. Халилова. - М. : Дашков и Ко, 2014. -138 е.; ил.

9. фадейкина Н.В., Синкина A.A. Развитие концепта системы публичного управления социально-экономическим развитием и бюджетным процессом публично-правовых образований: 2004-2018 годы // Сибирская финансовая школа. - 2018. -№5(130), .-С, 3-20.

си си о

OJ

ь-

Q. <

£

сч

-vT

S

ANAL YSIS OF THE IM PA CT OF FOREIGN TRADE OPERA TIONS ON THE GROSS REGIONAL PRODUCT OF THE BRYANSK REGION*

Dubovik Mayya Valerlanovna, PhD of Economics, Professor, Department of Economic Theory, Piekhanov Russian University of Economics, Moscow

Dmitriev Sergey Gennadievich, PhD of Economics, Associate Professor of the Department of Economics, Customs, IT & Natural sciences

Obidovskaya Nata/ya Nikolaevna, Senior Lecture/, Department of Civil, Criminal Law and Procedure and Financial and Legal Disciplines

Bryansk branch of Piekhanov Russian University of Economics (branch), Bryansk 21

We investigate the relationship between the value of the gross regional product of the Bryansk region and the values of export-import operations carried out by enterprises in the same region. We carried out a correlation analysis (according to the methods of Pearson, Kendall, and Spearman) and established the absence of a statistically significant correlation between the named values. We also performed the Granger causality test, the results of which are similar to those of the correlation analysis; we also failed to reject null hypotheses when performing the Granger causality test, indicating the absence of a statistically significant effect of the values of exports and imports of the Bryansk region on the value of the gross regional product. We have built (using the ordinary least squares method) linear regression models of the impact of exports and imports on the dynamics of the gross regional product. Both models show that there is a negative relationship between the named values: between exports and the gross regional product, it is sta tistically insignifican t, and between imports and the gross regional product it is s tatistical/y significant. Our results do not confirm the widespread opinion on the advantage of the geographica! location of the Bryansk region for the development of the region. We suppose our results can be explained using the Guex-Crevoisier matrix, according to which the Bryansk region belongs to the regions of the third and fourth types, and for its development it is advisable to form an economy focused on the needs of the population of the region.

Keywords: Gross regional product; Export; import; Granger causality test,- Guex- Crevoisier matrix.

001 10.24923/2222-243Х.2022-42.3

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ**

Мы исследовали взаимосвязь между величиной валового регионального продукта Брянского региона и значениями экспортно-импортных операций, осуществляемых предприятиями того же региона. Нами проведен корреляционный анализ (по методам Пирсона, Кендалла, Спирмена) и установлено

УДК 339.56

ВАК РФ 5.2.3/08.00.05

© Дубовик М.В., 2022 ©Дмитриев СП, 2022 © Общовская H.H., 2022

* The research was carried out In pursuance of a grant on the topic "Spectral analysis of the dynamics of gross regional product and identification of drivers of socio-economic development", funded from the funds of the Piekhanov Russian University of Economics.

** Исследование осуществлено во исполнение гранта на тему "Спектральный анализ динамики валового регионального продукта и выявление драйверов социоэкономического развития", финансируемого из средств ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.