Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИКА ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / PUBLIC ADMINISTRATION / PUBLIC ADMINISTRATION POLICY / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / TRANSFORMATION OF THE ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович, Байрамукова Фатима Алиевна

В условиях всесторонней глобализации мировой экономики и становления гражданского общества в России особую актуальность приобретает необходимость выстраивания эффективной системы публичного управления. В первую очередь это требует уточнения и расширения понятийного аппарата в области публичного управления. Отсюда, в данной статье раскрываются понятие и сущность публичного управления, рассматриваются трансформационные процессы в российской экономике, изучается система публичного управления в современной России и возможные пути совершенствования существующей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович, Байрамукова Фатима Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF THE MODERN ECONOMY

In the context of the all-round globalization of the world economy and the formation of civil society in Russia, the need to build an effective system of public administration is of particular relevance. First of all, this requires clarification and expansion of the conceptual apparatus in the field of public administration. Hence, this article reveals the concept and essence of public administration, examines the transformation processes in the Russian economy, examines the system of public administration in modern Russia and possible ways to improve the existing system.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

Keywords: public administration; public administration policy; socio-economic system; transformation of the economy; economic development; digital economy

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.9

УДК 338.246+005,1 ВАК РФ 08,00,05

& Воска нов М.Э., 2020 & Байрамукова Ф.А., 2020

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

В условиях всесторонней глобализации мировой экономики и становления гражданского общества е России особую актуальность приобретает необходимость выстраивания эффективной системы публичного управления, В первую очередь это требует уточнения и расширения понятийного аппарата в области публичного управления. Отсюда, в данной статье раскрываются понятие и сущность публичного управления, рассматриваются трансформационные процессы в российской экономике, изучае тся система публичного управления в современной России и возможные пути совершенствования существующей системы.

Ключевые слова: публичное управление; полигика публичного управления; социально-экономическая система; трансформация экономики; развитие эко номики; цифровая экономика.

ВОСКАНОВ Михаил Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент

БАЙРАМУКОВА Фатима Алиевна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Экономической теории и прикладной экономики, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Ессентуки

В условиях становления гражданского общества в России, на фоне перманентной трансформации современной экономики особую актуальность приобретает необходимость глубокого изучения вопросов публичного управления, уточнения и расширения понятийного аппарата в этой области. Кроме того, протекающие в России социально-экономические процессы требуют разработки адекватной реалиям времени политики публичного управления,

В первую очередь, на наш взгляд, следует разграничить такие понятия, как "государственное и муниципальное управление", "публичная власть" и "публичное управление", применяемые в российской практике, т.к. многие авторы в своих трудах в области управления, фактически, ставят знак равенства между этими понятиями.

Определённую ясность в устранение существующих понятийных противоречий внесли изменения в Конституцию Российской Федерации, принятые в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. Таким образом, понятие публичной власти было сформулировано и закреплено в Конституции РФ: "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач е интересах населения, проживающего на соответствующей территории" (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ). [1]

Таким образом, Конституция РФ однозначно указывает на то, что государственное и муниципальное управление следует рассматривать как единую систему в рамках понятия "публичная власть". Как отметил Председатель Правительства РФ М.В, Мишустин, "Органы федеральной, региональной власти и местного самоуправления теперь образуют единую систему публичной власти в России, вместе защищают интересы людей, которые живут в регионе, в каждом городе и муниципалитете. Муниципальная власть получает важные гарантии, в том числе в финансовом отношении" [5].

Согласимся с мнением И.И. Хлытчиева, который отмечает в своей работе, что публичное управление - это "интегративная форма власти, объединяющая коллективные усилия государственного управления "сверху" и негосударственного управления "снизу" со стороны институтов гражданского общества и бизнеса при подготовке совместных и важных для общества решений". [12, с. 14]

Исходя из вышеизложенного, можно сделать йывод о том, что понятие "публичное управление" шире понятия "публичная власть", и рассматривать публичное управление следует не только с государственно-правовой точки зрения, но и с социально-экономической. Такой подход с нашей стороны обусловлен тем, что в процессе публичного управления участвуют не только органы государственной и муниципальной власти, но и некоммерческие организации различных форм, а также граждане (рис.).

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

(Ч - 3 ст. 132 Кшюггигпуции Роиниаюи Федерации)

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

I осуда рственная влас / ь.-

Федер&одые органы государственной плести г)/| -,',чм инуйарстйеннай алости суОъектпл федерации

муниципальная мжт-

Ор/ины местного самоуправления (Ст. 10,11, НКепвпитуции Российской Федерации)

Рисунок - Система публичной власти (авторский рисунок)

Основной целью публичного управления, на наш взгляд, является обеспечение и защита интересов государства, общества и человека посредством оптимального сочетания государственных и общественных начал в процессе управления, Непосредственно процесс публичного управления, в данном аспекте, должен основываться на ряде ключевых принципов:

1) демократичность;

2} открытость процесса публичного управления;

3) системность публичного управления;

4} совместное участие органов публичной власти и институтов гражданского общества в процессе публичного управления;

5) соблюдение баланса интересов государства, общества и человека в процессе публичного управления;

6) повышение качества жизни населения.

К основным методам государственного управления можно отнести следующие:

1} административные методы;

2) организационно-правовые методы;

3) социально-экономические методы;

4) информационно-идеологические методы;

5) политические методы.

Однако в процессе публичного управления, по нашему мнению, базовыми должны стать организационно-правовые и социально-экономические методы.

Российская экономика в последнее десятилетие вступила в период цифровой трансформации. 8 условиях глобализации современной экономики, цифровые технологии всё глубже проникают во все сферы жизни человека. Развивается цифровая экономика. [10]

В научных публикациях существуют разные трактовки понятия "цифровая экономика". На наш взгляд, "цифровая экономика - это экономика, основанная на использовании современных цифровых технологий не только на всех стадиях воспроизводственного процесса и в системе государственного управления, но и в повседневной жизни общества. Что касается цели цифровизации экономики, то она заключается в повышении качества жизни населения за счёт достижения следующих результатов:

1) снижение издержек производства;

2} рост производительности труда;

3} повышение конкурентоспособности оте-" чественных компаний;

4) создание новых рабочих мест;

5) формирование комфортной среды для жизни ("умный город");

6) повышение доступности товаров и услуг;

7} повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

8} обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью;

9) обеспечение безопасности граждан;

10) преодоление бедности и социального неравенства.

Конечно, формирование цифровой экономики несёт в себе определённые риски. Это связано с несовершенством нормативно-пра-вовой базы, необходимостью хранения огромных массивов персональных данных граждан и появлением цифровой преступности. Но, справедливости ради отметим, что процесс социально-экономического развития всегда сопровождается как положительными, так и отрицательными факторами". [3] При этом, реализация подобных преобразований не должна становиться самоцелью, т.к. ключевыми ориентирами в данном аспекте являются: качество жизни человека, соблюдение его прав и свобод.

На сегодняшний день в России реализуется целенаправленная государственная политика в области всеобъемлющей цифровизации экономики, Цифровизация охватила все уровни национальной экономики: от её первичного звена - предприятия, до системы органов публичной власти. [10]

Структура органов публичной власти, несмотря на проведение ряда реформ, всё ещё

о

си о си

а*

ш <

Й

р

со

3-¡2

Ё

47

остаётсядостаточно громоздкой, в связи с чем требуются серьёзные затраты бюджетных средств. Наблюдается избыточность и дублирование многих функций органов публичной власти. Высок уровень бюрократизма, что приводит к значительным временным затратам при реализации властных полномочий. При этом, на наш взгляд, присутствует недостаточность участия общества (в лице граждан и некоммерческих организаций) в процессах управления на всех уровнях власти. Решению этой проблемы и призвана политика, направленная на выстраивание системы публичного управления. Как отмечает Г. Л. Купряшин: "Публичное управление, объединяя деятельность государственных, муниципальных, некоммерческих организаций, фактически представляет общественно-государственную систему реализации общенациональных и местных интересов и производства публичных услуг". [6|

На сегодняшний день в России уже наметились определённые тенденции развития системы публичного управления в условиях глобализации, находящиеся в тренде становления информационного общества в стране. Серьёзное влияние на систему публичного управления в России оказал ряд взаимообусловленных и взаимозависимых факторов:

1} глобализация мирового экономического пространства;

2) стремительное развитие информационных технологий;

3} необходимость развития в России эффективной социально-ориентированной экономики;

4} запрос российских граждан на более гибкую систему публичного управления в стране;

5) санкционное давление на российскую экономику;

6) мировая пандемия корона вирусной инфекции СО\/Ю-]9 и меры по её преодолению.

На фоне действия перечисленных факторов, в рамках государственной политики происходят и позитивные преобразования:

1) повышается качество административно-управленческих процессов;

2} совершенствуется система информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти всех уровней;

3} повышается доступность предоставляемых органами власти государственных и муниципальных услуг;

4} активно внедряется практика дистанционного оказания государственных и муниципальных услуг;

5) снижаются затраты на оказание государственных и муниципальных услуг, соответ-

ственно снижается их стоимость для граждан и организаций;

6) повышается качество государственных и муниципальных услуг.

Все вышеобозначенные преобразования способствуют выстраиванию системы публичного управления в России и позволяют повысить эффективность процесса управления. Как отмечают в своей статье М.А. Халилова и Ю.А, Романова: "Совершенствование публичного управления призвано служить социальному благополучию общества, решению неотложных социально-экономических проблем, повышению уровня и качества жизни населения" [11]

Таким образом, развитие системы публичного управления в России должно протекать в рамках единой государственной политики, целью которой является повышение качества жизни населения и, главной ценностью которой, является человек.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12,12.1993 г. с изме нениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Официальный интернет портал правовой информации, - URL http ://www.p га vo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Воска нов МЭ. Публичное управление социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний // Kant. - 2018. - №4(29). - С. 240-244.

3. Воскаиов МЭ. Путин поставил глобальную задачу по проблеме развития экономики России// Блог "ЭкономистЪ" [Электронный ресурс]. ■ 26.07.2019.

4. Восканов МЭ., Байрамукоеа ф.А. Институциональные условия формирования постиндустриальной экономики в современной России // Современные фундаментальные и прикладные исследования.-2016,- №3(22).-С 118121.

5. Информационное агентство "ТАСС" [Электронный ресурс]. - 23.09.2020. - URL: https://tass.ru/ poiitika/9533825.

6. Купряшин Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник. - 2-е изд„ пере раб. идоп.-М.-. ЮРАЙ'[',2019. -500 с.

/. Особенности публичного управления В современной России: монография / [О. Г. Александров, Р. Р. Вафин, В. В. Запарий, Й. М. Злоченкои др.]; под общ. ред. проф. Т. М. Резер. - Екатеринбург: Изд-воУрал, ун-та, 2018. - 154 с.

8. Понкин И.8. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российс кой Федерации. - М., 2013. - 196 с.

9. Понкин И. В, Общая теория публичного управления: Правовые основы, цели, принципы, инструменты, модели и концепты публичного управления; Лекционный курс / ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. - М.: Буки Веди, 2016. - 251 с.

10, Пру сова 6.и.. Без НОВ ска я В.6., Аносова A.B. Цифровая трансформация российской экономики: проблемы и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. -2019. - N94-3. - С. 124-129.

11. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управлениям Российской Федерации

//Управление экономическими системами. - 2014. - N»1. - URL: http://uecs.ru/uecs61 -61 2014/ite m/2703. 12. Хлытчиее ИИ Инсштуционэлизация связей с органами государственной власти (GR) в публичной сфере современной России : дис. ... канд. полит, наук. - М.: РАНХиГС, 2014. - 181 с

MODERN METHODS OF RISK ASSESSMENT OF INSURANCE ORGANIZATIONS Gbtova Inn a Ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor Maksimova Ekaterina Victorovna, Undergraduate student

Department of Finance, Credit and Insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article presents the results of a study on the problem of choosing methods for assessing risks applicable in insurance organizations, taking into account the specifics of the activities of insurers. A comparative analysis of the methods is carried out, examples of their practical application are given. At the same time, special attention is paid to a new risk assessment method for the Russian economy - stress testing.

Keywords: risk assessment method; risk management; stress testing; Bayesian network of trust; tariff policy; financial stability scale.

DOI 10.24923/2222-243Х.2020-37Л 0 Г

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РИСКОВ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье представлены результаты исследования, касающегося проблемы выбора методов оценки рисков, применимых в страховых организациях, учитывая специфику деятельности страховщиков. Проводится сравнительный анализ методов, приводятся примеры их практического применения. Вместе с тем особое внимание уделяется новому для российской экономики методу оценки рисков - стресс-тестированию.

Ключевые слова: метод оценки риска; риск-менеджмент; стресс-тестирова-ние; Байесовская сеть доверия; тарифная политика; шкала финансовой устойчивости.

о

cü о

CXJ

cf

Lü <

sc Ct

г?

со

=r Z

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.10

0 Глотова И. И., 2020 0 Томилина ЕЛ., 2020 0 Максимова ЕЛ, 2020

S

49

Состояние страховой отрасли оказывает непосредственное влияние на экономику страны в целом. На сегодняшний день ситуация на российском страховом рынке может быть охарактеризована наличием множества трудностей, обоснованных значительными изменениями политического и экономического формата. При этом государственное регулирование страховой деятельности выступает одним из важнейших аспектов в функционировании страхового рынка в целом. Государством осуществляется контроль над финансовой устойчивостью страховщиков, а также устанавливается обязательное лицензирование компаний, что позволяет проводить эффективное регулирование данного сегмента.

Российский страховой рынок за последние 15 лет претерпел множество изменений, даже учитывая тот факт, что с 2005 года количество страховых фирм снизилось на 87% с 1280 до 165 компаний б 2020 году, больше всего лицензий отзывалось в 2005, 2006 и 2012 годах [5]. Проблема отзыва лицензий страховщиков часто возникает вследствие недостаточного развития политики управления рисками в организациях. Страховые организации являются звеном, позволяющим субъектам рынка минимизировать риски и не подвергать финансовое положение угрозам. Вместе с тем, способствуя поддержанию финансовой устойчивости различных хозяйствующих субъектов рынка, страховщики сами подвергаются негативному воздействию разного рода рисков в процессе осуществления

ГЛОТОВА Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент

ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент

МАКСИМОВА Екатерина Викторовна, магистр

кафедра финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

страховой деятельности. Данный факт порождает необходимость управления рисками. Таким образом, проведение регулярной оценки рисков и функционирование отлаженной системы риск-менеджмента позволит избежать наступление критической ситуации для компании.

Отметим, что действующая ориентированная на риск система российского страхового надзора в рамках мегарегулятора - Банка России, в условиях турбулентности экономики требует дальней шей модернизации. Соответственно, данный вопрос приобретает особую важность при функционировании страховых организаций и нуждается в рассмотрении. Основной целью управления рисками выступает обеспечение финансовой устойчивости исследуемой организации и ее конкурентоспособности. Если страховая компания не в состоянии исполнить свои обязательства перед клиентами, то страхование теряет свой первоначальный смысл и не защищает от финансовых потерь [3].

Как известно, в любой организации главной задачей выступает максимизация прибыли, однако минимизация рисков является не менее важным аспектом в успешном функционировании предприятия. Риск включает в себя невозможность однозначного определения состояния экономической среды в любой момент времени, можно лишь просчитать с установленной долей точности вероятность состояния экономики. На страховые компании в значительной мере оказывают влияние риски, принимаемые от страхователей и связанные с ведением хозяйственной деятельности организации.

Принято считать, что оценка рисков состоит из трех последовательных этапов (рис 1}.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКА

Формирование полного перечня неблагоприятных событий, влекущих негативные изменения окружающей среды

А.

АНАЛИЗ РИСКА

Подробное изучение информации об источнике и причинах выявленного риска

ОЦЕНКА РИСКА

Определение вероятности наступления риска и величины возможного ущерба

Рисунок 1 - Этапы оценки риска

Первый этап оценки рисков - это идентификация риска. Он включает в себя поиск и описание возможных рисков, потенциально влияющих на достижение конечной цели. За

ним идет этап анализа риска, включающии в себя выявление природы, источника и причины ранее идентифицированного риска. На третьем этапе выполняется сама оценка риска, а именно сравниваются результаты исследований, для того чтобы определить степень подверженности экономического субъекта выявленному риску. На основе полученной информации решается считать риск приемлемым, допустимым или вовсе недопустимым. Решение выдвигается в соответствии со сформированной политикой, поставленными целями, ценностями компании, а также позициями акционеров. 8 страховании группы методов оценки риска подразделяют на статистические и экспертные методы.

Статистические методы позволяют дать количественную оценку рискам, размеру ущерба, определить вероятность наступления неблагоприятных событий. Используя их для четкой оценки, нужно обладать довольно большим объемом информации, однако, такой сбор информации в реальных условиях обычно вызывает затруднения. Чаще всего на практике применяются два статистических метода: динамический анализ и сценарный анализ.

Сценарный анализ является главным инструментом для анализа финансовых последствий, выбранных из перечня имеющихся стратегий деятельности страховщика. Такой анализ осуществляется посредством применения детерминированных моделей, то есть изначально выявляются несколько путей развития внешней среды, далее для каждого отдельно сформулированного сценария производят расчеты показателей, характеризующих деятельность страховщика.

Динамический финансовый анализ, использующий стохастические модели, все больше применяется на практике западными компаниями, 8 результате строится множество, а именно несколько десятков тысяч, сценариев развития бизнеса. Учитывая все эти данные, получается распределение случайной величины исходов модели. График распределения наглядно демонстрирует сравнение разных стратегий в терминах "риск-доход". Первыми, кто опубликовал в 1989 году исследования в области моделей динамических рисков в страховании, были финская и британс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.