УДК 376
ОСОБЕННОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2019 А. А. Фисенко1, О. П. Самсонова2
1 ассистент (помощник) центра инклюзивного сопровождения и социальной
адаптации студентов e-mail: fisenko [email protected]
2обучающаяся 5 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология E-mail: wolga [email protected]
Россия, Саратов, ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Авторы подчеркивают специфические особенности процесса психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование в вузе.
На данном этапе в России повышается интерес к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в различных областях жизнедеятельности и социальных взаимодействий. Подтверждением этому является развитие общественных и государственных организаций, защищающих права инвалидов и людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Кроме этого совершенствуется нормативно-правовая база, разрабатывается и реализуется множество государственных целевых программ. Формирование правовой базы в нашей стране захватило и сферу профессионального образования. На сегодняшний день в сфере образования законодательством предусмотрены льготы и гарантии для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Однако следует учитывать, что даже при успешном поступлении в учебное заведение лица с ОВЗ испытывают множество трудностей и сталкиваются с непреодолимыми барьерами. К таким негативным воздействиям можно отнести отсутствие у студентов с ОВЗ социального опыта и взаимодействия в коллективе, низкий уровень специальных образовательных условий, а также отсутствие соответствующих знаний о путях помощи студентам с ОВЗ у преподавателей [Щетинина, Коновалова 2013].
Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на право получения образования, прописанное в законах об образовании, студент с ОВЗ, сталкиваясь с непреодолимыми барьерами в реальных условиях во время обучения, не может реализовать своё право на образование. Для разрешения этой проблемы создана система психолого-педагогического сопровождения в вузе. Немаловажным фактором эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ является целостность системы сопровождения, которая построена в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики [Смолярчук, Толстошеина,
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Вязовова 2014].
Особенностью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ является интегрирование студента с ОВЗ в коллектив, а не его изоляция и дополнительные льготы. Такую точку зрения имеет инклюзивный подход. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ имеет ряд особенностей.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет особые условия, которые обеспечивают эффективность процесса сопровождения студентов с ОВЗ во время их обучения. К таким условиям можно отнести получение преподавателями дополнительных знаний в области специальной психологии, для их успешной и грамотной работы со студентами с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей. Кроме этого сюда можно включить развитие уважительного отношения к лицам с ОВЗ, формирование у студентов, не имеющих ограничений по здоровью, социальной толерантности по отношению к студентам с ОВЗ. Совершенствование методов работы и организационных форм должно происходить с учётом методических рекомендаций специальной педагогики и психологии. Немаловажным условием является создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата в учебных группах и образовательном учреждении [Коновалова, Селиванова 2016].
Свои особенности имеет и структура психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ. Проектируемая модель психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе, во-первых, должна быть целостной системой, а во-вторых, должна быть задана следующими структурно-функциональными показателями: целевой (проектировочный), коммуникативный, содержательно-организационный (условия, принципы, методы, технологии), аналитико-результирующий или диагностический. Не стоит забывать, о том, что психолого-педагогическое сопровождение - процесс цикличный и контроль за его работой должен осуществляться с учетом результатов мониторинговых измерений [Манузина 2011].
Немаловажным фактором, который отличает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ от других направлений в этой области, являются субъекты психолого-педагогического сопровождения. При психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ проводится комплексная работа не только с самим обучающимся с ОВЗ, но и с его близким окружением, а также с коллективом, в который он включается.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в современном образовании является сложной системой, которая охватывает множество целей и задач, связанных не только с адаптацией, но и с личностным саморазвитием и включением индивидуума в социум. При этом необходимо помнить, что у обучающихся с ОВЗ имеются специфические особенности, которые следует учитывать при психолого-педагогическом сопровождении.
Библиографический список
Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В. Организация образовательного процесса в вузе с учетом особенностей психофизического развития студентов с инвалидностью // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Междунар. науч. конф. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2016. С. 747-752.
Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 1. С. 109-113.
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Фисенко А. А., Самсонова О. П. особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья
Смолярчук И.В., Толстошеина В.М., Вязовова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании // Поволжский педагогический вестник. 2014. №1 (2). С. 113-119.
Щетинина Е.Б., Коновалова М.Д. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 323-327.