Научная статья на тему 'Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1115
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО-СТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DISABLED STUDENTS / CONDITIONS FOR RECEIVING HIGHER EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANYING / ACCESSIBLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Елена Борисовна, Коновалова Марина Дмитриевна

Проанализированы основные условия, созданные в нашей стране для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли получить высшее образование. Описан опыт оказания психолого-педагогической поддержки, сопровождения, имеющийся в ведущих высших учебных учреждениях России. Выделено несколько ведущих концептуальных подходов в организации служб психолого-педагогического сопровождения. Сформулированы основные принципы оказания помощи в адаптации студентам с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими высшего образования. Обобщен опыт создания доступной образовательной среды высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щетинина Елена Борисовна, Коновалова Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Psychological and Pedagogical Accompanying of Disabled Students

The article analyzes the major conditions that have been introduced in our country in order for disabled people to obtain higher education. It describes the experience of giving psychological and pedagogical support, accompanying that has already been utilized by the leading Russian institutions of higher learning. The study singles out several leading conceptual approaches to organization of psychological and pedagogical accompanying services. It formulates the major principles of assistance in adaptation for disabled students in the process of receiving higher education. The article generalizes the experience of creating accessible educational environment at institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья»

Е. Б. Щетинина, М. Д Коновалова. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения

Список литературы

1. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда : учеб.-метод. пособие. М., 2005. 160 с.

2. Пожарский С. Д. Акмеологический подход к проблеме развития человека // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 7-11.

3. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия : иррациональное воздействие в межличностном общении. М., 2011. 336 с.

Constructive-Assuring and Preventive-Assuring Strategies

of Speech Therapists in the Course of Work

with Parents of Preschool and Primary School Children

Olga V. Koshcheeva

PhD in Filology, Associate Professor, the Chair at Speech Therapy and Psycholinguistics, Saratov State University, 83, Astrahanskaya str., 410012, Saratov, Russia E-mail: olga-kosheeva@yandex.ru

The article presents the result of studying psychological and pragmatic aspects of speech therapist's interaction with parents of preschool and primary school children, depending on their active/passive participation in the correction of speech deviations. It studies the interdependence between the degree of parents' activity and various factors, e.g. level of their education, social status,

УДК 315

Е. Б. Щетинина, М. Д. Коновалова

Щетинина Елена Борисовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский государственный университет E-mail: ebp1976@mail.ru

Коновалова Марина Дмитриевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский государственный университет E-mail: markon2@yandex.ru

Проанализированы основные условия, созданные в нашей стране для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли получить высшее образование. Описан опыт оказания психолого-педагогической поддержки, сопровождения, имеющийся в ведущих высших учебных учреждениях России. Выделено несколько ведущих концептуальных подходов в организации служб психолого-педагогического

severity of speech deviation of a child. Special attention is given to models for building communication in situations of socialization between speech therapists and parents. The study substantiates the importance of differentiated approach to utilization of constructive-assuring and preventive-assuring strategies of speech influence by a speech therapist, observation of the norms of pedagogical ethics in the process of their realization. The author proves that there is close interconnection between the level of speech therapist's competence formation and the degree of his/her communicative competence. Key words: speech therapist-parents interaction, constructive-assuring and preventive-assuring strategies, suggestion.

References

1. Beilinson L. S. Professional'naya rech' logopeda: uchebno-metodicheskoe posobie (A speech therapist's professional enunciation). Moscow, 2005. 160 p. (in Russian).

2. Pozharskii S. D. Akmeologicheskiipodkhodkprobleme razvitiya cheloveka (The acmeological approach to issue of person's development). Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obra-zovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2012, vol. 3, pp. 7-11 (in Russian).

3. Sedov K. F. Diskurs kak suggestiya: Irratsional'noe vozdeistvie v mezhlichnostnom obshchenii (Discourse as suggestion: Irrational influence in interpersonal communication). Moscow, 2011. 336 p. (in Russian).

сопровождения. Сформулированы основные принципы оказания помощи в адаптации студентам с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими высшего образования. Обобщен опыт создания доступной образовательной среды высшего учебного заведения. Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, условия получения высшего образования, психолого-педагогическое сопровождение, доступная образовательная среда.

Введение

В контексте современных тенденций реализации равных прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во всех сферах жизни общества в настоящее время в России

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Щетпипеа Е. Б., Коновалова М. Д., 2013

делается очень многое. Совершенствуется нормативно-правовая база, создаются общественные и государственные организации, призванные защитить права людей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются и реализуются государственные целевые программы поддержки данной категории граждан. Представители гражданского общества, ученые, администраторы, чиновники настроены на обсуждение тех реальных, насущных проблем, которые возникают у детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в разных сферах общественной жизни.

Если говорить о сфере высшего профессионального образования, то нужно отметить, что сегодня в стране сформирована правовая база, определяющая льготы и гарантии для лиц с ОВЗ. Основными положениями нормативных документов являются: общедоступность и бесплатность профессионального образования независимо от состояния здоровья; возможность выбора формы государственной итоговой аттестации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия и порядок сдачи ими выпускных и вступительных экзаменов; зачисление в образовательные учреждения профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. В процессе обучения студента-инвалида предусмотрены государственная социальная стипендия, бесплатные или предоставляемые на льготных условиях специальные учебные пособия и литература, а также возможность использования услуг сурдопереводчика, право на профессиональное переобучение в результате трудового увечья или профзаболевания, реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида [1].

Однако следует отметить, что основные проблемы, с которыми сталкиваются лица с ОВЗ в сфере осуществления своего права на профессиональное образование, состоят не столько в недостатках законодательной базы, сколько в отсутствии продуманных и отрегулированных механизмов реализации этого права и ответственности за его нарушение. Даже в случае успешной профориентации, поступлении такого человека в профессиональное образовательное учреждение он встречается с множеством барьеров, значительную часть которых составляют связанные с отсутствием специальных образовательных условий, трудностями социального взаимодействия со сверстниками и преподавателями, недостаточной информированностью учебного сообщества о возможных путях помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья.

Осознавая эти проблемы, мы поставили перед собой задачу изучить опыт организации процесса психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в различных российских вузах, которые по-разному подходят к решению данных проблем: есть опыт создания специальных внутривузовских структур помощи студентам, существуют примеры так называемой внутрикорпоративной культуры персонала, профессорско-преподавательского состава, которая исключает или минимизирует возможные психологические проблемы студентов.

Огромный опыт применения адаптированных программ обучения и интегрированного образования студентов с нарушениями слуха накоплен в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, где абитуриенты из числа инвалидов по слуху первоначально зачисляются в Головной учебно-исследовательский и методический центр реабилитации инвалидов (ГУИМЦ), который выделен в отдельный факультет. Здесь слабослышащие студенты осваивают общеуниверситетский двухлетний курс в течение трех лет. В учебный план помимо дисциплин государственного стандарта введен цикл дисциплин профориентационного, профадаптационного и профдиагностического характера, а также цикл «Обучение жизни с инвалидностью». Студенты могут пользоваться услугами тьютора - наставника, который поможет записать, разобрать, разъяснить лекционный материал. Постепенно объем таких дисциплин сокращается в пользу тех, которые направлены на понимание основ будущей профессии и формирование инженерного мировоззрения. Эта предварительная работа позволяет на старших курсах обучать студентов с ОВЗ в обычных группах.

В другом столичном вузе - Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) успешно работают научно-практические подразделения: ресурсный центр по психологической реабилитации и коррекции лиц с ОВЗ, центр социально-психологической адаптации «Перекресток», отдел психологического сопровождения и др. Основной деятельностью отдела психологического сопровождения является оказание психологической помощи студентам в ситуациях, связанных с личностными проблемами, трудностями в общении, академической неуспеваемостью, стрессом. Цель отдела - обеспечение психологического благополучия, гармоничного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей студентов; направления деятельности: индивидуальное консультирование, тренинги, психодиагностика, он-лайн консуль-

Е. Б. Щетинина, М. Д. Коновалова. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения

тирование; работа ведется со всеми студентами, в том числе и с имеющими ограниченные возможности здоровья [2] .

Д. А. Красило, описывая специфические составляющие образовательной среды на факультете «Информационные технологии» МГППУ, помимо особенностей организации архитектурной среды, технической организации учебного процесса адаптации общей образовательной программы для студентов с ОВЗ, выделяет психологическую поддержку и психолого-педагогическое сопровождение студентов в трудных учебных и жизненных ситуациях [3]. Эта задача решается совместными усилиями администрации, психологической службы, преподавателей, учебно-методического персонала факультета; ежемесячно проходят внутренние консилиумы, на которых обсуждаются конкретные случаи, требующие скорейшего тактичного психолого-педагогического вмешательства.

В целях оптимизации психолого-педагогического сопровождения и улучшения психологического климата среди студентов факультета проводятся тренинги на сплочение, отработку навыков поведения в конфликтных ситуациях, ведется психолого-педагогическая работа с целью исключения возможной изоляции учащихся с ОВЗ, организуются группы поддержки. Психологической службой на факультете проводятся консультации, индивидуальная и групповая (совместно с заинтересованными условно здоровыми сверстниками) работа со студентами с ограниченными возможностями, направленная на развитие личности, выработку стрессоустойчивости, стратегий совладания с жизненными трудностями [3].

Создание внутривузовской реабилитационной среды - главная стратегия развития Московского государственного социально-гуманитарного института (бывшего Московского государственного гуманитарного института-интерната). Это единственный в России специализированный вуз для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, в его составе пять факультетов: юридический, экономический, иностранных языков, прикладной математики и информатики, книгоиздания и рекламы. В институте созданы реабилитационный медицинский центр и научная лаборатория, разрабатывающая новые подходы к профессиональному обучению и реабилитации инвалидов. Особое внимание уделяется медицинскому обслуживанию и рациональной организации учебной работы в соответствии с возможностями студентов. С 2004 г. приказом Министерства образования РФ институт стал Головным учебно-методическим центром по обучению инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы.

A. Е. Никольский, рассматривая когнитивные технологии реабилитации студентов, утверждает, что удовлетворение жизненных потребностей человека с ограниченными физическими возможностями требует создания комфортного информационного взаимодействия со средой обитания и деятельности, в первую очередь, с людьми в процессе получения знаний и специальных умений. Личность с ограничениями физических возможностей реабилитирована, если она профессионально и социально адаптирована (приспособлена) к внешней среде и обществу. В данном случае следует рассматривать реабилитационную культуру как совокупность достижений во взаимоотношениях [4].

B. Г. Гончарова и О. А. Автушко, описывая определенные успехи в организации психолого-педагогического сопровождения в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева, говорят о том, что достичь их позволили следующие организационные составляющие. Во-первых, это создание подготовительного отделения, в рамках которого тщательно изучаются личностные особенности слушателей. На этапе довузовской подготовки используется целый комплекс мер для того, чтобы восполнить пробелы, увеличить объем необходимых и систематизировать полученные знания, что позволяет выпускникам подготовительного отделения успешно выдержать вступительные экзамены и обучаться в институте. Во-вторых, произошло изменение понимания профессиональной ориентации как процесса управления не только выбором профессии, но будущего места работы в соответствии с потребностями общества и возможностями личности. При частичной или полной интеграции студентов с ОВЗ в среду здоровых неизбежны индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы. Отмечается, что организация системы непрерывного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья наиболее перспективна через создание единого комплекса «школа - подготовительное отделение - вуз». Организация комплексного медико- психолого-педагогического сопровождения рассматривается как необходимое условие успешного обучения. Важным системообразующим психолого-педагогическим принципом организации всей работы является уважение личности участников образовательного процесса. Атмосфера полного принятия, признание друг друга, взаимоуважение позволяют эффективно выполнять поставленные учебные задачи и развиваться совместно [5].

Таким образом, анализируя опыт организации обучения студентов с ограниченными

Педагогическая акмеология

325

возможностями здоровья, их психолого-педагогического сопровождения, мы пришли к выводу, что, несмотря на разность подходов, в изучаемых нами вузах проводится работа, направленная на создание благоприятной образовательной среды, изучение актуальных потребностей и проблем студентов с ОВЗ. Говоря о принципах организации, мы бы выделили следующие: пропедевтической подготовки, выражающийся в создании подготовительных факультетов, отделений; постепенной интеграции в среду условно здоровых студентов; создания самостоятельных служб психолого-педагогического сопровождения, реабилитации др., позволяющих решать текущие проблемы студентов; создания гуманистической внутривузовской корпоративной этики, культуры, позволяющей профессорско-преподавательскому составу находить необходимые контексты взаимодействия со студентами с ОВЗ; индивидуального подхода, предполагающий раскрытие потенциальных возможностей каждого студента, его профессиональное и личностное ориентирование на социально значимые, полезные виды деятельности.

Учет данных принципов позволил сформулировать отдельные мероприятия в организации психолого- педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском государственном университете: выявление особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ, исследование уровня социально-психологической адаптации в ходе вузовского обучения, раскрытие реабилитационного потенциала каждого такого студента с помощью целенаправленной социальной поддержки. Основной идеей в организации психолого- педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья является создание безбарьерной информационно-образовательной среды вуза, обеспечивающей индивидуализацию процесса обучения. Происходит вовлечение в образовательную среду высшего учебного заведения и школьников с помощью занятий с преподавателями университета по школьным предметам в режиме видеоконференций; особое значение это имеет для школьников с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на домашнем обучении.

В целом очевидно, что процесс создания необходимых условий для успешной интеграции молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему вузов требует научной обоснованности, учёта характера различных групп инвалидности, иерархичности и координированности организационной деятельности субъектов, системности подхода

при выявлении и постановке проблем и ряда других факторов.

Список литературы

1. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. М., 2012. 212 с.

2. Головной учебно-исследовательский методический центр Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. URL: http://guimc. bmstu.ru/abitur (дата обращения: 14.02.2013).

3. Красило Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете «Информационные технологии». URL: open.ru/Portals/0/Documents/spec/5-2-АКрасило.!А (дата обращения: 14.02.2013).

4. Никольский А. Е. Когнитивные технологии реабилитации. Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями (ИТСР-2010). М., 2010. 218 с.

5. Гончарова В. Г., Автушко О. А. Организация учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании // Сибирский вестник специального образования. Новосибирск, 2011. Вып. 2. URL: //www. tvirpx.com/file/887112 (дата обращения: 16.02.2013).

Experience of Psychological and Pedagogical Accompanying of Disabled Students

Elena B. Shchetinina

PhD in Sociology, Associate Professor, the Chair at Corrective Pedagogy, Saratov State University, 83, Astrahanskaya str., 410012, Saratov, Russia E-mail: ebp1976@mail.ru

Marina D. Konovalova

PhD in Psychology, Associate Professor, the Chair at Special Psychology, Saratov State University, 83, Astrahanskaya str., 410012, Saratov, Russia E-mail: markon2@yandex.ru

The article analyzes the major conditions that have been introduced in our country in order for disabled people to obtain higher education. It describes the experience of giving psychological and pedagogical support, accompanying that has already been utilized by the leading Russian institutions of higher learning. The study singles out several leading conceptual approaches to organization of psychological and pedagogical accompanying services. It formulates the major principles of assistance in adaptation for disabled students in the process of receiving higher education. The article generalizes the experience of creating accessible educational environment at institutions of higher education. Key words: disabled students, conditions for receiving higher education, psychological and pedagogical accompanying, accessible educational environment.

М. В. Дюжакова. Из опыта подготовки учителей к работе с детьми-мигрантами в США

References

1. Problema dostupnosti professional 'nogo obrazovaniya dlya lits s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov 'ya v gorode Moskve (The problem of availability of professional education for persons with limited opportunities of health in the city of Moscow). Moscow, 2012. 212 p. (in Russian).

2. Golovnoi uchebno-issledovatel'skiy metodicheskiy tsentr Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. N. E. Baumana (Head of educational-metodical research center of the Moscow state technical University Bauman), available at: http://guimc.bmstu. ru/abitur (in Russian).

3. Krasilo D. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozh-denie studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na fakul'tete «Informatsionnye tekhnolo-gii» (The Psychological and pedagogical escort of students with limited opportunities of health at faculty «Information technologies»), available at: open.

ru/Portals/0/Documents/spec/5-2-15KpacH^o.doc (in Russian).

4. Nikol'skii A. E. Kognitivnye tekhnologii reabili-tatsii (Cognitive technologies of rehabilitation). Intellektual 'nye tekhnologii i sredstva reabilitatsii lyu-dei s ogranichennymi vozmozhnostyami (ITSR-2010). (Intellectual technologies and means of rehabilitation of people with limited opportunities) (ITMR-2010). Moscow, 2010. 218 p. (in Russian).

5. Goncharova V. G., Avtushko O. A. Organizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa i psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchashchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v professionalem obrazovanii (The organization of teaching and educational process and psychological-pedagogical escort of pupils with limited opportunities of health in professional education). Sibirskii vestnik spetsial'nogo obrazovaniya (The Siberian bulletin of vocational education). Novosibirsk, 2011. Edition 2, available at: www.tvirpx.com/file/887112 (in Russian).

УДК 37.015

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В

М. В. Дюжакова

Дюжакова Марина Вячеславовна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования,

Воронежский государственный педагогический университет E-mail d.sveta@rambler.ru

Статья посвящена анализу опыта подготовки учителей к работе с детьми-мигрантами, сложившегося в образовательном пространстве США, автор раскрывает основные характеристики содержания, технологий, ценностных ориентаций будущих учителей. Критическое осмысление опыта США по реализации идей поликультурного образования приводит к возможности использования российскими учеными и практиками накопленного в США позитивного теоретического и практического опыта по интеграции поликультурного образования в учебно-воспитательный процесс и дальнейшего реформировании системы отечественного образования на основе принципа поликульту-рализма. Автор приводит примеры курсов профессионального и психолого-педагогического циклов конкретных университетов США, которые могут обогатить поликультурный контекст российского педагогического образования. Ключевые слова: поликультурное образование, мультикуль-турное образование, миграционные процессы, дети-мигранты, поликультурная компетентность, педагогическое образование, системные изменения.

Введение

Развитие общества в конце XX - начале XXI в. подвержено все усиливающемуся вли-

янию миграционных процессов на развитие систем образования, становлению и развитию концепций поликультурного образования. Являясь следствием глобальных изменений, миграция стимулирует дальнейшие перемены в обществах, принимающих мигрантов, и в обществах, откуда совершается исход населения. Прогнозы ученых-демографов свидетельствуют, что в ближайшие 15-20 лет Россия будет вынуждена привлекать на постоянное место жительства до 1 млн человек ежегодно [1]. В этом случае во второй половине XXI в. мигранты и их потомки могут составить половину населения России.

Развитие страны в контексте расширяющихся миграционных процессов актуализирует проблему поиска научно обоснованных путей интеграции мигрантов в новые социокультурные условия, в том числе и средствами образования. Уже очевидна необходимость разработки современных моделей обучения детей-мигрантов, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также разработки подходов к обновлению педагогического образования в русле развития идей поликультурности. С этой точки зрения, на наш взгляд, представляется целесообразным обращение к опыту США в

©Дюжакова П В., 20о3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.