Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности психолого-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
711
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ С ОВЗ / CONSULTING / SOCIAL INTERACTION / PROFESSIONAL ETHICS / INCLUSIVE EDUCATION / PARENTS / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демина Милана Александровна, Кирпичева Е.В.

Статья посвящена специфике психологопедагогического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье автор ставит перед собой цель обобщения опыта и описания типичных проблем при консультировании родителей, имеющих детей с ОВЗ. Сделаны методологические попытки осмысления и обобщения этических проблем, возникающих в ходе консультирования. Рассмотрены методы психологического исследования при работе с ребенком. Сделаны выводы, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ является одной из базовых составляющей социальной адаптации ребенка, которая не возможна без развития познавательной сферы.The article is devoted to the specifics of psychological and pedagogical counseling for families raising children with disabilities. In the article, the author sets the goal of summarizing experience and describing typical problems when counseling parents with children with disabilities. Methodological attempts are made to comprehend and generalize the ethical problems that arise during counseling. The methods of psychological research when working with a child are considered. It is concluded that corrective work with children with disabilities is one of the basic components of the child’s social adaptation, which is not possible without the development of the cognitive sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демина Милана Александровна, Кирпичева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COUNSELING FOR FAMILIES UPDATING CHILDREN WITH LIMITED

HEALTH OPPORTUNITIES

УДК 376

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1070

Демина Милана Александровна, студентка, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет», Кафедра педагогики и психологии, г. Мичуринск, Тамбовская область Научный руководитель: Кирпичева Е.В., доктор филологических наук, доцент

Demina Milana Alexandrovna e-mail: demina-milana00@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена специфике психолого- педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье автор ставит перед собой цель обобщения опыта и описания типичных проблем при консультировании родителей, имеющих детей с ОВЗ. Сделаны методологические попытки осмысления и обобщения этических проблем, возникающих в ходе консультирования. Рассмотрены методы психологического исследования при работе с ребенком. Сделаны выводы, что коррекционная работа с детьми с ОВЗ является одной из базовых составляющей социальной адаптации ребенка, которая не возможна без развития познавательной сферы.

Annotation: The article is devoted to the specifics of psychological and pedagogical counseling for families raising children with disabilities. In the article, the author sets the goal of summarizing experience and describing typical problems when counseling parents with children with disabilities. Methodological attempts are made to comprehend and generalize the ethical problems that arise during counseling. The methods of psychological research when working with a child are considered. It is concluded that corrective work with children with disabilities is one of the basic components of the child's social adaptation, which is not possible without the development of the cognitive sphere.

Ключевые слова: консультирование, социальное взаимодействие, профессиональная этика психолога, инклюзивное образование, родители, дети с ОВЗ.

Keywords: consulting, social interaction, professional ethics, inclusive education, parents, children with disabilities.

Психологическое исследование ребенка проводит психолог организации.

Психолог:

- исследует документы ребенка;

- проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, раскрытие отличительных черт нервной системы в ходе индивидуального общения с ребенком;

- производит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности;

- исследует результаты работы детей (картинки, поделки);

- проводит психическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования), выявляя особенности:

- восприятия зрительного (формы, цвета, величины); слухового; пространственного (расположение изображения на месте, взаиморасположение частей, различение правой и левой стороны, размеры изображения и другое); полнота и обобщенность восприятия;

- воображения (уникальность, стереотипность, замысловатость и другие) и представлений (соответствие представлений реальному миру);

- внимания (произвольность, сосредоточение, устойчивость, способность распределения и переключения);

- способность к волевым усилиям и саморегуляции;

- трудоспособность (как скоро и при каких видах деятельности начинается утомление);

- памяти (зрительной, слуховой), качество и объем кратковременной и долговременной памяти;

- речи (осознание обращенной речи, активный и пассивный словарь, лексико-грамматическое оформление выражения, звукопроизношение, фонематическое восприятие);

- мышления (операции с единичным и несколькими показателями, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, осознанию смысла и установлению причинно-следственных связей);

- ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость энтузиазма к заданию; темп работы

и наличие навыка самоконтроля в процессе выполнения задания; самодостаточность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, объясняющей);

- эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность чувственных проявлений); отличительные черты контакта (активность, нежелание разговаривать, проявления страха); адекватность чувственного реагирования на похвалу, порицание при исполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, орет, кидает вещи, грубит и др.);

- самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); отличительные черты тенденции личности, присутствие направленности к беспокойству, страхам, тревожности; важные для ребенка качества при построении отношений с ровесниками и взрослыми [7].

Для исследования уровня развития высших психических функций и отличительные черты развития личности ребенка психолог использует разные способы: беседа, наблюдение, способ изучения продуктов деятельности, метод эксперимента, метод тестирования, предусматривающие создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психологические процессы, подлежащие специальному исследованию. Важным для получения информации об отличительных чертах психологического развития ребенка считается беседа педагога-психолога с родителями (законными представителями) ребенка. Нередко инициаторами разговора в рамках обследования выступают родители, обращаясь к психологу за консультативной поддержкой.

Цель беседы - обмен мнениями о психологическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и вероятных причин трудностей, с которыми сталкиваются родители в ходе воспитания и обучения ребенка. По итогам беседы планируют пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы с родителями психологу нужно учесть, что эффективность беседы находится в зависимости от активности родителей, поэтому между ее участниками принципиально создать доверительные отношения. Роль в беседе двух родителей даст возможность обрести представления о взаимоотношении в семье, стиле воспитания ребенка, отношении родителей к трудностям ребенка, связанным с его психологическим и физическим состоянием. При всем этом невозможно открыто критиковать воспитательные действия родителей. В период беседы необходимо стремиться к выработке у родителей реальных представлений о психофизических отличительных чертах ребенка, предупреждать появление ожидания незамедлительных эффектов.

Такая организация беседы позволит обнаружить трудности ребенка и родителей во взаимодействии друг с другом, найти направления совместной поддержки ребенка, спланировать последующие встречи, их задачи и вероятные пути реализации [58].

Метод опроса воспитателей и родителей в отношении проблем развития ребенка осуществляется с использованием опросников, то есть методик, содержащих вопросы, на которые родители и преподаватели обязаны дать ответ в свободной форме (открытый вид опросника) либо выбрать из разновидностей, предлагаемых в опроснике (закрытый вид). Опросники кроме того могут содержать утверждения, с которыми родитель либо преподаватель сможет согласиться либо не согласиться. Для опроса родителей психолог использует типовые опросники.

В рамках психологического исследования помимо прочего используется метод наблюдения. Целью наблюдения является исследование ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических отличительных черт и сопоставление итогов наблюдения, с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. При помощи метода наблюдения возможно обнаружить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые либо стереотипные действия, выраженные аффективные и чувственные реакции, проявления тревожности.

Метод экспериментального изучения ребенка, созданный в 70-е гг. XX в. (Иванова А.Я., на основании положения Выготского Л.С. о зонах актуального и ближайшего развития), подразумевает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих интенсивное проявление изучаемых явлений. Цель экспериментального исследования:

- оценка потенциальных способностей детей;

- определение перспективы развития;

- определение оптимальных путей последующей психолого -педагогической работы;

- проведение дифференциальной диагностики.

При его применении возможно неоднократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует наименьших затрат времени на проведение.

В рамках проведения обучающего эксперимента осуществляется:

- моделирование психолого-педагогической работы (в игре, в труде, учебе, общении);

- определение нарушенных и сохранных психологических функций;

- использование экспериментально-психологических приемов, нацеленных на раскрытие качественной характеристики нарушений;

- предоставление возможности экспериментатору учесть поиски решений обследуемым ребенком, вмешаться в его деятельность, чтобы узнать, как он воспринимает помощь и способен ли ею пользоваться;

- точное и беспристрастное фиксирование итогов экспериментально -психологического исследования в протоколе.

Алгоритм проведения обучающего эксперимента:

- презентация выполнения действия (по мере надобности - оказание малозначительной помощи ребенку);

- демонстрация выполнения действия с комментированием (разрешается дозированная и продуманная помощь);

- поэтапная демонстрация действий с объяснением выполнения.

Во время выполнения эксперимента необходимо учесть, что вмешательство диагноста в работу ребенка не может быть многословным либо чрезмерно активным.

Результаты обследования вносятся в протокол (действия и выражения ребенка, предлагаемая помощь, её использование).

Затруднения ребенка при выполнении заданий могут быть связаны:

- с ослаблением внимания, рассеянностью, забывчивостью, малой сообразительностью;

- неумением обобщать, воспринимать значимый скрытый смысл и строить логичные выводы;

- неумением выражать мысль и работать со словесно оформленным материалом;

- поражением либо недоразвитием отдельных анализаторов.

При затруднении в выполнении задания возможно предложить ребенку помощь (предложенную Рубинштейн С.Я.):

- простое переспрашивание, то есть пожелание повторить какое-нибудь слово, так как это обращает внимание ребенка к произнесенному либо к сделанному;

- одобрение либо стимуляция последующих действий («хорошо», «дальше»);

- вопросы про то, почему испытуемый сделал какое-нибудь действие (для уточнения собственных идей ребенка);

- наводящие вопросы либо критические возражения экспериментатора;

- подсказка, совет действовать каким-нибудь способом;

- демонстрация действия и пожелание самостоятельно его повторить;

- обучение тому, как следует выполнять задание.

Обучающий эксперимент осуществляется при помощи специально выбранных экспериментальных методик. Их выбор и численность определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом притязаний по организации и проведению экспериментального исследования психического развития ребенка.

Во время выполнения обучающего эксперимента целесообразно руководствоваться следующими правилами:

- поначалу следует выяснить, не окажутся ли эффективными наиболее простые виды помощи, и лишь после этого перейти к демонстрации и обучению;

- экспериментатору не стоит быть чрезвычайно активным и многословным, вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

- каждый акт помощи, так же как и ответные действия ребенка, необходимо вносить в протокол.

По итогам исследования психолог заполняет протокол обследования ребёнка, определяет заключение, в котором отмечаются наиболее важные данные, полученные при исследовании. При заполнении протокола нужно не только лишь описывать явление полностью, но и объяснять его.

Список литературы

1. СтребелеваЕ.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Учебник. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». Москва, 2020. - 158 с.

2. СтребелеваЕ.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии. Пособие для педагога-дефектолога и родителей. Издательство: ПАРАДИГМА. Москва, 2014. -37 с.

3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. методическое пособие. Издательство: Просвещение. Москва, 2008.-52 с.

4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Гардарики, 2019. - 188 с.

5. БадалянЛ.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровья, 1998. - 328 с.

6. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] Методическое пособие для педагогов,

психологов, врачей / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М. : Экзамен, 2015. - 128 с.

7. Башина, В.М. Ранний детский аутизм.[Текст] / В.М. Башина.- М.: Медицина,1999. - 236 с.

8. Башина, В.М., Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом. [Текст] / В.М. Башина, Н.В. Симашкова.-М.:Альманах«Исцеление»,1993.- 228 с.

Bibliography

1. StrebelevaEA, MishinaG.A. Psychological and pedagogical support for the family of a child with disabilities. Textbook. Publisher: INFRA-M Scientific and Publishing Center Limited Liability Company. Moscow, 2020 .-- 158 p.

2. StrebelevaEA, MishinaG.A. The pedagogical support of the family raising a young child with developmental disabilities. A manual for a teacher-defectologist and parents. Publisher: PARADIGMA. Moscow, 2014. -37 p.

3. LevchenkoI.Yu., TkachevaVV Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities. Toolkit. Publisher: Enlightenment. Moscow, 2008. -52 p.

4. ArkhipovaE.F. Correctional work with children with cerebral palsy. - M .: Gardariki, 2019 .-- 188 p.

5. BadalyanL.O., Zhurba L.T., TimoninaO.V. Cerebral Palsy - Kiev: Health, 1998 .-- 328 p.

6. Baenskaya, E.R. Psychological assistance for disorders of early emotional development. [Text] A methodical guide for teachers, psychologists, and doctors / E. R. Baenskaya, M. M. Libling. - M.: Exam, 2015 .-- 128 p.

7. Bashin, V.M. Early childhood autism. [Text] / V.M. Bashina.- M .: Medicine, 1999. - 236 p.

8. Bashina, VM, Approaches to the problem of teaching children with early autism. [Text] / V.M. Bashina, N.V. Simashkova.- M.: Almanac "Healing", 1993.- 228 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.