Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бянкина Л.В., Павлюк Г.Б., Супрун С.А.

В статье представлены результаты анкетирования представителей федераций по видам спорта, тренеров, спортсменов, имеющих высокие спортивные разряды и звания мастера спорта. Целью данного исследования являлось выявление особенностей психологического сопровождения спортсменов на Дальнем Востоке. Определены следующие особенности: желательность психологического сопровождения как тренерами, так и спортсменами; отсутствие возможности введения ставок спортивного психолога в штатное расписание, недостаточность соревновательного опыта вследствие отдаленности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бянкина Л.В., Павлюк Г.Б., Супрун С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ATHLETES IN THE RUSSIAN FAR EAST

The article presents the results of a survey of representatives of sports federations, coaches, athletes with high sports ranks and the title of master of sports. The purpose of this study was to identify the features of psychological support of athletes in the Far East. The following features are identified: the desirability of psychological support, both by coaches and athletes; the lack of the possibility of introducing sports psychologist rates into the staffing table, the lack of competitive experience due to the remoteness of the region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ»

3. Gerbekova, T.A. (2019), "The influence of emotional stress on the development of a teenager's personality", Traditions and innovations in psychology and social work, collection of scientific papers, Ka-rachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 51-55.

4. Lepshokova, A.A. and Semenova F.O. (2019), "Psychological features of emotional intelligence and its role in various spheres of human activity", Traditions and innovations in psychology and social work, collection of scientific papers, Karachay-Circassian State University, Karachaevsk, pp. 89-93.

5. Marshevskaya, A.S. (2020), "The spread of mental disorders among American veterans of the Vietnam War", Historical, psychological and social aspects of the impact of epidemics on humans and society, proceedings of the XLVIII International Scientific Conference, Poltorak, St. Petersburg, pp. 155-160.

6. Nikolaenko, T.A. (2021), "Determination of the psychogenic effect of the transferred new coro-navirus infection on the change of strategies of stress defense mechanisms", Youth Science Week, materials of the All-Russian Scientific Forum with international participation Iveks Tyumen, pp. 289.

7. Rubezhanskaya, A.O. and Bostanova, L.Sh. (2021), "Disorders of mental processes in various diseases", Actual problems of science and technology, materials of the All-Russian (National) Scientific and Practical Conference, Don State Technical University, Rostov-on-Don, pp. 451-453.

8. Semenova, F.O., Bostanova, L.Sh., Tsybulenko, O.P. and Salpagarova, F.I. (2021), "The specifics of the activities of psychological services in the conditions of the COVID-19 pandemic associated with the remote mode of study and work", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 202, No. 12, pp. 543-547.

9. Urusova, A.M. and Bostanova, S.N. (2020), "Psychological mechanisms of educational stress management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 529-533.

10. Cherbieva, S.V. (2022), "Features of the influence of educational stress on the student life of students of different courses", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 607615.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2023

УДК 159.9: 796.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Георгий Богданович Павлюк, аспирант, Славяна Александровна Супрун, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Аннотация

В статье представлены результаты анкетирования представителей федераций по видам спорта, тренеров, спортсменов, имеющих высокие спортивные разряды и звания мастера спорта. Целью данного исследования являлось выявление особенностей психологического сопровождения спортсменов на Дальнем Востоке. Определены следующие особенности: желательность психологического сопровождения как тренерами, так и спортсменами; отсутствие возможности введения ставок спортивного психолога в штатное расписание, недостаточность соревновательного опыта вследствие отдаленности региона.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, спортивная подготовка, спортсмен.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p393-396

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT ATHLETES IN THE RUSSIAN FAR

EAST

Larisa Vladimirovna Byankina, candidate of pedagogical sciences, docent, Georgy Bogda-novich Pavlyuk, post-graduate student, Slavyana Aleksandrovna Suprun, master student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Abstract

The article presents the results of a survey of representatives of sports federations, coaches, athletes with high sports ranks and the title of master of sports. The purpose of this study was to identify the features

of psychological support of athletes in the Far East. The following features are identified: the desirability of psychological support, both by coaches and athletes; the lack of the possibility of introducing sports psychologist rates into the staffing table, the lack of competitive experience due to the remoteness of the region.

Keywords: psychological support, sports training, sportsmen.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, заявленной в названии статьи, обосновывается необходимостью всестороннего анализа региональных особенностей развития спорта Дальнего Востока России для содействия достижения цели рассмотрения его как зоны опережающего развития. Региональные особенности Дальнего Востока России, влияющие на подготовку спортсменов, определяются не только климатогеографическими характеристиками, но и социокультурными, экономическими и демографическими особенностями. Вследствие влияния данных особенностей Дальнего Востока развитие спорта имеет отличительные в сравнении с центральной частью России черты, которые необходимо учитывать при построении процесса подготовки спортсменов. Психологическая подготовка спортсменов в данных обстоятельствах также будет иметь особенности, связанные с необходимостью одновременного решения задач спортивного отбора, с одной стороны, и привлечения к занятиям и сохранение контингента - с другой. В условиях низкой плотности населения тренеры вынуждены решать указанные задачи одновременно, что существенным образом затрудняет не только применение принципа индивидуального подхода, но и учет мотивации спортивной деятельности. Выезд на соревнования сопряжен не только с поиском финансовых ресурсов, но и с решением организационных вопросов, включающих в том числе и непрерывное течение тренировочного процесса спортсменов, которые занимаются у тренера, выезжающего на соревнования.

Как считают В.В. Находкин и Н.И. Портнягин, психологическое сопровождение -это комплексная программа, направленная на оптимизацию подготовки юных спортсменов психофизиологическими, психологическими, психолого-педагогическими и социально-психологическими методами и средствами [3]. Психологическое сопровождение процесса подготовки спортсмена выделяется наряду с такими видами как психофизиологическая подготовка к тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также адаптация к социальным условиям спортивной деятельности, что особое значение приобретает для спортивных игр [3, 4]. Таким образом, психологическое сопровождение подготовки спортсменов имеет несколько иное смысловое наполнение нежели психологическая подготовка как раздел подготовки спортсменов, и требует определенного осмысления не только с теоретической точки зрения, но и с практической точки зрения тренеров, спортсменов, административных работников в сфере физической культуры и спорта, причем не столько с целью оптимизации и повышения спортивного результата, но с целью сохранения и поддержания психологического благополучия участников тренировочного процесса.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено анкетирование спортсменов, имеющих спортивный разряд Кандидат в мастера спорта, звание Мастер спорта; тренеров, представителей спортивных федераций г. Хабаровск (всего 56 человек). Анкета содержала 22 вопроса, отражающих в основном исследование потребности в психологическом сопровождении спортсменов, выявление конкретных проблем: взаимодействие с родителями спортсменов, психологическое выгорание как спортсменов, так и тренеров, а также отражение проблемы привлечения детей к занятиям спортом в Дальневосточном регионе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного анкетирования определено, что большая часть (около 70%) респондентов отмечает необходимость психологического сопровождения спортсменов и наличие различных вопросов к тренерам, которые также могут иметь

ограниченность ресурса в оказании психологического сопровождения тренировочного процесса. Кроме того, тренеры сами могут быть подвержены профессиональному выгоранию и работа спортивного психолога призвана также решать задачу психологического консультирования тренеров.

Проблему привлечение детей к занятиям спортом указывают 63% респондентов, имея в виду не только приход в секцию, но и продолжение занятий в ней, а также соблюдение дисциплины. Данная проблема тесно связана с мотивацией занятий детей. В проведенных нами ранее исследованиях определено, что мотивация двигательной деятельности связана с мотивацией достижения успеха и смыслообразующей мотивацией [1, 2]. Исследование мотивации достижений успеха у лиц, занимающихся спортом, показало, что она выше, чем у лиц, не занимающихся спортивной деятельностью, и, более того, данный вид мотивации можно успешно развивать, применяя специальные средства и методики, также обусловленные наличием специальной подготовленности тренера. Развитие смыслообра-зующей спортивной, деятельности возможно путем акцентирования уже имеющегося смысла осуществляемой деятельности для каждого индивида, имея в виду перспективу освоения всех базовых смыслов личности. Еще одним условием является применение специальных педагогических мероприятий, таких как создание специальных проблемных ситуаций, проведение дидактических игр, ориентация на развитие рефлексивных и креативных способностей занимающихся, а также создание условий для свободного выбора и самоорганизации. То есть, успешное мотивирование детей для занятий спортом требует не только отбора спортивно одаренных детей, но также учет их собственной мотивации, что также предполагает соответствующие компетенции тренера, связанные со знаниями психологии.

В большинстве своем респонденты отметили сотрудничество с родителями спортсменов, однако определенные трудности во взаимодействии отмечены в 30,6% случаев. Указанные трудности возникают в основном с родителями детей среднего и старшего школьного возраста. Причем если в среднем школьном возрасте родители в большей степени заинтересованы в создании для ребенка условий для достижения спортивного результата и требуют от тренера большего внимания своему ребенку, то в старшем школьном возрасте родители предпочитают, чтобы ребенок больше готовился к поступлению в вузы и сдаче ЕГЭ.

Только 50% опрошенных отмечают, что спортивными федерациями принимаются определенные меры в решении проблем психологического сопровождения спортсменов высших и массовых разрядов меры, однако 38,5% данных воздействий на себе никак не ощущают и лишь 11,5% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понимание необходимости психологического сопровождения спортсменов в сочетании с отсутствием спортивных психологов в командах побуждает тренеров повышать собственную компетентность в решении психологических проблем спортсменов. Задачей администрации детско-юношеских школ является организация систематического повышения квалификации тренерского состава в данном аспекте. Понимание региональных особенностей, связанных с географическим положением, климатическими характеристиками, демографическим ресурсом населения, социально-экономическими и культурными ресурсами Дальнего Востока позволит корректировать цели и задачи тренерской деятельности, неизбежно смещая акцент на массовый спорт с сохранением тенденции поиска спортивно одаренных детей. Решение задач психологического сопровождения подготовки спортсменов будет более успешным при консолидации усилий по научной, образовательной и практической интеграции представителей академической среды, научного сообщества, спортивных организаций, органов государственного управления, а также спортивных федераций дальневосточного региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бянкина Л.В. Рассмотрение мотивов занятий двигательной деятельностью в перспективе смыслообразования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 274-277.

2. Бянкина Л.В. Взаимосвязь мотивации спортивной деятельности и мотивации достижения успеха / Л.В. Бянкина, К.А. Глушаченков, О.Ю. Вершинина // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск : ДВГАФК, 2019. - С. 35-39.

3. Находкин В.В. Психологическое сопровождение юных спортсменов / В.В. Находкин, Н.И. Портнягин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 53-55.

4. Ржанов А.А. Психологическое сопровождение и подготовка команды юных волейболистов / А.А. Ржанов, Л.В. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 7 (185). - С. 484-489.

REFERENCES

1. Byankina, L.V. (2019), "Consideration of motives for engaging in motor activity in the perspective of meaning formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), рp. 274-277.

2. Byankina, L.V., Glushachenkov, K.A. and Vershinina, O.Yu. (2019), "Interrelation ofmotivation of sports activity and motivation of success", Modern problems of physical culture and sports, materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Khabarovsk, pp. 35-39.

3. Nakhodkin, V.V. and Portnyagin, N.I. (2016), "Psychological support of young athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 53-55.

4. Rzhanov, A.A. and Medvedeva, L.V. (2020), "Psychological support and training of a team of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 484-489.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 03.07.2023

УДК 159.923:796.323

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ

Елена Владимировна Витун, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Гаврилович Витун, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный

университет, Оренбург

Аннотация

Введение. В настоящее время баскетбол является одной из популярных спортивных игр, привлекающих значительное количество занимающихся. В то же время данная спортивная игра предъявляет достаточно высокие требования как к физическим, так и к психологическим качествам игроков.

Цель исследования. В связи с этим на основании полученных данных о том, что во время соревнований происходят сбои в психологической подготовке баскетболистов, целью нашего исследования является поиск наиболее эффективных средств и методов психологической подготовки.

Методика и организация исследования. Был произведен сравнительный анализ технических приемов, на основании которых делается заключение о результативности и полезности игроков, показавший снижение результативности в процессе официальных игр по сравнению с тренировочными играми. Оценивались технические приемы основного состава сборной по баскетболу Оренбургского государственного университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Для анализа и оценки были взяты основные технические приемы, а именно: двухочковый бросок, трехочковый бросок, штрафной бросок, подбор от щита и другие. Результативность технических приемов существенно снижалась пропорционально значимости игр. Наиболее высокой она была в тренировочных и товарищеских встречах, и снижалась во время игр Чемпионата города и игр Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ).

Выводы. На основании полученных результатов считаем необходимым разработку рекомендаций по психологической подготовке игроков и внедрение в тренировочный процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.