Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение гимнасток в предсоревновательный период'

Психолого-педагогическое сопровождение гимнасток в предсоревновательный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
511
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ДЕВОЧКИ 9-10 ЛЕТ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ARTISTIC GYMNASTICS / PRE-COMPETITION PERIOD / GIRLS 9-10 YEARS / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович, Роганова Юлия Николаевна, Осокина Елена Александровна

Введение. В современной системе спортивного образования становится актуальным психолого-педагогическое сопровождение спортсменов. Цель исследования обосновать программу психолого-педагогического сопровождения девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Методы педагогический эксперимент (n = 52 чел.), диагностика психических состояний гимнасток (шкала тревожности, проективные методики, самооценка условий эффективной тренировки). Результаты: предложена программа психолого-педагогического сопровождения, основанная на учете возрастных и психофизиологических особенностей гимнасток, мониторинге оценки уровня нервных процессов, состояний и отдельных свойств личности. Выводы: программа, основанная на воспитании навыков личной саморегуляции, достоверно повлияла на снижение тревожности, агрессивности, на повышение уверенности в себе и развитие личностных качеств гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович, Роганова Юлия Николаевна, Осокина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of gymnasts in the pre-competition period

Introduction. In the modern system of sports education, the psychological and pedagogical support for athletes is becoming relevant. The purpose of the study is to substantiate the program of psychological and pedagogical support for girls 9-10 years old who are engaged in rhythmic gymnastics. Methods-pedagogical experiment (n = 52 people), diagnostics of the mental states of gymnasts (anxiety scale, projective methods, self-assessment of effective training conditions). Results: the program of psychological and pedagogical support is proposed, based on taking into account the age and psychophysiological characteristics of the gymnasts, monitoring the assessment of the level of nervous processes, states and individual personality properties. Conclusions: the program based on the education of the personal self-regulation skills significantly affected the reduction of anxiety, aggression, increased self-confidence and development of personal qualities of gymnasts.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение гимнасток в предсоревновательный период»

УДК 796.412:159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИМНАСТОК В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Елена Александровна Шмелева, доктор психологических наук, доцент, Павел Александрович Кисляков, доктор психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Юлия Николаевна Роганова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Александровна Осокина, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет, г. Шуя

Аннотация

Введение. В современной системе спортивного образования становится актуальным психолого-педагогическое сопровождение спортсменов. Цель исследования - обосновать программу психолого-педагогического сопровождения девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Методы - педагогический эксперимент (n = 52 чел.), диагностика психических состояний гимнасток (шкала тревожности, проективные методики, самооценка условий эффективной тренировки). Результаты: предложена программа психолого-педагогического сопровождения, основанная на учете возрастных и психофизиологических особенностей гимнасток, мониторинге оценки уровня нервных процессов, состояний и отдельных свойств личности. Выводы: программа, основанная на воспитании навыков личной саморегуляции, достоверно повлияла на снижение тревожности, агрессивности, на повышение уверенности в себе и развитие личностных качеств гимнасток.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, художественная гимнастика, предсоревновательный период, девочки 9-10 лет, саморегуляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p537-540

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF GYMNASTS IN THE PRE-

COMPETITION PERIOD

Elena Aleksandrovna Shmeleva, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Pavel Aleksandrovich Kislyakov, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, Russian State

Social University, Moscow; Julia Nikolaevna Roganova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Aleksandrovna Osokina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo State University, Shuya

Abstract

Introduction. In the modern system of sports education, the psychological and pedagogical support for athletes is becoming relevant. The purpose of the study is to substantiate the program of psychological and pedagogical support for girls 9-10 years old who are engaged in rhythmic gymnastics. Methods-pedagogical experiment (n = 52 people), diagnostics of the mental states of gymnasts (anxiety scale, projective methods, self-assessment of effective training conditions). Results: the program of psychological and pedagogical support is proposed, based on taking into account the age and psychophysiological characteristics of the gymnasts, monitoring the assessment of the level of nervous processes, states and individual personality properties. Conclusions: the program based on the education of the personal self-regulation skills significantly affected the reduction of anxiety, aggression, increased self-confidence and development of personal qualities of gymnasts.

Keywords: psychological and pedagogical support, artistic gymnastics, pre-competition period, girls 9-10 years, self-regulation.

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе спортивного образования становятся актуальными вопросы психолого-педагогического сопровождения. Анализ и оценка психологических параметров у юных спортсменов, выявление уровня их мотивации и индивидуальных склонностей в профессиональном стандарте тренера является одним из видов трудовых действий. Сегодня психолого-педагогическое сопровождение в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности представляется как система профессиональной деятельности не только психолога, но и тренера [1-4]. Целью нашего исследования являются

особенности психо лого-педагогического сопровождения девочек 9-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой по созданию условий успешной спортивной деятельности, развития их личностных качеств.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для апробации программы был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 52 гимнастки в возрасте от 9-10 лет из спортивной школы олимпийского резерва №8 «Спартак» г. Иваново. Данные собирались с помощью стандартизированных методик: шкалы тревожности СМЛ8 (в адаптации А.М. Прихожан), проективной методики «Кактус» для исследования эмоционально-личностной сферы; самооценки спортсменом условий эффективной тренировки (Б. Дж. Кретти), обрабатывались с использованием программы 81аЙ8Иса 10.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процесс обучения спортсменок должен подчиняться одному из важных психологических принципов - формирование и закрепление надежной долговременной связи между мотивацией и целенаправленной деятельности на победу, контроля за принятием решений в отношении личных действий и жесткая эмоционально-волевая регуляция поведения.

Особенностью психолого-педагогического сопровождения гимнасток является обязательный учет тренером психики девочек 9-10 лет: высокого уровня их эмоциональности, капризности, значительных перепадов настроения тому подобное. Программа психолого-педагогического сопровождения состоит из трех блоков: подготовительного, основного и предсоревновательного. В разработке использованы системы психотренинга Л.Е. Унесталя и принципы психической саморегуляции С.М. Шингаева. Каждый блок содержит определенные упражнения, необходимые для усвоения процесса саморегуляции, последовательное овладение которыми формирует и закрепляет механизмы личной саморегуляции.

В таблице 1 представлена программа психолого-педагогического сопровождения, разработанная для отделения художественной гимнастики.

Таблица 1 - Программа психолого-педагогического сопровождения гимнасток

Название психотренинга и блоков Время однократного выполнения упражнения, мин Период тренировки Количество тренировок на неделю

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК Цель - усвоение упражнений мышечной и психической релаксации, идеомоторной тренировки

Мышечная релаксация 25 Первая неделя 4

Мышечная релаксация 15 Вторая неделя 4

Психическая релаксация 20 Третья неделя 3

Психическая релаксация 10 Четвертая неделя 3

Отключение (защита) от препятствий - Пятая неделя 6

Идеомоторная тренировка 30 Шестая неделя 6

ОСНОВНОЙ БЛОК Цель - повышение психологической устойчивости

Решение проблем 15 Седьмая неделя 5

Тренировка психологической устойчивости 25 Восьмая неделя 6

Тренировка концентрации внимания 10 Девятая неделя 4

ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК Цель — психолого-педагогическое сопровождение гимнасток в процессе подготовки к будущим соревнованиям

Тренировка активации 15 Десятая неделя 6

Умственная репетиция 15 6

Программа «Псих-ОП» 15 6

Установки на соревнования 15 6

Всего по блокам 10 недель, количество тренировок 65, время выполнения от 10 мин. До 30 мин. в зависимости от упражнения

В состав подготовительного блока входит усвоение упражнений сначала мышечной, а затем психической релаксации, которое должно завершиться умением спортсменок максимально расслабляться, осознавать свое психологическое состояние, а также «отключаться» от внутренних и внешних раздражителей. Блок содержит упражнения, необходимые для усвоения идеомоторной тренировки. Важнейшей сутью освоения идеомоторными актами являются сопровождение образного представления о сложных мышечных упражнениях, об изменении тонуса мышц, которые в реальных условиях участвуют в выполнении данного движения.

Во время идеомоторной тренировки все сложные двигательные действия необходимо продумывать со всеми деталями и сопровождать как можно более яркими образными представлениями. Последние при многократном применении спортсменками должны обеспечить психофизиологические изменения в нервно-мышечном аппарате, близкие к процессам, которые происходят при реальной работе мышц. К примеру, таким образом, могут быть отработаны такие упражнения, как прыжки, упражнения с предметом, элементы танцев и пр.

Основной блок направлен на решение проблем усвоения юными спортсменками умения ярко представлять решения ими сложных спортивных ситуаций. Важно запоминание положительного эмоционального состояния, которое возникает при успешном решении какого-либо вопроса. В эксперименте учитывалась специфика деятельности юных гимнасток, оптимизация степени проявления самообладания, уверенности в своих силах, эмоциональной устойчивости и трудолюбия. Тренировка концентрации предусматривала усвоение упражнений, которые позволяли акцентировать внимание на определенных действиях, осознавать конкретные технико-тактические приемы, концентрировать и мобилизовать свои психофизиологические возможности перед ответственными соревнованиями.

Предсоревновательный блок полностью посвящен психолого-педагогическому сопровождению гимнасток в процессе подготовки к будущим испытаниям. Тренировка активации имеет целью усвоение гимнастками умения быстро и качественно переходить от состояния покоя, даже релаксации, к высокому уровню активности, к мобилизации своих спортивных возможностей. Умственная репетиция также направлена на подготовку к выполнению конкретных упражнений, к отработке слабо усвоенных технических приемов, т.е. к осмыслению особенностей собственной деятельности с обязательным учетом мнимых обстоятельств ее совершения. Программа «Псих-ОП» позволяет развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена. Установка и наставление на соревнования формируются за счет внушения. Варианты внушения (победное чувство) спортсменки находят лично для себя, учитывая особенности своей нервной системы и психики, свои привычки и темперамент. Внушения закладываются и отрабатываются при глубокой релаксации, что позволяет перейти им в подсознание, проявляются они позже, непосредственно во время соревнования. Сравнение диагностических срезов говорит об улучшении психологического состояния юных гимнасток.

Таблица 2 - Сравнение диагностических срезов (психологическое состояние)

Психологическое состояние Количество, %

До эксперимента После эксперимента

агрессивность 49 30

импульсивность 31 25

эгоцентризм 28 19

неуверенность в себе 42 33

демонстративность 25 25

скрытность 17 10

оптимизм 58 78

тревожность 49 35

женственность 67 70

экстравертированность 29 29

стремление к семейной защите 74 75

По результатам эксперимента выявлены достоверные различия в психологических состояниях гимнасток - до и после эксперимента (значимо снизился уровень тревожности: у большинства девочек наблюдается нормальная, адекватная реакция, свидетельствующая об адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильного формирования личности. Значительно снизилась агрессивность девочек, у них повысилась уверенность в себе, уменьшилась скрытность, эгоцентризм. Девочки стали более спокойными, стали меньше демонстрировать импульсивность, несдержанность, что позитивно сказалось на их спортивной успешности. С учетом результатов оценки условий эффективной тренировки выявлено, что наиболее значимым для спортсменок является личная поддержка и внимание тренера, возможность активно тренироваться, установка, стимуляция тренера и его помощников, поддержка и похвала товарищей, проведение соревнования с самим собой.

ВЫВОДЫ

Психолого-педагогическое сопровождение в предсоревновательном периоде осуществляется более успешно, если проводится мониторинг оценки уровня нервных процессов, состояний и отдельных свойств личности; учет возрастных и психофизиологических особенностей, реализуется программа, основанная на личной саморегуляции. Внедрение программы с учетом индивидуально-психологических особенностей гимнасток в предсо-ревновательном периоде позволило благоприятно повлиять на снижение тревожности, агрессивности, на повышение уверенности в себе и развитие личностных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психолого-педагогическое сопровождение спортивного резерва в парусном спорте: конфликтологические аспекты / С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Е.А. Ба-выкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 27-31.

2. Лагутин А.Б. Начальная спортивная подготовка детей дошкольного возраста / А.Б. Лагутин, Е.С. Коченгина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 118-124.

3. Находкин В.В. Психологическое сопровождение юных спортсменов / В.В. Находкин, Н.И. Портнягин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 53-55.

4. Пашута В.Л. Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов как фактор преодоления стресса в условиях спортивной деятельности / В. Л. Пашута, А.С. Никольская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 236-240.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M, Kochergin, A.N., Ryabchikov, V.V., Kulikov, V.S. and Bavykin, E.A. (2019), "Psychological and pedagogical support of sports reserve in sailing: conflictological aspects", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 27-31.

2. Lagutin, A.B. and Kochengina, E.S. (2015), "Initial sports raining of children at preschool age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 118-124.

3. Nakhodkin, V.V. and Portnyagin, N.I. (2016), "Psychological support of young athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 53-55.

4. Pashuta, V.L. and Nikolskaya, A.S. (2017), "Psychological and pedagogical support as a way to overcome stress in the conditions of sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 236-240.

Контактная информация: noc_shmeleva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.