О.С. Цыганенко
Вопросы совершенствования методики регуляции предстартового состояния спортсменов сборной вуза по легкой атлетике
Психологическая подготовка, как следует из опыта, является неотъемлемой частью многопланового процесса предсоревновательной подготовки спортсменов. Предстартовое состояние обязательно возникает у спортсменов в связи с предстоящими выступлениями на соревнованиях. Его регуляция требует разработки, организации и проведения тренером комплекса мероприятий психолого-педагогической направленности, нацеленных на уменьшение психической напряженности подопечных.
Ключевые слова: психологическая подготовка спортсменов, регуляция предстартового состояния спортсменов, психолого-педагогическое сопровождение.
В спорте больших достижений ведущие спортсмены подходят к участию в соревнованиях, как правило, с одинаковым уровнем развития физических качеств, технико-тактического мастерства и функциональной подготовленности, следовательно, в указанных условиях приоритетную роль играет психологическая подготовленность спортсменов [5].
Полное отсутствие волнения иногда может свидетельствовать о так называемом «эмоциональном выгорании» спортсмена, о завышенной самооценке, о низком уровне ответственности. В то же время слишком высокий уровень волнения может привести как к отдельным недочетам в работе, так и к «тоннельному» восприятию, мешающему объективной оценке ситуации и, при неблагоприятном развитии ситуации, к полному провалу выступления [2; 8].
Опытные спортсмены вырабатывают свои способы преодоления предстартового состояния и создания нужного настроения перед соревнованием. Для спортсменов, начинающих спортивную карьеру или, как в данном случае, для участников студенческой сборной важно психолого-педагогическое сопровождение со стороны тренера, который, в зависимости от конкретной ситуации, личности спортсменов, их психологической устойчивости определяет индивидуальные методы, способы и приемы поддержания оптимального психического состояния подопечных [4].
Отсутствие научно обоснованного психолого-педагогического
о
сопровождения часто приводит к непредсказуемым последствиям, § ® поскольку предстартовое психическое состояние спортсмена оказывает 5 ° прямое влияние на результат соревновательной деятельности. При этом | 1 большинство спортивных психологов указывают на недостаточность | <§ специальных методик [6], что обусловливает актуальность представ- о § ленного исследования. чю
Автор данного исследования является тренером студенческой сбор- с ной МГТУ им. Н.Э. Баумана по легкой атлетике. Это определило выбор цели научной работы - совершенствование и экспериментальная проверка эффективности методики регуляции предстартового волнения посредством психической регуляции при сочетании дыхательных упражнений с одновременным напряжением и расслаблением мышц у бегунов на короткие дистанции.
Объектом исследования стал учебно-тренировочный и соревновательный процесс бегунов на короткие дистанции, входящих в состав сборной МГТУ им. Н.Э. Баумана по легкой атлетике. Предмет исследования: методика регуляции предстартового состояния посредством психической регуляции при сочетании дыхательных упражнений с одновременным напряжением и расслаблением мышц у бегунов на короткие дистанции.
Задачи исследования:
1) проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2) руководствуясь результатами анализа, усовершенствовать методику регуляции предстартового волнения посредством психической регуляции при сочетании дыхательных упражнений с одновременным напряжением и расслаблением мышц у бегунов на короткие дистанции;
3) экспериментально проверить эффективность применения методики регуляции предстартового волнения посредством психической регуляции при сочетании дыхательных упражнений с одновременным напряжением и расслаблением мышц у бегунов на короткие дистанции, входящих в состав сборной МГТУ им. Н. Э. Баумана по легкой атлетике.
Способ психической саморегуляции, часто используемый на практике, - самовнушение, - разработан немецким психиатром И.Г. Шульцем, выпустившем в 1932 г. книгу «Аутогенная тренировка». Другая широко известная система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» Э. Джекобсона, обнаружившего, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы, и предложившего для снятия эмоциональной напряженности расслаблять их [9].
g | Психогигиенист А.В. Алексеев в 1970-е гг. создал новую методику, | § названную им «психорегулирующей тренировкой», которая отличает-сэ5 ся от аутогенной тем, что в ней не используется внушение «ощущения § тяжести» в различных частях тела, помимо этого в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, напрямую связанных с расслаблением скелетных мышц. В данную методику были включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и канадского исследователя Л. Персиваля [5].
С целью проверки эффективности методики регуляции предстартового состояния посредством психической регуляции при сочетании дыхательных упражнений с одновременным напряжением и расслаблением мышц у бегунов на короткие дистанции был проведен педагогический эксперимент. Из числа спортсменов студенческой сборной МГТУ им. Н.Э. Баумана по легкой атлетике были сформированы две группы по 7 человек - контрольная и экспериментальная. Группы совпадали по гендерному составу, возрасту и спортивной квалификации. Нами было проведено педагогико-психологическое тестирование с целью определения уровня развития психического состояния испытуемых (табл. 1).
Методике саморегуляции спортсмены экспериментальной группы обучались тренером во время учебно-тренировочного процесса, далее приемы саморегуляции применялись ими на соревнованиях.
Во время обучения спортсменами были освоены следующие методы регуляции предстартового состояния.
1. «Зеркало» - основан на механизме биологической обратной связи.
2. «Разминка» - регулирующий эффект данного метода, определяющегося качеством и видом используемых для него упражнений, прогнозировался тренером, т.к. предстартовое возбуждение испытуемых усиливалось в случае идентичности комплексу упражнений, используемых для подготовки к данным соревнованиям, и уменьшалось при включении упражнений, отличающихся по характеру от предстоящей деятельности.
3. Метод полной рационализации предстоящего события с высокой степенью детализации.
4. Метод избирательной позитивной ретроспекции с анализом сложных жизненных ситуаций, которые удалось успешно разрешить [1; 3; 4].
Метод «Опыт» и метод предельного мысленного усиления возможной неудачи были исключены в ходе исследования, т.к. негативно отражались на мотивации спортсменов к соревновательной деятельности.
Психическое состояние спортсменов на начальном этапе исследования (по методике «Шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера»)
Показатели психического состояния Норма КГ (М±т) ЭГ (М±т) Р
Настроение, мм 100 37,72 ± 2,52 36,37 ± 2,72 >0,05
Готовность к высшим достижениям, баллы 100 51,19 ±3,52 52,45 ±2,13 >0,05
Уверенность в себе, мм 100 57,57 ± 2,86 56,24 ± 2,73 >0,05
Ситуативная тревожность, мм <30 49,18 ±3,42 48,31 ±2,87 >0,05
Желание соревноваться, мм 100 50,34 ± 2,69 52,33 ±2,18 >0,05
Значимость предстоящей деятельности, мм 100 62,17 ±2,24 61,97 ±2,75 >0,05
Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа, М - среднее арифметическое значение, т - стандартная ошибка, р - достоверность различий по Г-критерию Стьюдента. Результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах, говорят об относительной идентичности групп (р > 0,05 по всем тестам).
Педагогика и психология ^ образования. 2018. №3 чо
| Одним из простых и надежных методов регуляции психических
| § состояний спортсменов являются дыхательные упражнения, посколь-
об КУ при произвольном изменении режима дыхания изменяется и режим
§ ^ психической деятельности. В ходе психологической подготовки спор-
ш
с тсменов экспериментальной группы к соревновательной деятельности использовались четыре типа дыхательных упражнений.
1. С полным брюшным дыханием. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вдох: при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняем воздухом нижние отделы легких, последовательно выпячивая живот, поднимая грудную клетку, плечи и ключицы. Выдох: выдыхаем, опуская грудную клетку, плечи и ключицы, втягиваем живот.
2. С ритмическим дыханием, осуществляемым во время ходьбы. При выполнении второго упражнения дыхание выполняется через рот, затем через плотно сомкнутые губы. Полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох за тоже число шагов (4, 6, 8). Задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при выдохе. Количество повторений определяется самочувствием.
3. С ритмическим дыханием, осуществляемым во время медленного бега.
4. С голосовым эффектом. Крик, сопровождающийся удлинением выдоха, приводит к повышению содержания углекислого газа, который оказывает опосредованное влияние на торможение активности передачи нервного импульса от нейрона к нейрону. По данным ученых-нейробио-логов, в частности, Д. Поппеля, это угнетающе действует на моторные области коры, двигательные центры головного мозга и через тормозные интернейроны спинного мозга вызывает расслабление мышц. Поэтому нами в комплекс дыхательных упражнений было включено упражнение с голосовыми эффектам [10].
Вдох через нос - на три счета, а выдох через нос - на шесть счетов (2-6 повторений). Затем вдох через нос - на три счета, а выдох через рот - на шесть счетов (2-6 повторений). Вдох через нос - на три счета, а выдох через рот, произнося с нарастающей громкостью, до крика: а-и-у-э-о (2-6 повторений). Спортсмены следят за своим самочувствием, тренер контролирует процесс.
После педагогического эксперимента, длившегося три месяца, было проведено повторное тестирование с целью проследить динамику психического состояния в экспериментальной и контрольной группах. Результаты показали, что спортсмены экспериментальной группы (по шкале Спилберга) перешли в верхнюю категорию
Показатели психического состояния спортсменов контрольной и экспериментальной групп
после проведенного исследования
Показатели психического состояния Норма КГ (М ± /и) ЭГ (М ± /и) Р
Настроение, мм 100 42,12 ±3,18 53,21 ± 1,06 >0,05
Готовность к высшим достижениям, мм 100 66,12 ± 3,46 63,24 ± 3,71 >0,05
Уверенность в себе, мм 100 67,21 ±2,19 68,01 ±2,15 >0,05
Ситуативная тревожность, баллы <30 37,17 ±3,28 28,31 ±2,47 >0,05
Желание соревноваться, мм 100 57,25 ± 2,23 58,12 ±2,21 >0,05
Значимость предстоящей деятельности, мм 100 67,21 ±2,26 68,20 ± 2,23 >0,05
Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, М - среднее арифметическое значение, т - стандартная ошибка, р - достоверность различий по Г-критерию Стьюдента.
Педагогика и психология образования. 2018. №3
g | низкотревожных, они стали выше оценивать настроение, возросло I § желание соревноваться, уверенность в себе и значимость предстоящей о 5 деятельности, стремление к высшим результатам. Достоверных раз-ч с личий между экспериментальной и контрольной группами не зафик-с сировано, поскольку желание соревноваться не зависит от предстартового волнения.
Таким образом, результаты исследования показали, что методика регуляции предстартового волнения посредством психической регуляции при сочетании дыхательных упражнений с одновременным напряжением и расслаблением мышц у бегунов на короткие дистанции доказала на практике свою эффективность.
Библиографический список
1. Бадулин В.Д., Петкевич А.И. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей // Культура физическая и здоровье. 2008. № 5. С. 76-78.
2. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 3. С. 13-17.
3. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. М., 2009.
4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2012.
5. Медведев Б.А. Животворящее дыхание. Дыхательные практики, которые всегда работают. Ростов-н/Д., 2007.
6. Попов А.Л. Спортивная психология. М., 2000.
7. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М., 2009.
8. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: Учебное пособие. М., 2007.
9. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: Хрестоматия / Сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. М., 2005.
10. Poppel D.M., Cohen L.M., Germain M.J. The Renal Palliative Care Initiative // J. Palliat Med. 2003. Apr.
Цыганенко Олеся Сергеевна - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Национальный исследовательский университет)
E-mail: [email protected]
o ^
CO
O.S. Tsyganenko
The issues of improving the methods g
of regulation of the prestart condition of the participants | ^
of the student track and field team s 1
2 ro i m
O
Psychological training is an integral part of the multifaceted process o pg of precompetitive preparation of athletes. The prestart conditions are characteristic ^ vq for athletes before competitions. Its regulation requires development and organization ci 0 by the coach of a set of measures of psycho-pedagogical nature designed to reduce mental tension of the athletes.
Key words: psychological training of athletes, regulation of prestart condition of athletes, psycho-pedagogical support.
Tsyganenko Olesya S. - senior teacher at the Department "Physical education", Bauman Moscow State Technical University