Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / YOUNG TEACHERS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джибладзе И.А.

В статье рассмотрены особенности психологического сопровождения молодых педагогов. Приведены результаты исследования затруднений, возникающих у молодых педагогов в процессе адаптации к их профессиональной деятельности, а так же предложены способы их успешного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джибладзе И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

The article examines the features of psychological support for young teachers. The main difficulties of young teachers are studied and ways for their successful resolution are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 159.98:371.13

Джибладзе И.А. студент магистратуры 2 курса институт педагоги, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

научный руководитель: Бура Л.В., к.психол.н.

доцент кафедра психологии Россия, г. Ялта

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности психологического сопровождения молодых педагогов. Приведены результаты исследования затруднений, возникающих у молодых педагогов в процессе адаптации к их профессиональной деятельности, а так же предложены способы их успешного решения.

Ключевые слова. Молодые педагоги, психологическое сопровождение, профессиональная адаптация.

Dzhibladzhe I.A. graduate student

2 year, institute of teachers, psychology and inclusive education Humanities and Pedagogics Academy (branch) of V. I. Vernadsky

Crimean Federal University in Yalta Scientific adviser: Bura LV. Candidate of Psychological Sciences Associate Professor at the Department of Psychological FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS

Annotation: The article examines the features of psychological support for young teachers. The main difficulties of young teachers are studied and ways for their successful resolution are proposed.

Keywоrds: Young teachers, psychological support, professional adaptation.

Несмотря на модернизацию институтов системы образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в образовательные учреждения, непрерывное обновление инновационных образовательных технологий, незаменимая роль в содействии формированию личности обучающихся по-прежнему отводится учителю.

В отличие от педагога со стажем, начинающий молодой специалист

испытывает ряд трудностей в своей профессиональной деятельности в силу отсутствия педагогического опыта и особенностями протекания адаптационного процесса [3].

Выходом из сложившейся ситуации является создание условий для проведения мероприятий по сопровождению адаптации молодых педагогов, которое для обеспечения всесторонней помощи, должно включать три основных направления:

- информационно-методическое сопровождение (технологии управления инновационной деятельностью педагогов, процессы решения и постановки профессиональных задач) [2];

- социально-педагогическое сопровождение (наставничество);

- психологическое сопровождение (система консультационных, диагностических, обучающих и коррекционных мероприятий, направленных на решение психологических трудностей, развитие необходимых профессиональных и личностных качеств) [1].

Однако, если первые два направления сопровождения молодых педагогов реализуются в большинстве общеобразовательных учреждений, то вопрос о психологическом сопровождении требует более глубинного изучения.

Для изучения особенностей психологического сопровождения адаптации молодых педагогов необходимо обозначить и проанализировать основные затруднения, с которыми сталкиваются начинающие специалисты в начале своей педагогической карьеры.

Для реализации постановленной задачи нами было проведено исследование затруднений, возникающих у молодых педагогов муниципального образования городской округ Ялта в процессе адаптации к их профессиональной деятельности. В исследование приняло участие 18 специалистов, принятых на работу в общеобразовательные учреждения в 2018 году.

На первом этапе исследования, испытуемым предлагалось ответить на вопрос: «Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?» Полученные ответы представлены на рис 1.

Рис.1. Уровни самооценки настроения молодых педагогов Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что большинство испытуемых оценили свое настроение, как «чаще хорошее» (40%) и «обычно хорошее» (33,3%). 20% молодых специалистов считают, что выполняемая работа не влияет на их настроение. Негативно оценили свое настроение 6,6% опрошенных.

На втором этапе исследования, анализировалась удовлетворённость молодых педагогов разными аспектами образовательной среды. Опрос показал, что большинство испытуемых в большей степени удовлетворены образовательным процессом (в среднем 75%). Неудовлетворённость выявлена по таким показателям, как: «возможность высказать свою точку зрения» (26,6%), «возможность проявлять инициативу» (20%), «уважительное отношение себе» (13,6%), «сохранение личного достоинства» (13,6%), «учет личных проблем и затруднений» (13,6%), «внимание к просьбам и предложениям» (13,6%), «возможность обратиться за помощью» (6,6%), «помощь выборе собственного решения» (6,6%). Полученные результаты представлены на рис.2.

Рис. 2. Анализ удовлетворенности молодых педагогов образовательным процессом

На третьем этапе исследования, испытуемым предлагалось самим обозначить основные затруднения, с которыми они столкнулись, приступив к профессиональной деятельности.

Большая часть молодых педагогов (66,6%) ответили, что их основные затруднения связаны с обучающимися. Следует отметить, что в эту категорию вошли такие проблемы, как: неуважительное отношение со стороны обучающихся, уровень дисциплины, конфликтные ситуации, низкая заинтересованность обучающихся в предмете. Далее ответы распределись следующим образом: «отсутствие опыта» (40%), «высокий уровень нагрузки» (33,3%), «трудности с родителями учеников» (20%), «трудности в общении с коллегами» (6,6%). Визуально, процентное соотношение ответов представлено на рис.3.

Рис. 3. Анализ основных затруднений молодых педагогов

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение адаптации молодых педагогов должно предусматривать комплекс мер направленных на работу с основными затруднениями, возникающими на пути вхождения в профессиональную деятельность. Проведенное исследование и анализ затруднений молодых педагогов на примере г. Ялта, дает возможность сформулировать следующие задачи психологического сопровождения:

1. обучение эффективному взаимодействию с обучающимися;

2. повышение стрессоустойчивости и обучение навыкам саморегуляции;

3. изучение возможностей профессионального самовыражения и исследование индивидуальных путей достижения профессионального «акме»;

4. обучение навыкам управления конфликтом.

Психологическое сопровождение адаптации молодых педагогов является важнейшим этапом профессионального развития личности и становления профессионального самосознания. Результат психологического сопровождения заключается не только в обеспечении успешного вхождения в образовательный процесс, но и в комплексном развитии личностных и профессиональных качеств.

Использованные источники:

1. Логвинова, И.М. Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе разработки основной образовательной программы школы и введения ФГОС / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. -2011г. - № 9. - С. 6 - 11.

2. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с.

3. Фортыгина, С.Н. Организация процесса подготовки выпускников педагогического вуза к трудоустройству и развитию профессиональной карьеры / С.Н. Фортыгина // Опыт вузов в организации практик, содействии трудоустройству студентов и выпускников: сб. науч. тр. - Тюмень, 2015. - С. 214-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.