Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / студенты с инвалидностью / psychological well-being / students with disabilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Н.А., Симинякина Л.В.

Статья посвящена исследованию психологического благополучия студентов с инвалидностью в образовательной среде вуза. Представлена и обоснована диагностическая программа, направленная на исследование психологического благополучия студентов с инвалидностью. Представлены результаты исследования по методике «Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф», описаны особенности психологического благополучия студентов с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пешкова Н.А., Симинякина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN STUDENTS WITH DISABILITIES

The article is devoted to the study of the psychological well-being of students with disabilities in the educational environment of the university. A diagnostic program aimed at studying the psychological well-being of students with disabilities is presented and substantiated. The article presents the results of the research according to the methodology "Questionnaire" Scale of psychological well-being "by K. Riff", describes the peculiarities of psychological well-being of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN STUDENTS WITH DISABILITIES

Peshkova N.A.,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Russia Siminakina L.V. master's degree student Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula, Russia

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ С

ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Пешкова Н.А.,

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого», Tula, Russia Симинякина Л.В.

Магистрант,

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого», г.Тула, Россия

Abstract

The article is devoted to the study of the psychological well-being of students with disabilities in the educational environment of the university. A diagnostic program aimed at studying the psychological well-being of students with disabilities is presented and substantiated. The article presents the results of the research according to the methodology "Questionnaire" Scale of psychological well-being "by K. Riff", describes the peculiarities of psychological well-being of students with disabilities.

Аннотация

Статья посвящена исследованию психологического благополучия студентов с инвалидностью в образовательной среде вуза. Представлена и обоснована диагностическая программа, направленная на исследование психологического благополучия студентов с инвалидностью. Представлены результаты исследования по методике «Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф», описаны особенности психологического благополучия студентов с инвалидностью.

Keywords: psychological well-being, students with disabilities.

Ключевые слова: психологическое благополучие, студенты с инвалидностью.

В связи с увеличением в университетах количества студентов с инвалидностью, чрезвычайно актуальной становится проблема психологического благополучия у данной категории лиц.

Для сохранения и укрепления психического здоровья особенно важно переживание благополучия. Ценность ощущения благополучия для психического здоровья очень существенна. Благополучие является базовым феноменом здоровья личности. Многие отечественные и зарубежные исследователи считают, что одной из важнейших категорий здоровья является психологическое благополучие.

Истоки исследования психологического благополучия как самостоятельной категории составили работы Н. Брэдбурна. Он ввел понятие «психологическое благополучие» и приравнял к понятиям «субъективное ощущение счастья» и «общая удовлетворенность жизнью». Под психологическим благополучием он понимает соотношение положительных и отрицательных аффектов, возникающих

в ответ на события окружающей среды; баланс между двумя комплексами эмоций, накопленных на протяжении всей жизни [1].

Под психологическим благополучием понимают гармоничность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия [3].

Исследованием психологического благополучия студентов занимались Л.Ю. Козьмина, Т.П. Усынина, А.Д. Цветкова и др. [4; 8]

Проблемы психологического благополучия студентов с инвалидностью отражены в трудах В.З. Кантора, Ю.Л. Проекта, М.Г. Куляцкой, М.С. Мельниковой, Л.А. Осьмук, М.А. Одинцовой, и др. [2; 5; 6]

Учитывая, что для студента с инвалидностью сам факт того, что он обучается в университете, имеет особое значение и вызывает сильные переживания, психологическое благополучие требует тщательного изучения у данной категории студентов.

При подборе диагностической программы для исследования психологического благополучия у данной категории студентов за критериальную основу мы взяли составляющие, выделенные Кэролл Рифф: управление окружающей средой, жизненные

Изучение уровня психологического благополучия у исследуемой группы студентов с инвалидностью показало, что больше половины из них (70% студентов) имеют низкие значения по параметру цели в жизни. Эти студенты недовольны собой, своими личностными качествами; не верят в свои силы, недооценивают возможности, негативно оценивают себя и свою жизнь, обстоятельствами и бессильны что-либо изменить в своей жизни. Лишь 10% студентов с инвалидностью имеют высокие показатели и 20% студентов имеют нормативные показатели по данной шкале, что говорит о том, что испытуемые имеют цель в жизни и чувство направленности; считают, что прошлое и настоящее имеет смысл; придерживаются убеждений, которые являются источниками цели в жизни.

У 60% исследуемых студентов с инвалидностью не складываются позитивные отношения с окружающими, что характеризует их как людей, имеющих ограниченное количество доверительных, близких отношений, сложности в проявлении теплоты, открытости в общении, неготовность идти на компромисс для поддержания отношений, и возможно, поэтому ощущающих социальную изоляцию и фрустрированность. 40% исследуемых имеют средний балл, т.е. нормативный показатель, что характеризуется наличием удовлетворительных, доверительных отношений с окружающими; они заботятся о благополучии других; умеют сопереживать, понимая, что отношения между людьми строятся на взаимных уступках. Высокого показателя по данному параметру не выявлено.

цели, самопринятие, позитивное отношение к окружающим, автономия, личностный рост, которые составили основу методики «Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф» [7].

Представим и обсудим полученные резуль-

Нет ощущения управления средой у 40% исследуемых, что говорит о сложности в организации повседневной деятельности, ощущение невозможности контроля за происходящим. Нормативные (40% студентов) и высокие (20% студентов) показатели по данному параметру свидетельствуют о том, что данные студенты обладают властью управления окружением, эффективно используют представляющиеся возможности.

Для большей половины исследуемых студентов (60% студентов), с низкими показателями по параметру личностный рост, характерно осознание отсутствия собственного развития, они не испытывают чувства улучшения или самореализации, испытывают скуку и не имеют интереса к жизни, ощущают неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение. Остальные студенты (10% - высокие показатели и 30% - нормативные показатели) обладают чувством непрекращающегося развития, воспринимают себя «растущими», испытывают чувство реализации своего потенциала, наблюдают улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяются в соответствии с собственными познаниями и достижениями.

По показателю самопринятие 50% студентов с инвалидностью набрали низкие баллы, что говорит о недовольстве собой, разочаровании событиями своего прошлого, они испытывают беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желают быть не тем, кем он или она являются. Остальные исследуемые имеют высокие (10% студентов) и нормативные (40% студентов) показатели. Это говорит о

таты (рис. 1).

высоким показатель нормативным показатель низким показатель

Рис. 1 Выраженность шкал психологического благополучия студентов с инвалидностью

позитивном отношении к себе. Эти студенты знают и принимают различные свои стороны, включая положительные и отрицательные качества, позитивно оценивают свое прошлое.

Самые высокие значения в данной группе выявлены по параметру автономия (50% студентов) что характеризует респондентов как самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам социума заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулируют собственное поведение; оценивают себя в соответствии с личными критериями. Студенты, набравшие низкие баллы (50% студентов) демонстрируют наличие зависимости от мнений и оценок окружающих; в принятии важного решения, как правило, полагаются на мнение других.

В результате исследования было выявлено, что большинство изучаемых студентов с инвалидностью (60%) характеризуются низким уровнем психологического благополучия, 20% - средним и всего лишь 20% - высоким.

Анализ результатов показывает, что своё психологическое благополучие студенты с инвалидностью связывают с такими факторами, как «Автономия» и «Управление средой», т.е. они ценят независимость и определенную свободу в своих действиях. Данные факторы имеют наибольший удельный вес в общей структуре психологического благополучия.

References

1. Bradburn N. The structure of psychological well-being. Chicago, 1969. 320 p

2. Kantor V.Z., Project Yu.L. Inclusive higher education: socio-psychological well-being of students 2019. T. 21. № 1. C. 51-73.

3. Kornienko D.S. Personal predictors of psychological well-being / D.S. Kornienko // Fundamental research. 2014. No. 11 (2) pp. 429-432. [Published in Russian]

4. Kozmina L.B. Dynamics of psychological well-being of the personality of students-psychologists: dissertation of the candidate of psychological sciences. Irkutsk, 2014. 173 c. [Published in Russian]

5. Odintsova M.A., Kulyatskaya M.G. Psychological Well-being of Students with Disabilities in an Inclusive Blended Learning Environment Psychological-Educational Studies 2019. Vol. 11, no. 2, pp. 3042.

6. Osmuk L.A., Melnikova M.S. Psychosocial Wellbeing of the Students with Limited Opportunities of Health Studying at the University Psychological-Educational Studies 2019. Vol. 11, no. 3, pp. 84-94.

7. Pergamenchik L.A., Lepeshinsky N.N. Questionnaire "Scales of psychological well-being" K. Riff: the process and procedure of adaptation // Psychological diagnostics.2007. № 3. C. 73—96. [Published in Russian]

8. Usynina T.P., Tsvetnova A.D. Psychological well-being students and its factors determining. Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region №1 (16) T. 2 2017. C. 122124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.