Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТЫ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ВУЗ / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / STRATEGY OF BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / STUDENTS / AND INCLUSIVE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беленкова Лариса Юрьевна, Сазонова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются психологические защиты поведения в конфликте, а также уровни психологического благополучия студентов инклюзивного вуза. Проведено эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте, выявлены особенности психологических защит в зависимости от уровня психологического благополучия студентов инклюзивного ВУЗа в возрасте от 18 до 30 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT OF STUDENTS OF INCLUSIVE UNIVERSITY DEPENDING ON LEVEL OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

The article examines the psychological defenses of behavior in conflict, as well as the levels of psychological well-being of students of an inclusive University. An empirical study of strategies of behavior in conflict was conducted, and the features of psychological defenses were revealed depending on the level of psychological well-being of students of an inclusive University aged 18 to 30 years.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

поможет им в усвоении методики решения задач и послужит закреплению того теоретического материала, на основе которого составлено условие задачи [1, 7].

При систематическом решении задач студенты овладевают алгоритмами, требующими не только знание основных расчетных формул и точного следования этапам решения для каждого типа задач, также происходит развитие логических приемов решения задач.

Выводы. Таким образом, решение задач - важный компонент процесса обучения физической химии и коллоидной химии. Наилучших результатов можно достичь при систематическом решении различных видов задач. Поэтому разработка систем задач является важной составляющей в процессе обучения, так как система задач обеспечивает в наиболее короткий срок и с наименьшей затратой сил достигнуть наилучших результатов.

Литература:

1. Гузеев В.В. О системе задач и задачном подходе к обучению // Химия в школе, 2001. - №8. - С. 12-14.

2. Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии . - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

3. Злотников Э.Г. Решение стандартных задач нестандартным способом // Химия в школе, 2011. - № 2. -С. 42-46.

4. Мурзина Т.Б, Оржековский П.А. Новые подходы в обучении решению расчетных задач по химии // Химия и методика преподавания. - 2002, - № 8. - С. 28-33.

5. Штремплер Г.И. Методика решения расчётных задач по химии / Г.И. Штремплер. - М.: Просвещение, 2001. - 125 с.

6. Якушева, Г.И. Физическая химия [Текст]: Учебно-методическое пособие для бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с профилями подготовки Химия и Экология; Химия и Биология. / Г.И. Якушева, О.А. Фарус. - 67 с. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/631817.

7. Якушева Г.И., Абубакирова Р.Н. Методика формирования умений по решению задач по физической химии обучающих/ Якушева Г.И., Абубакирова Р.Н. // Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики. Международная научно-практическая конференция - Оренбург, 2020. С. 297-303.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические защиты поведения в конфликте, а также уровни психологического благополучия студентов инклюзивного вуза. Проведено эмпирическое исследование стратегий поведения в конфликте, выявлены особенности психологических защит в зависимости от уровня психологического благополучия студентов инклюзивного ВУЗа в возрасте от 18 до 30 лет.

Ключевые слова: психологическая защита, стратегии поведения, психологическое благополучие, студенты, инклюзивный вуз.

Annotation. The article examines the psychological defenses of behavior in conflict, as well as the levels of psychological well-being of students of an inclusive University. An empirical study of strategies of behavior in conflict was conducted, and the features of psychological defenses were revealed depending on the level of psychological well-being of students of an inclusive University aged 18 to 30 years.

Keywords: psychological protection, the strategy of behavior, psychological well-being, students, and inclusive University.

Введение. На данный момент современный мир характеризуется глобальным изменением и трансформацией информационной среды, недостатком времени, переизбытком социальных контактов, а также завышенными требованиями к личности. Необходимо понимать, что все эти факторы ведут к сложностям адаптации личности в среде, поиску конструктивных решений проблем как личного, так и межличностного характера, к постоянному росту нагрузок на психологическую сферу человека, к снижению функциональности состояния, эмоциональному и профессиональному выгоранию, на ряду с другими негативными последствиями, которые сказываются на взаимодействии людей. С такими трудностями приходится сталкиваться молодым людям, которые совсем недавно вошли во взрослую жизнь [1]. Юношеский возраст характеризуется обучением в ВУЗе, происходит повышение информационных нагрузок, а также частичная или полная сепарация от семьи. Данный возрастной период приводит к напряжению эмоционального состояния, повышенному уровню тревоги, появляется ощущение неблагополучия на психологическом уровне [2].

Изложение основного материала статьи. Вопросом феномена психологического благополучия занимались различные зарубежные психологи (Н. Бредбурн, Э. Динер, К. Рифф). На данный момент психология не располагает точным и общепринятым понятием «психологическое благополучие», но термин достаточно широко используется в психологической литературе (Г. Олпорт, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, А. Маслоу и др).

Психологическое благополучие - это, прежде всего, субъективное ощущение счастья, последовательное и спокойное течение дел, жизненных ситуаций, достижение желаемых целей. Благополучие трактуется как благоприятное физическое и психологическое состояние (Э. Бредберн) [4].

Зарубежные психологи приравнивают психологическое благополучие к психологическому и психическому здоровью личности (К. Рифф, Н. Брэдберн, М. Селигман и др.). В отечественной психологии психологическое благополучие называют «субъективным благополучием» - это внутренняя гармония

(внутреннее равновесие), которое достигается за счет удовлетворения человеком своих потребностей (Л.В. Куликов, Р.М. Шаминов, М.В. Григорьева и др.).

Психологическое благополучие (по мнению Р.М. Шаминова) - это общее ощущение удовлетворенности, отношение человека к различным событиям и процессам происходящих в его жизни и имеющим важное значение [13].

Кэрол Рифф выделял шесть значимых составляющих психологического благополучия: отношение к окружающим (позитивное), принятие своего «Я» (самопринятие), управление (взаимодействие с окружающей средой), автономия, цель («миссия» человека), рост и развитие личности [9].

Согласно исследованиям отечественных психологов (К.А. Альбуханова - Славская, Д.А. Леонтьев, Л.В. Куликов и др.), психологическое благополучие - это соотношение личности и социума. Чем разнообразнее и глубже восприятие и внутренний мир субъекта, тем сложнее структура личностного благополучия [4].

Таким образом, благополучие личности на психологическом уровне представляет собой социальное образование в интеграции с оценкой и отношением человека к самому себе, и своей жизни. Это образование включает в себя несколько начал: эмоциональное и когнитивное. При всем этом в центре внимания психологов оказываются ценности, потребности и продукты их деятельности, вызывающие общее внешнее и внутреннее состояние (позитивные эмоции) [5].

Можно предположить, что в зависимости от уровня психологического благополучия человек прибегает к тем или иным психологическим защитам.

Механизмы защит на психологическом уровне явление сложное, так как являются индивидуальными для каждой личности, имеют множество форм и плохо поддаются анализу (рефлексии).

Рассматривая психологические защиты, в первую очередь мы обращаемся к работам З. Фрейда («Защитные нейропсихозы»), который в своей работе первый ввели термин «защита» [12].

Психологическая защита - это врожденное явление, которое активируется в экстремальных для человека ситуациях, выполняет функцию решения внутренних конфликтов (конфликт между бессознательным и сознательным началами) [6].

Для человека и его психики важно находиться в комфортных условиях, выстраивать ограждения в сознании от неблагоприятных, негативных, травмирующих ситуаций, переживаний, создавая безопасную атмосферу для личности.

Многие зарубежные (К. Хорни, Э. Фромм, Перлз, Райх, Адлер и др.) психологи рассматривают точку зрения о том, что психологические зашиты негативно влияю на развитие личности, адаптацию личности в социуме и самореализацию.

А. Фрейд совершила попытку систематизации и обобщения знаний о механизмах психологических защит. Защитные механизмы несут под собой щадящий (оберегающий) характер, предотвращают девиантное начало личности, дезорганизацию и ее распад, поддерживают психическую «норму» статуса личности [11].

Отечественный психолог (Б.В. Зейгарник) в своих работах выделял два типа защит: конструктивные (осознанные) и деструктивные (неосознанные) [8].

В настоящее же время психологические защитные механизмы рассматривают в контексте адаптации личности (посредством подсознательной переработки информации, поступающей из внешнего мира). В процессах подсознательной переработки информации учувствуют все психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, воображение и эмоции [8].

Личность выбирает определенные защитные механизмы в зависимости от ситуации, именно то, как человек воспринимает ситуацию через пелену психологической защиты, зависит дальнейший выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Конфликт - это деструктивный способ развития или завершения весомых противоречий между людьми, возникающие в ходе межличностного взаимодействия [3].

В конфликте каждый субъект ведет себя по-разному и выбирает стратегию поведения в зависимости от своего характера, от интересов.

Выделяют пять стратегий поведения в конфликте: уступка, компромисс, уход, принуждение и сотрудничество. Чаще всего личность выбирает наиболее благоприятные стратегии поведения выхода из конфликтной ситуации (компромисс, сотрудничество).

К. Томас выделял всего две стратегии поведения в конфликте: кооперативность (учет интересов оппонента) и напористость (отстаивание своих интересов) [7].

Если рассматривать отечественных психологов, то Н.В. Гришина в своих работах выделяла такие стратегии как: подавление, диалог, уход от конфликта [7].

Можно заметить, что взгляды в выделении стратегий поведения у разных авторов пересекаются, в нашей работе мы делали основной упор на работы К. Томаса.

Для выявления особенностей взаимосвязей психологических защит и стратегий поведения в конфликте при разном уровне психологического благополучия студентов инклюзивного ВУЗа было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о том, что существуют особенности в проявлении психологических защит и стратегий поведения в конфликте при разном уровне психологического благополучия у студентов инклюзивного ВУЗа.

Исследование проводилось на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» г. Москва. В исследование приняли участие 46 студентов (факультета «Педагогика и Психология») в возрасте от 18 до 30 лет.

Для проведения нашего исследования был подобран следующий диагностический инструментарий: шкала психологического благополучия Риффа [15], шкала субъективного благополучия М.В. Соколова [10], методика «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика и Х. Келлермана [14], методика «Стратегии поведения в конфликте» К.Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) [7], для сравнения полученных результатов использовали многофакторный анализ (с помощью t-критерий Стьюдента).

В результате проведения диагностики стратегий поведения в конфликте по методике К. Томаса, было получено понимание о то, как студенты инклюзивного ВУЗа с инвалидностью и условно здоровые действуют в той или иной ситуации. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики стратегий поведения в конфликте студентов инклюзивного вуза по

методике К. Томаса

Стратегия поведения Условно здоровые С инвалидностью

Соперничество 23% 24%

Сотрудничество 27% 25%

Компромисс 17% 14%

Избегание 13% 10%

Приспособление 20% 27%

По итогам анализа мы определили, что условно здоровые респонденты в наибольшей степени используют в разрешении конфликтных ситуаций тип поведения «Сотрудничество» (27%), такой тип характерен только при ситуации заинтересованности обеих сторон конфликта в его разрешении. Вторым типом поведения в конфликте стало «Соперничество» (23%), все действия в разрешении конфликта направлены на отстаивание собственных интересов. Тип поведения «Приспособление» обнаружено у 20% испытуемых, при котором действия конфликтующих направлены на сохранение любых взаимоотношений с оппонентом, применяется тактика сглаживания в ущерб своим интересам. Стиль «Компромисс» выявлен у 17% испытуемых, это свидетельствует о том, что действия конфликтующих направлены на поиски разрешения сложной ситуации, за счет взаимопонимания и уступок. Стиль «Избегание» выявлен у 13%, что показывает нежелание отстаивать свое мнение, идти на уступки и даже находить пути решения проблем.

Студенты с инвалидностью ведущим типом в конфликтной ситуации среди студентов является «Приспособление» (27%), на втором месте стоит тип «Сотрудничество» (25%), далее востребован тип «Соперничество» (24%). Стиль поведения «Компромисс» выявлен у 14% респондентов, стиль «Избегание» менее всего востребован среди студентов (10%).

В таблице 2 представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов инклюзивного ВУЗа по методике М.В. Соколовой.

Таблица 2

Результаты исследования особенностей субъективного благополучия студентов инклюзивного

вуза по методике М.А. Соколовой

Наименование состояния Условно здоровые С инвалидностью

Напряженность и чувствительность 9,26 10,02

Психоэмоциональное состояние 9,19 9,38

Изменчивость настроения 3,68 3,48

Значимость социального окружения 5,36 8,56

Самооценка здоровья 5,16 5,29

Степень удовлетворённости повседневными делами 8,56 8,48

Среднее значение индекса субъективного благополучия 47,21 51,39

Результаты исследования выявили, что у условно здоровых студентов в положительной форме, в первую очередь, выражена такая степень субъективного благополучия как «Изменчивость настроения» (при среднем значении 3,68), т.е. первостепенным для данной группы является в любой межличностной ситуации, профессиональной или учебной деятельности, их стабильное эмоциональное состояние. Далее по субъективному благополучию выявлен такой показатель, как «Самооценка здоровья» (при среднем показателе 5,16), это говорит о том, что для студентов важно их физическое и психологическое состояние здоровья, а также об умении студентов анализировать свое внутреннее и внешнее состояние. Немаловажным для студентов является такой показатель благополучия как «Значимость социального окружения» (при среднем значении 5,36), эти данные позволяют сделать вывод, что при проблемных ситуациях студентам есть к кому обратиться за помощью. Кроме того, респонденты испытывают удовольствие находясь в кругу родных и близких людей. Для студентов важна поддержка в их начинаниях и взглядах, признание и одобрение социума, это обусловлено тем, что юношеский возраст входит в достаточно специфическую социальную группу становления и развития психологических особенностей.

К сожалению, в ходе анализа также были выявлены показатели субъективного неблагополучия, превышающие «норму». К таким показателям относятся: «напряженность и чувствительность» (значение среднего показателя 9,26), «психоэмоциональная симптоматика» (значение среднего показателя 9,19), «степен удовлетворенности эмоциональной деятельностью» (среднее значение 8,56). Респондентам характерна эмоциональная неустойчивость, большая эмоциональная выгрузка в ситуациях требующих быстрого разрешения, также характерная рассеянность и беспокойство, высокий уровень тревожности. Мы можем сделать вывод, что студенты стремятся к познанию своего внутреннего «Я», самоутверждению различного рода, самоопределению, но под давлением различных жизненных ситуаций в их состоянии проявляется неустойчивость позиций, нигилизм, разочарование в общении с другими людьми, волевая и эмоциональная дисгармония.

Для студентов с инвалидностью характерно, что в положительной форме у них проявляются такие показатели субъективного благополучия как «изменение настроения» (3,48), «самооценка здоровье» (среднее значение 5,29) и показатель «значимость социального окружения» (значение среднего значения 6,56). Отрицательная форма показателей была выявлена у них по показателям «напряженность и чувствительность» (10,02), «психоэмоциональное состояние» (среднее значение показателей 9,38) и «степень удовлетворенности повседневными делами» (значение среднего показателя 8,48).

Обе группы студентов (с инвалидности и условно здоровые) характеризуются средними значениями субъективного благополучия, серьезные отклонения от «нормы» у них не выявлены, но проявляется дискомфорт в эмоциональном проявлении, т. е. студентов полностью психологически благополучными считать нельзя.

Далее нами были проанализированы результаты изучения психологического благополучия студентов инклюзивного вуза по методике К. Рифф, результаты которого отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования особенностей психологического благополучия студентов инклюзивного

вуза по методике К. Рифф

Наименование состояния Условно здоровые С инвалидностью

Позитивные отношения 52,3 53,6

Автономия 48,9 47,3

Управление средой 40,75 40,67

Личностный рост 52,6 51,8

Цели в жизни 48,3 47,10

Самопринятие 49,86 49,79

Ср. значение индекса психол. благополучия 292,71 290,26

Исследование показало отсутствие высоких показателей особенностей психологического благополучия студентов из общей выборки, обозначены пределы средних и относительно низких уровней. Таким образом, наиболее выраженным у условно здоровых студентов являются следующие показатели: «позитивное отношение» (средний показатель 52,3, в стенах равно 4 балла - средний уровень психологического благополучия), «самопринятие» (средние показатели 48,86, в стенах 4 балла), «автономия» (среднее значение 48,9, в стенах 4 балла), «цели в жизни» (при средних показателях 48,3, в стенах это также равно 4 баллам). Студентам характерно позитивное отношение к различным жизненным ситуациям, они характеризуются относительной независимостью и самостоятельностью, часто совершают попытки для того, чтобы заставить общество в тех или иных ситуациях прислушиваться к их мнению, а также действовать и думать определенным образом; их поведение поддается корректировке относительно общественных и личных критериев; проявляют стремление понять себя, свое внутреннее «Я», стремятся обрести гармонию души и тела.

У студентов с инвалидностью следующие показатели: «позитивное отношение к себе» (при средних показателях 53,6, в стенах равно 4 баллам), «самопринятие» (среднее значение 49,79, в стенах 4 балла), «цели в жизни» (при средних значениях 47,10, что в стенах равно 4). Низкие показатели не включены в перечень показателей психологического благополучия.

Студенты (из общей выборки) имеют достаточно мало доверительных взаимоотношений, либо они являются краткосрочными, респондентам сложно раскрыться, проявить эмоциональную теплоту к другим людям, испытывают сложности в нахождении компромиссов в различных межличностных ситуациях; не чувствуют такта времени, заносчивы, от части безрассудны; имеют низкую самооценку собственных возможностей. Показатели психологического благополучия указывают на то, что большая часть студентов из общей выборки находятся в кризисе студенческого возраста.

Далее для определения преобладающих стилей психологических защит у студентов инклюзивного вуза нами был использован опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика и Х. Келлермана. Результаты диагностики представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования выраженности механизмов психологической защиты студентов инклюзивного вуза по методике Р. Плутчика и Х. Келлермана

Стратегия поведения Условно здоровые С инвалидностью

Отрицание 19% 13%

Вытеснение 3% 4%

Регрессия 10% 12%

Компенсация 4% 5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проекция 20% 22%

Замещение 13% 15%

Интеллектуализация 17% 14%

Рационализация 6% 7%

Реактивное образование 8% 8%

По данным исследования для группы условно здоровых студентов значимыми механизмами психологической защиты являются: «проекция», «отрицание», «интеллектуализация». Данные показатели подтверждают, что студенты в случае неудач пытаются обвинить кого-то другого, как правило, из-за страха признаться в собственной виновности. Это достаточно примитивные механизмы психологических защит, они показывают неудовлетворенность личности, как в самом себе, так и в окружающих его людях. Это вызывает сложности в адаптации личности и приводит к различным деструктивным проявлениям поведения.

Такая защита как «замещение» указывает на то, что у респондентов есть постоянная потребность в утверждении внутреннего «Я» во внешних и внутренних его проявлениях. Показатель «регрессия» указывает на то, что личность страдает неуверенностью в себе, своих силах, неспособна к проявлению инициативных действий.

Для студентов с инвалидностью ведущими защитными реакциями являются «проекция», «замещение», «интеллектуализация», второстепенными - «отрицание» и «регрессия». Если учитывать тот факт, что психологические защиты используются для снятия эмоционального и психологического напряжения, являясь ригидными, искажают реальное представление ситуации. Значит, в период юношеского возраста чаще всего личность использует психологические защиты деструктивного типа, такие как «проекция» и «отрицание».

Для проверки гипотезы был проведен анализ особенностей проявления психологических защит и стратегий поведения в конфликте у студентов инклюзивного ВУЗа. Результаты анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты анализа особенностей проявления психологических защит и стратегий поведения в конфликте студентов инклюзивного вуза по методу ^критерия Стьюдента

Показатели Ср. значение (ср. у) Ср. значение (низ. у ) t-критерий Уровень значимости (p)

Вытеснение 0,24 0,20 0,90 0,372

Замещение 0,26 0,15 2,65 0,010

Отрицание 0,28 0,39 -2,52 0,013

Регрессия 0,41 0,27 3.84 0,001

Проекция 0,47 0,40 1,09 0,283

Компенсация 0,36 0,32 0,57 0,556

Реактивное образование 0,22 0,17 2,39 0,024

Рационализация 0,34 0,44 -1,57 0,116

Соперничество 5,48 5,17 0,32 0,754

Сотрудничество 5,57 6,07 -1,07 0,275

Компромисс 6,18 6,16 -0,36 0,973

Избегание 7,28 7,23 0,06 0,936

Приспособление 5,86 5,96 -0,09 0,926

Сравнительный анализ показал, что значимые различия по показателям психологических защит у студентов с разным уровнем психологического благополучия (из общей выборки студентов с инвалидностью и условно здоровые) были обнаружены в следующих показателях: у студентов со средним значением психологического благополучия «замещение» (t=0,26), «отрицание» (t=0,28), «регрессия» (t=0,41), «реактивное образование» (t=0,22). У студентов с низким значением психологического благополучия «замещение» (t=0,15), «отрицание» (t=0,39), «регрессия» (t=0,27), «реактивное образование» (t=0,17).

Значимых различий в выборе стратегий поведений в различных конфликтных ситуациях выявлено не было. Это говорит о том, что выбор стратегий поведения в конфликте сугубо индивидуальная характеристика личности, а психологические защиты чаще всего не поддаются контролю.

Студенты со средним уровнем психологического благополучия в большей степени удовлетворены жизнью, нежели студенты с низким уровнем психологического благополучия. Студенты с низким уровнем чаще прибегают к такой стратегии поведение как «отрицание» для того, чтобы не замечать реалии мира, не рушить позитивную картину своего мира.

Переживания, отрицательные эмоции и общая неудовлетворенность личности окружающим ее миром, характерна для студентов с низким уровнем психологического благополучия. Выбор стратегии «реактивное обучение» может говорить о том, что личность не хочет показаться в социуме слабым звеном, поэтому все отрицательные эмоции либо подавляются, либо замещаются на противоположные.

Выводы. Существуют особенности в проявлении психологических защит и стратегий поведения в конфликте при разном уровне психологического благополучия у студентов инклюзивного ВУЗа. Данные выводы подтвердили сформулированную гипотезу.

Было выявлено, что студенты с высокими показателями психологического благополучия практически не прибегают в различных жизненных ситуациях к использованию психологических защит. Но они чаще, чем группа с низкими показателями, используют стратегию поведения «отрицание». Студенты с низкими показателями психологического благополучия на постоянной основе прибегают к использованию психологических защит по причине неудовлетворенности своей жизнью и самими собой в целом.

Литература:

1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 344 с.

2. Анананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология / А.Я. Анцупов - СПб.: Питер, 2007. - 359 с.

4. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 63-68.

5. Бондаренко М.В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности [Электронный ресурс] / М.В. Бондаренко // Молодежь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учены — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html.

6. Грановская Р.М. Актуальность исследования психологической защиты / Р.М. Грановская // Вестник Балтийской академии. - Вып. 18. - С. 47-51.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. - 456 с.

8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник -М.: Изд. Моск. ун-та. - 1980. - 159 с.

9. Рифф, К. Психологическое благополучие / К. Рифф // Энциклопедия геронтологии. Т. 2. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - С. 365-369.

10. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия / М.В. Соколова. - Ярославль. 1996. - С. 11.

11. Фрейд А. Эго и защитные механизмы / А. Фрейд // Теория и практика детского психоанализа: в 2 т. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, - 1999. Т.1. - 400 с.

12. Фрейд З. О психоанализе / З. Фрейд // Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского. - Минск: Попурри, 1997. (17). - С. 602-605.

13. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия / Р.М. Шамионов. - М.: Наука, 2003. - 194 с.

14. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. - СПб.: СПбНИПНИ, 1999. - 20 с.

15. Шкала психологического благополучия К. Рифф и ее адаптированный вариант [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfac.com/blog/72.html.

Психология

УДК 370

магистрант Везетиу Виталий Викторович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат психологических наук Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию феномена формирования образа профессии у будущих специалистов в области менеджмента, а также рассмотрению личностных и социально-психологических факторов обеспечения этого процесса. Отдельно описывается специфика профессиональной подготовки менеджеров, выявляются их специфические характеристики и отдельные профессиональные аспекты. В заключение статьи делается вывод о том, что адекватно сформированный образ профессии представляет собой важные условия оптимизации процесса профессионального становления менеджера.

Ключевые слова: образ профессии, менеджер, профессиональная подготовка менеджера, формирование образа профессии у менеджера, личностные факторы, социально-психологические условия.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of the formation of the image of the profession among future specialists in the field of management, as well as to the consideration of personal and socio-psychological factors in ensuring this process. The specificity of professional training of managers is separately described, their specific characteristics and individual professional aspects are identified. In conclusion, the article concludes that an adequately formed image of the profession is an important condition for optimizing the process of professional development of a manager.

Keywords: image of the profession, manager, professional training of the manager, formation of the image of the profession in the manager, personal factors, social and psychological conditions.

Введение. Профессиональная подготовка будущих специалистов в области менеджмента занимает особое место в системе подготовки управленцев различного уровня и направлений. На сегодняшний день существующие системы профессиональной подготовки таких специалистов переживают достаточно трудные времена. Это связано с тем, что российская система высшего образования активно интегрируется в международный образовательное пространство, активно переняла традицию двухуровневой системы подготовки кадров, в связи с чем выпускникам направления подготовки менеджмента предъявляются более жёсткие и бескомпромиссные требования к уровню их знаний, практических навыков и умений.

Данное направление подготовки считается одним из наиболее распространённых и пользующихся популярностью среди абитуриентов и студентов, однако нельзя забывать, что существует постоянный кризис и острый дефицит квалифицированных кадров, способных работать в быстро меняющемся социокультурном пространстве, причём такой дефицит зачастую сопровождается ростом и усилением требований к ключевым общим и специальным компетенциям, которые развиваются в ходе профессиональной подготовки.

В соответствии с этим мы можем сделать вывод, что проблема формирования высококлассного специалиста в области менеджмента заключается не только в усилении общественного давления на систему образования и профессиональной подготовки специалистов такого порядка, но и в качественном изменении программы обучения, её деформации и преобразовании. Именно поэтому нам представляется необходимым рассмотреть такой феномен, как образ профессий, которые необходимо формировать у каждого специалиста вне зависимости от направления его подготовки, поскольку это характеризует его с положительной профессиональной точки зрения.

Изложение основного материала статьи. В целом профессия оказывает сильнейшее воздействие на формирование ключевых личностных качеств и факторов, задействованных в личностной структуре профессионала. Бытует мнение, что каждый профессионал видит мир сквозь призму своей профессии и осуществляемой деятельности по выполнению профессиональных обязанностей. Таким образом, вся жизнедеятельность, все события, происходящие вокруг, приобретают чётко окрашенный профессиональный характер, в соответствии с которым человек видит и осознает собственное место в системе социокультурных взаимоотношений.

Помимо этого, профессия оказывает влияние на личностное развитие и становления человека, что проявляется в понимании и своей личности также сквозь призму профессий. Личностные качества здесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.