4. Нянковский, М.А. Шолохов в школе: книга для учителя / М.А. Нянковский. - Москва.: ООО Дрофа, 2001. - 290 с.
5. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1978. - 390 с.
6. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1978. - 395 с.
7. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1978. - 407 с.
© Короткова М. Н., 2020
УДК 82.31
С. Н. Степин
канд. филол. наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, РФ А. А. Филиппова МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, РФ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ»)
Аннотация
В статье рассматриваются приемы и способы психологического изображения человека в повести И. С. Тургенева «Первая любовь». Показывается, как при помощи психологизма может раскрываться внутренний мир героев произведения И. С. Тургенева.
Ключевые слова: Психологизм, персонажи, внутренний мир.
В современном литературоведении часто встречается термин «психологический анализ». Данное понятие изначально появилось и широко применялось в психологии. В основе психологического анализа, который является специфическим методом рационального познания, лежит изучение продуктов психической деятельности. Отсюда человек становится субъектом, а на первое место ставится внутренний мир личности, его особенность. Позже появилось понятие «художественный психологизм», которое распространялось на все виды духовной жизни человека. Зритель, к примеру, сопереживает театральным героям, на него же не менее сильное эмоциональное воздействие оказывают картины в художественных галереях, кино волнует его эмоционально-психологический фон и т. п. Все это является проявлением художественного психологизма, под которым понимается художественное исследование физиологической сферы (чувств, переживаний, состояний) определенного человека, героя, вымышленного персонажа. Из сказанного следует, что примером психологического анализа может быть не только наглядный способ передачи внутренних переживаний персонажа, но и определенный круг ситуаций, в который он попадает. Здесь мы имеем дело с проявлением психологизма в художественной литературе, определение которому дает А. Б. Есин: «Психологизм - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств литературы...» [1, с. 18]. При этом ученый дифференцирует психологизм на две составляющие. Первая - это возможность любого направления в искусстве воплощать социально и психологические типы, характеры людей, воспроизводить человеческую жизнь. Вторая - это
понимание психологизма как свойства характерного не для всей литературы в целом, а лишь для определенной ее части.
Вторая половина XIX века продиктовала необходимость реалистического отображения действительности. Свою задачу писатели видели «в художественном воспроизведении действительности такой, как она есть, в познании внутренних законов этой действительности, определяющих ее диалектику и разнообразие форм...» [4, с. 29]. При этом раскрытие внутреннего мира человека на основе его связи с окружающим миром стало прочным художественным завоеванием многих русских писателей. Одним из них стал И. С. Тургенев. Тургеневское восприятие действительности и перенос ее на своих персонажей, которые по мысли Л. Н. Назаровой: «.станут яркими представителями «тургеневского» типа героя, доказывает истинное мастерство писателя, его способность прочувствовать и понять современного ему человека» [3, с. 22]. В повести «Первая любовь» писатель описывает душевные терзания, переживания юного героя, который испытывает всю трагедийность и обреченность любви. Главный герой - мальчик Володя, который совершенно не готов к взрослой жизни и чьи еще совсем детские чувства вдруг переросли в неразрешимую проблему выбора. Данная повесть во многом биографична, она воссоздает всю гамму чувств и переживаний автора. Этим во многом объясняется особенность психологизма И. С. Тургенева. Автор не скрывает, что описанная им история когда-то произошла с ним в реальной жизни. Канву повествования составляют воспоминания уже повзрослевшего Владимира Петровича: «Извольте... или нет: рассказывать я не стану; я не мастер рассказывать: выходит сухо и коротко или пространно и фальшиво; а если позволите, я запишу все, что вспомню, в тетрадку - и прочту вам.» [2, с. 270]. Заметим, что герою всего лишь шестнадцать лет. Лето он проводит в кругу своей семьи, внешне приличной, но внутренне неблагополучной. Юноша ощущает это неблагополучие, он понимает, что между его матерью и отцом состоялся обычный в то время дворянской среде брак без любви. «Мой отец, - рассказывает Володя о жизненной драме матери, - человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами <...>. Она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» [2, с. 264]. При этом семейная драма уже тогда не волновала героя, что, собственно, позиционирует его как достаточно эгоистическую натуру.
При описании внутреннего состояния героя И. С. Тургенев нередко обращается к пейзажным зарисовкам. Автор, например, часто «.проводит параллель между чувствами героя и непокорной стихией, которая не всегда подвластна пониманию людей» [5, с. 161]. Один из ярких примеров является момент изображения бушующей грозой, которая была отражением душевной драмы, сердечной муки, терзающих сомнений тургеневского героя. Эти ощущения схожи с теми, которые он испытывал, когда первый раз увидел Зинаиду и понял, что влюбился: «Гроза», - подумал я, - и точно была гроза <...>. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали все реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня. И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину, но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя, над моею душой.» [2, с. 287].
Володя мечтал о буйстве страстей и душевных терзаниях, но представлял их совершено иначе. Ему виделась сладкая книжная любовь с героическими поступками и спонтанными решениями. Заметим, автор не случайно делает на этом акцент. Это тот самый тургеневский прием, который указывает читателю на еще не окрепший ум его молодого героя. «Помнится, в то время образ женщины, призрак женской любви почти никогда не возникал определенными очертаниями в моем уме; но во всем, что я думал, во всем, что я ощущал, таилось полусознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского... Это предчувствие, это ожидание проникло весь мой состав: я дышал им, оно катилось по моим жилам в каждой капле крови... ему было суждено скоро сбыться.» [2, с. 290].
В отличие от Владимира, Зинаида предстает перед нами хитрой, прозорливой и расчетливой девушкой. Ее манеры сами говорят за себя: «Неправильное воспитание, странные знакомства и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме, все, начиная с самой свободы, которою пользовалась молодая девушка, с сознания ее превосходства над окружавшими ее людьми, развило в ней
какую-то полупрезрительную небрежность и невзыскательность.» [2, с. 257]. Однако уже спустя какое-то время в ее характере стали прослеживаться изменения, причиной которым стали следствия ее несчастной любви. Вот что об этом говорит автор: «Она уходила гулять одна и гуляла долго. Иногда она гостям не показывалась; по целым часам сидела у себя в комнате. Прежде этого за ней не водилось.» [2, с. 280]. Именно такими мельчайшими деталями он мастерски отображает всю глубину внутреннего мира героини. Благодаря этому читатель видит, как она меняет образ своих мыслей и действий.
Таким образом, благодаря мастерству психологического анализа И. С. Тургенева, мы полностью сопереживает его героям, ставим себя на их место, так как все их эмоции и чувства раскрываются в полной мере. Тургеневские герои становятся не просто выдуманными персонажами, а личностями, которые делятся с читателем самым сокровенным. При этом психологический анализ И. С. Тургенева может быть представлен абсолютно по-разному. Иногда автор напрямую изображает все переживания, эмоции и чувства своих героев, а иногда воссоздает их внутренний, не описывая его напрямую. В этом случае можно вести речь о «тайным» психологизме, в силу своей скрытности и неочевидности. Именно такой тип психологизма был наиболее близок писательской манере И. С. Тургенева. Являясь признанным мастером психологического анализа, автор редко напрямую описывал эмоции, чувства, переживания, которые испытывали его герои, ограничиваясь в основном самыми важными чертами внутреннего мира персонажа, его характером и мировоззрением.
Список использованной литературы:
1.Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы: книга для учителя / А. Б. Есин. - М. : Просвещение, 1988. - 174 с.
2.Тургенев, И. С. Избранные сочинения / И. С. Тургенев. - СПб. : Искусство, 2007. - 689 с.
3. Назарова, Л. Н. Тургенева и русская литература конца XIX в. / Л. Н. Назарова. - М.: Наука, 2008. - 201 с.
4. Кошелев, В. А. Тургенев в школе: методика и методология / В. А. Кошелев. - М.: Изд-во МГУ, 2013. -162 с.
5. Сергиевский, И. В. Мотивы и образы И. С. Тургенева / И. В. Сергиевский // Литературная учеба. - 2016. - № 6. - С. 158-172.
© Степин С. Н., Филиппова А. А., 2020