УДК 82.31
М. Н. Короткова
студентка 3 курса МГПИ им. М.Е.
Евсевьева г. Саранск, РФ Научный руководитель: С. Н. Стёпин
кандидат филологических наук, доцент МГПИ им. М.Е. Евсевьева г. Саранск, РФ
ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Аннотация
В статье рассматриваются основные функции пейзажа в произведении М.А. Шолохова и особенности использования пейзажных зарисовок. Также наблюдается взаимосвязь между героями и природными зарисовками.
Ключевые слова:
М. А. Шолохов, пейзаж, пейзажные зарисовки, природные описания.
М. А. Шолохов, несомненно, является одним из лучших мастеров слова и величайшим писателем. Шолохов тонко и проникновенно, со всей своей трепетностью изображает родную природу Дона. В его великом произведении романе - эпопее «Тихий Дон», пейзаж является не просто фоном действия событий, но и полноценным героем. Он соотнесен с человеком, отражает его бытие, сливается с его душевным миром.
В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-художественное наполнение. Основным методом создания пейзажа у Шолохова является глубокое понимание писателем неразрывной связи донского казачества с окружающей их природой, которая является судьбой, дарующей счастье и радости жизни, или, напротив, несущей горе и разочарование.
Стилевые и лингвистические особенности ландшафта у Шолохова зависят от его значения в произведении. Эстетические и стилистические функции очень разнообразны, поэтому в романе можно выделить несколько типов пейзажа и определить их функции. Начнем с отрывка из романа «Тихий Дон»: «Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база едут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше - перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона...» [7, с. 28]. В приведенном отрывке автор использует большое количество эпитетов, для более подробного описания место жительства семьи Мелеховых.
Подобным образом картины природы служат в романе способом раскрытия образа героев, их восприятия и особенностей внутреннего состояния, создавая психологический параллелизм.
При помощи данного приема автор создает сложный, противоречивый образ героя, раскрывая при этом свое отношение к нему.
«Григорий выскочил в сенцы, и последнее, что он слышал, - Натальин плач в голос. Морозная крыла хутор ночь. С чёрного неба падала мглистая пороша, на Дону раскатисто, пушечными выстрелами лопался лёд. Григорий выбежал за ворота, задыхаясь. На другом краю хутора разноголосо брехали собаки, прорешеченная жёлтыми огоньками дымилась тьма» [7, с. 59].
На протяжении всего романа наблюдаются похожие картины, которые сопровождают героя на всем его пути. По началу, такие пейзажные зарисовки были как бы удалены от героя, выступая лишь фоном для каких-либо событий, иногда их причиной. Кроме того, пейзаж предстает как воспоминание, которое окрашено личными чувствами героя и превращающееся в символический пейзаж.
~ 51 ~
Психологический параллелизм способствует раскрытию экспансивного состояния героев, в котором они находятся. Этот прием очень тонко подмечает и в мельчайших подробностях передает нам моменты связи природы с внутренним состоянием героя. Особый эпический размах роману придают пейзажи, наполненные лиризмом: «Степь родимая! <...> Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!». Иногда подобные отрывки выходят на первый план, и мы как будто можем слышать голос самого автора.
Но некоторые природные описания не существуют сами по себе в конкретный момент времени. Они переплетаются между собой, переходят из одного состояния в другое, создавая цепь пейзажных образов, на фоне которых происходит какое-либо событие, соответствующее пейзажу. Подобные связи различных природный описаний представляют собой эпический параллелизм.
Одним из видов в цепочке природных зарисовок выступает итоговый пейзажный образ. Когда заканчивается важная цепь событий из жизни героев, именно тогда возникает финальный или итоговый пейзаж. Данный прием очень наглядно рисует нам ситуацию, что пришел финал данной линии действия. Например, подобный прием мы может наблюдать при прочтении фрагмента после описания событий 1918 года, о тяжких думах Григория, которые завершаются безнадёжным выводом: «Некуда податься!». В данном случае очень сильным усилителем выступает ночной пейзаж и образ ночной звезды, под которой родился Григорий.
Чаще всего в подобных пейзажах мы можем наблюдать такое явление как деталь - символ, который появляется в особый момент в жизни героя. Этот символ имеет весомое значение при создании образа героя и его раскрытия. Такой пейзаж можно назвать пейзажем - сквозной деталью.
Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон» выполняет разнообразные функции: он не только раскрывает характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизирует происходящее: «Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю» [4, с. 118].
Фрагменты с описанием пейзажа у Шолохова - не заставшие картины, они динамичны, полностью погружающие читателя в ощущение присутствия. Мы можем чувствовать все движения природы: переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Включенные в произведения пейзажные зарисовки позволяют читателю раскрыть душу, привлечь внимание к напряженным событиям, полностью погрузиться в событийность романа.
Природные описания, пейзажи создают определённое настроение, впечатление; характеризуют место действия, время действия, героев, их переживания, чувства, эмоции; пейзаж напрямую соотносится с мыслями и ощущениями героев. Пейзажные зарисовки представляют огромный материал для наблюдения за языком писателя. В произведении прослеживается большое количество диалектных слов и выражений, что придает произведению особый колорит и метафоричность.
Список использованной литературы:
1. Аллахверанова Т.Ф. Роль пейзажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 16.05.2020). - Текст: электронный
2. Антамошкина З.С. Антамошкина Е.Н. История и традиции родного края // Гуманитарные научные исследования. Май 2014. № 5: электронный научный журнал. URL:http://human.snauka.ru/2014/05/6357/(01.05.2020). - Текст: электронный
3. Галанов, Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. / Б. Галанов - Москва.: Советский писатель, 1974. - 189 с.
4. Нянковский, М.А. Шолохов в школе: книга для учителя / М.А. Нянковский. - Москва.: ООО Дрофа, 2001. - 290 с.
5. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1978. - 390 с.
6. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1978. - 395 с.
7. Шолохов М. А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1978. - 407 с.
© Короткова М. Н., 2020
УДК 82.31
С. Н. Степин
канд. филол. наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, РФ
А. А. Филиппова МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, РФ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ»)
Аннотация
В статье рассматриваются приемы и способы психологического изображения человека в повести И. С. Тургенева «Первая любовь». Показывается, как при помощи психологизма может раскрываться внутренний мир героев произведения И. С. Тургенева.
Ключевые слова: Психологизм, персонажи, внутренний мир.
В современном литературоведении часто встречается термин «психологический анализ». Данное понятие изначально появилось и широко применялось в психологии. В основе психологического анализа, который является специфическим методом рационального познания, лежит изучение продуктов психической деятельности. Отсюда человек становится субъектом, а на первое место ставится внутренний мир личности, его особенность. Позже появилось понятие «художественный психологизм», которое распространялось на все виды духовной жизни человека. Зритель, к примеру, сопереживает театральным героям, на него же не менее сильное эмоциональное воздействие оказывают картины в художественных галереях, кино волнует его эмоционально-психологический фон и т. п. Все это является проявлением художественного психологизма, под которым понимается художественное исследование физиологической сферы (чувств, переживаний, состояний) определенного человека, героя, вымышленного персонажа. Из сказанного следует, что примером психологического анализа может быть не только наглядный способ передачи внутренних переживаний персонажа, но и определенный круг ситуаций, в который он попадает. Здесь мы имеем дело с проявлением психологизма в художественной литературе, определение которому дает А. Б. Есин: «Психологизм - это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств литературы...» [1, с. 18]. При этом ученый дифференцирует психологизм на две составляющие. Первая - это возможность любого направления в искусстве воплощать социально и психологические типы, характеры людей, воспроизводить человеческую жизнь. Вторая - это