Научная статья на тему 'Мотивы народного календаря в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»'

Мотивы народного календаря в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
493
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО М. А. ШОЛОХОВА / МОТИВЫ / ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ / НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / CREATIVITY M.А. SHOLOKHOV / MOTIFS / IMAGES OF NATURE / FOLK CALENDAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тибушкина Н. В.

Рассматриваются образы природы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» в контексте народной календарной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examines the images of nature in the novel M. Sholokhov «Quiet Don» the context of folk calendar tradition.

Текст научной работы на тему «Мотивы народного календаря в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»»

УДК 821.161.1 Шолохов М. А. Н. В. ТИБУШКИНА

МОТИВЫ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Рассматриваются образы природы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» в контексте народной календарной традиции.

Ключевые слова: творчество М. А. Шолохова, мотивы, образы природы, народный календарь.

С каждым временем года в художественной литературе сопряжён свой комплекс образов и символов, призванных воплотить тот или иной тип эстетического переживания. Сезонная дифференциация пейзажных образов играет значительную роль в поэзии и в прозе.

Обилие природных образов в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» всегда интересовало многих лингвистов и литературоведов. В работах Минаковой А. М [3], Чалмаева В. А. [6], Дворяшина Ю. А. [2], Сатаровой Л. Г. [5] намечены основные проблемы изучения роли пейзажа в романе. Муравьёва Н. М [4], Акинь-шина Т. В [1], например, рассматривают основные образы-символы - Дона, степи, огня. Природные образы изучаются не в отдельности от всего сюжета и героев романа, а в целостном взаимодействии. Несмотря на известные достижения исследователей, данное направление по-прежнему представляет широкое поле для исследования.

Целью настоящей работы является рассмотрение образов природы по временам года и определения их роли в романе и связи с народным календарём.

Природа - вечная подсказка человеку, напоминание об обязанностях, предупреждение об опасности, беде. В природе реализовано движение, жизненный цикл. Для главного героя Григория Мелехова земля - точка опоры, его привязанность к земле, тоска по Родине проходит через весь сюжет произведения.

Детальный анализ пейзажных зарисовок в романе позволяет нам выявить следующие закономерности.

В художественном мире романа представлены все четыре времени года. Опираясь на статистические подсчёты, можно утверждать, что самый востребованный пейзаж - это весенний.

© Тибушкина Н. В., 2018

Чаще всего он появляется в третьем томе, так как автор акцентирует внимание на развороте военных событий и переломах в жизни героев. Летних образов около семидесяти шести, особенно изобилует ими первый том, в котором главное внимание сосредоточено в основном на семье и любовных отношениях. Осенних и зимних образов гораздо меньше, но от этого они не теряют своей значимости.

Из таблицы мы можем видеть, что данных образов больше в первом-втором томах. Осенние образы выражают настроения тоски, печали, безнадёжности, выполняют «атмосферную» и психологическую функции.

«Весенних» образов в романе около восьмидесяти. Из них около одиннадцати в первом томе, 8-9 во втором, 41-42 - в третьем и около 18-и в четвёртом. Статистические выкладки приблизительные, так как невозможно отделить образы конца зимы и начала лета, но тем не менее можно выявить некоторые закономерности. Например, больше всего «весенних» образов насчитывается в третьем томе, именно в нём события несут большую смысловую нагрузку. Самые интенсивные метания Григория Мелехова показаны в параллели с «весенним» образом — половодьем.

Группы «весенних» образов в романе довольно легко поддаются типизации. Их можно подразделить на мартовские, апрельские и майские. Так, например, по отношению к марту можно выделить доминирование образов краснотала (земля) и капели (вода). Краснотал для казачества особое растение, символизирующее жизнь, силу, женственность и красоту. В романе образ

Время года Общее количество 1 том 2 том 3 том 4 том

Весна Ок. 80 11 8—9 41-42 18

Лето Ок. 76 40 7—8 12—13 7—19

Осень Ок. 43 17-19 16 1—2 6

Зима Ок. 34 12 14 6 2

краснотала является сквозным, только цвет растения меняется с красного на чёрный. Образ краснотала возникает в начале романа не случайно, поскольку образ не статичный, а динамичный, и не просто образ, а образ-символ. Именно весной зарождается любовь Григория и Аксиньи. Не случайно рядом с этими героями присутствует образ Дона, часто разливающегося, символизирующего половодье чувств. Весной происходят их встречи после долгих разлук, и весной Аксинья погибает. Возникает оппозиция: жизнь - смерть.

Также к мартовским образам принадлежит и капель. Природа оживает, начинает пригревать солнце, тает лёд, снег. Образы краснотала и капели вместе означают зарождение, возрождение жизни как в природе, так и в жизни людей, что не раз показывает сам писатель.

У апреля своя семантика. Доминанта её - вода, как символ свободы, возрождения, обновления. Слово «апрель» происходит от латинского слова «согреваемый», «согретый солнцем», «солнечный». Это второй месяц весны. Символика Дона здесь особенно сильна. Наталья совершила попытку самоубийства. Своим поступком она мечтала получить свободу от мучительной любви и ревности. Примечательно, что параллельно с этим Шолохов создаёт образ ломающегося Дона, освобождающегося от оков.

Следующий месяц май - разнотравье. В народе его называют травником, цветенем. Май -самый зелёный месяц в году, период подлинного расцвета всего живого.

Всего летних образов в романе около 76, часто они неотделимы от пейзажа поздней весны и ранней осени. Система пространственно-временных «летних» образов природы позволяет говорить о «летнем» хронотопе романа. Летние образы приобретают особую символику. На примерах ночных образов это объясняется рядом причин. Во-первых, любовь Аксиньи и Григория зацвела и раскрылась, а лето - символ любви, страсти. Во-вторых, именно здесь раскрыты некоторые важные грани характеров героев, таких, как страстность, способность к состраданию, воля к жизни и мечта о счастье.

Пейзаж обладает функцией не только обозначения времени и действия, но и раскрытия особенностей характера персонажа. Природа словно сопровождает Григория, герой гармонично слит с ней. Волосы Аксиньи для Григория «дурнопь-яном пахнут... этаким цветком белым». От «свежего нахолодевшего рта» её пахло «то ли ветром, то ли далеким, еле уловимым запахом свежего степного сена». В этих сравнениях Шолохов доносит богатство чувства Григория, спо-

собность глубоко и сильно воспринимать красоту человека.

Образ Аксиньи немыслим без обращения к летним природным образам всевозможных трав, цветов (ландыш, клевер, благоухающий шиповник), деревьев (ясень, тополь). Можно предположить, что через отсылку к определённой флоре Шолохов хотел показать трагичность образа Аксиньи.

Цветы ландыша в народном сознании символ нежности и чистоты, но и грусти. Цветок клевера в народном сознании обозначает смирение и печаль, но в то же время символ непостоянства, жгучей красоты и тайной любви. Шиповник (в другом названии - роза) - символ счастья, поэзии любви, с другой стороны, это символ совершенной красоты, любви и тайны.

Обладая яркой порочной красотой, Аксинья привлекала внимание мужского населения хутора. Но испытав в юности ужас и позор насилия, она сумела сохранить силу и чистоту своих чувств. Вся сила характера героини выразилась в запретной любви к Григорию. Счастье жизни с Григорием было невозможно из-за патриархальных обычаев, законов нравственности. Несмотря на это, сначала Аксинья борется за счастье, за свою любовь. Но через много лет она уже отчаивается в своих надеждах на счастье, сомневается в нём. Исчезает то порочное, что преобладало в ней ранее. Появляется какая-то мудрость, скорбь и усталость в глазах. Но любовь к Григорию и надежда на счастье с ним побеждают. «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь!» - говорит Аксинья, когда Григорий зовет её на Кубань. Эта поездка оказалась последней для Аксиньи. Но умирает героиня счастливой, на руках любимого человека. Таким образом, символика цветов подтверждает трагичность образа Аксиньи.

Как было сказано выше, во второй и третьей книге романа - 7-8 и 12-13 летних эпизодов. Они показывают донские просторы перед войной и во время неё. Пейзажных зарисовок мало, они либо показывают предзнаменование войны, либо её долгое муторное течение. Если лето как время любви показано как стремительное течение дней-ночей-минут, то здесь время замедляется («Цепь дней... Звено, вкованное в звено... Жара, Дождь.»)

В последней книге летних образов 17-19, их чуть больше, чем во второй и третьей книгах, но в два раза меньше, чем в первой. Герои уже совсем другие, нежели в начале романа, они повзрослели, постарели, приобрели немалый жизненный опыт, ушла юношеская бесшабашность, герои внутренне эволюционировали в плане

характера. Чувства прошли проверку. Также летние образы функционируют в плане биологической смерти. Наталья не может пережить обиду очередной измены Григория, подпольно делает аборт и умирает от потери крови; Дарья утонула в реке, потеряв смысл жизни, боясь потерять привлекательность, узнав о своей болезни; умирает Ильинична от тоски по младшему сыну. Дуняшка пытается ужиться с мужем, Аксинья пытается заглушить свою тоску по Григорию, привязавшись к его детям. Как только возвращается Григорий, на дворе уже осень, то есть перед нами уже новый этап в жизни героев.

Через характеристику летнего хронотопа раскрывается значение сквозных образов, таких как ночь (символ запретной трагической любви), жара, засуха, сухая гроза как предзнаменование войны, предупреждение об опасности; двойственная символика флоры, раскрывающих трагичность образа Аксиньи; и образ Дона как особой стихии, показывающей эволюцию героев и целой жизни.

По статистике в романе насчитывается около 43 осенних пейзажей. Эти образы можно классифицировать по определённым критериям: время (солнечные лучи, жёлтый стяг месяца, ущербленный месяц, осеннее солнце, заря), пространство (степь, густо-синий фон неба), сущностная характеристика (природные явления: из-моросный дождь, ветер; состояние природы: прозрачная тишина, осенняя тишь, скованная морозцем трава).

Отметим, что большая часть образов связана с природными явлениями и суточным временем. Значительное количество пейзажных образов осени имеет эмоциональную характеристику, связанную с психологическим состоянием человека или негативной психоэмоциональной общественной обстановкой.

«Предосенняя, тоскливая, синяя дрёма, сливаясь с сумерками, обволакивала хутор, Дон, меловые отроги, задонские, в лиловой дымке тающие леса, степь. За поворотом на шляху у перекрёстка тонко вырисовывалась остроугольная верхушка часовни» [6, с. 115].

Таким образом, осенний пейзаж выполняет в романе «атмосферную» функцию (а именно, выражает настроения печали, тоски, безнадёжности) и психологическую (особенно это относится к «переходным» образам, которые связаны с психологическим статусом человека). Осенний хронотоп усиливает авторскую концепцию связи природы и человека и подчеркивает единство ценностных и временных измерений.

Зимние образы согласно древним народным представлениям символизируют сон и смерть всего живого, но, с другой стороны, с зимнего времени года начинается новый световой цикл.

В романе насчитывается около 34 зимних пейзажей. Образы зимы сливаются с описаниями поздней осени и ранней весны, часто они неотделимы. Ключевыми образами зимнего пейзажа можно считать снег (снежинки, метель), дорогу (зимнуха, первопуток, санная дорога), ветер (позёмка, переменчивый), небо (ночное небо, синеватая белизна неба, солнце, месяц, фиолетовое утреннее небо, морозная ночь, фиолетовое небо, ясное небо, сизая мгла, тьма).

Снег - процесс «сообщения» неба и земли. В снеге воплощена идея бесконечного движения, повторяемости, цикличности развития природы.

«Зима легла не сразу.... Ростепель держалась до Михайлова дня, потом даванул мороз, вывалил снег; день ото дня холод крепчал.... Сизой выцвевшей лентой закривилась по хутору санная ровень дороги-зимнухи» [6, с. 158].

Здесь мы видим снова образы снега, дороги (не просто дороги, а дороги-зимнухи). Обозначены временные точки - Покров, Михайлов день (21 ноября). Так в России праздник Покрова по народному календарю считался началом зимы. Происходит пространственное расширение -«пластался над городом кизячий дым».

По классификации Е. Юкиной и М. Эпштейна [10] снежные пейзажи можно разделить на следующие группы:1. Солнечные, блестящие, яркие; 2. Мрачные, метельные, разрушительные.

В русской литературе зима часто предстаёт как праздник чистоты, света, напоминая о небесном рае, который создаётся самой природой.

« Слепяще-яркий снеговой хребет бугра, облитый глазурью солнца и синью безоблачного дня, белел, сахарно искрился. Под ним пёстрым лоскутным одеялом лежала слобода Ольховый Рог» [7, с. 259].

Что касается второй группы (метельных, мрачных, разрушительных пейзажей), то можно привести такой пример:

«Морозная крыла хутор ночь. С чёрного неба падала иглистая пороша, на Дону раскатисто, пушечными выстрелами лопался лёд» [6; с.180].

Здесь получает воплощение мотив метельной, ночной, мятежной стороны зимы. Жизнь человека и жизнь природы снова неразделимы. Григорий уходит от семьи, бросает жену Наталью. Тем самым он бросает вызов традициям, идёт наперекор принятым нормам и казачьим устоям.

Итак, зимние образы (снег, метель, путь-дорога и др.) выполняют сюжетообразующую функцию, характеризуют персонажей, передавая

их психологическое состояние. Главная их особенность не только в том, что они обладают мифопоэтической природой, но и способствуют ощутимому расширению пространства и времени.

Через смену времён года реализуется идея жизни, эволюция природы, возрождение и умирание, историческое движение, «участие природы» в истории, которую творит человек.

Исследование типологических свойств и анализ приведённой классификации пейзажей в романе «Тихий Дон» позволяют сделать вывод, что символична включённость жизни природы и человека в циклическое течение космического времени. Сила природы животворяща, человек зависим от природы. Мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акиньшина Т. В. Образ-символ Дона в воплощении судеб главных героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»// Вестник Тамбовского универста. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. — №7.

2. Дворяшин Ю. А. М. А. Шолохов и русская проза 30—70-х годов о судьбе крестьянства: дис. ... д-ра филол. наук. — Ишим, 1994.

3. Минакова А. М. Художественный мифо-логизм этики М. А. Шолохова: дис. ... д-ра филол. наук. - Москва, 1992.

4. Муравьева Н. М. Образ Григория Мелехова в системе символов романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2007. — №4.

5. Сатарова Л. Г. Природа в философско-эстетической концепции романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: дис. ... канд. филол. наук. — Воронеж, 1983.

6. Чалмаев В. А. «Тихий Дон» М. А. Шолохова - эпическое самосознание истории и личности // Русская литература: 20 в.: Справочные материалы/ Сост. Л.А. Смирнова. - Москва : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. - С. 229.

Тибушкина Наталья Валентиновна, магистрант кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.

Поступила 23.12.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.