5. Livshits B. K. Polutoraglazyjstrelec. Stixotvoreniya. Perevody. Vospominaniya [Polyto-nality Sagittarius. Poems. Translations. Memories ]. Leningrad : Soviet writer, 1989, 720 p.
6. Pasternak B. L. Lyudi i polozheniya. Avtobiograficheskij ocherk [The People and the situation. Autobiographical essay] / B. L. Pasternak // SOBR. CIT. in 5 vols. vol. 4. Moscow : Fiction, 1991,pp.296-346.
7. Shumakov Y. I. Severyanin v E'stonii [I. Severyanin in Estonia] // Igor-Severyanin. Poems and poems 1918-1941. Moscow : Contemporary, 1990, 493 p.
Зиновьева Эллона Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Общенаучные дисциплины» обособленного структурного подразделения Института авиационных технологий и управления УлГТУ.
Поступила 28.02.2019 г.
УДК 821.161.109 (Шолохов М.А.) Н. В. ТИБУШКИНА
«ОСЕННЯЯ» ОБРАЗНОСТЬ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Статья посвящена исследованию образов осени в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Предпринята попытка классифицировать природные образы по отношению к художественному времени и пространству, сущностным характеристикам душевной жизни героев. Раскрываются символическая и мифологическая природа ряда образов, выявлены их основные особенности и функции.
Ключевые слова: М. А. Шолохов, роман «Тихий Дон», пейзаж, «осенние» образы, психологический статус, символика.
Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» - одно из самых ярких произведений русской и мировой литературы XX века, отразивших своеобразие народного, фольклорного мировоззрения. В настоящее время его изучение ведётся с учётом разных подходов, одним из которых является исследование природного мира, в том числе, и пейзажной живописи. Пейзажные особенности романа «Тихий Дон», а именно основные образы-символы и топосы были рассмотрены Т. В. Акиньшиной [1], А. М. Минаковой [2], Л. Г. Сатаровой [3] и другими шолоховедами. В работах исследователей поэтики Шолохова присутствуют наблюдения над символической природой образов земли, степного простора, дороги, реки, солнца, дома.
Данное исследование - попытка интерпретировать картины осени в «Тихом Доне» и выявить их функциональность.
В романе насчитывается 43 осенних пейзажа. Эти образы можно классифицировать по опре-
© Тибушкина Н. В., 2019
делённым критериям: время (солнечные лучи, жёлтый стяг месяца, ущерблённый месяц, осеннее солнце, заря), пространство (степь, густосиний фон неба), сущностная характеристика (природные явления: изморосный дождь, ветер; состояние природы: прозрачная тишина, осенняя тишь, скованная морозцем трава).
Отметим, что большая часть образов связана с природными явлениями и суточным временем.
Значительное количество пейзажных образов осени имеют эмоциональную характеристику, связанную с психологическим состоянием человека, психоэмоциональной сферой.
У Шолохова, по утверждению С. Г. Семёновой, «развернутая в мощных конкретных деталях картина природы часто предстаёт аналогом того, что происходит с людьми или отдельной человеческой душой» [10].
«Предосенняя, тоскливая, синяя дрёма, сливаясь с сумерками, обволакивала хутор, Дон, меловые отроги, задонские, в лиловой дымке тающие леса, степь. За поворотом на шляху у
перекрестка тонко вырисовывалась остроугольная верхушка часовни» [6, с. 115].
Таково одно из первых описаний предосенней природы в романе. Данная характеристика дана Шолоховым не случайно. Здесь можно выделить такие образы, как «предосенняя, тоскливая, синяя дрёма», сумерки, леса и степь. Далее по сюжету романа следует сцена свадьбы Григория Мелехова и Натальи. Она полюбила молодого казака первой истинной любовью. Чувство Григория вряд ли можно назвать подлинной любовью, что подчёркивается одной фразой: «Хмурясь, Григорий целовал пресные губы жены, водил по сторонам затравленным взглядом» [6, с. 117]. Образ тоскливой, синей дрёмы явно указывает на то, что свадьба радости ему не принесла. Основной эпитет «тоскливой». Свадьба неприятна для Григория, окружающие как будто пребывают в дрёме, ничего не замечая. И природа отвечает настроениям героев.
«С ближних и дальних гумен ползли и таяли в займище звуки молотьбы, крики погонычей, высвист кнутов<...>» «Хутор, зажиревший от урожая, млел под сентябрьским прохладным сугревом, протянувшись над Доном, как бисерная змея поперёк дороги» [6, с. 145].
В данном описании показана трудовая жизнь казаков в поле. Также ярко вырисовывается обширное степное пространство за счёт сравнения хутора с бисерной змеей (холмистая, извилистая местность, показанная с высоты птичьего полёта). Природа живёт своей жизнью, человек -своей, со своими горестями и проблемами (у каждой семьи своя история и своя драма). Природа часто безучастна к человеку. Одно из доказательств этому - много раз прокомментированный пейзажный отрывок: «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели? Ползли месяцы, дул ветер, на погоду гудела гора, и, застеклённый осенней прозрачно-зелёной лазурью, равнодушно шёл к морю Дон»[6, с. 145].
Или:
«В степи за хутором стыла прозрачная тишина. За толокой, за сутулым бугром расчёсывали землю плугами, свистали погонычи, а тут -над шляхом - голубая проседь низкорослой полыни, ощипанный овечьими зубами придорожный донник, горюнок, согнутый в богомольном поклоне, да звонкая стеклянная стынь холодеющего неба, прорезанная летающими нитями самоцветной паутины» [6, с. 151].
Интересными кажутся растительные образы: ощипанный донник, согнутый горюнок, а также образ неба («звонкая стеклянная стынь холодеющего неба» [6, с 151]).
Каждый природный образ имеет специфические эпитеты, создающие настроение тоски и безнадёжности. Дальнейшие пейзажные описания только подтверждают данное настроение. Состояние природы перекликается с жизнью Григория и Натальи. Подчеркнута холодность отношений, отсутствие любви и страсти: «- Чужая ты какая-то... Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся» [6, с. 156]. Обращённые к жене слова Григория полностью подтверждают сказанное выше. Главная характеристика - «чужая». Григорий не чувствует в жене родственную душу.
«Наталья глядела вверх на недоступное звёздное займище, на тенистое призрачное покрывало плывущей над ними тучи, молчала. Оттуда, с чёрно-голубой вышней пустоши, серебряными колокольцами кликали за собой припозднившиеся в полёте журавли» [6, с. 156].
Образ журавлей - символа семьи и счастья -прямо противоположен образу «отживших трав». Возникает противопоставление, антитеза, усиливающая общее впечатление пустоты, жизненного тупика. Наталья не понимает, как жить дальше после признания Григория в нелюбви к ней. Надежды на любовь и счастье оказались призрачными и пустыми. Здесь природа находится рядом с человеком. С помощью символов и антитез автор передаёт внутреннее состояние героев. Проявляется та особенность шолоховской поэтики, о которой размышлял в своей книге «Шолохов forever» Е. А. Костин:«Шолохов широко пользуется приёмами параллелизма между жизнью природы и жизнью человека, что позволяет порождать новый, как правило, философский смысл (примеры этому чрезвычайно обильно представлены во всех текстах писателя); такой параллелизм возникает и при уподоблении исторических событий и природных явлений» [11].
«Зима легла не сразу. После Покрова стаял выпавший снег, и табуны снова выгнали на подножный. С неделю тянул южный ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя мшистая зелёнка.
Ростепель держалась до Михайлова дня, потом даванул мороз, вывалил снег; день ото дня холод крепчал, подпало ещё четверть снегу, и на опустевших, донских огородах, через занесённые по маковки плетни, девичей прошивной мережкой легли петлистые стежки заячьих следов. Улицы опустели» [6, с 158].
Эта картина - своеобразное природное введение в события, разворачивающиеся под крышей
мелеховского куреня перед уходом Григория из отцовского дома.
Обратимся к образам «переходных состояний», связанных со здоровьем человека, его душевным миром. Здесь осенние образы переплетаются с зимними. Показано чётко время действия: «после Покрова стаял выпавший снег» (переход от осени к зиме, начало октября). Шолохов символизирует не только природную смену сезонов года, но и изменения в жизни человека, в его судьбе. Пейзажные образы позволяют говорить о детальной привязке времени года. Картины природы разбиваются на определённые отрезки осеннего времени: от начала увядания природы до поздней осени. Образы осени связаны также с усталостью и болезненностью. Снова пейзаж параллелен образу Натальи: «На пожелтевших щеках её, как на осеннем листке, чахнул румянец... в глазах появилось что-то новое, жалкое» [6, с. 165].
Её состояние можно охарактеризовать как глубокое разочарование в жизни. Не случайно сравнение «как на осеннем листке чахнул неяркий румянец». Сорванный с дерева листок вроде бы красив, он жёлтого или красного цвета, но оторвавшись от дерева, чахнет и вянет. Так и Наталья - без любви, без поддержки любимого человека начинает чахнуть и терять свежесть и красоту.
«Подруженьки-берёзки стояли на отшибе у леска тесной кучей. За ними томила глаза нерадостная прожелетень низкорослой сосны, курчавилось редкое мелколесье, кустарник, помяты скакавшими через него австрийскими обозами. Справа, издалека, давил землю артиллерийский гром. Здесь же, у берёзок, было несказанно тихо. Земля впитывала богатую росу, розовели травы, все яркоцветные, наливные в предосеннем, кричащем о скорой смерти цвету» [6, с. 361].
Перед нами предосенняя природа. Яркий всплеск необычайной красоты осенней природы перед тем, как «уснуть» на зиму. Вырисовывается мотив жизни и смерти, мира и войны. Сочетание описания осенней природы с «артиллерийским громом» противоестественно. Природа, как и люди, желает жить и процветать. Чувствуя приближающийся сон-смерть, она отдаёт все силы на последний выплеск красоты. Также состояние природы отражает общественную обстановку. Снова появляется фигура антитезы. На войне нет жизни, страдает природа, страдает человек (на шашку садится пчела, падает ссечённая пулей ветка). Пейзаж выполняет психологическую функцию, функцию авторской оценки (отражение концепции любви автора к при-
роде и человеку) и функцию характеристики пространства и времени.
«В погожий сентябрьский день летала над хутором Татарским молочно-радужная паути-на<...>». «По-вдовьему усмехалось обескровленное солнце, строгая девственная синева неба была отталкивающе чиста, горделива. За Доном, тронутый желтизной, горюнился лес, блекло отсвечивал тополь, дуб ронял редкие узорчато-резные листья, лишь ольха крикливо зеленела, радовала живучестью своей стремительный сорочий глаз» [6, с. 363].
Природа показана, на первый взгляд, «над человеком», равнодушно-отстранённой, ирони-чески-усмехающейся («усмехалось обескровленное солнце». Но эпитет «обескровленное» и олицетворение «горюнился лес» говорят об обратном: природа страдает от деяний человека. С одной стороны, природа рядом с человеком, сочувствует и переживает, с другой - неизбывно противостоит бедствиям, которые стали результатом человеческих действий.
Эпитеты и олицетворения необходимы, чтобы ярче подчеркнуть противоречивость и неоднозначность человеческой личности.
«. на дереве стеклянным звоном тоскливо шелестели опалённые ранним заморозком листья. Чёрные контуры ветвей отчётливо вырисовывались на густо-синем фоне неба, сквозь них светлели звёзды» [6, с. 379].
Главный герой сталкивается с жестокостью войны. Григорию пришлось убить человека. Это стало для него настоящим потрясением. Поэтому автор «Тихого Дона» выражает своё отношение к персонажу через образы природы: метафора «опалённые ранним заморозком листья» передаёт столкновение главного героя с правдой войны, вынужденным убийством людей и сильное психологическое потрясение. Метафору усиливает антитеза: огонь-холод (опалённые - заморозком).
Дальнейший анализ романа только подтверждает наши наблюдения. Для образов осени характерно настроение тоски, грусти, обессилен-ности. Подобные настроения нагнетаются с помощью образов тумана, дождевой мглы, сравнения тумана с коршуном («хлопчатый редкий туман, движимый ветром, плыл, цепляясь за верхушки сосен, тёк над прогалинами и, как коршун над падалью, кружился между ольхами» [7, с. 29]). Шолохов показывает, как туман охватывает всё пространство, как война захватила всё бытие людей, не оставляя им ни малейшей надежды. Месяц кажется ущерблённым, земля словно в слезах, постоянно идёт дождь, «мокрые
иглы сосен». Всюду «зарево войны», усиливается настроения страха, ужаса и усталости.
Через весь роман проходит противопоставление жизненных явлений и состояний, антитеза становится устойчивым стилевым приёмом: «леса, опалённые заморозками», «жгли их утренники», журавли и близкие осенние заморозки, северные ветра (жизнь и смерть), мёртвая трава и шиповник, словно объятый пламенем (снова тема жизни и смерти). Действительно, «пейзаж как бы настраивается по человеку, по его неустойчивому, неравновесному состоянию» [10, с. 111].
« За Доном в лесу прижилась тихая ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнял лес. ... На мёртвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребрённая ею паутина...» [8, с.273].
Этот фрагмент рисует один из позитивных образов осени. Главный эпитет «всепобеждающий запах». То есть жизнь на первом месте, победит всегда. Осень радует яркими красками. С одной стороны, акцентируется жестокость войны, но с другой - уже появилась надежда на жизнь, на счастье. Из описания исчез дождь, появился иной эпитет, характеризующий осень «тихая, ласковая». До этого подчеркивалось только настроение грусти и тоски, а здесь есть надежда на мирную жизнь, спасение от войны. Данный пейзаж умиротворяющее действует на героев, побуждает к раздумьям о прожитой жизни, событиях, людях, которых уже не вернуть.
Осенние образы также обнаруживают включённость в течение космического времени, пространство космоса и его особой символики.
«Над лесом, уродливо остриженным снарядами, копится темнота, дотлевает на небе дымный костер Стожаров, Большая Медведица лежит сбоку от Млечного Пути, как опрокинутая повозка с косо вздыбленным дышлом, лишь на севере ровным мерцающим светом истекает Полярная звезда» [7, с. 46].
Большая Медведица означает колесницу судьбы, приобретает сакральное значение (носительница жизни, возрождения). Космическое явление в традиционном восприятии символизирует неподвижность времени, носительницу жизни. Здесь же Большая Медведица дана в восприятии Григория, находящемся в состоянии тоски, понимания бессмысленности военных действий и человеческих жертв. Воспоминания об Аксинье, физическое ощущение её присутст-
вия, мысли о своей семье, об отце заостряют такие черты характера Григория, как любовь к семье, доброту, душевную ранимость и восприимчивость.
Лежащая на боку колесница говорит о том, что война ломает судьбы людей, разлучает их с семьями, калечит жизнь, разрушает всё самое святое на земле, показывая, что война, неоправданная жестокость людей противоестественны жизни на земле.
С осенними образами связаны судьбы Григория, Натальи. Именно с этим временем года соотносятся переломные моменты в жизни героев: Григорий женится на нелюбимой женщине, Наталья страдает от неразделённой любви к мужу («Наталья глядела вверх на недоступное звёздное займище, на тенистое призрачное покрывало плывущей над ними тучи, молчала» [6, с. 156]), Григорий переживает переломный момент в своей жизни на войне после убийства австрийца. Он по воспитанию миролюбивый человек, для него убийство даже на войне - противоестественно. Космические явления, данные в восприятии Григория подчеркнуто не в традиционном виде, усиливают понимание героем ценности и святости жизни, её сакрального смысла. Своеобразие шолоховской эстетики А. А. Дырдин видит в обращённости, причастности писателя «к двум реальностям: организованной законами природы и установленной духовным бытием. Он (Шолохов) проводит грань между природным, чувственным и умозрительным мирами» [12].
Таким образом, осенний пейзаж выполняет в романе «атмосферную» функцию (а именно, выражает настроения печали, тоски, безнадёжности) и психологическую (особенно это относится к «переходным» образам, которые связаны с психологическим статусом человека). Основной способ художественного воплощения осенних пейзажей - это антитеза, проявившаяся при рассмотрении определённых образов и философских категорий (огонь-холод, жизнь-смерть). Осенний хронотоп усиливает авторскую концепцию связи природы и человека и подчёркивает единство ценностных и временных измерений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акиньшина Т. В. Образ-символ Дона в воплощении судеб главных героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2007. - №7.
2. Минакова А. М. Художественный мифоло-гизм этики М. А. Шолохова: дисс.... д-ра фил. наук. - Москва, 1992.
3. Сатарова Л. Г. Природа в философско-эстетической концепции романа М. А.Шолохова «Тихий Дон»: дис.... канд. филол. наук. - Воронеж, 1983.
4. Тибушкина Н. В., Фёдорова Т. Н. Группы весенних образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Наука и школа: сборник научных работ молодых исследователей. Выпуск 7 / Под общей ред. Т. Э. Демидовой. - Ульяновск : Ул-ГПУ, 2015. -С. 46-49.
5. Тибушкина Н. В., Фёдорова Т. Н. Летние образы и их роль в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Наука и школа: сборник научных работ молодых исследователей. Выпуск 8. / Под общей ред. Т. Э. Демидовой. - Ульяновск: Ул-ГПУ, 2016. - С. 62-67.
6. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 1. - Москва : Правда, 1980.
7. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 2. - Москва : Правда, 1980.
8. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 3. - Москва : Правда, 1980.
9. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 4. - Москва: Правда, 1980.
10. Семёнова С. Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. - Москва : ИМЛИ РАН, 2005. - С. 110.
11. Костин Е. А. Шолохов forever. - Вильнюс: ВАГА. 2013. - С. 78.
12. Дырдин А. А. Михаил Шолохов: единство духовного и эстетического // Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX - первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция. -Москва : ООО ИПЦ «Маска», 2017. - С. 210.
REFERENCES
1. Akinshina T. V. Оbraz-simvol Dona v vo-ploshchenii sudeb glavnyh geroev romana M A Sholohova «Tihij Don» [The Don symbol image in the embodiment of the fate of the main characters of M. A. Sholokhov's novel «The Quiet Don»] // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 2007, №7.
2. Minakova A. M. Hudozhestvennyj mifologizm ehtiki M. A. Sholohova [Artistic mythology of the ethics of M. A. Sholokhov]: diss. ... dr. phil. sciences, Moscow, 1992.
3 Satarova L G Priroda v filosofsko-ehsteticheskoj koncepcii romana m a sholohova tihij don [Nature in the philosophical-aesthetic concept of M. A. Sholokhov's novel «The Quiet Don»]: dis. ... ph. D in philology. Voronezh, 1983.
4. Tibushkina N. V., Fedorova T. N. Gruppy vesennih obrazov v romane m a sholohova Tihij Don [Groups of spring images in M. A. Sholokhov's novel « The Quiet Don»] // Science and School: collection of scientific works of young researchers. Issue 7 / Under the general ed. T. E. Demidova. -Ulyanovsk: UlGPU, 2015, pp. 46-49.
5 Tibushkina N. V., Fyodorova T. N. Letnie obrazy i ih rol v romane M. A .Sholohova «Tihij Don» [Summer Images and Their Role in M. A. Sholokhov's novel «The Quiet Don»] // Science and School: a collection of scientific works of young researchers. Issue 8 / Under the general ed. T. E. Demidova. - Ulyanovsk: UlGPU, 2016, рр. 62-67.
6. Sholohov M. A. Sobranie sochinenij [Collected Works]. In 8 t. T. 1. Moscow: Pravda, 1980.
7. Sholohov M. A. Sobranie sochinenij [Collected Works]. In 8 t. T. 2. Moscow: Pravda, 1980.
8. Sholohov M. A. Sobranie sochinenij [Collected Works]. In 8 t. T. 3. Moscow: Pravda, 1980.
9. Sholohov M. A. Sobranie sochinenij [Collected Works]. In 8 t. T. 4. Moscow: Pravda, 1980.
10. Semyonova S. G. Mir prozy mihaila Sholohova. Ot poehtiki k miroponimaniyu [The world of prose by Mikhail Sholokhov. From poetics to the world outlook]. Moscow: IMLI RAN, 2005. - p. 110.
11. Kostin E. A. Sholohov forever [Sholokhov forever]. Wilnyus: Vaga, 2013. - p. 78.
12. Dyrdin A. A. Mihail Sholohov edinstvo duhovnogo i ehsteticheskogo svoeobrazie i mirovoe znachenie russkoj klassicheskoj literatury XIX pervaya polovina XX stoletiya idealy kulturno-filosofskij sintez recepciya [Mikhail Sholokhov: The Unity of the Spiritual and Aesthetic // The Peculiarity and World Value of Russian Classical Literature (XIX - first half of the XX century). Ideals, cultural and philosophical synthesis, reception]. Moscow: ICC Mask LLC, 2017, p. 210.
Тибушкина Наталья Валентиновна, магистрант историко-филологического факультета ФГБОУВО «УлГПУим. И. Н.Ульянова». Научный руководитель - Л. А. Сапченко, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики ФГБОУВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова»
Поступила 06.03.2019 г.