Научная статья на тему 'Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова'

Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2118
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОЛОХОВ М.А / SHOLOKHOV M.A / РОМАН "ТИХИЙ ДОН" / NOVEL "TIKHY DON" / ДЕТАЛЬ / DETAIL / ПСИХОЛОГИЗМ / PSYCHOLOGISM / СИНЭСТЕТИЗМ / SYNESTHETISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трофимова Полина Викторовна

В романе-эпопее «Тихий Дон» писатель стремится изобразить жизнь во всей полноте ее красок, звуков, запахов, показать всю сложность жизненных коллизий, представить вниманию читателя разнообразнейшие характеры своих ярких персонажей. Шолохов использует различные средства передачи их внутреннего мира. Учитывая художественный опыт своих предшественников, М.А. Шолохов активно развивает психологическую поэтику «внутреннего действия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detail as the Means of Multi-Aspect Creation of Emotional-Feeling World and Man’s Richness in the Novel “Tikhy Don” by M.A.Sholokhov

In the novel, the epic „Silent Don“ the writer seeks to portray life in its fullness of its colors, sounds, smells, to demonstrate the complexity of life conflicts, to provide the reader the diversity of its colorful characters. Sholokhov uses various means of communication of their inner world. Given the artistic experience of their predecessors, MA Sholokhov is actively developing psychological poetics of „internal action“

Текст научной работы на тему «Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова»

Язык художественной литературы

ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО МНОГОАСПЕКТНОГО ВОССОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО БОГАТСТВА МИРА И ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН» М. А. ШОЛОХОВА

П. В. Трофимова

В романе-эпопее «Тихий Дон» писатель стремится изобразить жизнь во всей полноте ее красок, звуков, запахов, показать всю сложность жизненных коллизий, представить вниманию читателя разнообразнейшие характеры своих ярких персонажей. Шолохов использует различные средства передачи их внутреннего мира. Учитывая художественный опыт своих предшественников, М.А. Шолохов активно развивает психологическую поэтику «внутреннего действия».

Ключевые слова: Шолохов М.А., роман «Тихий Дон», деталь, психологизм, синэстетизм.

Исследование сферы художественной детализации в романе «Тихий Дон» представляется нам невозможным без особого внимания к каждому сегменту его поэтики в системе эмоциональночувственного восприятия мира шолоховскими героями и самим автором произведения. Сенсорно-чувственная образность - это особая сфера художественный детализации восприятия мира с помощью органов чувств.

Задачи данной статьи:

- обнаружение современных научных подходов к проблеме ощущений в психологическом и эстетическом аспектах на стыке таких научных дисциплин, как литературоведение и психология;

- выявление художественно-эстетических функций образов обоняния, звучания, осязания и цвето-визуального восприятия действительности в контексте целостной системы поэтического мира писателя, воплощающей его способность мыслить образами звуков, запахов, цвета;

- определение доминантных сфер эмоционально-чувственного содержания картины мира как основы мироощущения Шолохова и показателя специфики его художественного стиля в произведении;

35

Lingua mobilis №2 (28), 2011

— рассмотрение поэтики ощущения, восприятия и чувственного представления как средства передачи внутреннего состояния персонажей романа Шолохова, в том числе на уровне психологического подтекста;

- построение типологии одоративных, звуковых, визуальных, вкусовых и осязательных образов романа Шолохова, воплощающих важнейшие особенности мирообраза писателя, выявление психологической и эстетической содержательности данных образов.

В соответствии с современным толкованием восприятие - это отражение человеком предмета или явления при непосредственном воздействии его на органы чувств. В процессе восприятия любой предмет дифференцируется в своих чувственных качествах, отражаясь в различных видах ощущений.

Многие литературоведы указывают на особенность шолоховской поэтики передавать внутреннее переживание через внешнее проявление. С.Г. Семенова подчеркивает: «Внутреннее, душевное при этом чаще всего восстает из внешнего и физического Все - плотяно, материализовано: переживания, чувство, импульс, мысль читаются в чертах лица, в телесном облике, в непосредственной реакции - без прямого душевного обнажения» [15. С. 85].

Неоднократно отмечалось, что шолоховский человек воспринимает мир всеми органами чувств, что создает эффект художественной «стереоскопии» и «синэстезии» в поэтике романа. Важно, однако, не только констатировать этот факт, но и определить методологию его исследования.

Использование терминологического аппарата не только литературоведения, но и психологической науки (в частности, такой ее области, как психология восприятия и ощущения), позволяет осуществить анализ психологизированных описаний в романе Шолохова на стыке двух научных дисциплин, двух подходов, и прийти к выводу о сугубо индивидуальной, присущей именно Шолохову иерархии ощущений в эмоционально-ценностной системе писателя.

Вопрос о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, в настоящее время остается спорным. Роль, которую играют отдельные формы ощущений в душевной жизни, различна. Ощущения являются в какой-то мере основой для возникновения образов, представлений, переживаний. В различных ситуациях отдельные ощущения принимают неодинаковое участие. Тесным образом с ощущением связано и восприятие, также являясь чувственным

36

Язык художественной литературы

отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, путем воздействия ее на органы чувств.

Для поэтики романа Шолохова характерны оба феномена. «Зрительная фиксация мира у Шолохова значительно расширяется за счет всех человеческих рецепторов: и слуха..., и тех чувственных показаний, которые дают в прямом контакте с предметом самые животно-непосредственные органы чувств: вкус, осязание, но особенно - обоняние», - подчеркивает С.Г. Семенова [15. С. 98].

Иными словами, напрашивается вывод об избирательности человеческих обонятельных: «прекрасное благоухает, а недолжное -смердит».

Интенсивность и качество ощущений могут изменяться под влиянием различных факторов. В процессе нашего исследования шолоховского романа мы пришли к выводу, что содержание и характер восприятия его героев зависят от характера и настроя личности. Нередко человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Так, герои Шолохова на полях сражений, в землянках чувствуют запахи хлебов, куреней, хозяйственных дворов.

Одной из наших задач явилось выявление доминанты в изображении предметной сферы, превалирующего компонента в детализации предметно-сенсорной образности в «Тихом Доне». Мы попытались определить, какой из сегментов сферы ощущений - визуальный, одоративный, слуховой, вкусовой или осязательный - доминирует в структуре психологических описаний и как это влияет на художественный стиль произведения.

Необходимо отметить, что многие образы и картины действительности Шолохов дает через объемное восприятие, соединяя вместе все виды ощущений. Такой образ целесообразно называть синэсте-тическим. Для Шолохова характерна синэстезия - замена ощущений одного органа чувств другим.

Под термином «синэстезия» в диссертации понимается взаимопроникновение признаков, свойств различных сегментов природной чувствительности. При этом качества одного типа ощущения переносятся на другой («вкусный» запах, «яркие» звуки и т.д.).

Шолохов в своем произведении неоднократно использует синэ-стетические образы. Межчувственные ассоциации на страницах романа представлены в основном одоративно-вкусовыми модусами. «От слежавшихся в сундуках юбок, сюртуков и шалек пахло нафталином и еще чем-то сладко-тяжелым, - так пахнут старушечьи затасканные канунницы» (кн. 1, ч. 1, гл. 21, с. 101) [16. С. 101].

37

Lingua mobilis №2 (28), 2011

В романе пахнет и «перекисшими хмелинами и пряной сухменью богородицыной травки» [16. С. 22]; и «прелью... пресной» [16. С. 24] и «полынной дорожной горечью» [16. С. 67]; и «кислиной овечьей шерсти» (кн. [16. С. 52]; и «кислым, застоявшимся, паутинным запахом нежилого помещения» [16. С. 122] и «горьковатым плесневым душком нежили» [19. С. 47]; и «сладковатым бабьим потом» [16. С. 59] и пр.

Однако встречаются и другие виды межчувственного взаимодействия.

Персонажи «Тихого Дона» испытывают осязательно-запаховые ассоциации. На страницах романа пахнет «прелью сырой» [16. С. 24], «мокрыми от росы лопухами, влажной землей» [19 С. 35].

Особое внимание обратим на следующее описание. «Вода, растекаясь по зелено-замшелому, заплесневелому днищу корыта, устремилась в накаленный солнцем, пахнущий сырой древесиной угол» [18. С. 350]. В приведенном выше эпизоде наблюдается межчувственная ассоциация с использованием температурного («накаленного»), за-пахового («пахнущего») и тактильного («сырого») образов.

Отдельно встречаются примеры температурно-запаховых межсенсорных взаимодействий. «Пахнуло полынным теплым ветерком с юга» [16. С. 103]. И еще: «Григорий свернул набок шапку копны, вырыл яму. Слежалое сено ударило горячим запахом прели» [16. С. 34]. «Нежнейший, розовый по краям раструб крохотного цветочка. источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли» [19. С. 127].

Синкретичность чувственных образов в «Тихом Доне» проявляется в том, что зрительные образы сопровождаются дополнительными ощущениями (например, тепла-холода). «Где-то под курчавым табуном белых облачков сияла глубокая, прохладная пастбищная синь, а над хутором, над раскаленными железными крышами, над безлюдьем пыльных улиц, над дворами с желтым, выжженным сух-менем травы висел мертвый зной» [16. С. 77]. «Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно» [16. С. 43].

В романе взаимодействуют также ощущения вкусовые, осязательные, запаховые и слуховые одновременно: «Потом Григорий три раза поцеловал влажные, безвкусные губы жены, в церкви угарно завоняло чадом потушенных свечей, к выходу загоцали выпиравшие в притвор люди» [16. С. 103]. И еще: «Из черной скважины сладко пахнет девичьим, теплым во сне телом и неведомым сладким запахом духов» [16. С. 122].

38

Язык художественной литературы

Встречаются в «Тихом Доне» и более двух взаимодействующих одновременно характеристик ощущений: осязательной, одоратив-ной и вкусовой («мокрое тело, остро пахнущее горьким потом и солонцеватым запахом крови» [18. С. 347].; «...в займище пресно пахнет влажной травой, илом, сыростью» [19. С. 60]; «пресное дыхание согретого солнцем чернозема.» [19,.С. 451].

По справедливым замечаниям шолоховедов, мир произведений писателя многоцветен, многозвучен и полон сложных психологических движений. Попытаемся рассмотреть в отдельности и кратко охарактеризовать каждый сегмент этого многоцветного, многозвучного мира.

Большое влияние на психологию восприятия оказывают визуальные, т.е. зрительные детали. Особенно интересна роль психологического воздействия цвета на эмоции человека. Поэтому под визуальной деталью мы будем иметь в виду визуально-цветовую ее разновидность как наиболее выразительную в художественном отношении.

Вопросами визуально-цветового восприятия занимались видные теоретики искусства и художники слова. Так, гениальный немецкий поэт и учёный Иоганн Вольфганг Гёте написал в 1810 г. знаменитый труд «Учение о цветах», который интересен и сегодня. В нем уделено немало внимания цветовому воздействию на психику человека.

В «Учении о цветах» Гёте говорит о «чувственно-нравственном действии цвета»: «...Воздействие цвета на чувство зрения, а через него на душевное настроение... всегда определенно и значительно, примыкая непосредственно к области нравственного» [8. С. 293].

Гете считал, что цвет оказывает известное воздействие на настроение человека, независимо от того, что окрашено тем и или иным образом. Тем самым впечатление, вызываемое цветом, определяется прежде всего им самим, а не его предметными ассоциациями. Иначе говоря, определенные цвета вызывают определенные душевные состояния. Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам конкретные психологические состояния человека.

В. В.Кандинский предложил более сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором «взгляд очарован красотой цвета или же наоборот - испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идет о привычных предметах... Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических пережи-

39

Lingua mobilis №2 (28), 2011

ваний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание» [9. С. 41]. Как подчеркивает автор, этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости цвет воспринимается неоднозначно. Например, доказано, что светлые краски притягивают наше внимание больше, чем темные.

В то же время В.В. Кандинский отмечает, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление [9. С. 41]. Тогда можно говорить о втором виде воздействия цвета на человека. Исследователь утверждает, что психическое воздействие цвета вызывает «душевную вибрацию», Автор отмечает связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определенным цветом, и его значением в природе. Красный цвет, к примеру, Кандинский уподобляет цвету огня.

Бесспорно, что физическое и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивидуальность восприятия цвета была обоснована в работах немецкого психолога М. Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету [11].

Э. Бенц, Ж.-М. Вайс, Н.Н. Волков, Р.М. Ивенс, Ч.А. Измайлов, Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов, Л.Н. Миронова, К.Роу, Г. Фрилинг, К.Ауэр, П.В. Яньшин1 и др. внесли огромный вклад в изучение вопросов эмоционального воздействия цвета на человека. Этот вопрос достаточно сложен, и любая канонизация цвета является вопросом спорным. Тем не менее большинство исследователей природы цвета утверждают, что цвет имеет смысл.

1 См.: Бенц, Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. М., 1996. С. 79-130; Вайс, Ж.-М., Шавелли, М. Лечение цветом. М. ; Ростов-на-Дону, 1997; Волков, Н.Н. Композиция живописи. М., 1999; Ивенс, РМ. Введение в теорию Цвета. М., 1964; Измайлов, Ч.А. Психофизиология цветового зрения / Ч.А. Измайлов, Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. М., 1989; Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М., 1993. С. 172-188; Роу, К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М., 1996. С. 7-46; Фрилинг, Г. Человек - цвет -пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. М., 2004; Яньшин, П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, СамГПУ, 1996.

40

Язык художественной литературы

Как известно, цвета обладают и психологическим действием. Психология цвета конкретна и действует на всех людей одинаково. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным за ним в данной культурной традиции символическим смыслом.

У цветов есть эмоциональная сила, которая влияет на людей, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует.

Люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. Однако очевидно и обратное: цвет представляет собой субъективную характеристику окружающего тем или иным человеком. Более того, восприятие всевозможных красок одними и теми же людьми может быть различным в разное время в зависимости от эмоционального настроя субъекта. Один и тот же оттенок может радовать, а может раздражать, один и тот же предмет в разных ситуациях приобретает противоположные цветовые нюансы. Кроме того, может быть и наоборот: разнообразные цвета оказывают влияние на душевное состояние человека, его настроение. Всевозможные оттенки цвета являются сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека.

Огромное значение придает краскам на страницах своего романа «Тихий Дон» Михаил Александрович Шолохов. Его произведение прямо-таки переливается различными цветами, «сияя невиданными красками» [18. С. 273].

Одна из важнейших функций цветовых деталей в романе - служить знаком того или иного персонажа. Особенно интересен цветовой компонет портрета. Вспомним черные глаза Аксиньи. «Аксинья смеялась, играя из-под платка черными глазами» [16. С. 132]; «в затуманенных черных глазах... столько... было страдания и немой мольбы» [19. С. 233].

«Говорящая» деталь в облике Митьки Коршунова - желтые кошачьи глаза. «Митька, играет концом наборного пояска. Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд Митькин текуч, неуловим» [16. С. 18]. И еще: «Митька оправился от минутного смущения и, чувствуя в словах ее неуловимую насмешку, замерцал желтизною глаз» [16. С. 22].

Однако, внимательно проанализировав текст романа, нельзя не отметить, что огромное значение для того или иного восприятия цвета имеет внутреннее состояние героя на данный момент, его чувства, переживания в настоящее время. жизни персонажа, которые, казалось бы, никоим образом не связаны

41

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Само описание Шолоховым цветовых изображений позволяет сделать выводы о тех сторонах с характером цветовосприятия и эмоционального отношения к тем или иным предметам.

В «Тихом Доне» большое значение имеет категория предпочтения. Порой человек, сам того не подозревая, свидетельствует о тех или иных склонностях, тенденциях и скрытых мотивах собственного поведения, воспринимая некий цвет.

Однако необходимо отметить, что один и тот же цвет может по-разному влиять на персонажа в неодинаковых обстоятельствах.

В начале романа, когда чувство к Аксинье только зарождается, Григорий, смущаясь, любуется ее «березово-белыми» [16. С. 24] ногами. Однако позднее Мелехову, узнавшему о ее измене с Листницким, неприятны «белые, отвыкшие от работы руки» [16. С. 395] героини.

Григорию милы «завитки золотистого пуха» [16. С. 80] на шее Аксиньи. В то же время, заметив у Натальи «на родинке два золотистых волоска», он чувствует, что ему «почему-то становится муторно» [16. С. 101].

Иногда визуально-цветовая деталь служит иллюстрацией отношения писателя к происходящему, способом авторской оценки, средством создания эмоционального фона повествования, выполняет функции предварения и композиционного обрамления эпизода.

Предваряя изображение печальных событий, Шолохов особенно часто использует черный цвет. Например, перед эпизодом, в котором Митька Коршунов сообщает отцу о попытке самоубийства Натальи, «небо затянуло черногрудыми тучами... темнота давила хутор» [16. С. 193], «закрутела кисельная чернота» [16. С. 194].

Большое значение на страницах романа М.А.Шолохова приобретают многочисленные звукообразы. Звуки окружающего мира оказывают особое воздействие на душевное настроение воспринимающего их персонажа.

При этом звукообраз в художественном мире «Тихого Дона» может являться либо составляющей (подробностью) сложного образа, либо выступает в функции концептуально значимой художественной детали.

Ничто не существует в шолоховском мире вне звучания: громкого, мелодичного или тихого, почти «беззвучного». Даже тишина, безмолвие — это тоже область звучания, но особого, которое может потенциально содержать все многообразие акустических проявлений того или иного объекта окружающей действительности. Разнообразие звуков в шолоховском мире бесконечно.

42

Язык художественной литературы

В филологической науке звук как феномен окружающей действительности может изучаться с различных исследовательских позиций.

Так, в языкознании специальным объектом изучения могут становиться целые классы слов с семантикой звучания. Например, существуют исследования, посвященные описанию и интерпретации метафорической лексики, репрезентирующей звучание «как единую когнитивную модель феномена звучания в русской языковой картине мира» [12. С. 5].

Литературоведение также уделяет пристальное внимание звукам, именуемым в этой научной области звукообразами. Для многих поэтов и прозаиков звукопись, звуковая образность являются важнейшим средством художественной изобразительности.

Образы звучания, как и другие образы художественной системы, могут обладать философской, эстетической, психологической, религиозной, этической, мифологической содержательностью.

Исследуя мотив звучания на материале романа «Тихий Дон», мы опираемся на следующее его понимание: образ звучания - это художественный образ, запечатлевающий разнообразные звуковые проявления, являющиеся органичными элементами единого художественного целого произведения. В качестве синонимов в работе также используются термины «звукообраз», «звуковая деталь».

Звуковое и шумовое оформление - неотъемлемый элемент многочисленных батальных сцен романа. Выстрелы из винтовок, визг казачьих сабель, залпы орудий, грохот взрывов воссоздают трагическую симфонию войны.

В сложную «партитуру» бытовых сцен романа вплетаются другие, вполне мирные звукообразы - например, казачьи народные песни.

Пейзажные картины богато озвучены пением птиц, жужжанием и стрекотом насекомых, шелестом ветра, плесканием донских волн, грохотом гроз, шумом дождей - ведь природа на страницах романа живет своей полной, таинственной жизнью не прекращающегося не на миг естественного круговорота, на фоне которого особенно остро воспринимаются человеческие драмы и трагедии войны.

Однако особо примечательно, что Шолохов активно использует звуковые детали в самые напряженные моменты сюжета. Вспомним, например, одну из начальных сцен романа - рассказ об убийстве жены Прокофия Мелехова:

«Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот ее, распяленный в крике, бегом протащил ее через сени и кинул под ноги толпе. Тонкий вскрик просверлил ревущие голоса.

43

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку. Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев. Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору» [16. С. 11-12].

Огромное значение для раскрытия внутреннего действия на страницах романа приобретает образ тишины. Как справедливо отмечает Н.В. Косинова, в романе «образ тишины многофункционален, проявляет авторскую философскую концепцию» [10. С. 53]. Образ тишины в романе важен, в первую очередь, с точки зрения раскрытия психологического состояния персонажей. Обратимся к сцене свидания Аксиньи с возлюбленным, на котором Григорий сообщает о предстоящей женитьбе.

Звуковая сторона мира и войны чрезвычайно значима для поэтики романа. Во многом благодаря ей воссоздается эффект «художественной стереоскопии» романа, ощущение богатства и полноты земного бытия, в котором трагизм и гармония сосуществуют неразлучно.

Обонятельно-одоративный компонент образного мировосприятия относительно недавно стал исследоваться литературоведами как самостоятельный объект филологического анализа.

Названная проблема в последние годы активно изучается также в рамках лингвистики [5]; и культурологии [1].

Взаимосвязь разнообразных запахов с эмоциональными реакциями в художественной литературе изучена недостаточно. Поэтому в задачи нашей работы входило рассмотрение самого метода изучения эмоциональной сферы с помощью запахов на примере персонажей романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Ученые установили, что в сфере запахов эмоциональнооценочные реакции преобладают над нейтральными. Восприятие запахов зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, а также от отношения воспринимающего субъекта. Это делает обонятельный фактор столь интересным предметом при анализе шолоховской поэтики.

Запахи, связанные с эмоциями, оказывают влияние на поведение персонажа. В шолоховской картине мира образы-одоранты обладают мощным мотивационным воздействием, могут привлекать или отталкивать, давать ощущение счастья или предчувствие горя.

В результате наблюдения над текстом романа нами выявлено, что ароматы оказывают большое влияние на эмоциональную жизнь

44

Язык художественной литературы

героев «Тихого Дона». Определенные запахи вызывают те или иные эмоции, действия и поведенческие особенности конкретного героя, а, кроме того, одинаковые запахи могут оказывать прямо противоположное влияние на одного и того же персонажа при разных обстоятельствах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На протяжении всего действия романа «Тихий Дон» М.А. Шолохов демонстрирует самый широкий спектр описаний самых разнообразных запахов. При этом писатель существенно расширяет возможности языковой выразительности для более точной передачи обонятельных ощущений как в персонажной, так и в авторской сфере.

Запахи в романе могут не только «пахнуть», но и «течь». «Подрагивая от холода, Григорий прилег рядом. От мокрых Аксиньиных волос тек нежный, волнующий запах. Она лежала, запрокинув голову, мерно дыша полуоткрытым ртом.

— Волосы у тебя дурнопьяном пахнут. Знаешь, этаким цветком белым... — шепнул, наклоняясь, Григорий» [16. С. 35].

Одоративные образы нередко у Шолохова сочетают в себе вкусовые и осязательные ощущения, что свидетельствует о синэстезий-ности восприятия мира писателей, уже отмечавшемся выше. Запах может «бить» («хмелем невыбродившим бьет в ноздри острый сладковатый бабий пот»: [16. С. 59] и даже «ударить» («Григорий свернул набок шапку копны, вырыл яму. Слежалое сено ударило горячим запахом прели» [16. С. 34].

Во многом запахи являются средством психологической характеристики персонажа, помогают лучше узнать персонажей через их восприятие тех или иных реалий казачьего быта или донской природы.

«Григорий пришел с игрищ, после первых кочетов. Из сенцев пахнуло на него запахом перекисших хмелин и пряной сухменью бо-городицыной травки» [16. С. 22].

Восприятие того или иного запаха приобретает позитивную или негативную оценку в сознании шолоховских персонажей в зависимости от их субъективного отношения к той или иной ситуации. Характерен в этой связи эпизод приезда сватов за ответом к Коршуновым: «Ильинична уселась, шелестя поплином подворачиваемого платья. Мирон Григорьевич облокотился о принаряженный новой клеенкой стол, помолчал. От клеенки дурно пахло мокрой резиной и еще чем-то; важно глядели покойники цари и царицы с каемчатых углов, а на середине красовались августейшие девицы в белых шляпах и обсиженный мухами государь Николай Александрович» [16. С. 88]. («Дур-

45

Lingua mobilis №2 (28), 2011

но пахло» - так ощущает ситуацию сватовства Мирон Григорьевич, который недоволен выбором дочери. Ему неприятно происходящее, поэтому его раздражает запах новой клеенки.) И дальше: «Через час сваты сидели так тесно, что смолянистые кольца мелеховской бороды щупали прямые рыжие пряди коршуновской. Пантелей Прокофьевич дышал соленым огурцом и уговаривал» [16. С. 89].

Примечателен «одоративный» фон и в изображении свадьбы Григория и Натальи. Григория все запахи, связанные со сватовством и венчанием глубоко раздражают: «Ели основательно и долго. Запах смолистого мужского пота мешался с едким и пряным бабьим. От слежавшихся в сундуках юбок, сюртуков и шалек пахло нафталином и еще чем-то сладко-тяжелым, - так пахнут старушечьи затасканные канунницы» [16. С. 101].

И дальше: «Когда выходили из-за стола, кто-то дыша взваром и сытой окисью пшеничного хлеба, нагнулся над ним. Всыпал за голенище сапога горсть пшена: для того, чтобы не сделалось чего с женихом с дурного глаза. Всю обратную дорогу пшено терло ногу, тугой ворот душил горло, и Григорий - удрученный свадебными обрядами - в холодной отчаянной злобе шептал про себя ругательства» [16. С.102].

«Потом Григорий три раза поцеловал влажные, безвкусные губы жены, в церкви угарно завоняло чадом потушенных свечей, к выходу загоцали выпиравшие в притвор люди.

Держа в своей руке шершавую крупную руку Натальи, Григорий вышел на паперть. Кто-то нахлобучил ему на голову фуражку. Пахнуло полынным теплым ветерком с юга. Из степи тянуло прохладой. Где-то за Доном сине вилась молния, находил дождь, а за белой оградой, сливаясь с гулом голосов, зазывно и нежно позванивали бубенцы на переступавших с ноги на ногу лошадях» [16. С. 103]. Здесь, как видим, через одоративные детали воссоздается значимая для романа антитеза свободы-неволи, определяющая судьбу Григория, его сложные отношения с Аксиньей и Натальей.

Одоративные детали составляют наиболее значимый сегмент в сенсорной сфере художественной детализации романа. Они могут являться средством психологической характеристики персонажа, элементом пейзажного описания, знаком человеческих взаимоотношений, олицетворять красоту мира и ужасы войны, символизировать образ родины, родной земли, любимой писателем и его героями донской степи. «Симфония запахов» — характернейший «маркер» неповторимо-индивидуального стиля писателя, присущий не только «Тихому Дону», но и всему творчеству писателя в целом.

46

Язык художественной литературы

Список литературы

1. Ароматы и запахи в культуре / составитель О.Б. Вайнштейн. М.

: Новое литературное обозрение,

2003. 616 с.

2. Бенц, Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. М., 1996. С. 79-130.

3. Вайс, Ж.-М., Шавелли, М. Лечение цветом / Ж.-М. Вайс, М. ; Р.-н/Д, 1997.

4. Волков, Н. Н. Композиция живописи. М., 1999.

5. Дроботун, А. В. Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова : дис. ... канд. филол. наук: М., 2006. 186 с.

6. Ивенс, Р. М. Введение в теорию Цвета. М., 1964.

7. Измайлов, Ч. А. Психофизиология цветового зрения / Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов. М., 1989.

8. Гёте, И. В. Учение о цветах // Лихтенштадт В. О. Гёте: Борьба за реалистическое мировоззрение. СПб., 1920.

9. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. Л., 1990.

10. Косинова, Н. В. Природные образы в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова и повести «Яр» С.А.Есенина // Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов / Под общ. ред. Ю.Г. Круглова. М. 2007. С. 53.

11. Люшер, М. Цвет вашего характера // Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. М., 1998.

List of literature

1. Aromaty i zapahi v kul'ture / sostavitel' O.B. Vajnshtejn. M.

: Novoe literaturnoe obozrenie, 2003. 616 s.

2. Benc, Je. Cvet v hristianskih videnijah // Psihologija cveta. M., 1996. S. 79-130.

3. Vajs, Zh.-M., Shavelli, M. Lech-erne cvetom / Zh.-M. Vajs, M. ; R.-n/D, 1997.

4. Volkov, N. N. Kompozicija zhi-vopisi. M., 1999.

5. Drobotun, A. V. Leksika obon-janija v jazyke hudozhestvennoj prozy M.A. Sholohova : dis. ... kand. filol. nauk: M., 2006. 186 s.

6. Ivens, R. M. Vvedenie v teoriju Cveta. M., 1964.

7. Izmajlov, Ch. A. Psihofiziologija cvetovogo zrenija / Ch. A. Izmajlov, E. N. Sokolov, A. M. Cher-norizov. M., 1989.

8. Gjote, I. V. Uchenie o cvetah // Lihtenshtadt V. O. Gjote: Bor'ba za realisticheskoe mirovozzrenie. SPb., 1920.

9. Kandinskij, V. O duhovnom v iskusstve / V. Kandinskij. L., 1990.

10. Kosinova, N. V. Prirodnye obrazy v romane «Tihij Don» M. A. Sholohova i povesti «Jar» S.A.Esenina // Studencheskie Sholohovskie chtenija. Sbornik nauchnyh trudov / Pod obw. red. Ju.G. Kruglova. M. 2007. S. 53.

11. Ljusher, M. Cvet vashego haraktera // Ljusher M. Ocenka lichnosti posredstvom vybora cve-ta. M., 1998.

47

Lingua mobilis №2 (28), 2011

12. Мишанкина, Н. А. Феномен звучания в интерпретации русской языковой метафоры: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2002.

13. Миронова, Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М., 1993. С. 172-188.

14. Роу, К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М., 1996. С. 7-46.

15. Семенова, С. Философскометафизические грани «Тихого Дона» // Вопр. лит-ры. 2002. № 1. C.71-122.

16. Шолохов, М. А. Собрание сочинений в 9 томах. Том 2. М.

: Художественная литература,

1965. 408 с.

17. Шолохов, М. А. Собрание сочинений в 9 томах. Том 3. М.

: Художественная литература,

1965. 368 с.

18. Шолохов, М. А. Собрание сочинений в 9 томах. Том 4. М.

: Художественная литература,

1966. 440 с.

19. Шолохов, М. А. Собрание сочинений в 9 томах. Том 5. М.

: Художественная литература, 1966. 440 с.

20. Фрилинг, Г. Человек - цвет -пространство. М., 2004.

21. Яньшин, П. В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, СамГПУ, 1996.

12. Mishankina, N. A. Fenomen zvuchanija v interpretacii russkoj jazykovoj metafory: dis. ... kand. filol. nauk. Tomsk, 2002.

13. Mironova, L. N. Semantika cveta v jevoljucii psihiki cheloveka // Problema cveta v psihologii. M., 1993. S. 172-188.

14. Rou, K. Koncepcija cveta i cvetovoj simvolizm v drevnem mire // Psihologija cveta. M., 1996. S. 7-46.

15. Semenova, S. Filosofsko-metafizicheskie grani «Tihogo Dona» // Vopr. lit-ry. 2002. № 1. C.71-122.

16. Sholohov, M. A. Sobranie

sochinenij v 9 tomah. Tom 2. M. : Hudozhestvennaja literatura, 1965. 408 s.

17. Sholohov, M. A. Sobranie

sochinenij v 9 tomah. Tom 3. M. : Hudozhestvennaja literatura, 1965. 368 s.

18. Sholohov, M. A. Sobranie

sochinenij v 9 tomah. Tom 4. M. : Hudozhestvennaja literatura, 1966. 440 s.

19. Sholohov, M. A. Sobranie

sochinenij v 9 tomah. Tom 5. M. : Hudozhestvennaja literatura, 1966. 440 s.

20. Friling, G. Chelovek - cvet -prostranstvo. M., 2004.

21. Jan'shin, P. V. Jemocional'nyj cvet. Jemocional'nyj komponent v psihologicheskoj strukture cveta. Samara, SamGPU, 1996.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.