Научная статья на тему 'Особенности психологических моделей личности типичного террориста в представлении выпускников школ, учащихся техникумов и студентов вуза'

Особенности психологических моделей личности типичного террориста в представлении выпускников школ, учащихся техникумов и студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / УЧАЩИЕСЯ ТЕХНИКУМОВ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян С. Т., Гвоздева Д. И.

В статье излагаются результаты исследования психологических моделей личности типичного террориста в представлении городской учащейся молодежи. Раскрыто содержание наиболее характерной для представлений студентов вуза, учащихся техникумов и выпускников школ типа психологической модели личности террористов. Эмпирически установлены различия в полноте содержания и структурированности этого типа модели в связи со спецификой образования молодых людей. Раскрыты различия в содержании причин теракта и мер его предотвращения в представлении выпускников школ, учащихся техникумов и студентов вуза г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических моделей личности типичного террориста в представлении выпускников школ, учащихся техникумов и студентов вуза»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, УЧАЩИХСЯ ТЕХНИКУМОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Джанерьян С.Т.*, Гвоздева Д.И.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье излагаются результаты исследования психологических моделей личности типичного террориста в представлении городской учащейся молодежи. Раскрыто содержание наиболее характерной для представлений студентов вуза, учащихся техникумов и выпускников школ типа психологической модели личности террористов. Эмпирически установлены различия в полноте содержания и структурированности этого типа модели в связи со спецификой образования молодых людей. Раскрыты различия в содержании причин теракта и мер его предотвращения в представлении выпускников школ, учащихся техникумов и студентов вуза г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

Ключевые слова психологическая модель личности типичного террориста, типы личности типичного террориста, старшеклассники, учащиеся техникумов, студенты вуза.

Число накопленных в научной литературе психологических моделей личности террориста уже позволяет их классифицировать по различным основаниям. Эти модели выполняют познавательную, информационную, пропедевтическую функции, способствуя воспитанию антиэкстремистских и антитеррористических убеждений. Но они обладают известной ограниченностью из-за неочевидности для исследователя ситуации теракта, поведенческих и личностных черт террориста, переноса исследователями особенностей ситуативного поведения террориста на его личность в целом. Размещенная в СМИ психологическая трактовка личности типичного террориста наряду с освещением фактов теракта и их последствий порождают резонанс в обществе. Это может продуцировать у части граждан психологический феномен «переживание угрозы теракта» [1]. У молодой аудитории глобального информационного общества - носителя «массмедийного сознания» - информация подобного рода может привести к созданию эталона «копинг-поведения», образа «подлинного» героя нашего времени [2], к осмыслению причин и мер предотвращения терактов [3]. Изучение содержания психологических моделей личности террориста, конструируемых молодежью, не теряет своей актуальности.

* Заведующий кафедрой Психологии личности факультета психологии, доктор психологических наук, профессор.

* Доцент кафедры Психологии личности факультета психологии, кандидат психологических наук.

Психологические модели содержат основные, наиболее важные и взаимосвязанные характеристики оригинала и имеют некое расхождение с ним; выступают «эталоном» для диагностической или прогнозной оценки, а также вектором изучения моделируемого феномена; различаются по содержанию и методам их получения; в схему их построения включены объект, способ получения и форма описания данных об объекте. Под психологической моделью личности террориста будем понимать вербальную презентацию субъектами психологических особенностей личности воображаемого, представляемого типичного террориста (прототип) на основе полученной ими информации из СМИ, Интернета, рассказов очевидцев. Противоречивое содержание этих моделей зависит от различных факторов: макро- и микроэкономических, культурно-демографических, конфессиональных, профессиональных, социально-психологических, индивидуально-психологических. Результаты исследований свидетельствуют о преобладании в представлении студентов психологических моделей, отражающих ситуативные особенности личности террориста, о влиянии половой дифференциации студентов [3] и личностных особенностей учащихся техникумов и старшеклассников на содержание конструируемых ими психологических моделей личности типичного террориста [4]. Логично полагать, что и специфика образования (школа, техникум, вуз) молодых людей будет обусловливать содержание конструируемых ими психологических моделей личности террориста.

Цель исследования, в котором приняли участие 191 человек (88 школьников-учащихся 11 классов и 15 студентов вуза г. Ростова-на-Дону, 88 учащихся техникумов г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога), состояла в изучении содержания психологической модели личности типичного террориста, наиболее распространенной в представлении молодых людей - выпускников школ, учащихся техникумов и студентов вуза.

Методы: опрос (анкета (С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздева); тестирование (Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е.Б. Фанталова [5]), список мотивов-ценностей (А. Мас-лоу); шкала дифференциальных эмоций [6]), методика «Личностный дифференциал» (ЛД); оценки выраженности личностных черт с помощью 16Pf теста Р. Кеттелла; контент-анализ; статистические методы (факторный анализ методом главных компонент, критерии Шапиро-Уилка, критерий Фридмана, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, квартилирование, биномиальное распределение).

Для описания личности террориста использовались представления о единстве общего психического облика человека и личности [7] и об изменчивом и устойчивом в личности [8]. Психический облик личности террориста изучался по оценкам особенностей его направленности (личностные терминальные ценности, жизненные мотивы, фундаментальные эмоции) и характера (личностные черты). Значимые терминальные ценности, жизненные

мотивы и личностные черты составили устойчивое, а эмоциональные переживания и доступные ценности - ситуативное в личности.

К ценностям адаптации были отнесены ценности Материально обеспеченная жизнь, Здоровье, к ценностям социализации - Интересная работа, Счастливая семейная жизнь, Друзья, Любовь, к ценностям индивидуализации - Активная деятельная жизнь, Свобода. Уверенность, Познание, Творчество [9].

Анкета, нацеленная на изучение личности типичного террориста, содержала разделы: социально-демографические сведения о типичном террористе; его направленность; личностные черты, эмоции в ситуации теракта; внешние и внутренние причины совершения теракта и превентивные меры (открытый вопрос анкеты). В результате контент-анализа ответов респондентов были выделены категории, отражающие меры предотвращения терроризма: социально-экономические, включая демократизацию государственной политики (социально-экономические преобразования, соблюдение прав и свобод человека и т.п.) и психологическую помощь гражданам в решении психологических проблем; меры, направленные на субъекта теракта: запреты (ограничение въезда в страну и т.п.), насилие (введение смертной казни), профессионализм спецслужб (активные действия полиции); меры, развертываемые потенциальными жертвами терроризма: бдительность граждан.

В результате факторного анализа показателей, обозначающих по оценкам респондентов психологические особенности личности террориста, было получено 7 факторное решение, объясняющее 63,82 % дисперсии. Последующий анализ ведущих личностных особенностей террориста, получивших в каждом из факторов высокие веса (> 0,5) по оценкам респондентов, и взаимосвязь этих оценок с оценками иных личностных особенностей террориста, позволил обозначить типы психологических моделей: аксиоло-гически социализированной личности (1 тип); излишне альтруистичной личности (2 тип); дефицитарных мотивов личности (3 тип); ситуативного эмоционального раскаяния (4 тип); интеллектуального террориста (5 тип); ситуативной эмоциональной враждебности, сдерживаемой страхом (6 тип); волевой личности (7 тип). Эмпирическими критериями установления типов выступали по оценкам респондентов содержание ведущей психологической особенности (устойчивой или ситуативной) личности типичного террориста, взаимосвязанной с оценками респондентов иных психологических особенностей его личности.

Для определения структурированности психологической модели личности террориста был предложен критерий, согласно которому модель считалась высоко структурированной, если оценка устойчивого или ситуативного ведущего конкретного проявления личности прототипа была одновременно связана с оценками его иных устойчивых и ситуативных конкретных проявлений. Наличие взаимосвязи между оценкой ведущего устойчивого или си-

туативного конкретного проявления личности прототипа и оценками хотя бы одного устойчивого и одного ситуативного иного конкретного проявления расценивалось как эмпирический показатель частичной структурированности модели; не установленная связь между указанными оценками расценивалась как эмпирический показатель дезинтеграции соответствующей модели. Остальные виды взаимосвязей были отнесены к показателю низкой структурированности модели.

Установленные психологические модели различаются по содержанию и структурированности. В моделях 1, 3, и 5 типов доминируют устойчивые проявления; в моделях 2,4 и 6 типов - ситуативные проявления; в модели 7 типа -устойчиво-ситуативные проявления личности. В соответствии с предложенными нами эмпирическим критериями наиболее структурированными являются у учащихся техникума модели 1 и 6 типов, а у школьников - 7 тип модели. Низко структурированными являются модели 7 типа и модели 2 и 6 типов, конструируемые, соответственно, учащимися техникумов и школьниками [4].

Психологическая модель личности террориста - ситуативной эмоциональной враждебности, сдерживаемой страхом (6 тип), судя по многочисленности авторов - студентов вуза, учащихся техникумов, старшеклассников -этой модели, наиболее характерна для городской учащейся молодежи.

В модели 6-го типа студенты ВУЗа дали высокие оценки эмоции презрения, положительно связанные с оценками личностной черты Q1, фактора Силы, доступных ценностей адаптации (Здоровье, Материально обеспеченная жизнь), социализации (Счастливая семейная жизнь), индивидуализации (Свобода, Творчество, Познание, Уверенность, Активная жизнь), мотива индивидуализации. Студенты представляют террориста (от 31 до 40 лет) как агрессивно настроенного, хитрого, готового на самые радикальные меры в адрес презираемого человека, демонстрирующего свободомыслие, независимость и индивидуальность в повседневном поведении. Спровоцировали теракт особенности его личности, проявляющиеся в профессии и в общении, характер взаимоотношений в рабочем коллективе, изменения в социально-экономических условиях работы, вообще сложившийся круг общения.

Учащиеся техникумов дали высокие оценки эмоции отвращения, положительно связанные с оценками личностной черты А, значимой ценности Свобода, доступных ценностей Свобода и Уверенность, мотивов физиологического комфорта, безопасности и индивидуальности, эмоции гнева, и отрицательно связанные с личностной чертой G Типичный террорист (2140 лет), враждебно настроенный в ситуации теракта, разделяет ценности индивидуализации, демонстрирует свободное и уверенное поведение в конкретных ситуациях, стремится к самореализации и удовлетворению дефи-цитарных (исключая потребности принадлежности и признания) потребностей, общительный и аморальный тип. Непосредственными причинами те-

ракта выступают особенности его характера, взаимоотношения с коллегами по работе и в семье, изменившийся социально-экономический статус семьи, отразившийся на его социальных контактах.

Школьники высоко оценили эмоцию страха, положительно связанную с оценками значимых ценностей индивидуализации (Активная жизнь, Уверенность, Свобода, Творчество), социализации (Любовь, Друзья) и адаптации (Материально обеспеченная жизнь), с личностными чертами Е, М, О, эмоцией презрения. В представлении школьников, испытывающий в ситуации теракта враждебность и незащищенность террорист (31-40 лет), идеализирующий ценности индивидуализации, отличается доминантностью, поглощенностью идеей, ранимостью. Теракт спровоцировали его личностные особенности, взаимоотношения с друзьями и с коллегами на работе.

По мнению школьников, в качестве мер предотвращения терроризма выступают профессионализм спецслужб и бдительность граждан, по мнению студентов и учащихся техникумов, - демократизация политики государства, но учащиеся техникумов называют еще и психологическую помощь гражданам.

Независимо от специфики образования респондентов главными источниками информации о личности террориста оказались, как и следовало ожидать, ТВ и Интернет.

В целом данная модель базируется на преимущественной презентации террориста по его враждебности в ситуации теракта, на основе которой достраивались личностные особенности террориста, включая его основные ценности, мотивы и черты. Однако специфика образования респондентов - авторов модели - сказалась на полноте содержания и структурированности этой модели, а также на содержании причин теракта и мерах его предотвращения.

Наибольшее единодушие по полноте содержания демонстрировали учащиеся техникума, рассматривая личность типичного террориста через содержание его доминирующих значимых и доступных ценностей, ведущих мотивов и личностных черт, наименьшее - школьники, мнения которых преимущественно совпали только в отношении содержания доминирующих значимых ценностей и личностных черт террориста. Высокая структурированность данной модели зафиксирована для представлений учащихся техникумов, частичная структурированность - для представлений студентов вуза и низкая структурированность - для представлений школьников. Различен возрастной диапазон, приписываемый респондентами типичному террористу: в представлении учащихся техникумов, по сравнению с представлении-ями студентов и старшеклассников, этот диапазон более выражен. Опираясь на теорию дифференциальных эмоций К. Изарда, отметим также различную модальность враждебности, которую респонденты приписывали прототипу в ситуации теракта. В представлении студентов вуза террорист, испытывающий презрение в ситуации теракта, является носителем агрессивных тенденций, сопряженных с хладнокровным обманом и хитростью. «Именно из-

за этих характеристик презрение может стать мотивом убийства и массового уничтожения людей» [6, с. 300]. В представлении же школьников у террориста, испытывающего в ситуации теракта эмоциональный комплекс «страх-презрение», его враждебность и агрессия сдерживаются страхом из-за предчувствия незащищенности и неуверенности. По мнению учащихся техникумов, враждебность и агрессивность террориста, испытывающего в ситуации теракта эмоциональный комплекс «отвращение-гнев», сопряжены со стремлением быстрого устранения или отстранения от объекта агрессивного поведения. Иначе говоря, в представлении студентов типичный террорист - коварный и хладнокровный агрессор, в представлении учащихся техникума - стремящийся быстро избавиться от свидетелей агрессор, в представлении школьников - трусливый агрессор.

Специфика образования респондентов сказывается на содержании пре-зентируемых ими причин теракта. Отмечаемая всеми респондентами профессиональная сфера в качестве провоцирующего теракт источника, в представлении студентов и школьников дополняется сферой общения, а в представлении учащихся техникумов - семьей. В отличие от школьников, студенты и учащиеся техникумов акцентируют внимание на социально-экономических и организационных условиях профессиональной работы, как провоцирующих теракт факторах. Содержательно дифференцируются предлагаемые респондентами меры предотвращения теракта и терроризма: студенты и, особенно, учащиеся техникумов в качестве первостепенных превентивных мер называют демократизацию политики государства, а школьники -меры, направленные на террористов и на потенциальных жертв теракта.

Выводы. Специфика образования респондентов - представителей городской учащейся молодежи - обусловливает различия в полноте содержания и структурированности конструируемой ими психологической модели личности типичного террориста, а также в содержании выдвигаемых ими причин и мер предотвращения терроризма.

Список литературы:

1. Быховец Ю.В. Представления о террористическом акте и переживание террористической угрозы жителями разных регионов РФ: автореф. дисс. ... канд. наук. М., 2007. - 27 с.

2. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Мотивация террориста // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2). - С. 27-32.

3. Джанерьян С.Т, Гвоздева Д.И., Вилкова Л.М. Интерпретационные модели студенческой молодежи транслируемого СМИ образа террориста: устойчивое и изменчивое // Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики». - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - С. 57-62.

4. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Габдулина Л.И. Содержание и структура психологических моделей личности террориста в представлении городской учащейся молодежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 10. - С. 12-22.

5. Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»: ценностно-ориентированные конструкты личности и их иллюстрация на конкретных примерах // Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ - М., 2001. - 128 с.

6. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 440 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. - М., 1989. -328 с.

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. -144 с.

9. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания / М.С. Яниц-кий; Мин-во обр. и науки РФ, Кем гос.ун-т. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. - 237 с.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Найдун С.В.*

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

В данной статье рассматривается проблема обучения и использования нетрадиционной техники рисования в художественно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются процессы использования нетрадиционных техник.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дети с ограниченными возможностями, изобразительная деятельность, необычное рисование.

Изобразительная деятельность относиться к типичным видам детской деятельности и в дошкольном возрасте занимает ведущее место наряду с игровой деятельностью.

Изобразительная деятельность имеет синтетический характер и выражает особенности зрительного восприятия, моторной координации, речи, мышления, памяти. Изобразительная деятельность одна из самых интерес-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.