Научная статья на тему 'Модели устойчивых проявлений личности террориста в представлении юношей и девушек'

Модели устойчивых проявлений личности террориста в представлении юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА / УСТОЙЧИВЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА / ДЕВУШКИ / ЮНОШИ / PSYCHOLOGICAL MODEL OF A TYPICAL TERRORIST'S PERSONALITY / INVARIABLE AND SITUATIONAL MANIFESTATIONS OF A TYPICAL TERRORIST'S PERSONALITY / YOUNG WOMEN / YOUNG MEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И.

В материале излагаются результаты исследования психологических моделей личности типичного террориста в представлении юношей и девушек. По предложенным критериям выделены и обозначены типы моделей личности типичного террориста по доминированию в них устойчивых или ситуативных проявлений личности террориста. Для моделей устойчивых проявлений личности террориста раскрыто их содержание и структура в представлении юношей и девушек, выпускников школ, студентов техникумов и вуза. г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели устойчивых проявлений личности террориста в представлении юношей и девушек»

Джанерьян С.Т.

Доктор психологических наук, профессор, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Гвоздева Д.И.

Кандидат психологических наук, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

МОДЕЛИ УСТОЙЧИВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Аннотация

В материале излагаются результаты исследования психологических моделей личности типичного террориста в представлении юношей и девушек. По предложенным критериям выделены и обозначены типы моделей личности типичного террориста по доминированию в них устойчивых или ситуативных проявлений личности террориста. Для моделей устойчивых проявлений личности террориста раскрыто их содержание и структура в представлении юношей и девушек, выпускников школ, студентов техникумов и вуза. г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

Ключевые слова: психологическая модель личности типичного террориста; устойчивые и ситуативные проявления личности типичного террориста; девушки, юноши.

Keywords: psychological model of a typical terrorist's personality; invariable and situational manifestations of a typical terrorist's personality; young women, young men.

Одной из насущных проблем современного мира является проблема терроризма, которая периодически обостряется при совершении очередного террористического акта, и на решение которой направлены совместные усилия мирового сообщества. В силу многообразия источников массового

информирования населения сведения о террористических атаках и терроризме в целом доступны широкой аудитории: практически у каждого человека складывается представление о терроризме и участниках террористических актов. В содержании этих представлений вербально презентируются психологические особенности личности воображаемого, представляемого типичного террориста (прототип) или психологические модели его личности, типологизация которых в настоящем исследовании выстраивалась на основе специфики доминирующих в них тех или иных устойчивых или ситуативных личностных проявлений, приписываемые прототипу. Рассматриваемые здесь типы моделей личности террориста, как разновидности психологической модели, содержат основные, наиболее важные и взаимосвязанные характеристики, приписываемые оригиналу; выступают «эталоном» для диагностической или прогнозной оценки, а также вектором изучения моделируемого феномена [1]. Индивидуальная вариативность моделей позволяет исследовать содержание их типов в зависимости от пола воспринимающих субъектов. Целевой аудиторией проведения антитеррористических и пропагандистских мероприятий являются молодые люди - представители городской учащейся молодежи, как самая политически и социально активная часть общества. В связи с этим изучение их представлений о террористе, в том числе и о его личности, является актуальным направлением современных психологических исследований.

Цель исследования, в котором приняли участие 210 человек (88 школьников-учащихся 11 классов, 34 студентов вуза г. Ростова-на-Дону, 88 учащихся техникумов г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога), состояла в изучении содержания психологических моделей личности типичного террориста, причин теракта у городской учащейся молодежи - юношей и девушек.

Методы: опрос (анкета (Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И.); тестирование (Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е.Б. Фанталова), список мотивов-ценностей (А. Маслоу); шкала дифференциальных эмоций К.Изарда, методика «Личностный дифференциал» (ЛД), оценки выраженности личностных черт с помощью 16РГ теста Р. Кеттелла); контент-анализ; статистические методы (факторный анализ методом главных компонент, критерии Шапиро-Уилка, критерий Фридмана, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, квартилирование, биномиальное распределение).

Психический облик личности террориста изучался по оценкам проявлений его направленности (личностные терминальные ценности, жизненные мотивы, фундаментальные эмоции) и характера (личностные черты), где значимые терминальные ценности, жизненные мотивы и личностные черты составили устойчивое, а эмоциональные переживания и доступные ценности - ситуативное в личности. Содержание ведущей психологической особенности (устойчивой или ситуативной) личности типичного террориста, взаимосвязанной с оценками иных психологических особенностей его личности, выступило эмпирическим критерием установления типов моделей [1]. Для определения полноты структурированности модели предложен эмпирический критерий: наличие взаимосвязи оценки устойчивого или ситуативного ведущего конкретного проявления личности прототипа с оценками его иных устойчивых и ситуативных конкретных проявлений (модель высоко структурирована); наличие взаимосвязи между оценкой ведущего устойчивого или ситуативного конкретного проявления личности прототипа и оценками хотя бы одного устойчивого и одного ситуативного иного конкретного проявления (модель частично структурирована); отсутствие связи между указанными оценками (модель дезинтегрирована). Остальные виды

взаимосвязей были отнесены к показателю низкой структурированности модели.

В соответствии с типологией личностей по доминированию ценностей [2] к ценностям адаптации были отнесены ценности Материально обеспеченная жизнь, Здоровье, к ценностям социализации - Интересная работа, Семья, Друзья, Любовь, к ценностям индивидуализации - Активная деятельная жизнь, Свобода, Уверенность, Познание, Творчество.

Анкета, нацеленная на изучение психологической модели личности типичного террориста, содержала разделы: социально-демографические сведения о типичном террористе; его направленность; личностные черты, эмоции в ситуации теракта; внешние (связанные с характером межличностных отношений, организационными, экономическими ит.п. условиями в сферах профессии, образования, семьи, общения, увлечений) и внутренние (особенности мотивов, способностей, характера оцениваемого прототипа, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности) причины совершения теракта; меры для предотвращения терроризма (открытый вопрос анкеты).

В результате факторного анализа показателей, обозначающих по оценкам респондентов психологические особенности личности террориста, было получено 7 факторное решение, объясняющее 63,82 % дисперсии. Последующий анализ ведущих личностных особенностей террористов, получивших в каждом из факторов высокие веса (>0,5) по оценкам респондентов, и взаимосвязь этих оценок с оценками иных личностных особенностей террориста, позволил обозначить типы психологических моделей личности террориста: аксиологически социализированной личности (1 тип); излишне альтруистичной личности (2 тип); дефицитарных мотивов личности (3 тип); ситуативного эмоционального раскаяния (4 тип); интеллектуального террориста (5 тип); ситуативной эмоциональной враждебности (6 тип); волевой личности (7 тип). Модели 1, 3 и 5 типов

являются моделями устойчивых проявлений личности террориста, модели 2,4 и 6 типов - ситуативных проявлений; модель 7 типа - ситуативно-устойчивых проявлений личности террориста.

В настоящей статье представлены результаты исследования содержания типов моделей устойчивых проявлений личности террориста в представлении молодых людей - юношей и девушек, презентирующих эти модели.

В модели первого типа личность террориста раскрывается респондентами через доминирование значимых ценностей, сопряженных с оценками иных его психологических проявлений: девушками - через доминирование значимой ценности «Друзья», сопряженной с высокими оценками значимых ценностей адаптации (Здоровье), социализации (Любовь), индивидуализации (Уверенность, Познание, Свобода, Творчество) и доступной ценностью индивидуализации (Свобода); юношами - через доминирование значимой ценности индивидуализации «Уверенность», сопряженной с высокими оценками значимых ценностей адаптации (Здоровье), социализации (Интересная работа, Друзья) и индивидуализации (Познание), жизненных мотивов физиологического комфорта и безопасности, личностного фактора В и низкими оценками личностного фактора I. И юноши, и девушки отмечают наличие внутренней конфликтности ценностно-смысловой сферы типичного террориста, что видно исходя из их оценок значимости каждой из отмеченных ценностей, которые достоверно выше оценок их доступности. По мнению девушек, типичный террорист - личность с фрустрированными ценностями адаптации, индивидуализации, и, главным образом, социализации; по мнению юношей -нереализованный по ряду ценностей адаптации, социализации, и, главным образом, индивидуализации субъект с развитым формально-логическим мышлением и черствостью по отношению к окружающим.

Таким образом, в представлении юношей и девушек, типичный террорист характеризуется фрустрацией целого ряда ценностей, связанных, в первую очередь, с социализацией, по мнению девушек, и с индивидуализацией, по мнению юношей. Данная модель низко структурирована у юношей и частично структурирована у девушек. Провоцируют совершение теракта, по мнению юношей, внешние причины, связанные с изменением отношений в сферах семьи, образования, общения, досуга, и внутренние причины, связанные с особенностями мотивов, характера, способностей, проявляющихся в этих же сферах; а, по мнению девушек, - внутренние причины, связанные со способностями прототипа в сфере увлечений.

В модели третьего типа личность террориста раскрывается респондентами через доминирование жизненных мотивов, сопряженных с оценками иных его психологических проявлений: девушками - через доминирование мотива принадлежности, сопряженного с высокими оценками значимых ценностей социализации (Интересная работа, Любовь, Друзья, Семья) и доступной ценности социализации «Семья»; юношами -через доминирование мотива статуса, сопряженного с низкой оценкой доступной ценности социализации «Друзья» и с высокими оценками значимых ценностей адаптации «Обеспеченная жизнь», индивидуализации «Творчество», выраженности мотива самореализации и личностных факторов Q1 и Q2. У девушек оценки значимости и доступности указанных ценностей достоверно не различаются, что может говорить об отсутствии конфликтности ценностной сферы террориста; у юношей различия установлены только для ценности «Обеспеченная жизнь», значимость которой достоверно выше ее доступности. В представлении девушек типичный террорист характеризуется стремлением обрести дружеские отношения, усиливающееся с ростом фрустрации его ценностей социализации и, особенно, ценности «Семья»; по мнению юношей -

стремлением обрести признание, усиливающееся по мере выраженности мотива самореализации, возникновения разрыва между значимостью и доступностью ценностей «Друзья» и «Творчество», и особенно, фрустрации ценности «Обеспеченная жизнь». К собственно личностным чертам террориста юноши относят его повышенную критичность и нонконформизм. К причинам терроризма девушки отнесли внешние причины, связанные с изменениями отношений в общении и увлечениях, а юноши - как внутренние (способности в общении), так и внешние, связанные со стабильностью отношений в профессиональном коллективе, в организации профессиональной работы и в сфере увлечений. У респондентов обоего пола данная модель частично структурирована.

В модели пятого типа личность террориста раскрывается респондентами (только девушки) через доминирование личностной черты К, оценки которой положительно связаны с оценками доступных для террориста ценностей «Материально обеспеченная жизнь», «Творчество», эмоции интереса и отрицательно - с оценками доступной ценности «Любовь», мотива физиологического комфорта и эмоции страха. Оценки значимости и доступности каждой из ценностей достоверно не различаются. Психологический портрет террориста представлен следующим образом: проницательный, умный (практически все респонденты дали очень высокие оценки прототипу по фактору В), материально обеспеченный и активный в жизни, обесценивающий комфорт, и творчество, с фрустрированной ценностью Любви, в ситуации теракта не испытывает страха, выступая в роли заинтересованного наблюдателя. Причины совершения им теракта индивидуальны. Данная модель частично структурирована.

Выводы:

1. Модели устойчивых проявлений личности террориста раскрываются респондентами не зависимо от их пола через доминирование различных устойчивых проявлений личности прототипа: модель 1 - через

доминирование значимых ценностей, модель 3 - через доминирование жизненных мотивов, модель 5 - через доминирование личностных черт.

2. Модели устойчивых проявлений личности террориста различаются в зависимости от пола респондентов по количеству взаимосвязей, устанавливаемых между ведущим проявлением личности прототипа с иными приписываемыми ему личностными особенностями. Мужские варианты данных моделей, по сравнению с женскими, отличаются большим количеством указанных взаимосвязей, при этом для юношей характерна тенденция к установлению связей между ценностями, мотивами и личностными чертами, а девушки - преимущественно между ценностями.

3. Психологические модели устойчивых проявлений личности террориста, в зависимости от пола респондентов, частично различаются по структурированности: низко структурирована модель 1 типа у юношей, остальные модели частично структурированы вне зависимости от пола респондентов.

4. Пол респондентов сказывается на объеме указываемых ими причин теракта: девушки называют либо внешние, либо внутренние причины, юноши - и те и другие.

Таким образом, модели устойчивых проявлений личности террориста различаются по содержанию и структурированности в зависимости от пола респондентов, презентирующих эти модели.

Литература

1. Dzhaneryan, S.T., Gvozdeva, D.I., & Gabdulina, L.I. - Psychological Models of a Terrorist's Personality as Imagined by Urban Students. Causes and Prevention of a Terrorist Incident // World Applied Sciences Journal. Issue 25 (Education, law, economics, language and communication). - 2013. - № 27. - С. 69-73.

2. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. -Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. - 237с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.