Научная статья на тему 'Модели ситуативных проявлений личности террориста в представлении юношей и девушек'

Модели ситуативных проявлений личности террориста в представлении юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА / УСТОЙЧИВЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ТИПИЧНОГО ТЕРРОРИСТА / ДЕВУШКИ / ЮНОШИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И.

В материале излагаются результаты исследования психологических моделей личности типичного террориста в представлении юношей и девушек. По предложенным критериям выделены и обозначены типы моделей личности типичного террориста по доминированию в них устойчивых или ситуативных проявлений личности террориста. Для моделей ситуативных проявлений личности террориста раскрыто их содержание и структура в представлении юношей и девушек, выпускников школ, студентов техникумов и вуза г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели ситуативных проявлений личности террориста в представлении юношей и девушек»

МОДЕЛИ СИТУАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

© Джанерьян С.Т.*, Гвоздева Д.И.*

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В материале излагаются результаты исследования психологических моделей личности типичного террориста в представлении юношей и девушек. По предложенным критериям выделены и обозначены типы моделей личности типичного террориста по доминированию в них устойчивых или ситуативных проявлений личности террориста. Для моделей ситуативных проявлений личности террориста раскрыто их содержание и структура в представлении юношей и девушек, выпускников школ, студентов техникумов и вуза г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

Ключевые слова психологическая модель личности типичного террориста; устойчивые и ситуативные проявления личности типичного террориста; девушки, юноши.

Городские учащиеся юноши и девушки, активно участвующие в социально-политической жизни, необходимо сталкиваются с проблемами современного мирового сообщества, одной из которых является проблема терроризма. Доступность информационных ресурсов, особенно мировой компьютерной сети, дает возможность молодым людям не только получать информацию о терроризме и террористах, но и презентовать собственные представления и мнения в режиме интернет коммуникации. Кроме того, возможность обсуждения данной проблемы с широкой аудиторией способствует формированию у молодых людей определенного отношения к терроризму и конкретизирует их представления о терроризме и террористах. В связи с этим изучение представлений городской учащейся молодежи о террористе, в том числе и о его личности, является актуальным направлением современных психологических исследований.

В результате проведенных нами исследований мы изучили представления городской учащейся молодежи о личности террориста, на основе которых выстроили и типологизировали психологические модели его личности. Под психологической моделью личности террориста мы понимаем вербальную презентацию субъектами психологических особенностей личности воображаемого, представляемого (типичного) террориста на основе полученной ими информации из СМИ, Интернета, рассказов очевидцев. Типоло-

* Заведующий кафедрой Психологии личности, доктор психологических наук, профессор.

* Доцент кафедры Психологии личности, кандидат психологических наук.

гизация моделей выстраивалась на основе специфики доминирующих в них тех или иных устойчивых или ситуативных личностных проявлений, приписываемых прототипу. Рассматриваемые здесь типы моделей личности террориста, как разновидности психологической модели, содержат основные, наиболее важные и взаимосвязанные характеристики, приписываемые оригиналу; выступают «эталоном» для диагностической или прогнозной оценки, а также вектором изучения моделируемого феномена [1]. Индивидуальная вариативность моделей позволяет исследовать содержание их типов в зависимости от пола воспринимающих субъектов.

Цель исследования, в котором приняли участие 210 человек (88 школьников-учащихся 11 классов, 34 студентов вуза г. Ростова-на-Дону, 88 учащихся техникумов г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога), состояла в изучении содержания психологических моделей личности типичного террориста, причин теракта у городской учащейся молодежи - юношей и девушек.

Методы: опрос (анкета (С.Т. Джанерьян, Д.И. Гвоздева); тестирование (Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е.Б. Фанталова), список мотивов-ценностей (А. Мас-лоу); шкала дифференциальных эмоций К. Изарда, методика «Личностный дифференциал» (ЛД), оценки выраженности личностных черт с помощью 16Pf теста Р. Кеттелла); контент-анализ; статистические методы (факторный анализ методом главных компонент, критерии Шапиро-Уилка, критерий Фридмана, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, квартилирование, биномиальное распределение).

Психический облик личности террориста изучался по оценкам проявлений его направленности (личностные терминальные ценности, жизненные мотивы, фундаментальные эмоции) и характера (личностные черты), где значимые терминальные ценности, жизненные мотивы и личностные черты составили устойчивое, а эмоциональные переживания и доступные ценности - ситуативное в личности. Содержание ведущей психологической особенности (устойчивой или ситуативной) личности типичного террориста, взаимосвязанной с оценками иных психологических особенностей его личности, выступило эмпирическим критерием установления типов моделей [1]. Для определения полноты структурированности модели предложен эмпирический критерий: наличие взаимосвязи оценки устойчивого или ситуативного ведущего конкретного проявления личности прототипа с оценками его иных устойчивых и ситуативных конкретных проявлений (модель высоко структурирована); наличие взаимосвязи между оценкой ведущего устойчивого или ситуативного конкретного проявления личности прототипа и оценками хотя бы одного устойчивого и одного ситуативного иного конкретного проявления (модель частично структурирована); отсутствие связи между указанными оценками (модель дезинтегрирована). Остальные виды взаимосвязей были отнесены к показателю низкой структурированности модели.

В соответствии с типологией личностей по доминированию ценностей [2] к ценностям адаптации были отнесены ценности Материально обеспеченная жизнь, Здоровье, к ценностям социализации - Интересная работа, Семья, Друзья, Любовь, к ценностям индивидуализации - Активная деятельная жизнь, Свобода, Уверенность, Познание, Творчество.

Анкета, нацеленная на изучение психологической модели личности типичного террориста, содержала разделы: социально-демографические сведения о типичном террористе; его направленность; личностные черты, эмоции в ситуации теракта; внешние (связанные с характером межличностных отношений, организационными, экономическими ит.п. условиями в сферах профессии, образования, семьи, общения, увлечений) и внутренние (особенности мотивов, способностей, характера оцениваемого прототипа, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности) причины совершения теракта; меры для предотвращения терроризма (открытый вопрос анкеты).

В результате факторного анализа показателей, обозначающих по оценкам респондентов психологические особенности личности террориста, было получено 7 факторное решение, объясняющее 63,82 % дисперсии. Последующий анализ ведущих личностных особенностей террористов, получивших в каждом из факторов высокие веса (> 0,5) по оценкам респондентов, и взаимосвязь этих оценок с оценками иных личностных особенностей террориста, позволил обозначить типы психологических моделей личности террориста: аксиологически социализированной личности (1 тип); излишне альтруистичной личности (2 тип); дефицитарных мотивов личности (3 тип); ситуативного эмоционального раскаяния (4 тип); интеллектуального террориста (5 тип); ситуативной эмоциональной враждебности (6 тип); волевой личности (7 тип). Модели 1, 3 и 5 типов являются моделями устойчивых проявлений личности террориста, модели 2,4 и 6 типов - ситуативных проявлений; модель 7 типа - ситуативно--устойчивых проявлений личности террориста.

В настоящей статье представлены результаты исследования содержания типов моделей ситуативных проявлений личности террориста в представлении молодых людей - юношей и девушек, презентирующих эти модели.

В модели 2-го типа личность террориста раскрывается и девушками, и юношами через доминирование доступной ценности социализации (Любовь); при этом данная ценность у девушек сопряжена с высокими оценками значимых ценностей адаптации (Здоровье), социализации (Друзья), доступной ценности адаптации (Здоровье), жизненных мотивов физиологического комфорта, безопасности и самореализации, личностных факторов А, В, Е, Б и эмоции интереса, а у юношей - с высокой оценкой значимой ценности индивидуализации (Активная жизнь), с низкими оценками значимой ценности Уверенность, личностного фактора I и эмоции стыда.

Оценки доступности каждой из ценностей и у девушек (Любовь, Здоровье, Друзья), и у юношей (Любовь, Активная жизнь, Уверенность) досто-

верно превышают оценки их значимости. По мнению девушек, типичный террорист, не ценящий Здоровья, Любви, нацеленный на обретение друзей, характеризуется непосредственностью в общении, развитым формально-логическим мышлением, испытывает любопытство в ситуации теракта. По мнению юношей, типичный террорист, не испытывающий недостатка в любви, идеализирующий активность, самоуверен, не испытывает стыда в ситуации теракта.

К причинам теракта девушки относят внешние причины, связанные с изменением отношений в семье, общении и увлечении, и внутренние причины, связанные с особенностями мотивов и способностей, проявляющихся в сферах общения и увлечении; а юноши отмечают индивидуально вариативные причины. У девушек данная модель высоко структурирована, а у юношей - частично структурирована.

В модели 4-го типа личность террориста раскрывается и девушками, и юношами через доминирование эмоции стыда; при этом данная эмоция у девушек сопряжена с низкими оценками личностных факторов О и С, значимой ценности индивидуализации Творчество, а также с высокими оценками личностных факторов М, I, эмоций радости и удивления, доступной ценностью Познание, а у юношей - с низкой оценкой страха, а также с высокими оценками интереса, вины, значимой ценности адаптации Здоровье. Отметим отсутствие достоверных различий между оценками значимости и доступности ценностей Творчества и Познание у девушек, а также между оценками значимости и доступности ценности Здоровье у юношей.

В представлении девушек типичный террорист испытывает в ситуации теракта сопряженный с удивлением и радостью стыд, усиливающийся в связи с такими особенностями, как обесценивание творчества и знаний, наличие развитого воображения и чувствительности. Юноши акцентируют внимание на сопряженном с эмоциями интереса и вины страхе прототипа, усиливающемся по мере фрустрации ценности Здоровье.

Причины теракта у юношей индивидуально вариативны, а девушки называют внутренние причины, связанные с мотивами профессиональной деятельности. В представлении девушек данная модель частично структурирована, в представлении юношей - низко структурирована.

В модели 6-го типа личность террориста раскрывается девушками через доминирование эмоции презрения, сопряженной с высокими оценками эмоции отвращения, личностного фактора Р1, доступной ценности социализации (Друзья), мотива принадлежности; юношами - через доминирование эмоции отвращения, сопряженной с низкими оценками личностных факторов В, С, N а также с высокими оценками доступных ценностей адаптации (Обеспеченная жизнь) и индивидуализации (Уверенность). Оценки значимости и доступности ценности Друзья у девушек, а также каждой из ценностей у юношей достоверно не различаются.

Террорист, по мнению девушек, ощущает в ситуации теракта аффективный комплекс презрение-отвращение, усиливающийся с выраженностью у

него безразличия к дружеским связям на фоне стремления преодолеть одиночество и отверженность. В представлении юношей типичный террорист испытывает в ситуации теракта отвращение, что характерно для уверенного материально обеспеченного в повседневной жизни эмоционально лабильного, конкретного и непосредственного в суждениях и поведении субъекта.

К причинам теракта девушки относят как внутренние, связанные со сферами профессии, образования, общения, семьи и увлечения, так и внешние причины, связанные со сферами профессии, семьи, общения и увлечения. Юноши отмечают только внешние причины, связанные со сферой образования. В представлении и девушек, и юношей данная модель частично структурирована.

Выводы

1. Психологические модели ситуативных проявлений личности террориста раскрываются респондентами не зависимо от их пола через доминирование различных ситуативных проявлений личности прототипа: модель 2 -через доминирование доступных ценностей, модели 4 и 6 - через доминирование эмоциональных переживаний.

2. Психологические модели ситуативных проявлений личности террориста различаются в зависимости от пола респондентов по количеству взаимосвязей, устанавливаемых между ведущим проявлением личности прототипа с иными приписываемыми ему личностными особенностями. Женские варианты данных моделей, по сравнению с мужскими, отличаются большим количеством указанных взаимосвязей.

3. Психологические модели ситуативных проявлений личности террориста, в зависимости от пола респондентов, частично различаются по структурированности: высоко структурирована модель 2 типа у девушек, низко структурирована модель 4 типа у юношей, остальные модели частично структурированы вне зависимости от пола респондентов.

4. Пол респондентов сказывается на объеме указываемых ими причин теракта: юноши имеют тенденцию указывать индивидуально вариативные причины теракта, девушки - и внешние, и внутренние причины.

Таким образом, модели ситуативных проявлений личности террориста различаются по содержанию и структурированности в зависимости от пола респондентов, презентирующих эти модели.

Список литературы:

1. Dzhaneryan, S.T., Gvozdeva, D.I., & Gabdulina, L.I. Psychological Models of a Terrorist's Personality as Imagined by Urban Students. Causes and Prevention of a Terrorist Incident // World Applied Sciences Journal. Issue 25 (Education, law, economics, language and communication). - 2013. - № 27. - С. 69-73.

2. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. - 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.