Научная статья на тему 'Характеристики видов идеалов образа жизни личности и личностные особенности городской учащейся молодежи'

Характеристики видов идеалов образа жизни личности и личностные особенности городской учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ ОБРАЗА ЖИЗНИ / ВИДЫ ИДЕАЛОВ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕАЛОВ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AN IDEAL OF A WAY OF LIFE / KINDS OF IDEALS / CHARACTERISTICS OF IDEALS / PERSONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян С. Т., Гвоздева Д. И.

В статье излагаются результаты эмпирического изучения характеристик видов идеалов образа жизни личности школьников, учащихся техникума и студентов вуза. Приведены определения образа жизни личности, идеала образа жизни личности, раскрыты его структурные (когнитивный, эмоциональный и операциональный) компоненты, содержательные (временная, сценарная, персонификация) и структурные (внешняя и внутренняя согласованность) характеристики, их эмпирические показатели. Рассмотрены личностные особенности субъектов каждого из видов идеала образа жизни мужчин и женщин школьников, учащихся техникума и студентов вуза. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического сопровождения обучающихся в школах, техникумах, вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джанерьян С. Т., Гвоздева Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики видов идеалов образа жизни личности и личностные особенности городской учащейся молодежи»

Джанерьян С.Т.1, Гвоздева Д.И.2

1. Доктор психологических наук, профессор; 2. кандидат психологических наук, факультет психологии Южного федерального университета, Ростов-на-Дону

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ИДЕАЛОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Идеалы образа жизни личности современной городской учащейся молодежи: поло-возрастной и гендерный аспекты»), проект №11-36-00239а1

Аннотация

В статье излагаются результаты эмпирического изучения характеристик видов идеалов образа жизни личности школьников, учащихся техникума и студентов вуза. Приведены определения образа жизни личности, идеала образа жизни личности, раскрыты его структурные (когнитивный, эмоциональный и операциональный) компоненты, содержательные (временная, сценарная, персонификация) и структурные (внешняя и внутренняя согласованность) характеристики, их эмпирические показатели. Рассмотрены личностные особенности субъектов каждого из видов идеала образа жизни мужчин и женщин - школьников, учащихся техникума и студентов вуза. Результаты исследования могут быть использованы в практике психологического сопровождения обучающихся в школах, техникумах, вузах.

Ключевые слова: идеал образа жизни, виды идеалов, характеристики идеалов, личностные особенности.

Keywords: an ideal of a way of life, kinds of ideals, characteristics of ideals, personal features.

Проведенный теоретический анализ психологической литературы, посвященной образу жизни и идеалам личности, позволил нам определить образ жизни личности как единство организованных ею и актуально осуществляемых деятельностей наряду с реализуемыми в них ценностями и мотивами личности в выбранных ею материально-экономических, социально-демографических, культурных, территориальных и организационных условиях их реализации. Идеал образа жизни личности трактуется нами как представление личности о наилучшем и желательном для неё образе жизни, его эмоциональных основаниях и средствах приближения. Будучи сложным по строению аксиологическим образованием, идеал образа жизни личности включает когнитивный (мотивы-ценности конкретной деятельности и условия их реализации), эмоциональный (виды эмоциональной направленности, мировоззренческие чувства) и операциональный (средства приближения идеала) компоненты. Содержание указанных компонентов идеала рассматривалось нами в ряде работ [3; 4; 5]. На основе анализа исследований, прямо или косвенно раскрывающих связь образа жизни, а также идеалов с различными индивидуальными особенностями личности, выделим ее определенный уровень развития [1; 2; 7; 8], ценности, мотивы и степень их реализации в конкретной социальной ситуации [3; 5; 6], характерологические особенности [3; 5; 7], половую принадлежность [3; 4]. Специфика указанных особенностей личности обусловливает своеобразие характеристик идеала, в различном темпе приближая или отдаляя его.

Характеристики идеала образа жизни, выделенные в связи с его содержанием и структурой, рассматривались здесь в контексте времени его приближения, формирования, непротиворечивости содержательно-компонентного состава. Содержательные характеристики идеала: временная, сценарность, персонифицированность. Временная характеристи-

ка идеала отражает временной интервал, в течение которого респонденты хотели бы достичь желаемый для них образ жизни. Сценарность - оценка (высокая, умеренная, низкая) респондентами обусловленности содержания их идеала образа жизни родительскими установками и планами. Персонификация идеала определялась как наличие описания персонифицированного носителя (реальный/воображаемый, человек/группа), реализующего желаемый для респондента образ жизни.

К структурным характеристикам идеала были отнесены его внешняя и внутренняя согласованность. Внешняя согласованность понималась как наличие соответствия ведущего содержания когнитивного компонента идеала (ведущие мотивы-ценности, реализующиеся в желаемой деятельности) мотивам-ценностям, реализующимся в реальной деятельности. Эмпирическим показателем внешней согласованности идеала выступало наличие значимых положительных корреляционных связей между балльными оценками ведущих мотивов-ценностей, реализующихся в желаемой деятельности (когнитивный компонент идеала) и балльными оценками ведущих мотивов-ценностей, реализующихся в реальной деятельности. В случае отсутствия такого рода связей идеал оценивался как внешне рассогласованный.

Внутренняя согласованность, как структурная характеристики идеала, определялась по наличию взаимосоответствия между ведущими содержаниями каждого из компонентов идеала. Эмпирическим показателем внутренней согласованности идеала являлось наличие значимых положительных корреляционных связей между балльными оценками ведущих мотивов-ценностей, реализующихся в желаемой деятельности (когнитивный компонент идеала), и балльными оценками ведущих содержаний эмоционального и операционального компонентов. В случае полного или частичного отсутствия такого рода связей идеал расценивался, соответственно, как внутренне рассогласованный или частично согласованный.

Цель и задачи исследования. Проведенное эмпирическое исследование имело своей целью изучение характеристик видов идеала образа жизни личности выпускников школ, учащихся техникума, студентов-выпускников вуза в связи с их личностными особенностями. Цель конкретизировалась в задачах, решение которых предполагало установление видов идеалов образа жизни личности, определение содержания компонентов и характеристик каждого из видов идеалов образа жизни личности у школьников, учащихся техникумов и студентов вузов в связи с их личностными особенностями. В исследовании приняли участие 102 школьников-учащихся 11 классов г.Армавира и г.Таганрога (58 девушек и 44 юношей), 121 учащихся техникума (99 девушек и 22 юношей в возрасте 20-23 лет) г.Ростова-на-Дону, 143 студентов-выпускников ДГТУ (87 девушек и 56 юношей) г.Ростова-на-Дону.

Методы и этапы исследования. Методами исследования выступили опрос (авторская анкета, позволяющая оценить содержание каждого из компонентов идеала образа жизни [3]), тестирование (диагностика эмоциональной направленности личности Б.И. До-донова, список мировоззренческих чувств С.Л. Рубинштейна, методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, форма «С» теста Р. Кеттелла) и статистические методы (факторный анализ методом главных компонент, критерии Шапиро-Уилка, Фридмана, Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, процедура квартилирования, биномиальное распределение). Инструментальные личностные ценности анализировались по критериям: этические качества, качества общения, деловые качества. Учитывался характер ведущих предпочтений в выборе терминальных (важнейшие цели) и инструментальных (важнейшие качества) ценностей и степень их реализации. Последняя интерпретировалась как демонстрация целей или качеств, которые, по мнению респондентов, реализуются ими в той или иной мере.

По результатам факторного анализа показателей, отражающих мотивы-ценности, реализующиеся респондентами в конкретной и желаемой деятельностях, выделены и обозначены следующие виды идеалов образа жизни личности школьников: 1.Карьер-но-матримониальный образ жизни (28 чел.- наиболее предпочитаемый); 2.Богемный образ жизни (16 чел.); З.Общественный образ жизни (16 чел.); 4.Здоровый образ жизни (18 чел.); 5.Гностический образ жизни (4 чел. - наименее предпочитаем); б.Самореализационный образ жизни (8 чел.); 7.Социально-протекционный образ жизни (12 чел.); виды идеалов образа жизни личности учащихся техникума: 1.Комфортный образ жизни (43 чел. - наиболее предпочитаемый); 2.Матримониальный образ жизни (12 чел.); З.Карьерный образ жизни (30 чел.); 4.Богемный образ жизни (14 чел.); 5.Ученический образ жизни (10чел. - наименее предпочитаемый); б.Гностический образ жизни (12 чел.); виды идеалов образа жизни личности студентов вузов: 1.Матримониальный образ жизни (53 чел. - наиболее предпочитаемый); 2.Богемный образ жизни (6 чел.); З.Здоровый образ жизни (21 чел.); 4.Ка-рьерный образ жизни (37 чел.); 5.Общественный образ жизни (10 чел.); 6.Социально-про-текционный образ жизни (12 чел.); 7.Гностический образ жизни (4 чел. - наименее предпочитаемый) (Табл.№1.).

Далее выявлялось ведущее содержание каждого из когнитивного, эмоционального и операционального компонентов идеалов школьников, учащихся техникумов, студентов; устанавливались корреляционные связи между содержанием каждого из компонентов; определялись ведущие ценности и личностные черты девушек и юношей (школьников, учащихся техникума, студентов вуза) - субъектов каждого из вида идеалов.

Отметим, что для школьников идеал «Гностический образ жизни» оказался характерным только для девушек, в то время, как идеал «Самореализационный образ жизни» -для юношей. Для учащихся техникума такие идеалы образа жизни, как Богемный, Ученический и Гностический были установлены только для девушек. Для студентов вузов идеалы «Богемный образ жизни» и «Гностический образ жизни» были также установлены только для девушек. Характеристики каждого из указанных видов идеала, а также личностные особенности субъектов этих идеалов здесь не рассматриваются.

Результаты исследования. Характеристики видов идеала образа жизни и личностные особенности школьников.

Таблица №1. Содержательные характеристики мужских и женских вариантов

видов идеала образа жизни школьников, учащихся техникума, студентов вуза

Идеал образа жизни Содержательные характеристики идеалов образа жизни юношей Содержательные характеристики идеалов образа жизни девушек

ВП Сценарн Персон ВП Сценарн Персон

Школьники

Карьерно-матримо-ниальный 5-10 Индивид Индив 3-5 Высокая и умеренная Персон

Богемный 3-5 Высокая и умеренная Персон 5-10 Индивид Персон

Общественный 3 Высокая и низкая Персон 3-5 Низкая и умеренная Персон

Здоровый 5-10 Высокая и умеренная Индив 3-5 Индив Индив

Гностический Нет Нет Нет 1 Индив Индив

Самореализационный 3-5 Индив Индив Нет Нет Нет

Социально-протекционный 5-10 Умеренная Индив 5-10 Высокая и низкая Индив

Учащиеся техникума

Комфортный 3-5 Высокая и низкая Индив 3-5 Высокая и умеренная Индив

Матримониальный 5 Высокая и низкая Персон Индив Индив Персон

Карьерный 5-10 Индив Индив Индив Высокая и умеренная Персон

Богемный Нет Нет Нет Индив Высокая и умеренная Индив

Ученический Нет Нет Нет 3-5 Индив Индив

Гностический Нет Нет Нет 3-5 Низкая и умеренная Индив

Студенты вуза

Матримониальный 3 Высокая и умеренная Персон 3 Низкая и умеренная Персон

Здоровый 3 Низкая и умеренная Персон 3 Индив Персон

Карьерный 5 Индив Персон 5 Низкая и умеренная Персон

Общественный 10 Индив Персон 10 Высокая и низкая Персон

Социально-протекционный 10 Индив Персон 10 Низкая Персон

Условные обозначения: ВП - время приближения идеала; Сценарн - сценарность; Персон - персонификация наличествует; Индив - индивидуализированная выраженность (наличествует и отсутствует в данной группе); Нет - отсутствие показателя.

Как следует из результатов исследования (Табл. №№1, 2), мужские и женские варианты каждого из видов идеала образа жизни школьников отличаются спецификой содержательных и структурных характеристик. В то же время содержательно сходные у юношей и девушек идеалы различаются, главным образом, по своеобразию каждой из их содержательных характеристик и по специфике такой структурной характеристики, как внутренняя согласованность.

Наиболее предпочитаем в данной выборке респондентов «Карьерно-матримониаль-ный» идеал образа жизни, содержанием которого выступает стремление школьников самореализоваться в трудовой деятельности, получив несколько образований, заслужив уважение в семье. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских, являются внутренне рассогласованными, менее зависимыми от мнения родителей, менее персонифицированными, нацеленными на более длительный временной интервал приближения. Юноши, имеющие идеал «Карьерно-матримониальный образ жизни», характеризуются демонстрацией этических (самоконтроль) качеств и качеств общения (терпимость); в то время как девушки, стремясь к достижению уверенности в себе и получению интересной работы, высоко оценивают собственные достижения (познание) посредством демонстрируемых ими деловых качеств (образованность и рациональность).

Идеал «Богемный образ жизни» содержательно характеризуется стремлением школьников принадлежать к группе единомышленников, занимаясь любимым делом (хобби), не напрягаясь и не усердствуя в обучении. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских вариантов, являясь более сценарными, ориентированы на более скорое по времени его приближение. Юноши, имеющие идеал «Богемный образ жизни», нацелены на достижение мудрости и активности, демонстрируя в общении нетерпимость к недостат-

кам других; в то время как девушки, имеющие этот же идеал, ориентированы на развлечения и хотели бы обладать деловыми качествами (аккуратность и смелость).

Таблица №2. Структурные характеристики мужских и женских вариантов видов идеала образа жизни школьников, учащихся техникума, студентов вузов

Структурные характеристи- Структурные характеристи-

ки идеалов образа жизни ки идеалов образа жизни де-

Идеал образа жизни юношей вушек

Внешняя сог- Внутренняя сог- Внешняя сог- Внутренняя сог-

ласованность ласованность ласованность ласованность

Школьники

Карьерно-матримо- Соглас Рассогл Соглас Эмоц.Опер.

ниальныи

Богемный Рассогл Рассогл Рассогл Рассогл

Общественный Рассогл Рассогл Рассогл Рассогл

Здоровый Рассогл Эмоц Рассогл Рассогл

Гностический Нет Нет Рассогл Рассогл

Самореализационный Рассогл Рассогл Нет Нет

Социально-протек- Нет Рассогл Соглас Рассогл

ционный

Учащиеся техникума

Комфортный Соглас Эмоц Соглас Эмоц. Опер.

Матримониальный Рассогл Рассогл Рассогл Рассогл

Карьерный Соглас Рассогл Соглас Эмоц. Опер.

Богемный Нет Нет Соглас Рассогл

Ученический Нет Нет Рассогл Рассогл

Гностический Нет Нет Рассогл Рассогл

Студенты вузов

Матримониальный Нет Операц Нет Эмоц

Здоровый Нет Эмоц. Опер. Нет Эмоц. Опер.

Карьерный Нет Опер. Нет Эмоц. Опер

Общественный Нет Нет Нет Рассогл

Социально-протек- Нет Рассогл Нет Рассогл

ционный

Условные обозначения: Соглас - согласованность полная; Рассогл - рассогласованность; Эмоц - согласованность (частичная) по эмоциональному компоненту идеала; Операц. - согласованность (частичная) по операциональному компоненту идеала; Нет -отсутствие показателя.

Ведущим содержанием идеала «Общественный образ жизни» выступает стремление школьников реализоваться и заслужить уважение на поприще общественно-политической деятельности. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских вариантов, более сценарны и ориентированы на более скорое его приближение. Юноши, имеющие идеал «Общественный образ жизни», ценят независимость, считают себя образованными и стремящимися к развлечениям; в то время как девушки с этим же идеалом, стремятся быть волевыми, одновременно демонстрируя широту взглядов.

Ведущим содержанием идеала «Здоровый образ жизни» является нацеленность школьников на сохранение здоровья в различных сферах жизнедеятельности: труде, семье, занятии любимым делом. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских ва-

риантов, более сценарны, ориентированы на более длительное время его приближения, внутренне согласованы. Юноши, имеющие идеал «Здоровый образ жизни», стремятся личностно самореализоваться (счастливая семейная жизнь, уверенность в себе), демонстрируя свою честность; в то время как девушки, имеющие этот же идеал, стремятся к познанию.

Ведущим содержанием идеала «Социально-протекционный образ жизни» является достижение безопасности (стабильности, социальных гарантий и т.п.) в различных сферах жизнедеятельности: общественно-политической, трудовой, семейной, хобби. Мужские и женские варианты этого идеала различаются, по сценарности, и, по-видимому, по внешней согласованности. Последнюю не удалось эмпирически определить для мужских вариантов (малочисленность) анализируемого идеала. Юноши, имеющие идеал «Социально-протекционный образ жизни», нацелены на развитие и на обладание такими качествами, как самоконтроль и смелость; в то время как девушки, имеющие этот же идеал, хотят быть честными, демонстрируя терпимость к недостаткам других.

Таким образом, своеобразие содержательных характеристик и внутренней согласованности мужских и женских вариантов для каждого из видов идеалов образа жизни личности у выпускников школ различаются в зависимости от содержания и реализации ими личностных ценностей. Заслуживает внимания установленная для юношей-школьников внутренняя рассогласованность каждого из их видов идеалов, что свидетельствует о противоречивости последних.

Характеристики видов идеала образа жизни и личностные особенности учащихся техникума. В целом своеобразие содержательных и структурных характеристик каждого из видов идеала учащихся техникума различно в зависимости от их личностных особенностей и половой принадлежности (Табл. №№1,2).

Наиболее предпочитаемый в анализируемой выборке учащихся техникума идеал «Комфортный образ жизни» содержательно характеризуется их стремлением стабильно, гарантированно, без усердия работать в кругу единомышленников, опираясь на поддержку и понимание семьи. Мужские и женские варианты этого идеала различаются по специфике его сценарности и внутренней согласованности, которые в обоих случаях ниже у юношей. Юноши, имеющие идеал «Комфортный образ жизни», характеризуются направленностью на развлечения, счастливую семейную жизнь, уверенность в себе и на обладание такими качествами, как независимость, широта взглядов, воля; они демонстрируют выраженность независимости и воли, реально обладая низкой мотивацией и расслабленностью (16PF Q4+). Девушки, имеющие этот же идеал, хотят быть честными, демонстрируя наличие деловых качеств: образованность, аккуратность, рациональность.

Идеал «Матримониальный образ жизни» содержательно раскрывается в стремлении учащихся техникума к самореализации и стабильности в семейно-бытовой деятельности. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских вариантов, являются полярными по сценарности, фиксированными по срокам приближения. Юноши, имеющие идеал «Матримониальный образ жизни», ценят мудрость и активность, демонстрируя широту взглядов, а реально обладают такими качествами, как высокая нормативность поведения (16PF G+), тревожность (16PF O+), черствость по отношению к окружающим (16PF J-). Девушки, имеющие этот же идеал, ценят уверенность в себе, демонстрируют выраженное трудолюбие, реально обладая эмоциональной устойчивостью (16PF C+) и доминантностью (16PF E+).

Содержанием идеала «Карьерный образ жизни» является стремление учащихся техникума самореализоваться в профессиональной деятельности. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских вариантов, являются внутренне рассогласованными, менее определенными по сценарности и персонификации, но более фиксированными по срокам приближения. Юноши, имеющие идеал «Карьерный образ жизни», нацелены на обла-

дание такими качествами, как исполнительность, честность, чуткость, демонстрируют реализацию ими любви, чуткости и трудолюбия; реально имея завышенную самооценку (16PF МО+).

В целом идеалы юношей-учащихся техниками, в отличие от идеалов девушек, являются более противоречивыми, что особенно отразилось во внутренней рассогласованности идеалов «Комфортный образ жизни» и «Карьерный образ жизни».

Характеристики видов идеала образа жизни и личностные особенности студентов вузов. Отметим, что для мужских и женских вариантов каждого из видов студенческих идеалов эмпирически устанавливалась только их внутренняя согласованность.

Наиболее предпочитаемый студентами идеал «Матримониальный образ жизни» содержательно проявляется в стремлении самореализоваться в сфере семьи, заслужив уважение и поддержку близких людей. Мужские варианты этого идеала, в отличие от женских вариантов, являются более сценарными и частично внутренне согласованными по операциональному компоненту. Юноши-студенты, имеющие идеал «Матримониальный образ жизни», ценят семью, друзей, «аккуратность», демонстрируют наличие у себя ряда деловых качеств (рациональность, смелость, трудолюбие, самоконтроль), характеризуясь в реальности высокой социальной нормативностью (16PF G+); в то время как девушки, имеющие этот же идеал, хотят обладать широтой взглядов, демонстрируя уверенность в себе.

Ведущим содержанием идеала «Здоровый образ жизни» выступает стремление студентов к сохранению здоровья в обучении, в общественной деятельности, в увлечении. Мужские и женские варианты этих идеалов различаются только по сценарности: она более выражена у девушек. Различия между личностными особенностями девушек и юношей, имеющих идеал «Здоровый образ жизни» не установлены.

Ведущим содержанием идеала «Карьерный образ жизни» является стремление студентов к самореализации и достижению признания в профессионально-трудовой деятельности. Мужские и женские варианты этого идеала различаются по сценарности (менее выражена у девушек) и по своеобразию внутренней согласованности (более выражена у девушек). Юноши, имеющие идеал «Карьерный образ жизни», ориентированы на профессиональную самореализацию (продуктивная жизнь, познание), демонстрируют себя в качестве волевых, в то время как девушки, имеющие этот же идеал, нацелены на личностную (семейная жизнь, друзья, уверенность в себе) и на профессиональную (интересная работа, развитие) самореализацию, хотят быть волевыми, реализуют цели познания и здорового образа жизни, демонстрируя широту взглядов, реально обладают социальной смелостью (16PF Н+).

Ведущим содержанием студенческого идеала «Общественный образ жизни» является стремление реализоваться в общественно-политической деятельности. Мужские и женские варианты этого идеала различаются по сценарности (полярно выражена у девушек) и, по-видимому, по внутренней согласованности (идеал рассогласован у девушек). Юноши, имеющие идеал «Общественный образ жизни», ориентированы на развитие воли, реально обладая высокой критичностью (16PF Q1+); девушки, имеющие этот же идеал, демонстрируют ориентированность на личностную (счастье других) и на профессиональную (познание) самореализацию, мечтательны, обладают высоким творческим потенциалом (16 PF М+).

Ведущим содержанием студенческого идеала «Социально-протекционный образ жизни» является достижение безопасности (стабильности, социальных гарантий и т.п.) в различных сферах жизнедеятельности: общественно-политической, трудовой, семейной, обучении. Мужские и женские варианты этого идеала различаются только по сценарности (менее выражена у девушек). Различия по содержанию ведущих личностных ценностей и личностных черт у юношей и девушек, имеющих идеал «Социально-протекционный образ

жизни», не установлены, за исключением демонстрацией девушками, в отличие от юношей, своей нацеленности на семейную жизнь и наличия такого качества, как исполнительность.

Несмотря на то, что идеалы студентов в целом являются менее противоречивыми, по сравнению с идеалами школьников и с идеалами учащихся техникума, общая закономерность прослеживается в большей противоречивости идеалов юношей-студентов по сравнению с содержательно сходными идеалами девушек-студенток.

Выводы.

1) Своеобразие содержательных (временная, сценарность, персонифицирован-ность) и структурных (внутренняя согласованность) характеристик мужских и женских вариантов каждого из видов идеалов образа жизни личности у выпускников школ обусловлено содержанием и реализацией ими ведущих личностных ценностей, а у учащихся техникума и у студентов вуза - еще и выраженностью их личностных черт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) В наибольшей степени различия по специфике каждой из содержательных (временная, сценарность, персонифицированность) характеристик проявились между мужскими и женскими вариантами идеала «Карьерно-матримониальный образ жизни» у школьников; идеала «Карьерный образ жизни» у учащихся техникума. Для студентов вуза различия между мужскими и женскими вариантами каждого из видов идеала установлены только в отношении своеобразия их сценарности.

3). Различия по внутренней согласованности между мужскими и женскими вариантами каждого из видов идеала свидетельствуют о большей противоречивости идеалов юношей, по сравнению с девушками, что особенно характерно для идеалов школьников и идеалов учащихся техникума. Полной внутренней согласованностью характеризуются идеал «Карьерно-матримониальный образ жизни» (наиболее предпочитаемый школьниками) у девушек-школьниц; идеалы «Комфортный образ жизни» (наиболее предпочитаемый учащимися техникума) и «Карьерный образ жизни» у девушек-учащихся техникума; идеал «Здоровый образ жизни» у девушек-студенток и у юношей-студентов; идеал «Карьерный образ жизни» у девушек-студенток. Все это свидетельствует о необходимости психологического сопровождения обучающихся в школе, техникуме, вузе, нацеленного на развитие их самосознания, гармонизации ценностно-мотивационной сферы.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Из-д-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352с.

2. Божович Л.И. - Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. -1979. - №2. - С. 23-34.

3. Гвоздева Д.И. Идеалы образа жизни личности студентов-выпускников различных специальностей: Дисс. ...канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2009. - 147с.

4. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. - Выбор профессии - образа жизни: гендерный аспект // Гендерное пространство: методы исследования, управление и проектирование: сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, Изд-во ЦВВР. - 2007. - С. 33-37.

5. Джанерьян С.Т., Шевелева А.М. - Идеалы профессиональных карьер у будущих психологов. //Психол. вестн. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. - 2000. - Вып.

5. - Ч.1-2. - С. 214-219.

6. Клочко Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни [Текст]: Дисс. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2002. - 189с.

7. Румянцева Т.В. - Проблема жизненной перспективы и идентичности у студентов-медиков в меняющихся социальных условиях//Ярославский психол. вестн. - 2005. - Вып. 16. -С. 65-68.

8. Прусова Э.В. Проблема взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворенностью профессиональным выбором в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. М.: 2006. - 24с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.